Александр САВЕНКОВ
Продолжение. См. №№ 29, 30, 48/2003,
4, 8/2004
Одаренный ребенок в массовой школе
Александр САВЕНКОВ продолжает разговор о тех
особых качествах, которые резко выделяют
одаренного ребенка на фоне его одноклассников.
Эти особенности одаренных детей могут легко
наблюдать и педагоги, и родители.
Особенности развития, проявляющиеся в
познавательной сфере
Отличная память
Все специалисты среди качеств,
характерных для этой категории детей,
обязательно отмечают феноменальную память. О
возможностях памяти одаренных даже слагают
легенды. Но при этом на бытовом уровне в семье, а
нередко и в школе можно столкнуться с
противопоставлением "памяти" и
"мышления", эрудита и мыслителя.
И действительно: человек может хранить
в своей памяти гигантский объем информации, и
формально ему невозможно отказать в звании
"эрудита" или "ученого". Но ум и
эрудированность – совсем не одно и то же. Эти
идеи – не изобретение последнего времени, им
много лет. Так, например, еще в ХIХ веке известный
русский поэт и воин Денис Давыдов как-то написал
одному своему знакомому:
"Остра твоя, конечно, шутка,
Но мне прискробно видеть в ней
Не счастье твоего рассудка,
А счастье памяти твоей".
Вспомним другого замечательного
поэта, с сожалением отмечавшего: "...ученых
много, умных мало..."
Поэты часто выражаются точнее и лучше
ученых. Но объяснить природу этого явления – не
их работа. Этим традиционно занимались
психологи. Они-то и ввели понятие "барьер
прошлого опыта". Так, известный специалист в
области гештальт-психологии К.Дункер, опираясь
на свои эксперименты, пришел к заключению о том,
что человек, пытающийся воспроизвести в памяти
нечто относительно "решения данной задачи",
может остаться слепым к стоящей перед ним
проблеме. Он похож на человека, который, вместо
того чтобы самостоятельно решить задачу,
обращается к справочнику.
Преимущества одаренного ребенка в
творческой деятельности обеспечиваются не
столько большим объемом хранящейся у него
информации, сколько высокой эффективностью
действия операционных механизмов памяти. К ним
относятся в первую очередь способы
структурирования информации.
Синтез способностей к запоминанию с
качествами, отмеченными выше, порождает часто
замечаемое у одаренных детей стремление к
классификации, систематизации информации, опыта,
идей. На практике это нередко выражено в
склонности к коллекционированию.
Проиллюстрируем действие этого
механизма примером из собственной практики. Мы
вооружили старших дошкольников в детском саду
разноцветными пластмассовыми треугольниками,
квадратами, ромбиками, кружками и предложили
составить из них как можно больше разных
стилизованных изображений.
С момента начала занятия прошло совсем немного
времени, но уже стали заметны и лидеры, и
аутсайдеры. Если ребенок разрабатывает
изображения хаотично, то результат обычно бывает
очень скромным: например, сложил домик, елочку,
собачку, рыбку – и идеи иссякли. Если же он
способен систематизировать собственные знания и
вырабатывать на этой основе обобщенные
стратегии, то получается значительно
продуктивнее: например, находит стратегию
"здание" и делает жилой дом, кинотеатр,
магазин, замок, храм, башню и т.д.; затем выбирает
стратегию "животные" и делает кошку, собаку,
жирафа, бегемота, крокодила, лошадь, козу – и так
практически до бесконечности.
После выполнения задания мы показали всем детям
механизм работы на основе обобщенных стратегий,
и в итоге продуктивность их решений значительно
выросла.
Способность к оценке
Оценочная функция как интегральный
структурный элемент одаренности
рассматривается многими исследователями.
Способность к оценке – производное критического
мышления. Она предполагает возможность оценки
продуктов собственной деятельности, а также
понимания как собственных мыслей и поступков,
так и действий, мыслей и поступков других людей.
Известный русский психолог
А.М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке
обеспечивает возможности самодостаточности,
самоконтроля, уверенности одаренного,
творческого ребенка в самом себе, в своих
способностях, в своих решениях, определяя этим
его самостоятельность, неконформность и многие
другие интеллектуальные и личностные качества.
Однажды ученик знаменитой частной
петербургской гимназии Карла Мая Дмитрий
Семенов (сын знаменитого русского географа
П.П. Семенова-Тян-Шанского), имевший блестящие
математические способности, получил по
геометрии в шестом классе единицу за прилежание
и пять за успехи (оценка за четверть). Это решение
педагога находчивый ученик оспорил, сказав:
"Если я знаю отлично, по вашей же оценке, хотя
бы и ничего не делая, то зачем же мне делать
больше – все равно я лучше, чем отлично, знать не
буду?"
Интересы и склонности
Интересы и склонности одаренных детей
имеют также свои специфические особенности. Одна
из них – устойчивость. Проявляется она в
характерном упорстве к достижению цели, высокой
преданности делу, что служит одним из самых
важных индикаторов одаренности. Второе свойство,
характерное для значительной части одаренных
детей, – широта интересов.
Многие одаренные дети, часто не без
влияния взрослых, резко ограничивают круг своих
интересов и достигают больших успехов в
каком-либо одном направлении (математика, музыка,
шахматы и др.). Эту категорию детей называют уже
не одаренными, а талантливыми детьми.
Одаренным детям, в силу того что им
удается если не все, то многое, как правило,
хочется попробовать себя в самых разных сферах.
Нередко это приводит к распылению сил, их
нерациональной трате с точки зрения
прагматичных взрослых. Теоретически возможна и
нерациональная трата сил. Однако широту
интересов, как явление, изначально присущее
одаренному ребенку, надо развивать и
поддерживать. Широта интересов – основа
многообразного опыта, служащего исходным
материалом для комбинаторики, ассоциирования и
других важных творческих операций.
Есть и другой аспект у этой проблемы. О
нем говорить не принято, но мы нарушим традицию.
Сужение (концентрация) интересов часто приводит
к весьма неприятным последствиям. Это свойство
способно превратить умного человека в того, кого
называют мягко "очень странным". Биографами
описано множество случаев из жизни выдающихся
людей, свидетельствующих не только об их
выдающемся уме, но и об их потрясающей глупости.
Сконцентрировав собственное внимание на своих
научных (художественных и других) проблемах, они
часто забывали обо всем на свете и совершенно
теряли чувство реальности и в итоге, как принято
говорить, проявляли странности в поведении.
И.Ньютон, как и все выдающиеся ученые,
работал увлеченно и не любил отвлекаться по
мелочам. Для того чтобы его кошка могла сама
входить в дом и выходить из него, он проделал для
нее в двери отверстие. Когда у кошки родились
котята, он проделал в двери несколько
дополнительных маленьких отверстий по числу
котят.
Основатель кибернетики Норберт Виннер был
чрезвычайно забывчив – вероятно, интересовался
и помнил только о том, над чем работал. Когда его
семья переехала на новую квартиру, жена положила
ему в бумажник записку с новым адресом. Но он,
находясь в лаборатории, написал на этой бумажке
какие-то формулы. Потом понял, что они неверны, и
выбросил бумажку. Вечером он, не помня нового
адреса, отправился по старому, но там никого не
обнаружил. В растерянности он вышел на улицу, где
встретил девочку, которой стал объяснять, что он
профессор Виннер, что его семья недавно
переехала с этой квартиры, и спрашивать, не знает
ли она случайно, куда они переехали.
Выслушав его очень внимательно, девочка
ответила: "Да, папа, мама так и думала, что ты
это забудешь".
Продолжение следует
|