Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2004

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

В.В. РЕПКИН, психолог

Продолжение. Начало см. №6/2004

Начало начал

Главы из книги

Перед вами главы из неопубликованной книги В.В. Репкина для начинающих учителей развивающего обучения.
В предыдущей публикации мы познакомили вас с главой, в которой обсуждаются цели обучения грамоте, теперь перейдем к разговору о содержании обучения в букварный период.

Фото Е.Крылова

ЗА БУКВОЙ – МИР РОДНОГО ЯЗЫКА

Мы выяснили, что для того чтобы ученики могли осознанно овладеть способами письма и чтения, они должны понимать соотношение между звуковой структурой слова и его буквенной записью. Это означает, что прежде чем выяснять правила построения буквенной записи слова, то есть правила русской графики, и опирающиеся на них правила чтения и письма, детям предстоит разобраться в звуковой структуре слова. Это предполагает, в свою очередь, предварительное выделение слова как значимой единицы языка. Тем самым определяются основное содержание обучения в букварный период и логика его развертывания: слово как значимая единица языка – звуковая структура слова – правила графики – способы чтения и письма. Рассмотрим последовательно содержание каждого из выделенных блоков учебного материала, предусмотренного программой букварного периода.

 Слово как значимая единица языка

К моменту поступления в школу 6–7-летний ребенок располагает достаточно большим словарным запасом. Понимание обращенной к нему речи, правильное использование большого количества слов разных типов в собственной речи – все это свидетельствует о том, что он уже довольно хорошо овладел родным словом практически. Но отношение к слову, как и к языку в целом, у него остается наивно-натуралистическим. Слово для ребенка не отделено от предмета и воспринимается как одно из его естественных свойств, наподобие цвета, формы, размера и т.п.

Совершенно очевидно, что такое представление о слове оказывается труднопреодолимым препятствием для полноценного понимания и усвоения его собственных свойств и закономерностей функционирования в языке и в речи, которые в сознании ребенка подменяются выделенным учителем или в учебнике набором "признаков" того или иного типа слов (на какой вопрос отвечают, из каких частей состоят и т.п.) и столь же произвольным набором "правил" их изменения, правописания и т.д. Такое представление о слове существенно затрудняет достижение целей любого обучения языку и совершенно несовместимо с развивающим обучением, предполагающим, что действия ребенка со словом с самого начала должны опираться на анализ его свойств и отношений между ними.

Вот почему программа развивающего обучения предусматривает, что оно должно начинаться с выделения и осознания тех свойств слова, которые характеризуют его как языковой знак. Дело, разумеется, не в том, чтобы объяснить детям, что такое знак, и ввести этот термин в их учебный обиход, – это более уместно сделать в начале пятого года обучения, когда у детей накопится достаточно широкий круг содержательных знаний о слове. А вот помочь им выделить и осознать свойства слова, которые делают его знаком, необходимо в самом начале обучения.

В любом знаке выделяют две стороны – обозначаемое, то есть значение, содержание знака, и обозначающее, то есть те средства, с помощью которых это значение выражается, становится доступным и понятным. Вот эти-то две стороны словесного знака нам и предстоит выявить с первоклассниками, прежде чем они начнут действовать со словом, то есть будут его читать и писать.

Слово обладает целой системой значений. Любое слово обозначает какой-то фрагмент действительности, т.е. имеет лексическое значение (например, лексическое значение слова тигренок – "детеныш тигра"). Слова, образованные от других слов, имеют словообразовательное значение (у того же слова тигренок есть словообразовательное значение – "детеныш"). Наконец, практически каждое русское слово имеет грамматические значения (у слова тигренок есть такие грамматические значения: одушевленное имя существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж). Само собой разумеется, что познакомить первоклассников с этой сложной системой значений слова невозможно, да в этом и нет никакой необходимости. Достаточно, если они выделят лексическое значение слова, конечно же, без употребления соответствующего термина.

В простейшей форме лексическое значение слова обнаруживается в его номинативной функции, то есть в способности называть тот или иной предмет, явление, действие, признак, быть его "именем". Вот эту-то функцию слова, опираясь на собственный речевой опыт и соответствующую помощь учителя, и предстоит осознать детям. Ее осознанию должна способствовать характеристика слова по типу его лексического значения ("название предмета", "название действия", "название признака"). Подчеркнем: речь идет именно о характеристике типа лексического значения слова, поэтому ни в коем случае не допустимо подменять эту характеристику названиями соответствующих частей речи, в которых фиксируется не тип лексического значения слова, а его грамматические свойства.

Необходимость фиксировать лексическую характеристику слова приводит к появлению в деятельности детей принципиально нового для них средства – простейшей графической модели слова. Она становится важнейшим инструментом организации всей последующей работы со словом.

Осознание лексического значения слова создает предпосылки для решения более сложной задачи – выделения слова из потока речи (высказывания, предложения). Решая эту задачу, дети первоначально ориентируются на лексическое значение (номинативную функцию) слова. Однако необходимость обосновать правильность своего решения порождает потребность во введении специального способа выделения слов в предложении – перед каждым из них можно вставить новое слово. Этот способ, основывающийся на целостности слова, то есть на невозможности каких-либо вставок внутрь слова, позволяет ученикам выделить особый тип слов, которые в отличие от знаменательных слов не имеют отчетливо выраженной номинативной функции, то есть не являются словами-названиями. Выделение служебных слов ("слов-помощников"), с одной стороны, значительно расширяет представление учащихся о типах слов в русском языке, а с другой стороны, является чрезвычайно важным шагом на пути к преодолению наивно-натуралистического отношения к слову.

Описанные сведения о значении слова вполне достаточны для того, чтобы перейти к рассмотрению тех средств, с помощью которых это значение выражается, то есть к анализу звуковой формы слова.