Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Виктория ШЕВЧИК,
учитель начальных классов школы № 4 г.
Белогорска Амурской области

Тепло родного дома

Классный час

4-й класс

Каждый день дети после уроков говорят: "Я пошел домой". А задумывались ли они о том, что такое дом?
Для каждого из них он свой особенный, но есть и что-то общее. Понять, что есть общего между разными домами, поможет классный час, который подготовила учитель начальных классов школы № 4 г. Белогорска Амурской области Виктория ШЕВЧИК.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль?

Дети. Это стихотворение о любви к Родине.

У. Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дома?

Д. Дом строят, когда надо где-то жить.
– Дом строят, когда создается семья.

У. Постройте ассоциативный ряд к слову дом.

Д. Дом – изба – квартира – жилище.

У. А изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало "баня, теплое помещение". Сравните слова истопить, топить, тепло. А кто живет в доме?

Д. Семья.

У. Что такое семья?

Д. Мама, папа, дедушка, бабушка, дети. Все родственники.

У. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам?

Д. Доброта, понимание, уют, забота, уважение.

Учитель размещает на доске "бревна", на которых написаны слова. В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово тепло.

У. Вот мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино...
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня...
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашиваь меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.

У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.

Выслушиваются рассказы детей.

– А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. Основой вашего рассказа станет синквейн.

Учитель записывает понятие на доске.

– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Учитель открывает запись на доске.

Порядок написания синквейна

  • Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

  • Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

На доске:

Права.
Правильные, необходимые, общие.
Направляют, оберегают, защищают.
Без них нельзя жить.
Необходимость.

Истина.
Вечная, удивительная.
Бежит, волнует, торжествует.
Истина – загадочная неизвестность.
Истина – поиск.

Учитель разбирает с детьми образцы синквейна построчно.

– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово дом.

Дети пишут стихи.

– Прочитайте, что у вас получилось.

Д. Дом.
Надежный, любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь.

– Дом.
Красивый, надежный.
Защищает, обогревает, любит.
В доме уютно.
Это главное.

У. Так что же такое дом?

Д. Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания...

У. И само слово "Родина" начинается здесь, в доме... Всё от этого корня, от дома отца, сработанное своими руками, на своей земле, в своей (и только тогда и своей) стране...