Виктория ШЕВЧИК,
учитель начальных классов школы № 4 г.
Белогорска Амурской области
Тепло родного дома
Классный час
4-й класс
Каждый день дети после уроков говорят: "Я
пошел домой". А задумывались ли они о том, что
такое дом?
Для каждого из них он свой особенный, но есть и
что-то общее. Понять, что есть общего между
разными домами, поможет классный час, который
подготовила учитель начальных классов школы
№ 4 г. Белогорска Амурской области Виктория
ШЕВЧИК.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
Стихотворение Александра Сергеевича
Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем
оно? Какова его основная мысль?
Дети. Это стихотворение о любви к
Родине.
У. Родина, родной дом – это
исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом
– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что
незримо охраняет очаг.
Когда строят дома?
Д. Дом строят, когда надо где-то
жить.
– Дом строят, когда создается семья.
У. Постройте ассоциативный ряд к
слову дом.
Д. Дом – изба – квартира –
жилище.
У. А изначально дом – жилище,
изба. В древнерусском языке слово истба означало
"баня, теплое помещение". Сравните слова истопить,
топить, тепло. А кто живет в доме?
Д. Семья.
У. Что такое семья?
Д. Мама, папа, дедушка, бабушка,
дети. Все родственники.
У. Представьте, что мы с вами –
семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо,
давайте соберем то, что нам для этого необходимо.
Мне нужна в семье любовь. А вам?
Д. Доброта, понимание, уют,
забота, уважение.
Учитель размещает на доске
"бревна", на которых написаны слова. В
результате выстроен "дом". На "крыше"
написано слово тепло.
У. Вот мы построили дом, в
котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино...
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня...
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашиваь меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
У каждого из нас есть свой дом, и мне
хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.
Выслушиваются рассказы детей.
– А теперь я предлагаю составить
рассказ по неоконченным предложениям. Основой
вашего рассказа станет синквейн.
Учитель записывает понятие на доске.
– Синквейн – это стихотворение,
состоящее из пяти строк, в котором человек
высказывает свое отношение к чему-то или к
кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным
правилам, в строгом порядке. Давайте
познакомимся с тем, как это делается.
Учитель открывает запись на доске.
Порядок написания синквейна
Первая строка – одно ключевое
слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных,
характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола,
показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое
предложение, в котором автор высказывает свое
отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка – одно слово, обычно
существительное, через которое человек выражает
свои чувства, ассоциации, связанные с данным
понятием.
На доске:
Права.
Правильные, необходимые, общие.
Направляют, оберегают, защищают.
Без них нельзя жить.
Необходимость.
Истина.
Вечная, удивительная.
Бежит, волнует, торжествует.
Истина – загадочная неизвестность.
Истина – поиск.
Учитель разбирает с детьми образцы
синквейна построчно.
– Пусть первой строкой в вашем
стихотворении станет слово дом.
Дети пишут стихи.
– Прочитайте, что у вас получилось.
Д. Дом.
Надежный, любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь.
– Дом.
Красивый, надежный.
Защищает, обогревает, любит.
В доме уютно.
Это главное.
У. Так что же такое дом?
Д. Дом – это вся жизнь, радость,
воспоминания...
У. И само слово "Родина" начинается
здесь, в доме... Всё от этого корня, от дома отца,
сработанное своими руками, на своей земле, в
своей (и только тогда и своей) стране...
|