Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2004

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
 

День птиц

ПТИЧЬИ ПОРТРЕТЫ

Цели. Познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, питании, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц; научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц; развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование. Открытки и рисунки с изображением птиц, о которых говорится; маски птиц для инсценировки; Физическая карта полушарий; значки птиц; рисунки со схемами полета птиц; таблица "Перелетные, оседлые, кочующие птицы"; кроссворд "Орнитология"; листы с домашним заданием; плакат "Полеты птиц. Стаи птиц"; запись птичьих голосов.

Занятие 1

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами... за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Звучит запись голосов птиц.

II. Сообщение темы занятия

У. Тема нашего занятия спрятана в загадке:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...

Дети. Птица.

Учитель показывает рисунки с изображениями птиц, записывает на доске тему занятия "Птичьи портреты".

У. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Ответы детей.

– Мы попробуем составить общий словесный портрет для всех пернатых. Узнаем, зачем и куда улетают птицы осенью, почему они поют, почему их так называют, кто и что умеет, и о многом другом из жизни пернатых.

III. Знакомство с новым материалом

У. Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

Звучит запись птичьих голосов.

– Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

"Синь-синь!" – посвистывает синица.
"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей чиж.
"Гра-гра! – представляется грач.
"Сквор-сквор!" – поют скворцы.

Ученик 1. Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.

В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.

Ученик 2. Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

Черно-белая манишка,
Подвижной, с рыжинкой хвост...
На селе любой парнишка
Сразу скажет: "Горихвост!"

Ученик 3. Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

Ученик 4. Название птицы клест произошло от старого русского слова "клестить", что значит "сжимать", сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

Ученик 5. Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово "свирест" со значением "свист", "визг". Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

У. За что же люди обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде чем ответить на эти вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки.

Инсценировка сказки Э.Шима:

Сорока. Глухарь, охотник идет!

Глухарь (поет). Теке-теке-теке...

Сорока. Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?

Глухарь. Теке-теке – вижу... Ась? Чего? Я ведь когда пою, не слышу...

Сорока. Охотник, говорю, идет!

Глухарь. Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.

У. Так за что же глухаря так назвали?

Д. Когда глухарь поет или токует, он не слышит постороннего шума. В это время к нему и подкрадывается охотник.

Ученик 6. Удивительно происхождение слова "цапля". Оно происходит от глагола "чапати", то есть "медленно передвигаться", образовано от звукоподражательного "чап". Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: "Чап-чап! Чап-чап!" Отсюда и глагол "чапати". Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

IV. Физкультминутка

ЦАПЛЯ

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой. Физкультминутка выполняется под запись звуков птичьих голосов.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Ученик 7.

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

У. О каком явлении природы вы узнали из стихотворения Елены Благининой?

Д. В стихотворении описана осень, а осенью птицы покидают наши края.

У. Почему осенью птицы улетают?

Д. Скоро зима, вот птицы и улетают от зимних холодов.

У. Почему же тогда улетают не все птицы? Например, воробьи, голуби, вороны остаются.

Ответы детей.

– Улетающим птицам зимой есть нечего. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно.
Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но боRльшая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.

У. "Куда это птицы улетают каждую осень?" – издавна спрашивал себя человек.

Ученик 9. В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в ХVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Ученик 10. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.

У. Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?

Учитель показывает на Физической карте полушарий маршрут полетов, ставит значки птиц там, куда они перелетают на зиму (можно использовать таблички с названиями птиц).

– Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!
Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых.
А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц?

Ответы детей.

– Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!

Кроссворд

1. У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

2. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)

3. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это... (Ворона)

4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)

5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест)

6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

7. Ведь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан)

8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей)

9. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)

10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

11. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

У. Прочитаем хором слово в выделенной графе.

Д. Орнитология.

У. Орнитология – это наука, изучающая жизнь птиц.

Ученик 11. Большинство птиц путешествуют стаями, многочисленными или не очень, плотными или "рыхлыми". Скворцы, мелкие кулики и некоторые птицы из семейства воробьиных улетают скученными стаями.

Ученик 12. Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки, сороки.
Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

На доску прикрепляется плакат "Полеты птиц. Стаи птиц".

У. Скорость полета большинства птиц – 50–100 км/ч. Но они не летят непрерывно – часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Пролетев более или менее значительный отрезок пути, отдыхают обычно несколько суток, затем новый перелет и опять передышка. Правда, над морями, горами, пустынями приходится лететь без остановок и две, и три тысячи километров. А в среднем получается, что за сутки мелкие птички продвигаются лишь на 50–60 километров, а утки, например, на 100.
Птичья осень начинается довольно рано, еще в августе. Раньше всех от нас улетает чечевица – красногрудая птичка, ростом с воробья, которая смешно кричит: "Ви-тю-видел?" А затем нас покидают стрижи и ласточки. В октябре отбывают дрозды, зарянки, грачи. Пролетают с севера стаи гусей и уток. К концу октября покидают нас все перелетные птицы. А в народе примечают: ранний отлет птиц предвещает скорое наступление холодов.
Но не все птицы покидают нас. Остаются синицы, поползни, сойки, сороки, вороны, голуби, воробьи... А в ноябре появятся гости с севера – снегири, щеглы, чечетки, свиристели.

Ученик 14.

К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник –
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник...
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели, засвистели...

У. Все эти птицы кочующие. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.
Синицы, поползни, сойки, снегири могут и не кочевать, а жить оседло, если корма хватит.
Попробуйте объяснить, почему птиц можно разделить на три группы.

На доске схема:

Д. Перелетные птицы прилетают к нам из южных стран, высиживают летом птенцов, а осенью отправляются зимовать на юг, например жаворонки, дрозды, грачи.
– Оседлые птицы живут у нас круглый год, например воробьи, вороны, сороки.
– Кочующие птицы передвигаются с места на место в поисках корма, например поползни, сойки.

VI. Итог занятия

У. Сегодня вы узнали, как птицы улетают от нас осенью, почему пернатые носят такие имена, как называется наука, изучающая жизнь птиц. Составление словесного портрета наиболее распространенных птиц мы не закончили. Много новых и интересных чудес о птицах вы узнаете на следующем занятии.

VII. Домашнее задание

У. Дома я предлагаю вам проверить свою зоркость и внимание, нарисовать портрет любой птицы, а если появится желание, то найти книги о птицах и прочитать их.
Красивые и невзрачные, маленькие и большие птицы приносят человеку большую пользу и радость. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Приложение. В качестве домашнего задания каждому ученику выдается альбомный лист с заданием.

ЗАДАНИЕ

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.

Временна'я разница между занятиями – одна-две недели в зависимости от подготовки детей.

Занятие 2

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оборудование. Открытки и рисунки с изображением птиц; маски для инсценировок; кроссворд "Птичья столовая"; образцы корма в пакетиках; рисунки гнезд; рисунки с силуэтами птиц; мяч.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами продолжим разговор о тех, кто два раза родится, один раз умирает. Догадались?

Дети. Это птицы.

У. И мы вновь отправляемся за чудесами... Ведь куда ни глянь – повсюду чудеса, чудеса, чудеса.

Один подивился чуду, поохал, поахал – и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, удивился – остановился, остановился – задумался. И стал искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так? Кто живет на дереве, кто – под деревом? У какой птицы самое лучшее гнездо? Зачем птицы поют? Отчего птицы поют, а не разговаривают? Впрочем, такое может случиться разве что в сказке.

III. Знакомство с новым материалом

У. Посмотрите и внимательно послушайте сказку Николая Сладкова "Кто что умеет". Постарайтесь запомнить, какая птица на что способна.

Дети инсценируют сказку. Звучит запись птичьего гомона.

Дятел. Видели?! Муравьи на мой язык, как мухи на липкую ленту, липнут. Дюжинами глотаю!

Клест (хвастает). Если Дятлу не стыдно язык показывать, так я вам свой кривой нос покажу! Он у меня хоть и кривой, но сноровистый. Уж так удобно им чешуйки на шишках отгибать и семена доставать!

Дятел. А чего их отгибать! Отшибать их надо! Я втисну шишку в щель да как начну стучать – чешуйки и полетят! Да что чешуйки! А дупло носом выдолбить можете? Или дырочек на березах набить, чтобы сладкий сок сочился? И на сучке носом, как на барабане, сыграть?

Дубонос. Чешуйки, барабаны, дупла... А сливовые косточки ты носом расколотить сможешь? А я их щелкаю, словно семечки! Только скорлупу выплевываю.

Автор. И Дубонос громко хрустнул косточкой. Тут влез Оляпка – водяной воробей.

Оляпка. Вот уж носы свои позадирали! А кто из вас, носатых, в воду на дно нырнет да сухим из воды выйдет?

Автор. И Оляпка у всех на глазах смело плюхнулся в воду, и видно было, как он по дну речки бежал, выхватывая из-под камешков водяных жуков. И выскочил на бережок сухонький, даже и не встряхнулся!

Автор. В разговор вступил Вальдшнеп – лесной кулик.

Вальдшнеп. Я и без носа вас всех с носом оставлю!

Автор. Подошел не спеша к своему пуховому птенцу, зажал его между лапами и... улетел! Тут все клювы свои разинули – такого никто не мог! А хвастунишкам неймется. Чомга хвалится...

Чомга. А я умею птенцов на спине возить!

Клест. А мы, клесты, ухитряемся и вовсе зиму обмануть! Мороз трещит, вьюги воют, а нам хоть бы что – зимой даже гнезда вьем да птенцов выводим.

Сорокопут. Мы, сорокопуты, накалываем на колючки кузнечиков, жуков и стрекоз про запас.

Кукушка. А я свои яйца в чужие гнезда подбрасываю!

Автор. Тут вдруг все стихли и присмирели.

Чомга. Нашла чем хвастаться!

Автор. И все согласились с ней. На этом споры и кончились.

У. Что же нового для себя вы узнали? Чем вас заинтересовала сказка?

Ответы детей.

Некоторые дети рассказывают о том, что они узнали, прочитав книги о птицах, показывают свои рисунки.

– Молодцы, ребята, что вы так много книг прочитали о птицах, почерпнули новые знания, раскрыли тайны птичьих чудес! А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц.

На доске:

Птица-рыболов
Птица-плотник
Лесная кошка
Птица-строитель
Птица-акробат
Пернатый солист
Ночной хищник
Легкомысленная мамаша

соловей
ласточка
поползень
баклан
иволга
кукушка
дятел
сова

По ходу игры учитель делает небольшие сообщения о птицах.

– Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700–800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.

Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек-саланган или стрижей-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (поползень) лазает по деревьям.

Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая".

Звучит запись соловьиных трелей.

Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Сообщения детей.

У. Отгадайте загадку:

Без рук, без топоренка
Построена избенка.

Д. Гнездо.

У. Вот как раз гнезд кукушка и не вьет. Послушайте сказку.

Подготовленные дети инсценируют сказку "У какой птицы самое лучшее гнездо?" (по А.Дитриху, Г.Юрмину). По ходу сказки учитель показывает иллюстрации гнезд птиц.

Автор. Жили-были Кукуш и Кукушка. С утра до вечера охотились они за вредными насекомыми. Дело, конечно, хорошее, однако надо бы и малышами обзаводиться, гнездо строить, да неохота.

Кукушка. Давай сделаем так: объявим награду за самое лучшее гнездо. Полетай, муженек, по лесу да расскажи всем и каждому, что мол, сам Орел обещал хозяевам самого лучшего гнезда охрану от всех врагов. Станут птицы тебе свои гнезда показывать, а ты смотри да кукуй – дескать, поручено тебе Орлом очки считать. Какому гнезду больше накукуешь, то и лучшее. Главное – кукуй побольше, чтобы птицы тебя слушали подольше.

Кукуш. А ты, жена, что будешь делать?

Кукушка. Обо мне не беспокойся. Всю остальную заботу о наших малых детушках я, так и быть, возьму на себя.

Автор. Сказано – сделано. Полетел Кукуш по лесу.

Кукуш. Слушайте у-ку-ку-каз самого Орла! Объявил Орел конку-ку-курс на лучшее гнездо. У ку-кого гнездо всех лучше, тому Орел будет ку-кумом и станет охранять гнездо от всех бед круглый год! Какому гнезду я высшую оценку прокукую, то и лучшее.

Автор. Услыхали птицы, прилетели к Кукушу, стали звать его в гости: каждая тянет к себе. Растерялся Кукуш, отбивается.

Кукуш. К тебе, Утка, не пойду: ни-ку-кудышное у тебя гнездо. Ишь, на кочке яйца снесла, на самом виду.

Утка. Так я же гнездо собой закрываю, а перья мои как раз под цвет болотной кочки, вот и не видно! А как улетать, так я перышки выщиплю да и спрячу будущих утяток.

Кукуш. Ни-ку-кудышное гнездо! Не полечу. И к тебе, Тетерка, не полечу, не проси. Ни-ку-кудышные и у вас с Глухарихой гнезда: ямки под кустиком вырыли, три веточки принесли – это же ку-ку-курам на смех! Нет уж, я к иску-ку-кусным мастерам отправлюсь.

Автор. Подлетели тут к Кукушу Мухоловка, Горихвостка да Пищуха, принялись свои гнезда расхваливать.

Мухоловка, Горихвостка, Пищуха (хором). Летим, Кукуш, к нам! Дома у нас крепкие, сухие и теплые – лучше во всем лесу не сыскать!

Кукуш (сунул голову в дупло). Обман! Ку-куда вам с вашими носишками дупла долбить?! Не ваша это работа!

Мухоловка, Горихвостка, Пищуха. Да, это дятловы дупла.

Кукуш. Ни одного очка вам не дам!

Автор. Подлетел тут к Кукушу крошка Крапивник.

Крапивник. Я обычно весной не одно, а несколько гнезд вью. Жена у меня очень уж привередливая. Никогда не знаешь, какое выберет. Я и себе отдельное гнездо делаю, чтобы было где переночевать в холодную ночь.

Кукуш. Да, неплохо построил ты, Крапивник, гнездо из сухого мха да еловых веточек. Гнездо у тебя теплое, с крышей, круглое, словно мячик, а вход – дырочка сбоку. Пять очков!

Крапивник (обиженно). Мало, мало! Я так старался, так старался!

Кукуш. Слишком низко строишь! Такое гнездо любой зверь достанет.

Автор. Тут прилетела Иволга.

Иволга. Правильно, правильно! Я высоко живу. Погляди на мой дом, никому лучше не сплести!

Кукуш. Ладно. Ку-ку-куда лететь?

Автор. Оказалось, жила Иволга в березовой роще. На развилочке тонких, гибких веток из соломинок и сухих травинок сплела она люльку. Все щелочки аккуратно паутинками-шерстинками проконопатила, чтоб не дуло, а снаружи гнездышко убрала мхом да тоненькой, как бумага, берестой.

Кукуш (охая). Какая ты ис-ку-кусница! Двадцать баллов!

Автор. Куковал бы Кукуш и дальше, да его за крыло Синичка-Ремез дернула.

Синица. Ишь, раскуковался! Ты сперва на мое гнездо посмотри.

Автор. Висит на кусте ни дать ни взять рукавичка, а в оттопыренном большом пальце дырочка – вход.

Кукуш (качая головой). Из чего же вы свою рукавичку сделали?

Синица. Из волоконцев. А волоконца из стеблей конопли, крапивы и льна дергаем. И еще пух из цветов добавляем, птичий пух подбираем и шерстку, что звери роняли. А снаружи тополиными и ивовыми сережками разукрасили. Шутка сказать – две недели не покладая крылышек строили!

Птицы (хором). Ай да дом! Ай да искусница Синица!

Кукуш. Высшая отметка тебе, Синица! Двадцать пять баллов!

Автор. Хотел было уже Кукуш Синицу-Ремеза победителем назвать, но тут Чомга объявилась.

Чомга. Самый удивительный дом у меня! Я сперва построила плотик из камыша и тростника, а уж на нем гнездо соорудила. Когда выведутся малыши, мы бросаем плавучие дома и пускаемся со своими пуховичками в далекие путешествия. В случае опасности птенцы быстро забираются ко мне на спину и прячутся в перьях, а сама же я вместе со всеми пассажирами тут же ныряю.

Кукуш. Что это за гнездо, которое ку-куда ветер подует, туда и плывет?! Даже постоянного адреса нет.

Автор. Многие птицы, поверив, что Кукуш и вправду посланец Орла, зазывали его к себе. Но Кукуш так умаялся, что думал лишь о том, как бы улизнуть потихоньку. Тут откуда ни возьмись – Воробьишко.

Воробей. Я уже давно живу у Орла под боком и клянусь – никаких указов Орел Кукушу не давал! Мне все Орлиные разговоры хорошо известны. Вот и выходит, что Кукуш просто-напросто обманщик и самозванец.

Птицы (хором). Наказать обманщика! Зададим ему трепку! Где он?!

Автор. А Кукуша и след простыл. Прилетел он к своей Кукушке, от страха дрожит.

Кукуш. Ну, Кукушка, задала ты мне работу! Сама, небось, отдыхала тут. Нику-куда больше не полечу!

Кукушка. И не надо. Пока ты всех птиц за нос водил, я в опустевшие гнезда успела яйца отложить. Пусть теперь другие птицы наших деток высиживают и выкармливают.

У. У какой же птицы самое лучшее гнездо?

Ответы детей.

– В закрытое гнездо птица влетает и вылетает через специальное небольшое отверстие, которое называется "леток". А углубление в гнезде, которое обычно выстилается более нежным и мягким строительным материалом и пухом, называется "лоток".

Слова "леток", "лоток" учитель записывает на доске.

– Подстилка в гнездах бывает самая разная: мох, пух, перья, шерсть. У зимородка, например, гнездо выстлано рыбьими косточками. У коршуна как-то нашли в гнезде конверт, кусок мехового воротника. Сорокопут у свалки выстлал гнездо обрезками фотопленки, а трясогузка на заводском дворе – алюминиевыми стружками.

IV. Физкультминутка

ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.

Под тихую музыку дети "разлетаются", машут руками, как крыльями.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Ребята, а как вы думаете, форма какого органа у птицы полностью зависит от образа жизни птицы?

Д. Клюв.

У. Верно. Многим птицам по носу и кличку дали: серпоклюв, дубонос, шилоклювка, широконоска.

Ученик 1. У цапли клюв – пика. Долго стоит цапля на берегу – застыла, не шелохнется. Лягушки, рыбы перестают обращать на нее внимание. И тут цапля клювом мгновенно пронзает воду. Удар – и добыча оглушена. Схватит, подбросит цапля свою добычу и проглотит. А для чего ей подбрасывать добычу? Да просто у многих рыб плавники колючие. Вот цапля и подбрасывает рыбку, да так ловко, что проскакивает рыбка сквозь глотку головой вперед. Так она ни за что не застрянет.

Ученик 2. У лесного кулика-вальдшнепа клюв тонкий, длинный. Запускает лесной кулик свой клюв сквозь опавшие листья в мягкую сырую землю, прихватит там червячка и вытащит. Клюв у вальдшнепа – и шило, и щипчики одновременно.

Ученик 3. Приплюснутым утиным клювом очень удобно копаться в илистом дне. А по краям утиного клюва изнутри, бугорки-цедилки. Прополощет утка добычу – ил да грязь выльются с водой, а все съедобное останется в клюве.

Ученик 4. У пеликанов – клювы-сачки. Снизу, под клювами, у них кожаные сумки. Нашел пеликан рыбью стайку, разинул клюв да снизу сачком и подхватил добычу. Ловить удобно, а уж птенцам в гнездо рыбу носить – ничего лучше и не придумаешь!

Ученик 5. Лесному доктору – дятлу такой острый клюв нужен, чтобы долбить деревья и добывать из-под коры длинным языком всяких вредных жучков, личинок.

Ученик 6. У козодоя клюва и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.

Ученик 7. У ястреба клюв загнут книзу. Таким клювом удобно пичуг сбивать на лету, мясо от добычи отрывать.
А у попугая нос крючком. Таким клювом удобно колоть орехи, расковыривать в стволах деревьев дупла для гнезд да еще за ветви цепляться.

У. Каких только диковинных клювов нет в птичьем царстве! Клюв птицы служит ей для нападения и защиты, для схватывания пищи, а многие и пищу разыскивают тоже клювом. Поэтому величина, форма и строение клюва определяются главным образом жизнью птицы, способом ее питания. У хищных птиц клюв обычно короткий, сильный и загнутый крючком, по форме и строению хорошо приспособленный для разрывания мяса или для нанесения жертве сильных ударов. У зерноядных – клюв короткий и тупой. У большинства насекомоядных клювы тонкие и острые. У водоплавающих птиц – широкие и плоские.
А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям? Названия птиц мы запишем в кроссворд.

Учитель показывает рисунки с силуэтами птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль) и фотографии (чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля) вразнобой. Дети называют птиц.

Ответы

1. Поползень
2. Чечетка
3. Синица
4. Чиж
5. Снегирь
6. Зяблик
7. Ласточка

8. Дятел
9. Сова
10. Галка
11. Воробей
12. Журавль
13. Сойка
14. Цапля

– Молодцы! Прочитайте, что получилось в выделенной строке.

Д. Птичья столовая.

У. В течение зимних месяцев мы с вами наблюдали за птицами, угощали их различным кормом.

Свои наблюдения дети записывали в тетради по природоведению. Некоторые дети свои наблюдения преподнесли в виде красочных сочинений.

– Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Конопля – универсальный корм для всех птиц.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.
Я уверена, ребята, что за лето вы припасете достаточное количество различного корма, чтобы птицы зимой были сыты.
Что можно запасти?

Ответы детей.

– За день птицам приходится проделать столько важных дел: почистить перышки, отправиться в полет за пищей, накормить птенцов, поучить их летать, да и песню спеть надо вовремя.
«На разные голоса поют птицы. Словно жаворонки, певчие дрозды, славки-черноголовки так поют, что заслушаешься. А снегири немазаным колесом скрипят, козодои урчат моториком. Чайки-хохлуньи хохочут, выпь-бугай быком мычит. Сова болотная хлопает крыльями, дятлы носом по сучку стучат – играют на "барабане". Аисты клювом трещат, бекасы "блеют"». (По Н.Сладкову.)

– Разгадайте птичьи разговоры.

На доске:

Гуси
Соловьи
Журавли
Утки
Вороны
Ласточки
Голуби
Синицы
Совы

крякают
кричат
гогочут
свистят
ухают
воркуют
каркают
щебечут
пищат

Д. Гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Вариант 1: слова записаны на доске, необходимо их соединить.

Вариант 2: на доске записаны глаголы; учитель называет птицу и бросает мяч ученику, тот находит глагол и возвращает мяч.

У. Зачем птицы поют?

Д. Своей песней птица устанавливает невидимую, но слышимую границу. И если рядом раздастся песня соперника-сородича, хозяин участка кинется на него и прогонит.

У. Верно! А другим птицам рядом селиться можно. Ведь у других птиц и корм другой, и материал для строительства гнезда, так что с такими соседями спорить не о чем.

Д. Будущий папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает зазывать звонкой песней маму будущих птенцов. Он как бы говорит: "Я тут. Я нашел отличное место для гнезда, здесь много корма".

У. Кончится весна, обзаведутся птицы семействами – тут и конец песням. Когда в гнезде пищат голодные малыши, не до песен. Надо корм добывать. К тому же своей песней можно выдать гнездо – привлечь хищников. Правда, и летом слышны птичьи голоса, но это уже не звонкие, заливистые весенние песни, а покрикивание, чириканье, щебет – словом, обычная птичья перекличка да разговоры. Орнитологи подсчитали, что зяблик за день успевает спеть 2500 песен, лесной конек – 3800, а зеленая пеночка – 5000!
А знаете ли вы, как называют птиц, которые умеют подражать чужим голосам, песням и даже человеческой речи? Таких птиц называют пересмешниками. Скворцы являются хорошими подражателями.

Д. Есть птицы-пересмешники, которые передразнивают других птиц. Скворец весной свистит иволгой, квохчет курочкой, мяукает кошкой и тявкает собачонкой. Пересмешничают сороки, сойки, каменки, сорокопуты.

У. Как вы думаете, есть ли у птиц враги?

Выслушиваются ответы детей.

– Да, птицам приходится тратить много усилий для защиты от ворон, сорок, лисиц, куниц, собак, кошек и других хищников, которые окружают их в естественных условиях, и, конечно же, от человека.
Издавна и по-разному складывались отношения человека и птиц. Много было истреблено пернатых. За последние четыре века, по мнению французского защитника природы Жана Дорета, исчезло 86 видов птиц.
И только после того, как было уничтожено немало видов птиц, люди по-настоящему задумались об охране еще уцелевших, редких, но находящихся на грани исчезновения.
Наша с вами задача – не растерять, не испортить, не разрушить то, что мы имеем.

VI. Итог занятия

У. Мы еще не закончили составление "птичьих портретов" – ведь говорить на эту тему можно бесконечно... Вы узнали, как устроены гнезда птиц, чем и как они питаются, когда и зачем поют, куда улетают от нас осенью.

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Ученик 9.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Все, что рядышком со мною, –
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Звучит музыка.

Лилия КУЛЁВА,
учитель школы № 15,
г. Гусь-Хрустальный, Владимирская обл.

ДЕНЬ ПТИЦ

Цели. Закрепить знания учащихся о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним в разное время года; расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное и действенное отношение к природе; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.

Оборудование. Плакаты: "Птичьи следы", "Разнообразие гнезд птиц", "Формы клювов птиц"; кроссворд "Птичья столовая"; иллюстрации и рисунки с изображениями птиц; шапочки для "Живой газеты о птицах": кукушки, грача, мухоловки-пеструшки, дятла, скворца, синицы, совы, снегиря, овсянки, пухляка, чечетки, сороки, большой синицы; лесные знаки, чучела птиц, раскладушки с изображениями птиц; выставка книг о птицах; стенд "День птиц"; поделки из природного материала, сочинения учащихся; грамзаписи "Голоса птиц", "Утро в лесу", "Иволга", "Полевой жаворонок", "Кукушка", "Сова", "Большая синица", "Дятел", "Мухоловка-пеструшка", "Глухая кукушка"; кинофильм "Гнездовый период птиц".

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ученик 1. Здравствуйте, ребята! Мы поздравляем вас и ваших гостей с весенним праздником – Днем птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы.

Учитель включает грамзапись "Утро в лесу".

– Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Вот что такое птицы.

Ученик 2. Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте-апреле в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц.
Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
С птицами – звонкоголосым соловьем, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в народном творчестве.
Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.
До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.

Ученик 3. Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Вычислили, что сарыч, питающийся исключительно мышами и полевками, в течение 50 дней съедает не менее 265 грызунов, а мохноногий канюк – 415. За одно лето 3 тысячи грачей истребили 24,5 миллиона проволочных червей-личинок одного из самых губительных вредителей наших полей.
О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии, брюшного тифа.

Ученик 4. Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две-три недели удваивают свой вес.
По наблюдениям, проводимым в окрестностях Москвы, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера. До 350 раз он за это время прилетал к гнезду с какой-либо добычей.
Юные зоологи Центральной станции юных натуралистов подсчитали, что мухоловка-пеструшка 650 раз подлетала в течение суток с кормом к своему гнезду.
Трудно даже представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране! Вот почему охрана птиц, забота о них считаются одной из самых важных проблем нашего государства.

Ученик 5. Птицы украшают Землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им в это время добывать корм.
Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока, и узнаем, какие жалобы пишут зимой лапками, носиком, хвостиком птицы на снегу.

Появляются дети в шапочках, на которых изображены разные птицы. Разыгрывается сценка "Жалобы на сугробе".

Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием – устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.

Чечетка (лапками на снегу наследила). Семечки и конопля в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!

Большая синица. Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!

Пухляк (коготком нацарапал). Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!

Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь (хвостом начертил). Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?

Сорока.  Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!

Ученик 6. Вы, ребята, наверное, уже догадались, что каждый из нас должен стать настоящим, верным другом птиц. А как это сделать, мы сейчас узнаем.

Подготовленный ученик читает текст "Волшебная полочка".

Ученик 7. Я повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть!
Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками.Надо только сделать ее, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На нее сразу же прилетят голуби и воробьи.
А если вы положите на полочку кусочек несоленого сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины – слетятся свиристели и снегири.

Ученик 8. Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Очень хорошо сделать грибок-навес, чтобы корм не заносило снегом. Каких только птиц не увидишь в таких столовых!

Прикрепляется сетка кроссворда "Птичья столовая".

– И вот сейчас, ребята, решив кроссворд "Птичья столовая", вы сами назовете этих птиц.

Кроссворд

1. Птица, которая хорошо передвигается вниз головой по деревьям и скалам. (Поползень)

2. Какая птица живет у нас только зимой? (Чечетка)

3. Вот известная вам птица – желтогрудая... (Синица)

4. Проворная птица с зеленовато-желтой спинкой и черным с желтыми пятнышками хвостом. Птица, которой в Санкт-Петербурге на реке Фонтанке поставлен памятник. (Чиж)

5. Красный фрак на птичке этой,
И зимой она приметна,
Как рябина на снегу,
Я ей кормом помогу. (Снегирь)

6. У какой птицы в названии говорится о том, что она зябнет? (Зяблик)

7. Зимующая птица с хохолком на голове. (Свиристель)

8. "Лесной врач". (Дятел)

9. На реке он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол,
Птичка бойкая... (Щегол)

10. Ходит вольно, деловито
И обходится без свиты. (Галка)

11. У какой лесной перелетной птицы название связано с глаголом "сиять"? (Сойка)

В случае затруднения учитель по-другому формулирует задание:

Черно-рыжая манишка,
Подвижной с рыжинкой хвост...
На селе любой парнишка
Сразу скажет: "Горихвост". (Сойка)

12. Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

13. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (Сорока)

14. Какая птица бегает под водой? (Оляпка)

Ученик 9. Когда приходит весна, птицы благодарят человека, оказывая ему помощь в охране полей и огородов, садов и лесов от насекомых-вредителей. Но птицы полезны не только этим. Есть на свете птицы – настоящие "лесокультурники". Они, перенося в новые места плоды и семена, расселяют деревья и кустарники. В Сибири, например, такой птицей является кедровка. У нас в крае тоже есть птицы-"лесокультурники".

Ученик 10. Начало марта. В лесу еще лежит снег, но уже набухли почки на деревьях. Чуть свет на заре подняли дятлы барабанную дробь. А когда взошло и пригрело солнце, рядом запели синички. Но что это? Неожиданно раздалось кукование, правда глухое, неестественное. Откуда у нас кукушка так рано? Ведь она обычно прилетает, когда начинают одеваться листвой деревья и появляются зеленые гусеницы – основной корм этих птиц. Продвигаемся вперед, ищем загадочных артистов, подражающих кукушке. И опять, на этот раз уже близко, снова хриплое "ку-ку". Вот перед нами небольшая лесная поляна, посредине высокая сосна. На ней сидят шесть птиц размером с галку и оживленно перекликаются. У них черные головки, серые крылышки с голубыми шашечками по краям. С их стороны доносятся то флейтовые звуки иволги, то трель полевого жаворонка, то мелодичная песенка зяблика, то голос кукушки. Ну и чудеса! Настоящий птичий концерт!

Звучат грамзаписи голосов птиц: "Иволга", "Жаворонок", "Кукушка".

А исполнители сойки! Такие концерты они устраивают в глуши леса на солнечных лесных полянах!
Крикливые сойки интересны еще и тем, что делают запасы на зиму из орехов лещины и желудей, пряча их среди кустарников, под корнями деревьев. Птички не всегда находят свои склады, и впоследствии из спрятанных сойками семян вырастают новые молодые деревца. Так сойки помогают расселению дуба и лещины.

Ученик 11. Итак, ребята, вы сегодня убедились, как много интересного в мире птиц. А сколько еще осталось неразгаданного! И может быть, именно вы сделаете не одно очень важное открытие, только будьте терпеливыми и внимательными наблюдателями. Изучая птиц, в том числе хорошо знакомых вам, можно подсмотреть много интересных птичьих повадок, научиться распознавать птичьи голоса и следы, выяснить способ добывания птицами пищи.

Звучит грамзапись "Птичьи голоса". Вывешиваются плакаты "Птичьи следы", "Формы клювов птиц".

– Все мы должны оберегать птиц, а для этого весной вывешивать скворечники и дуплянки, не разорять птичьих гнезд и, конечно, не убивать птиц на гнездах.

Идет работа с лесными знаками по охране природы.
Звучит грамзапись "Сова".

Ученик 12. Я сова, съедаю за ночь семь-восемь мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и полевок и этим спасла 20 тонн отборного зерна.

Звучит грамзапись "Синица".

Ученик 13. Я синица, круглый год – зимой и летом – отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в эти дни найти насекомых, и если бы не вы, школьники, мы бы умерли с голоду. Спасибо вам, дорогие ребята, за зимние "птичьи столовые"!

Звучит грамзапись "Скворцы".

Ученик 14. Большую пользу сельскому и лесному хозяйству приносят скворцы.
Скворцы поедают огромное число гусениц, майских жуков, щелкунов, бабочек и других вредных насекомых.

Разыгрывается сценка "Разговор Скворца с Синицей".

Синица. Здравствуйте, дорогой Скворец! Поздравляю вас с благополучным возвращением на родину.

Скворец. Спасибо! Я сам очень рад.

Синица. Довольны ли вы новой квартирой?

Скворец. Сейчас я ее осмотрю. Хорошо, что ребята не стругали ту сторону доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобней выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен темной краской.

Синица. Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены щели.

Скворец. Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону, но на этот раз все в порядке.

Синица. Вас не огорчает отсутствие жердей?

Скворец. Да что вы! Они нужны только кошкам!

Синица. Где и когда вы дадите свой первый концерт?

Скворец. Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете, у меня особый дар: перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как телега, свистеть, как дрозд.
В свою сегодняшнюю программу я включу звуки, которые подслушаны на зимовке в Африке.

Несется клич со всех сторон,
Несется клич во все концы:
– Весна пришла! Даешь скворцов!
Добро пожаловать, скворцы!

Звучит грамзапись "Скворец".

Ученик 15. Мы рады, что к нам на праздник явились пернатые друзья. Они спешили к вам, дорогие ребята, на праздник. Весна идет! Пора браться им за свои дела: устраивать гнезда, заселять приготовленные школьниками домики.

Звучит грамзапись "Дятел".

Ученик 16. Мне не нужны ваши домики. Мой клюв – как долото, и я всегда сам выдалбливаю в лесу отличное жилище. А после меня в нем живут разные мелкие птички.

Звучит грамзапись "Мухоловка-пеструшка".

Ученик 17. Я мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по триста мух и комаров, чтобы они вас не кусали. Хоть я очень маленькая, но аппетит у меня большой.

Звучит грамзапись "Грач".

Ученик 18. Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом.
Важно я хожу за плугом.
Огороду, полю врач –
Глянцевитый черный грач.

Ученик 19. А вот и я, кукушка. Была в большом густом бору. Там слышала, чего доселе не слыхала: как соловей поет. Дивилась я, право, дивилась. Однако же не потаю: по-соловьиному и я петь научилась.

Звучит грамзапись "Кукушка".

Хоть я прежнею осталась кукушкой и петь соловьем не научилась, я людям дорога! Уничтожаю я гусениц мохнатых и охраняю вам леса. А знаете ли вы, что сто кукушек могут истребить за один час 30–40 тысяч вредных гусениц?
С приходом весны в определенном порядке возвращаются к нам наши перелетные птицы: грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, которые тут же начинают свою работу – вить гнезда. А гнезда у птиц очень разнообразны.

На доске плакат "Разнообразие гнезд птиц".

Ученик 20. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травкой, – вот и его гнездо. Такие же гнезда-ямки – у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. И яйца у этих птиц под цвет травы и хлебов.

Ученик 21.

У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой они выкармливают беспомощных птенцов. Иволга строит "гамачок" для детишек.

Ученик 23. Грач строит свое гнездо на вершине дерева. Так же просто устраивают свои гнезда ближайшие родственники грача – вороны и галки.

Ученик 24. Есть птицы, которые не вьют гнезда, а роют норки, как, например, ласточки-береговушки. Так им удобнее жить. Иногда на крутом берегу реки нор бывает так много, что получается целый ласточкин городок.

Проводится викторина о птицах.

1. Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (Стрижи)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)
3. Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус)
4. Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королек)
5. Какая птица поет хвостом? (Бекас)
6. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)
7. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)
8. Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (Клест)
9. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка)
10. У каких птиц самцы красные, а самки зеленоватые? (У клестов)
11. Назовите восемь-десять птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, клест, сойка, поползень, чечетка, чиж, щегол, овсянка...)
12. Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны...)

Ученик 25. Птицы доRроги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города. Мы должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Дети рассказывают стихотворение З.Александровой "Птичьи песни".

Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат".
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет –
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!"
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.

Занятие заканчивается просмотром кинофильма "Гнездовый период птиц".

Нина ТИХОМИРОВА,
преподаватель
педагогического колледжа № 12,
г. Москва

НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий 1. С 1923 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших пернатых друзьях и помощниках, готовим им новоселье.

Сад без птиц – не сад!
Лес без птиц – не лес!

Птицы уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают наш урожай от мышей и полевок.

Ведущий 2. Сегодня мы говорим им спасибо, а наш праздник – в их честь. На сцену приглашаются команды лучших птицеведов и птицелюбов. Поприветствуем их!

Ведущий 1. Итак, праздник начинается. Слово командам.

Команды сообщают о своем названии, эмблеме, девизе.

Ведущий 2. Конкурс первый – "Разминка". За пять минут каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Жюри, время пошло!

Вопросы для команды 1

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
3. Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник? (Насекомыми)
4. Самая маленькая птичка нашей страны. (Королек)
5. Кого называют "водяной воробей"? (Оляпку)
6. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу)
7. Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)
8. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)
9. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)
10. У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)

Вопросы для команды 2

1. Что общего у птицы и корабля? (Киль)
2. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
3. Самая большая птица в мире. (Африканский страус)
4. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)
5. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
6. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
7. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)
8. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)
9. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)
10. Назовите птицу – символ России. (Орел)

Жюри подводит итоги.

Ведущий 1. Конкурс второй – "Знаешь ли ты птиц?" По словесному описанию команды должны угадать, что это за птица. (Если ни одна команда не угадает, отвечают болельщики.)

1.  Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей)

2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест)

3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока)

4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач)

5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга)

6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка)

Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги, давайте споем песню о птицах.

Дети поют песню "Скворцы прилетели" (муз. И.Дунаевского, сл. М.Матусовского).

Ведущий 1. Объявляется третий конкурс – "Самая обаятельная и привлекательная". Докажите, что ваша птица – самая лучшая на свете.

Команды по очереди выходят с изображением птицы на картинах, плакатах или фотографиях и рассказывают о ней.

Команда 1. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Поэтому кажется, что он вспыхивает огоньком, как будто горит.

Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом:
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит.
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.

Команда 2.

В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.

Это имя очень подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. За желтовато-красный, малиновый нагрудничек называют ее еще и малиновкой.

Ведущий 1. Конкурс 4 – "Отгадай загадку". Команды получают по пять карточек, на которых записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо восстановить полный текст загадки и дать правильный ответ (то есть отгадать). Каждое задание оценивается по одному очку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

Текст карточек для команды 1

1) "...без топоренка..."
2) "Спереди шильце..."
3) "... во дворце – певец".
4) "... а со шпорами..."
5) "... за пахарем ходит..."

Полный текст загадок

1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
2. Спереди шильце, сзади рыльце, на груди белое полотенце. (Ласточка)
3. На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец)
4. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
5. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)

Текст карточек для команды 2

1) "... сухим остался".
2) "Не дровосек ..."
3) "В болоте плачет..."
4) "... ночью летает..."
5) "... пеньем знаменит".

Полный текст загадок

1. В воде купался – сухим остался. (Гусь)
2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)
3. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)
4. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
5. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)

Ведущий 2. Жюри подводит итоги, а нас снова ждет песня.

Дети исполняют песню "У дороги чибис" (муз. М.Иорданского, сл. А.Пришельца).

Ведущий 1. Итоги подведены. А мы называем следующий, пятый конкурс – "Народные приметы".

Жюри оценивает, какая команда вспомнит примет больше. Команды отвечают по очереди.

1. Снегирь зимой поет – на снег, вьюгу и слякоть.
2. Тетерева и куропатки в лесную чащу прячутся – жди бурана.
3. Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.
4. Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.
5. Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит.
6. Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
7. Дрозд к ненастью – кричит резко.
8. Когда весной запоет удод – пора сеять боб.
9. Галки стаями летят – на дождь.
10. Если жаворонок вьет гнездо в ямке, будет сухое лето, а если на бугорке – мокрое.
11. Соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку.
12. Ранняя ласточка – к счастливому году.

Ведущий 2. Конкурс для болельщиков – "Подскажи словечко".

Карточки-ответы выставляются на табло.

Ведущий 1.

В лесу ночном кукует птица,
Она назвать себя боится...
– Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка,
А птицу эту звать... (Кукушка)

Ведущий 2.

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый... (Скворец)

Ведущий 1.

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться –
Два могучие крыла
У хозяина... (Орла)

Ведущий 2.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаешь? Ведь это... (Цапля)

Ведущий 1.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (Грач)

Ведущий 2.

То не радуга, не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный... (Попугай)

Ведущий 1.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

Ведущий 2.

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд-приятель!"
И ставит подпись... (Дятел)

Ведущий 1.

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес... (Павлин)

Ведущий 2.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый... (Гусь)

Ведущий 1. А теперь – конкурс капитанов. Капитаны получают одинаковые магические квадраты.

Задание

За три минуты найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица "спряталась" в магическом квадрате. Кто первый справится, отдает свой квадрат жюри. (В квадрате "спряталась" ласточка.)

Ведущий 2. Пока капитаны будут работать, мы тоже не будем скучать. Послушаем стихи о птицах.

Команда 1

Полюбуйся – весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,
Скоро гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

(И. Никитин)

Команда 2

Занимается заря,
Тише... Слышишь глухаря?
Пробудились спозаранок
Стайки маленьких зарянок,
Птичка-чечетка,
Сорока-трещотка –
Лес запел, защебетал!
Солнце встало, день настал!

(Д.Смирнов)

Ведущий 1. Уважаемые участники конкурсов, болельщики, наш праздник подошел к концу. Слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги соревнований команд, называет команду-победительницу.

Ведущий 2. Закончим наш праздник песней.

Все участники поют песню "Просьба" (муз. А. Пахмутовой, сл. Р.Рождественского).

Наталия КАРКАЧЕВА,
ст. Тамань, Краснодарский край