Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2004

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Р.Д. ТРИГЕР,
Московский городской
психолого-педагогический университет;

Е.В. ВЛАДИМИРОВА,
ГОУ прогимназия № 1633, г. Москва

Помощь идет:

новое пособие по русскому языку

Некоторые ученики даже третьих классов определяют как существительные слова утро, синица, дерево, барабанщик, дятел, но не относят к именам существительным слова: (в) лесу, голоском. Почему? Определяют род имен существительных слов: Тимошка, следы, труды, но пропускают при этом слова (по) дорожке, (о) стенку, (на) землю. Почему?

Исследования показали, что дети, испытывающие трудности в школьном обучении русскому языку, относят к именам существительным лишь те слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? Словоформы имен существительных, не отвечающие на указанные вопросы, исключаются ими из разряда имен существительных. Некоторые школьники выделяют глаголы, а имена прилагательные оставляют без внимания.

В помощь детям, испытывающим трудности в освоении курса русского языка, создана Рабочая тетрадь "Слова – названия предметов, действий, признаков предметов" (авт. Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова) и "Методические комментарии к рабочей тетради" "Слова – названия предметов, действий, признаков предметов" (авт. Р.Д. Тригер).

Рабочая тетрадь является приложением к учебнику русского языка для 2-го класса (авт. Т.Г. Рамзаева). Эта тетрадь и "Методические комментарии" к ней одобрены Министерством образования Российской Федерации, имеют гриф "Допущено".

Основная учебная задача, которая решается с помощью системы заданий Рабочей тетради, – обучение школьников опознанию, узнаванию и определению имен существительных, глаголов и имен прилагательных. Содержание Тетради ориентировано на реальные возможности детей, испытывающих трудности в обучении. Задания неразрывно связаны с развитием мышления школьников, уточнением и обогащением их речи.

Значительную трудность для таких детей представляет, как говорилось выше, отнесение к именам существительным их словоформ, не отвечающих на вопросы кто? что? Осознать, что слово при своем изменении обозначает один и тот же предмет, то есть остается именем существительным, помогают тексты, в состав которых включены картинки.

 

При обучении детей правописанию заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек главная трудность состоит в том, что школьники не владеют словарным (лексическим) материалом, к которому применимо изучаемое правило. Так, второклассники не знают названия города, в котором они проживают, улицы, на которой стоит их дом, большинство детей не знают своего полного имени. Кроме того, они считают, что такие имена, как, например, Маша и Мария, Толя и Анатолий, Саша и Александр, никак не связаны между собой. Поэтому значительное место в Рабочей тетради занимают задания на введение этих знаний и практическое использование ласковых и полных имен людей. Кроме того, большое место отводится работе по различению кличек животных и их названий.

В каждом разделе Тетради имеются задания, направленные на коррекцию недостатков речи детей. Например, ученики продолжают совершенствовать свои умения в употреблении родительного падежа множественного числа имен существительных.

Некоторая склонность учеников, испытывающих трудности в обучении, к однозначности в установлении связей, к стереотипности мыслительных операций ведет к неточности и хаотичности их знаний. Они часто смешивают различные части речи. Эти ученики не понимают, что грамматический вопрос, на который отвечают глаголы, состоит из двух слов. Способ определения частей речи они обосновывают следующим образом: "Существительные отвечают на вопрос кто? что?; глаголы отвечают на вопрос что?" Учитель уточняет: "Как же так: имена существительные и глаголы отвечают на один и тот же вопрос – что?" На что ребенок отвечает: "Это разные вопросы. У существительных – что?, а у глаголов – што?" Особое место в Рабочей тетради отводится упражнениям на сопоставление слов, отвечающих на вопрос что делает? и что делают? В этих упражнениях учтены особенности умственной и речевой подготовки детей.

Отсутствие в речи многих второклассников глаголов, отражающих эмоциональное состояние людей, компенсируется в пособии наличием заданий, направленных на активное употребление этой группы глаголов в инициативной речи школьников.

У учеников, испытывающих трудности в овладении школьными знаниями, чрезвычайно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, оценки. Так, имена прилагательные большой и маленький служат для определения длины, ширины, толщины. Для обозначения оценочных суждений используются лишь слова хороший, плохой, добрый. Они могут обозначать самые разные качества: храбрый, жадный, хитрый, трусливый и т.д. Скудность запаса имен прилагательных проявляется и в том, что при необходимости дети используют не антонимы предложенных им слов, а те же прилагательные с отрицательной частицей не. Например, храбрыйнехрабрый (вместо трусливый), веселыйневеселый (вместо грустный, печальный) и т.п.

Конкретные впечатления и представления о том, что вокруг нас, уточняются и расширяются на уроках окружающего мира. На уроках русского языка и чтения указанная работа также занимает значительное место, но главным образом в плане организации словесного высказывания. Например, ученики редко выделяют такой признак, как материал, из которого изготовлен предмет. Но даже выделив это качество, они обозначают его
не прилагательным, а существительным с предлогом
(из дерева, из резины, а не деревянный, резиновый). На преодоление этих речевых трудностей направлены многие задания третьей части Рабочей тетради.

Большую роль в формировании желания детей использовать имена прилагательные в речи играют задания по составлению загадок. Школьники должны не только составить загадку, но и записать ее. Учитель напоминает, что, придумывая загадку, они должны указать, к каким предметам относится задуманное (животное, человек, овощ, фрукт и т.д.), если растение – где растет, цвет, форму. Научившись составлять загадки, ученики с удовольствием занимаются этим во внеурочное время под руководством воспитателя.

Освоение грамматического материала сочетается в Тетради с заданиями по работе с предложениями и текстом, письменными ответами детей по содержанию текстов, самостоятельным составлением предложений на основе наглядного материала, восстановлением деформированного текста, освоением элементов речевого этикета при написании записок родителям, друзьям. Уделено внимание обучению, а затем и самостоятельному написанию учениками небольших рассказов по картинкам и по сериям картин, продолжению рассказа по его началу, что способствует развитию как устной, так и письменной инициативной речи детей.

В Рабочей тетради реализуется преемственность и перспективность. Задания пособия составлены так, что первоначальное ознакомление школьников с частями речи сочетаются с повторением почти всего фонетического, грамматического и синтаксического материала, ранее изученного детьми, с повторением и практическим использованием алфавита, правил списывания текста.

На основе заданий Рабочей тетради у учеников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению грамматики и орфографии на более поздних ступенях обучения: как во втором, так и в последующих классах. Естественно, что подготовительная (пропедевтическая) работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию темы.

Система заданий, представленная в Рабочей тетради, направлена на комплексное решение коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач. Кроме первоначальных знаний о частях речи, уточняются, корригируются, обогащаются разные стороны речи детей. Интенсивно развиваются такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование. Именно на них основывается умение классифицировать слова по признакам семантической принадлежности и по грамматическим вопросам. Тексты, разные по содержанию и доступные пониманию детей, рисунки, несущие положительный эмоциональный настрой, в сочетании с дидактической направленностью способствуют формированию интереса детей к русскому языку.