Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина ПАСЕЧНИК,
школа № 2 г. Балтийска
Калининградской области

Весна – чудесная пора!

Интегрированный урок по естествознанию и внеклассному чтению

Материал, собранный учителем школы № 2 г. Балтийска Калининградской области Ириной ПАСЕЧНИК, может быть использован педагогами на уроках единым блоком или разбит на отдельные части и применяться при изучении каждой темы по разделу "Весна в природе".

3 – 4-й классы

Тема. "Весна – чудесная пора!"

Цели. Обобщить знания о весенних изменениях в природе; углубить и расширить знания о некоторых видах растений и животных; воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней; развивать внимание, смекалку, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, речь.

Оборудование. Плакаты-стихи, загадки, пословицы, поговорки о весне, растениях и животных; рисунки с изображением деревьев, цветов, птиц, насекомых; кроссворды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной, вспомним замечательные стихотворения и поговорки о весне и весенних месяцах.

Ученик 1.

Золотое солнце вышло,
Бродит по горам.
Галки подняли на крыше
Страшный тарарам.
Снег скользит по горным склонам,
Глыбой едет вниз.
Две сосульки с нежным звоном
С крыши сорвались.
Две синички что-то спели,
Воробьи галдят.
Мелодичный звон капели
Наполняет сад.
Стало в мире больше света,
Света и тепла.
Что случилось? Может, это
К нам весна пришла?

(У.Раджаб)

Ученик 2.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.

(И.Токмакова)

III. Знакомство с изображением весны и весенних месяцев в устном народном творчестве

У. Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

Дети. Весенний лед толст, да прост.
– Весна-весница – подснежников царица.
– Весна днем красна.
– Вода с гор притекла – весну принесла.
– Грач на горе – весна на дворе.
– Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
– Ласточка весну начинает, соловей кончает.

У. Ребята, отгадайте загадку:

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?

Д. Март.

Ученик 3.

Март у матери-зимы шубу снял,
И проталинками он засиял,
И капелью заплясал в тишине.
Петушок нам прокричал о весне.
И в свете дней, во тьме ночей
Вдруг пашня задышала.
На оперение грачей
Похожей пашня стала.
Гляжу, ликуя, в синеву
И в гости к нам грачей зову.

(М.Сухорукова)

У. Давайте вспомним пословицы и поговорки о первом весеннем месяце.

Д. В марте день с ночью меряется, равняется.
– И в марте мороз на нос садится.
– Март – березень, протальник, капельник.
– Март – ветронос, водотек.
– Март – грачевник, грачей пригнал.
– Март – зимобор, с зимой борется.
– Март не весна, а предвесенье.
– Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
– Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.

У. Отгадайте следующую загадку:

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел...

Д. Апрель.

Ученик 4.

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый,
И в серебре лесных озер
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

(И.Бунин)

У. Вспомните пословицы и поговорки о месяце апреле.

Д. Апрель-батюшка в поле зовет.
– Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
– Апрель – месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума.
– Апрельский скворец – весны гонец.
– Апрельский цветок ломает снежок.
– В апреле хоть семь раз дождь иди, а все платье сухо.
– Мокрый апрель – хорошая пашня.

У. Отгадайте третью загадку:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Д. Май.

Ученик 5.

Теперь в ветвях березы
Поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,
В полях поют ручьи,
И много, в небе рея,
Поет пернатых стай –
Всех месяцев звончее,
Веселый месяц май!

(А.К. Толстой)

У. Давайте вспомним пословицы и поговорки о мае.

Д. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
– Дождь в мае хлеба подымает.
– Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
– Май – пора сева.
– Май создает хлеба, а июнь – сено.
– Май – травник.
– Малая птичка соловей, а май знает.

IV. Закрепление знаний о жизни растений весной

У. Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд и определите ключевое слово, то узнаете, о чем прозвучат стихи.

На доске:

1. Он был желудем – и вот
Царь лесной, гигант растет.

2. Белые овечки
Бегают по свечке.

3. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

4. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

5. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит –
Никому не говорит.

6. Летят с него пушинки,
Как белые снежинки.

7. Висит на ней шар,
А на боку – пожар.

Ответы: 1. Дуб. 2. Верба. 3. Рябина. 4. Береза. 5. Ива. 6. Тополь. 7. Яблоня.

В выделенных клетках получилось слово деревья.

Учитель прикрепляет к доске рисунки с изображениями этих деревьев. Ученики рассказывают стихи о деревьях весной.

У. Если вы наблюдательные и любознательные ребята, то сможете ответить на мои вопросы*.

1. Почему весной листья на деревьях блестят? (Молодые листочки покрыты смолой. Ее сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие. Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.)

2. Какого цвета молодые листья дуба? (Молодые побеги бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными.)

3. Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)

4. Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)

5. Как выглядят цветы у сосны? (Роль цветков у сосны выполняют шишечки. Маленькие, красные, они появляются во второй половине мая.)

6. В какое время года бывает хвоепад у ели? (Хвоепад у ели бывает ранней весной.)

7. Орехи какого дерева самые мелкие в мире? (Ольхи. Двести орешков весят всего один грамм.)

8. Что означает "плач" березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе России бывает в апреле.)

9. Какое дерево поит дятла? (Береза. Весной, когда по стволу к веткам начинает двигаться кисловато-сладкий сок, дятел пробивает в стволе дырочку и пьет его.)

10. Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Дерево без сока засохнет, погибнет.)

Ученик 6.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад:
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

(Р.Гамзатов)

По ходу разговора на доску прикрепляются рисунки с изображениями цветов.

У. Один из первых цветков весны – мать-и-мачеха. Странное название, не правда ли? Странное, но объяснение ему все-таки существует. Если взять в руки (но рвать не нужно!) листочек этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху – твердый и холодный. Вот и назвали его "мать-и-мачеха".
Через восемь-десять дней после того, как раскроются золотистые корзинки мать-и-мачехи, начинает цвести необыкновенно красивый цветок медуница. Любят это растение шмели и пчелы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань и назвали этот цветок медуницей. Ее ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебельке и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.

Ну а за медуницей зацветает подснежник.
Цветок весны, идущий к нам по снегу, –
Простой цветок, но сколько он несет
Добра, и радости, и счастья человеку!

(В.Иванов)

Ученик 7.

На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему,
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.

(С.Красиков)

У. Среди раннецветущих растений красивы и интересны первоцветы, или, как их еще называют, примулы, что значит – "первые". В древности многие народы считали примулы золотыми ключами, отпирающими весной двери к теплой погоде, к лету.
Ветреница лютиковая внешне очень похожа на лютик: желтая с пятью блестящими круглыми лепестками. А ветреницей это растение названо за совпадение времени своего цветения со временем сильных весенних ветров. К тому же тонкий, нежный стебелек ее качается от любого ветерка.
В конце апреля появляются на клумбах гиацинты – пришельцы из Греции. Гиацинт – цветок весенних дождей. В честь гиацинта в Греции ежегодно весною устраивали трехдневный праздник – Гиацинтии. Гиацинт там считали цветком печали. Древнее предание говорит о том, что этот цветок вырос из крови юноши Гиацинта, погибшего во время спортивных состязаний.

Ученик 8.

За окошком в синеве апреля
Тают тучки, все светло кругом,
И звенят последние капели
В ледяных сосульках над крыльцом.

А березы в чуть заметных почках
Тянутся к лазурной вышине...
Гиацинты в глиняных горшочках
Мы сейчас расставим на окне.

Яркий луч скользнет в оконной раме.
Сразу станет в классе веселей
От цветов с лиловыми кудрями,
Первенцев весенних светлых дней.

И дружней решаются задачи,
Оживают цифры, краски карт –
Будто сразу стало все иначе,
И сама Весна идет средь парт.

У. Вряд ли найдется другой такой пестрый цветок, как анютины глазки. Каждый лепесток окрашен по-своему. Но и трехцветной фиалкой этот цветок назван не случайно: он имеет лепестки фиолетово-синего, желтого и белого цветов.

Ученик 9.

У нас в палисаднике возле терраски
Растут голубые анютины глазки.
Анютины глазки, анютины глазки,
Они распускаются быстро, как в сказке.

Чуть робкое солнце пригреет в апреле –
Анютины глазки уже засинели.
На волю они пробираются смело,
Зимою под снегом им спать надоело.

Высоким цветам уступая дорогу,
Все лето "анютки" растут понемногу,
А только зажгутся осенние краски,
Нас радуют снова анютины глазки.

Стоят синеглазой веселой толпою,
Пока не засыплет их белой крупою.
Анютины глазки, анютины глазки
Весною распустятся снова, как в сказке.

(З.Александрова)

У. В мае распускается один из самых изящных и красивых цветов – ирис. Назван он так в древности по имени греческой богини радуги Ириды. И на самом деле, ирис – это живая радуга.

Ученик 10.

Ирис, ирис мой лиловый,
Ты под снегом столько сил
От ветров зимы суровой
В корневище затаил!

Мы хотим, цветок чудесный,
Чтоб в саду в недолгий срок
Ты весной из почвы тесной
Смелый выкинул росток.

Гостем будь в тиши тенистой
И дыши теперь всегда,
Ирис нежный, ирис чистый,
Свежей влагою пруда!

Отгорит костер заката,
Поползет с лугов туман –
Ты в дыханье аромата
Гордо выпрямишь свой стан.

Темный пруд с тобою рядом
Блещет лунным серебром,
И луна взошла над садом,
Обступившим сонный дом.

У. С горных лугов спустился на городские клумбы нарцисс. Лучистый нежно-белый цветок нарцисса склонен набок и как бы смотрит желтым глазком вниз на свое отражение в воде.
В разгар весны все сады и скверы города загораются ярким пламенем тюльпанов. Свое название цветок получил за сходство формы цветка с головным убором турков – тюрбаном. Кроме привычного красного цвета, тюльпаны могут быть белыми, черными, малиновыми, лиловыми, желтыми.

Ученик 11.

Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
В садах Хафиза огненный тюльпан
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.

Но кочевой ему был жребий дан:
Он стал жильцом холодного тумана,
Цветком Голландии, где неустанно
Соленым ветром дышит океан.

А мне милей он на родном просторе,
Когда, услышав дней весенних зов,
В апреле степь волнуется, как море
Багряных, желтых, розовых цветов.

У. В мае приятный сильный запах оповещает о цветении ландыша. Для людей этот цветок стал символом весны и любви.

Проснулся лес. Весной разбужены,
Деревья по ветру парят.
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.

(С.Красиков)

У. И снова вопросы для любознательных и наблюдательных.

1. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

2. Как мать-и-мачеха от мороза спасается? (Если внимательно рассмотреть стебелек, то можно увидеть, что он покрыт пушком. Воздух, который собирается между волосками, насыщается влагой. Вот этот пушок и помогает растению спастись от заморозка.)

3. Почему мать-и-мачеху называют лекарственным растением? (Из ее листьев и цветов готовят настойку для лечения простудных заболеваний.)

4. Какое растение называют "цветок-букетик"? Почему? (Медуницу. Сначала у нее все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, они меняют окраску.)

5. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха – листья появляются после цветения.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление знаний о жизни животных весной

Ученик 12.

Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.

И я, ребята, в этом грешен:
У всех соседей на виду
Уже строительство скворечен
В моем развернуто саду.

Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать!
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.

Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых.
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.

(Г.Гарнакарьян)

У. Разговор у нас пойдет о птицах.

Ученик 13.

Знаешь ты и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют,
Мошек, червяков клюют,
Что все время тук да тук.
Дятел – леса верный друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
Скачет резвая синичка
Вправо, влево, вверх и вниз.
У синички есть привычка:
Ветку каждую и лист
Оглядит, и от букашки
Будет лист надолго чист.
Вот он, милый скворушка,
Греется на солнышке.
Верен он своей природе:
Он находчив, ловок, смел.
Он сегодня в огороде
Всю капусту осмотрел
И со всех листов капустных
Червяков поел. Как вкусно!

(Ю.Тувим)

Ученик 14.

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это все у вороны – игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

(А.Блок)

Ученик 15.

Зелень буйно расплескалась,
Разгулялась, поплыла.
Солнце в каплях засмеялось
У иссохшего ствола.
Голуби взлетают снизу,
Прячутся на чердаке –
Ряд головок круглых, сизых,
Словно бусы на шнурке.

(М.Рыльский)

Ученик 16.

Там, в ночной туманной роще,
Даже мышь не пробежит:
На суку березы тощей
Филин, сгорбившись, сидит.
Это он, вдали проохав,
Простонав, как бы во сне,
Столько шорохов и вздохов
Запер в темной тишине.
И листва дрожит – не дышит,
И сквозь все прошел испуг,
Потому что филин слышит
Каждый шорох, каждый звук...

(И.Андреев)

Ученик 17.

День весенний, веселый,
Светит солнце с утра.
Побежала из школы
По домам детвора.
Притащили дощечки
И пилу с молотком,
На просохшем крылечке
Строят маленький дом.
Домик с круглым оконцем,
Возле дома порог,
Чтобы, греясь на солнце,
Петь бы скворушка мог.
Домик с крышей тесовой –
Гордость наших ребят...
Но скворечня готова,
А скворцы не летят.
Вышел дедушка древний,
Сел курить на бревно:
– А в соседней деревне
Прилетели давно!
Слышен шелест под крышей,
Птичий радостный гам...
– Тише, дедушка!.. Тише!..
Это, кажется, к нам!

(З.Александрова)

Ученик 18.

Встань, выйди поутру на луг:
На бледном небе ястреб кружит,
Чертя за кругом плавный круг,
Высматривая, где похуже
Гнездо припрятано в кустах...
Вдруг – птичий щебет и движенье...
Он слушает... еще мгновенье –
Слетает на прямых крылах...
Тревожный крик из гнезд соседних,
Печальный писк птенцов последних,
Пух нежный по ветру летит –
Он жертву бедную когтит...
И вновь, взмахнув крылом огромным,
Взлетел – чертить за кругом круг,
Несытым оком и бездомным
Осматривать пустынный луг...

(А.Блок)

Ученик 19.

Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий?

(Н.Кукольник)

У. Вопросы любознательным.

1. Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.)

2. Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)

3. Какая птица никогда в жизни не садится на землю? (Это стриж. У него очень длинные крылья, а вот ноги совсем короткие. Если бы стриж сел на землю, то не смог бы вновь взлететь и погиб.)

4. Кто спит в полете? (В полете спит стриж, который проводит в воздухе боRльшую часть своей жизни.)

5. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень. Кормятся поползни насекомыми, которых достают тонким клювиком из-под коры дерева. Поползни – очень полезные птицы.)

6. Почему сова летает бесшумно? (Бесшумность полета позволяет сове приблизиться к жертве. Мягкость контурного оперения сов обусловлена именно этой особенностью. Даже крупные перья – маховые и рулевые – оказываются у сов сравнительно мягкими.)

7. У какой птицы нет голоса? (У аиста нет голосовых связок, и он не имеет голоса. Издавая звуки, аисты громко щелкают, ударяя верхней половинкой клюва о нижнюю. Иногда аист может шипеть.)

8. Трудно ли аисту стоять на одной ноге? (Нет. Птицы могут часами стоять на одной ноге, не чувствуя усталости, так как в их колене есть специальный запирающий сустав, который срабатывает, как только птица встает на одну ногу.)

9. Какая птица с наступлением весны бормочет: "Куплю балахон, продам шубу"? (Это тетерев-косач. С появлением первых проталин стаи тетеревов распадаются и начинается период гнездования.)

10. Какие птицы прилетают к нам весной последними? (Иволги. Они возвращаются к нам с зимовки с 20 по 30 мая. Чуть раньше прилетают соловьи и стрижи – с 10 по 20 мая.)

VII. Закрепление знаний о жизни насекомых весной

У. Ребята, давайте отгадаем еще один кроссворд и определим в нем ключевое слово.

На доске:

1. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

2. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

3. Кто за печкою живет,
Спать мне ночью не дает?

4. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Ну, конечно...

5. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

6. Нос долог,
Голос тонок.
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет.

7. В лесу у пня
Суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет.

8. Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят.

9. Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед.

Ответы: 1. Кузнечик. 2. Бабочка. 3. Сверчок. 4. Светлячок. 5. Стрекоза. 6. Комар. 7. Муравьи. 8. Осы. 9. Пчела.

В выделенных клетках открылось слово насекомые.

У. О ком мы будем говорить?

Д. О насекомых.

По ходу разговора на доску прикрепляются рисунки с изображениями насекомых.

Ученик 20.

С утра, чуть подсохнут дождинки осы,
Зеленый кузнечик заводит часы.
Второй, не смолкая весь день напролет,
Стрекочет машинкой – кого-то стрижет...

(З.Александрова)

Ученик 21.

Мы куколками спали,
Дремали мы, и вот
Чехольчики с нас спали
И сразу мы попали
В весенний хоровод.
Как белые клочочки,
Летаем мы втроем.
Мелькают травки, кочки,
Где крылья, где листочки –
Никак не разберем.

(П.Соловьева)

Ученик 22.

Гудит в разгар работы
Лесной аэродром,
Малютки-самолеты
Курсируют кругом.
Наметив трассу точную
Из Солнечных земель,
Летит в страну Цветочную
Мохнатый толстый шмель.
К цветку он направляется,
Горючим заправляется:
Тонкий шланг-хоботок
Забирается в цветок.
Лучшее горючее –
Цветочный сладкий сок!
Самолет почистил грудь,
Почесал животик
И взлетел...
Добрый путь,
Мирный самолетик!

(Е.Серова)

Ученик 23.

Вот улитка – добрый гномик –
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашки –
В нем живут букашки.
Эта славная страна
Вся кругом заселена.

У. Вопросы для любознательных:

1. Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие гренландские мухи, бабочки – крапивницы, лимонницы, комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.)

2. Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок? (На траве роса. Насекомые "сушатся".)

3. В лесу часто встречаются огромные муравейники. Зачем они муравьям? Ведь живут они в основном под землей. (Купол муравейника они используют для накапливания тепла и улавливания солнечных лучей. Муравьиные кучи поглощают больше солнечного тепла, чем приняла бы плоская поверхность земли.)

4. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая "муравьиную ванну", птица освобождается от насекомых-паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.)

5. Назовите самого прожорливого воздушного хищника. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

6. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Хрущи майский и июньский.)

7. Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Ужалив, пчела гибнет.)

8. Зачем шмели гудят? (Гудение – это очень быстрое сокращение грудных мышц шмеля. Двигая своими мышцами, насекомое согревается. Температура его тела – плюс 40 градусов; даже если на улице всего лишь плюс 10 градусов.)

9. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

10. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Многие насекомые, например, бабочка: яйцо, гусеница, куколка бабочки.)

VIII. Итог урока

Ученик 24.

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

(Е.Баратынский)

У. Подведем итог наших уроков природоведения и чтения. Ответьте еще на несколько вопросов о весенних явлениях природы.

1. Как по снегу в овраге узнать, где юг? (На южном склоне оврага лежит снег. Солнце в полдень находится на юге и поэтому хорошо освещает северный склон оврага, на нем снег тает быстрее.)

2. В какую сторону тающий снег указывает своими "шипами" ? (Во время таяния снега образуются "шипы" – выступы, острием направленные к югу.)

3. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

4. Где раньше снег тает: в лесу или в городе? Почему? (Снег тает раньше в городе, потому что там он грязный.)

5. Что такое припай? (Припай – лед, примерзший к берегу и ко дну на мелководье.)

6. Какого числа день равен ночи? (21 марта день по времени равен ночи. Этот день называется днем весеннего равноденствия.)

7. Когда чаще всего бывает первая гроза? (Обычно в мае, реже – в конце апреля.)

8. В какие времена года можно наблюдать туманы? (Туманы бывают во все времена года.)

9. Где чаще всего образуются туманы? (Обычно туманы стелются над рекой, в низине, где много воды.)

10. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

Ученик 25.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

(А.Фет)

У. Сегодня вы услышали много стихов, пословиц, поговорок, интересных сведений о природе и животных весной. Надеюсь, что вам было интересно и у вас осталось желание подготовиться таким же образом к урокам по теме "Лето в природе".

IХ. Домашнее задание

У. Подберите пословицы, поговорки о лете, подготовьте рассказы о растениях и животных в летние месяцы.