Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2004

МИНИСТЕРСКИЕ ВЕСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)

ПРИКАЗ

15.01.2004

Москва

№ 111

Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год

Во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" (ст. 28, п. 18), в целях сохранения единого образовательного пространства, реализации преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и обеспечения обучающихся образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, реализующих образовательные программы общего, дошкольного образования, программы дополнительного и специального (коррекционного) образования, учебными изданиями

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1.1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год (приложение № 1);

1.2. Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год (приложение № 2);

1.3. Комплекты и содержательные линии учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год (приложение № 3);

1.4. Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год (приложение № 4);

1.5. Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год (приложение № 5);

1.6. Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования на 2004/2005 учебный год (приложение № 6);

1.7. Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в процессе воспитания и дополнительного образования детей на 2004/2005 учебный год (приложение № 7);

1.8. Федеральный перечень методических изданий для учителей общеобразовательных учреждений на 2004/2005 учебный год (приложение № 8).

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации представить до 15.03.2004 в Департамент общего образования сводные заказы на учебные издания.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А. Болотова.

В.М. ФИЛИППОВ,
министр

О федеральных перечнях учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год

Министерство образования Российской Федерации направляет утвержденные приказом от 15.01.2004 № 111 федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, для формирования заказов на учебные издания и сбора информации о них.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, и Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, включают учебники, обеспечивающие реализацию федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования. Оба перечня имеют одинаковую структуру и состоят из трех разделов:

Раздел I. Учебники, обеспечивающие реализацию общеобразовательных программ начального общего образования.

Раздел II. Учебники, обеспечивающие реализацию общеобразовательных программ основного общего образования.

Раздел III. Учебники, обеспечивающие реализацию образовательных программ среднего (полного) общего образования.

Раздел I структурирован по образовательным областям и учебным предметам и включает учебники (учебники-тетради), прописи, а также рабочие тетради, являющиеся неотъемлемой частью учебника.

Разделы II и III структурированы по образовательным областям и учебным предметам и включают учебники (учебники-хрестоматии), практикумы, задачники и сборники упражнений, являющиеся неотъемлемой частью учебника, а также сборники текстов и заданий для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений.

К федеральным перечням рекомендованных и допущенных учебников прилагаются комплекты и содержательные линии учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год. Указанные комплекты носят рекомендательный характер.

Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, включает учебники, обеспечивающие реализацию регионального (национально-регионального) компонента общего образования и компонента образовательного учреждения, учебные пособия, хрестоматии, наглядные учебные пособия, учебно-методические пособия, учебные программы, практикумы, пособия, практические пособия, практические руководства, рабочие тетради, самоучители, задачники, нотные издания. Указанный перечень структурирован по ступеням обучения, образовательным областям, учебным предметам (с учетом системы обучения, комплекта, содержательной линии) и состоит из двух разделов:

Раздел I. Учебные издания, обеспечивающие реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов.

Раздел II. Учебные издания, обеспечивающие реализацию регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения государственных образовательных стандартов общего образования.

Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, включает учебники и учебные пособия по видам данных учреждений, а также учебники и учебные пособия, издаваемые шрифтом Брайля.

Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования на 2004/2005 учебный год, включает учебно-методические пособия по основным направлениям развития личности ребенка дошкольного возраста.

Федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в процессе воспитания и дополнительного образования детей на 2004/2005 учебный год, включает учебно-методические пособия, отражающие различные аспекты воспитания в системе образования, и учебно-методические издания, обеспечивающие развитие системы дополнительного образования детей по различным направлениям образовательной деятельности.

Федеральный перечень методических изданий для учителей общеобразовательных учреждений на 2004/2005 учебный год включает словари и методические пособия для учителя, составляющие комплекты с действующими учебниками, включенными в федеральные перечни.

В связи с большой потребностью учителей в методических пособиях Министерство образования Российской Федерации включило в указанный перечень и методические пособия для учителя, не имеющие грифа Минобразования России, но составляющие комплекты с действующими учебниками, включенными в федеральные перечни.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 25.06.2002 № 71-ФЗ (ст. 32, п. 2, пп. 23) «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе». Таким образом, в образовательном процессе образовательных учреждений могут быть использованы только учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

Электронная версия федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, размещена на сайтах: www.ed.gov.ru; www.edu.ru; www.ndce.ru.

Приказ Минобразования России от 15.01.2004 № 111 является основанием для приобретения учебных изданий на средства региональных и муниципальных бюджетов.

Информация о потребности в учебной литературе и сводном заказе на нее направляется до 15.03.2004 в печатном виде за подписью руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации и в электронном виде (формат Excel для Windows 95, версия 7.0) в Департамент общего и дошкольного образования по адресу: Чистопрудный бульвар, 6/19, Москва, 101990, а также электронной почтой в головной информационно-аналитический центр учебного книгоиздания Минобразования России: zakaz@mto.ru.

Список издательств с адресами для заключения договоров прилагается.

В.А. БОЛОТОВ,
первый заместитель министра

Приложение № 1 к приказу Минобразования России от 15.01.2004 № 111
(файл в формате .PDF, размер 116Кб)