Нина АНДРИЯНОВА,
учитель Тихменевской школы
Кузнецкого района Пензенской области.
Пятый океан необходимо охранять
На уроках природоведения у детей формируется
четкое понятие о том, что окружающую среду надо
беречь. Как это делать? Что зависит от человека?
Чем он может повлиять на сложившуюся вокруг него
ситуацию?
Ответы на эти вопросы на уроке-конференции
получили ученики Нины АНДРИЯНОВОЙ, учителя
Тихменевской школы Кузнецкого района Пензенской
области.
Тема. "Пятый океан необходимо
охранять".
Цели. Формировать знания
школьников о значении воздушной оболочки Земли;
показать основные источники загрязнения
атмосферы; подвести учащихся к выводу о
необходимости охраны воздуха.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
Ведущий. Сегодня у нас конференция,
на которой мы обсудим вопросы: от чего
загрязняется воздух? Что нужно делать для его
охраны от загрязнений? На эти вопросы нам помогут
ответить корреспонденты из различных уголков
Земли.
III. Знакомство с новым материалом
Ведущий. Кроме четырех океанов на
свете есть еще один океан – самый большой из всех
океанов, в котором мы "купаемся" каждый день,
каждый час. Все, что нас окружает, также купается
в этом океане. Догадались, какой это океан? Мы
живем на дне этого океана, он обволакивает весь
земной шар – моря, сушу, горы и низменности. Его
еще называют атмосферой.
К нам пришла телеграмма.
"Не хватает свежего
воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей
заполонили улицы, обрушили на нас свои выхлопные
газы. А еще дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы
задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой
копоти".
Жители города |
Очень трогательная
телеграмма. Кому предоставим слово?
Корреспондент 1. Атмосферный
воздух сильно загрязняется в результате
увеличения в воздухе примесей, например
углекислого газа. Его становится в воздухе все
больше и больше! Трубы заводов выпускают в воздух
целые реки углекислого газа, из выхлопных труб
автомобилей тоже вырываются струи различных
газов. Выражение "нечем дышать" все чаще
встречается в разговорах большинства горожан.
Ведущий. Каковы основные источники
загрязнения воздуха? Наш корреспондент передает
с улиц города.
Корреспондент 2. Автомобиль стал
злейшим врагом природы и человека. Он занимает
первое место по объему выбросов вредных веществ
в атмосферу. Обратите внимание (на доску
прикрепляется модель машины, рядом с ней –
карточки с цифровыми данными): один автомобиль
в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных
газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же
автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме
того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог
растения заражены тяжелыми металлами. Таким
образом, автомобиль является одним из главных
источников загрязнения.
Ведущий. Над промышленной частью
города можно увидеть разноцветные клубы дыма.
Послушаем репортаж с одного из комбинатов по
производству химических материалов.
Корреспондент 3. Мы находимся
рядом с химическим комбинатом. Вокруг него почти
нет растительности, погибла трава, кустарники,
стоят хилые деревья. Причина в том, что завод
выбрасывает огромное количество загрязняющих
веществ при сжигании топлива. При сгорании 10 т
угля выделяется 1 т сернистого газа, при этом
на 1 км2 за сутки выпадает 1 т пыли.
Вывозятся в отвалы миллионы тонн золы.
Ведущий. Такую мрачную картину
представил нам корреспондент. Есть у вас вопросы?
Дети. Какое влияние оказывает
загрязненный воздух на растения и животных?
Ведущий. На этот вопрос нам ответит
наш корреспондент из Европы.
Корреспондент 4. У меня такие
данные для вас. В 1986 году в Голландии была
поражена кислотными дождями 1/3 деревьев. В разгар
лета вдруг опала листва, отмерли корни, деревья
пожелтели, посохли, исчезла рыба в озерах. На юге
Норвегии в половине озер рыбаки не могли поймать
рыбу. Из-за кислотных дождей разрушаются
памятники архитектуры. Но самое главное –
страдает здоровье человека.
Дети. Объясните, пожалуйста, как
образуются кислотные дожди?
Корреспондент 4. Высокие заводские
трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он
соединяется с атмосферной влагой, образуются
капельки раствора серной кислоты. Эти ядовитые
вещества пропитывают тучи, которые ветер
переносит на тысячи километров. Так выпадает
кислотный дождь.
На доске:
Ведущий. Загрязнение
воздуха оказывает влияние на все компоненты
природы, особенно на здоровье человека.
На доске:
Ведущий. Какие надо
применять меры по охране воздуха? Способов очень
много. Давайте в ходе решения задачи выясним
основные пути охраны воздуха.
Ведущий раздает карточки с текстами
задач.
Карточка 1
Одно предприятие выбрасывает в
атмосферу 200 т сажи в год. После установки
газоулавливающей системы количество сажи
уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи
выбрасывает завод после установки очистных
сооружений? |
Дети. 10 тонн.
Ведущий. Какой способ охраны
воздуха предложен в условии задачи?
Дети. Установка очистных
сооружений.
Карточка 2
Один вяз за сезон улавливает из
воздуха 120 г сернистого газа, самого
распространенного и ядовитого загрязнителя
природы. Вяз живет 400 лет. Сколько сернистого газа
уничтожит вяз за свою жизнь? |
Д. 48 кг.
Карточка 3
Клен выделяет в год 2 кг кислорода, а
вяз – в 7 раз больше, чем клен. Сколько
кислорода в год выделяет вяз? |
Дети. 14 кг.
Ведущий. Какие деревья необходимо
высаживать в зеленых зонах заводов?
Дети. Те, которые выделяют
больше кислорода.
Ведущий. Какой вид охраны воздуха
указан в задачах?
Дети. Озеленение окружающей
среды.
Ведущий. Предлагаю вам решить
проблемную ситуацию "Где разместить завод?".
Дети решают, где правильно
разместить завод, чтобы город как можно меньше
страдал от вредных веществ.
Условные знаки:
направление
ветра |
лесополоса |
завод |
В результате обсуждения появляется
схема.
IV. Итог занятия
Ведущий. Мы наметили основные пути
охраны воздуха.
На доске:
– Мы выполнили всю программу
конференции и ответили на основной ее вопрос:
"Как защитить пятый океан от загрязнения?"
|