Галина ПАНИНА
Продолжение. См. № 8/2004
Учитель и родители – оптимизация
взаимодействия
Мы уже говорили с вами о том, что воспитание
ученика всегда основывается на совместных
усилиях школы и семьи. Поэтому во второй части
статьи психолог Галина ПАНИНА расскажет о
методике ведения конструктивного диалога между
учителем и родителями трудного ребенка, что,
безусловно, поможет при организации
эффективного взаимодействия друг с другом.
Следует сказать, что эта методика в полном
варианте дана в книгах известного психолога
Н.В. Самоукиной "Практический психолог в
школе" и "Игры в школе и дома".
Не стремитесь во чтобы то ни стало
отстоять собственную позицию.
Часто бывает так, что в процессе
общения каждый собеседник стремится отстоять
собственное мнение. Однако успешность беседы с
родителями учеников зависит не от того, смог ли
учитель доказать свою правоту, а от того, сумел ли
он привлечь родителей к активному участию в
воспитании и обучении ребенка, показал ли он
образец высокой культуры общения и улучшились ли
его взаимоотношения с родителями.
Ведь основная цель беседы учителя с
вызванными в школу родителями "проблемного"
ребенка состоит не в том, чтобы доказать, какой
плохой у них ребенок, а в том, чтобы организовать
совместно с ним воспитательную работу,
направленную на поддержку и помощь ребенку.
Обсуждайте проблему, а не личные
качества ученика.
Положительные результаты беседы
учителя с родителем не будут достигнуты, если они
начнут обсуждать черты характера ребенка,
лежащие в основе плохой успеваемости или
нарушений дисциплины. Разговор может увязнуть в
обвинениях, и родители не почувствуют, что
учитель, так же как и они, заботится о
благополучии ребенка. В итоге учитель может
окончательно лишиться поддержки родителей, и
конструктивного диалога между ними не получится.
Чтобы избегнуть такого плачевного
результата, необходимо направить беседу на
обсуждение проблемы воспитания. Сформулируйте
родителям ваш психолого-педагогический
"диагноз" учебной деятельности и поведения
их ребенка: какие объективные и субъективные
причины, на ваш взгляд, лежат в основе плохой
успеваемости и дисциплины, какие педагогические
и воспитательные мероприятия следует
организовать, чтобы улучшить положение.
Например, ребенок плохо учится потому,
что у него запущены некоторые школьные предметы,
– следует организовать помощь в подтягивании
его по этим дисциплинам.
Подросток плохо ведет себя на уроке
потому, что он нуждается в самоутверждении и
демонстрирует свою смелость перед
одноклассниками. Родители могут найти такие
формы деятельности (спорт, хобби, помощь отцу в
работе и др.), в которых их сын мог бы
удовлетворить свою потребность в
самоутверждении.
При этом обязательно следует выразить
уверенность в том, что если будут организованы
совместные усилия семьи и школы, то существующая
у школьника проблема может быть реально решена.
Учитывайте личные интересы
родителей.
Довольно часто в наше время учителя
сталкиваются с тем, что родители проявляют
"воспитательную пассивность" по отношению к
своему ребенку: они либо много работают, оставляя
его в лучшем случае под присмотром бабушки, либо
заняты своей личной жизнью, полагая, что их
ребенок достаточно самостоятелен и вырастет сам.
При этом вряд ли можно серьезно
надеяться на то, что родители, длительное время
занимавшиеся собственными делами, после беседы с
учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. В
ряде случаев они искренне хотят этого, но не
знают, с чего конкретно следует начать
правильное воспитание ребенка. Некоторые из
родителей считают, что время потеряно и у них
ничего не получится.
Более эффективным действием со
стороны учителя является признание за
родителями права на интересную и содержательную
жизнь. Здесь важно не отказаться от своих
увлечений и интересов, а как можно активнее
подключить к ним ребенка. Ведь интересы наших
детей формируются в поле интересов их родителей.
Например, пусть папа, увлекающийся
рыбалкой и охотой, почаще берет с собой сына, а
мама, активно посещающая выставки и театры,
возьмет с собой дочь. Хорошо подключить детей к
домашним и хозяйственным делам: чинить вместе с
отцом машину, строить дачу, делать ремонт в
квартире, ухаживать за больной бабушкой и т.д.
Если же на беседу к вам приходят
родители, не имеющие никаких увлечений и
интересов в силу постоянной занятости на работе,
то и в этом случае ваша задача состоит в
ориентации родителей на то, чтобы дети проводили
с ним как можно больше времени и были максимально
подключены к домашним и хозяйственным делам.
Не следует воспринимать данный совет
буквально, речь идет о следующем. К сожалению,
учителя иногда высказывают следующее мнение:
"Разве этот ученик будет учиться хорошо и
прилично вести себя в школе, ведь у него родители
..."
Конечно, влияние наследственных
особенностей и семейных условий на формирование
характера ребенка огромно, но не безгранично.
Каждый из нас, опираясь на свой жизненный опыт,
может рассказать много историй о том, как из
"плохой" семьи выходил "хороший"
ребенок и наоборот.
Так в чем же дело? А дело в том, что
отношение к ребенку значимых для него людей, их
оценка его характера, его способностей имеют
зачастую определяющий фактор. Если к ребенку с
первого класса относятся как к ребенку "из
плохой семьи", то он действительно может
начать хуже учиться и хуже вести себя в школе. Он
как бы на бессознательном уровне отрабатывает
программу, задаваемую значимыми для него
взрослыми.
И наоборот, при помощи
доброжелательного, поддерживающего отношения к
нему со стороны учителя очень часто удается
"выровнять" и плохую успеваемость, и
проблемное поведение.
Поэтому психологи призывают вас,
уважаемые учителя: верьте в силу воспитания, не
отказывайте ребенку в вашем заботливом
профессиональном внимании, доверяйте ему, любите
его! Мы вместе против проблемы, а не против друг
друга.
Ваша работа с родителями
"трудного" ученика прошла успешно, если:
– во-первых, вам удалось избежать
противостояния и отчуждения с ними;
– во-вторых, если вы смогли удержаться сами
или удержать родителей от взаимных упреков и
обвинений;
– в-третьих, если вы удачно сформулировали
проблему воспитания и родители поняли и приняли
вашу формулировку;
– в-четвертых, если вы обсудили ваши
совместные действия по решению имеющейся у
ребенка проблемы в обучении и воспитании.
И тогда с полным основанием вы сможете
испытать профессиональное удовлетворение после
разговора с родителями при условии, что сумеете
объединиться с ними против вашего "общего
врага" – проблемы ребенка – и разработать
план конкретных совместных действий по ее
решению.
Удачного диалога с родителями!
|