Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Александр САВЕНКОВ

Продолжение. См. №№ 29, 30, 48/2003, 4, 8/2004

Одаренный ребенок в массовой школе

Фото В.Алексеева

Александр САВЕНКОВ продолжает разговор о тех особых качествах, которые резко выделяют одаренного ребенка на фоне его одноклассников. Эти особенности одаренных детей могут легко наблюдать и педагоги, и родители.

Особенности развития, проявляющиеся в познавательной сфере

Отличная память

Все специалисты среди качеств, характерных для этой категории детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных даже слагают легенды. Но при этом на бытовом уровне в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением "памяти" и "мышления", эрудита и мыслителя.

И действительно: человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании "эрудита" или "ученого". Но ум и эрудированность – совсем не одно и то же. Эти идеи – не изобретение последнего времени, им много лет. Так, например, еще в ХIХ веке известный русский поэт и воин Денис Давыдов как-то написал одному своему знакомому:

"Остра твоя, конечно, шутка,
Но мне прискробно видеть в ней
Не счастье твоего рассудка,
А счастье памяти твоей".

Вспомним другого замечательного поэта, с сожалением отмечавшего: "...ученых много, умных мало..."

Поэты часто выражаются точнее и лучше ученых. Но объяснить природу этого явления не их работа. Этим традиционно занимались психологи. Они-то и ввели понятие "барьер прошлого опыта". Так, известный специалист в области гештальт-психологии К.Дункер, опираясь на свои эксперименты, пришел к заключению о том, что человек, пытающийся воспроизвести в памяти нечто относительно "решения данной задачи", может остаться слепым к стоящей перед ним проблеме. Он похож на человека, который, вместо того чтобы самостоятельно решить задачу, обращается к справочнику.

Преимущества одаренного ребенка в творческой деятельности обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся у него информации, сколько высокой эффективностью действия операционных механизмов памяти. К ним относятся в первую очередь способы структурирования информации.

Синтез способностей к запоминанию с качествами, отмеченными выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

Проиллюстрируем действие этого механизма примером из собственной практики. Мы вооружили старших дошкольников в детском саду разноцветными пластмассовыми треугольниками, квадратами, ромбиками, кружками и предложили составить из них как можно больше разных стилизованных изображений.
С момента начала занятия прошло совсем немного времени, но уже стали заметны и лидеры, и аутсайдеры. Если ребенок разрабатывает изображения хаотично, то результат обычно бывает очень скромным: например, сложил домик, елочку, собачку, рыбку – и идеи иссякли. Если же он способен систематизировать собственные знания и вырабатывать на этой основе обобщенные стратегии, то получается значительно продуктивнее: например, находит стратегию "здание" и делает жилой дом, кинотеатр, магазин, замок, храм, башню и т.д.; затем выбирает стратегию "животные" и делает кошку, собаку, жирафа, бегемота, крокодила, лошадь, козу – и так практически до бесконечности.
После выполнения задания мы показали всем детям механизм работы на основе обобщенных стратегий, и в итоге продуктивность их решений значительно выросла.

Способность к оценке

Оценочная функция как интегральный структурный элемент одаренности рассматривается многими исследователями. Способность к оценке – производное критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Известный русский психолог А.М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Однажды ученик знаменитой частной петербургской гимназии Карла Мая Дмитрий Семенов (сын знаменитого русского географа П.П. Семенова-Тян-Шанского), имевший блестящие математические способности, получил по геометрии в шестом классе единицу за прилежание и пять за успехи (оценка за четверть). Это решение педагога находчивый ученик оспорил, сказав: "Если я знаю отлично, по вашей же оценке, хотя бы и ничего не делая, то зачем же мне делать больше – все равно я лучше, чем отлично, знать не буду?"

Интересы и склонности

Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них – устойчивость. Проявляется она в характерном упорстве к достижению цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, – широта интересов.

Многие одаренные дети, часто не без влияния взрослых, резко ограничивают круг своих интересов и достигают больших успехов в каком-либо одном направлении (математика, музыка, шахматы и др.). Эту категорию детей называют уже не одаренными, а талантливыми детьми.

Одаренным детям, в силу того что им удается если не все, то многое, как правило, хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко это приводит к распылению сил, их нерациональной трате с точки зрения прагматичных взрослых. Теоретически возможна и нерациональная трата сил. Однако широту интересов, как явление, изначально присущее одаренному ребенку, надо развивать и поддерживать. Широта интересов – основа многообразного опыта, служащего исходным материалом для комбинаторики, ассоциирования и других важных творческих операций.

Есть и другой аспект у этой проблемы. О нем говорить не принято, но мы нарушим традицию. Сужение (концентрация) интересов часто приводит к весьма неприятным последствиям. Это свойство способно превратить умного человека в того, кого называют мягко "очень странным". Биографами описано множество случаев из жизни выдающихся людей, свидетельствующих не только об их выдающемся уме, но и об их потрясающей глупости. Сконцентрировав собственное внимание на своих научных (художественных и других) проблемах, они часто забывали обо всем на свете и совершенно теряли чувство реальности и в итоге, как принято говорить, проявляли странности в поведении.

И.Ньютон, как и все выдающиеся ученые, работал увлеченно и не любил отвлекаться по мелочам. Для того чтобы его кошка могла сама входить в дом и выходить из него, он проделал для нее в двери отверстие. Когда у кошки родились котята, он проделал в двери несколько дополнительных маленьких отверстий по числу котят.
Основатель кибернетики Норберт Виннер был чрезвычайно забывчив – вероятно, интересовался и помнил только о том, над чем работал. Когда его семья переехала на новую квартиру, жена положила ему в бумажник записку с новым адресом. Но он, находясь в лаборатории, написал на этой бумажке какие-то формулы. Потом понял, что они неверны, и выбросил бумажку. Вечером он, не помня нового адреса, отправился по старому, но там никого не обнаружил. В растерянности он вышел на улицу, где встретил девочку, которой стал объяснять, что он профессор Виннер, что его семья недавно переехала с этой квартиры, и спрашивать, не знает ли она случайно, куда они переехали.
Выслушав его очень внимательно, девочка ответила: "Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь".

Продолжение следует