Наталья ЦИРУЛЬНИК
Трудовое обучение
(по программе Н.А. Цирульник)
В соответствии с задачами,
обозначенными в программе Н.А. Цирулик
"Трудовое обучение. Программа для
четырехлетней начальной школы", необходимо
проанализировать успешность обучения по трем
линиям:
1) развитие ручной умелости;
2) развитие умения ориентироваться в задании, и
контролировать свою работу;
3) развитие умения планировать.
Предлагаем детям два вида заданий:
первое – на точное повторение образца, второе –
на создание собственного образа по заданным
условиям.
Работы выполняются самостоятельно без
коллективного анализа и планирования.
1-й класс
Задание 1
Выполнить фигурку в технике
аппликации, точно повторив расположение деталей.
Цели задания
1. Оценить умение планировать
работу.
2. Оценить умение повторить образец, точное его
восприятие и самоконтроль.
3. Оценить развитие ручной умелости.
Организация работы
Учитель готовит крупный образец из
бумаги одного цвета. Образец во время урока
находится постоянно перед глазами детей. Он
прикреплен к доске, чтобы дети могли провести
анализ и постоянно контролировали свою работу.
У детей на парте бумажная основа для
приклеивания, бумага одного цвета для деталей,
шаблон квадрата со стороной 3 см, карандаш,
ножницы, клей.
Предложите детям точно повторить
фигурку, склеив ее из любой бумаги одного цвета.
Оценка умения планировать
Учитель наблюдает за процессом работы
детей на том этапе, когда они самостоятельно
провели анализ и приступили к практической
работе.
4-й уровень – ученик разметил с
помощью шаблона на цветной бумаге пять
квадратов. Это значит – он увидел, что
треугольники равны половине квадрата
(планирование полное и рациональное).
3-й уровень – ученик разметил
два квадрата, шесть треугольников нарисовал от
руки (планирование полное, но не рациональное).
2-й уровень – разметил два
квадрата, вырезал их, наклеил. Потом разметил
треугольники, вырезал их и наклеил (планирование
неполное).
1-й уровень – размечал по одной
детали: разметил один квадрат, вырезал, наклеил,
затем другой квадрат и т.д. (планирование
отсутствует).
Оценка умения повторить образец
Оцениваем готовую работу:
4-й уровень – работа выполнена
точно в соответствии с заданными условиями;
3-й уровень – один элемент
расположен неверно;
2-й уровень – два элемента
расположены неверно;
1-й уровень – готовая работа
полностью не соответствует предложенному
образцу.
Оценка ручной умелости
Оцениваем по готовой работе ее
качество, в данном случае – умение обвести
шаблон, точно вырезать по прямой линии, аккуратно
приклеить:
4-й уровень – детали вырезаны
точно по линии контура и аккуратно приклеены;
3-й уровень – детали имеют
небольшие отклонения от заданного размера,
приклеены аккуратно;
2-й уровень – качество работы
ниже среднего;
1-й уровень – качество работы на
низком уровне.
Задание 2
Придумать аппликацию из бумаги,
используя заданную деталь.
Цели задания
1. Оценить уровень творческого
воображения.
2. Оценить ручную умелость.
Организация работы
Учитель готовит несколько крупных
образцов, вывешивает их на доске. В распоряжении
детей бумага разного цвета, карандаш, ножницы,
клей.
Учитель предлагает детям самостоятельно
рассмотреть образцы, понять, кто или что на них
изображено и как это сделано, а затем придумать
свою аппликацию, непохожую на те, что вывешены на
доске.
Оценка уровня развития творческого
воображения
4-й уровень – ребенок придумал
свой образ, работа полностью творческая;
3-й уровень – образ
заимствован, но в него внесены существенные
изменения;
2-й уровень – работа в большей
степени повторяет образец;
1-й уровень – ребенок не смог
создать свою картинку, он полностью повторил
образец.
Оценка ручной умелости
4-й уровень – качественная
сторона работы на самом высоком уровне;
3-й уровень – качество работы
имеет небольшие погрешности;
2-й уровень – качество работы
ниже среднего;
1-й уровень – качественная
сторона работы на самом низком уровне.
2-й класс
Задание 1
Выполнить фигурку в технике
аппликации из частей квадрата (Н.А. Цирулик,
Т.Н. Проснякова. Уроки творчества: Учебник для
2-го класса. Самара: Корпорация "Федоров", 2002,
с. 74).
Цели задания
1. Оценить умение планировать
работу.
2. Оценить умение повторить образец и
контролировать свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.
Организация работы
Учитель готовит крупный образец из
бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть
четко видна, поэтому между деталями необходимо
оставлять зазоры. Образец в течение урока
постоянно прикреплен к доске, чтобы дети могли
проанализировать его и контролировать свою
работу.
У детей на парте бумажная основа для
приклеивания деталей, цветная бумага одного
цвета, линейка, карандаш, ножницы, клей.
Предложите детям точно повторить фигурку, склеив
ее из любой одноцветной бумаги. Если дети не
могут разметить квадрат, как в учебнике, пускай
переведут уже разделенный на детали квадрат
сначала на кальку, а затем с помощью
копировальной бумаги на оборотную сторону
цветной бумаги.
Оценка умения планировать
Учитель оценивает умения детей,
наблюдая за процессом работы:
4-й уровень – ученик разметил
квадрат, вырезал все детали, разложил на основе,
приклеил (планирование полное);
3-й уровень – ученик разметил
квадрат, вырезал все детали, не раскладывая на
основе, приклеил их (планирование полное);
2-й уровень – ученик разметил
квадрат, вырезал часть деталей, наклеил их, затем
вырезал другие детали и наклеил (планирование
неполное);
1-й уровень – ученик вырезал по
одной детали и приклеивал каждую отдельно
(планирование отсутствует).
Оценка умения повторить образец
Учитель оценивает готовую работу:
4-й уровень – работа выполнена
точно в соответствии с заданными условиями;
3-й уровень – один элемент
расположен неверно;
2-й уровень – две детали
расположены неверно;
1-й уровень – готовая работа не
соответствует предложенному образцу.
Оценка ручной умелости
Оцениваем уже готовую работу:
4-й уровень – детали вырезаны и
приклеены точно;
3-й уровень – детали вырезаны с
небольшими отклонениями от контура, приклеены
аккуратно;
2-й уровень – детали вырезаны с
большими отклонениями от контура, приклеены
небрежно;
1-й уровень – вырезанные детали
не соответствуют заданным размерам, приклеены
небрежно.
Задание 2
Придумать портрет из геометрических
фигур (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки
творчества. Учебник для 2-го класса. Самара:
Корпорация "Федоров", с. 79).
Цели задания
1. Оценить развитие творческого
воображения.
2. Оценить ручную умелость.
Организация работы
Дети приносят на урок бумагу разного
цвета, бумагу для эскизов, карандаш, ножницы,
линейку, клей.
Сначала нужно прочитать в учебнике и обсудить те
условия, которые необходимо выполнить в процессе
работы. Затем необходимо подробно рассмотреть
несколько фигурок: кто на них изображен, с
помощью каких геометрических фигур, сколько
квадратов, треугольников, кругов использовано в
каждом портрете, сколько их всего.
Затем дети получают задание придумать своего
человечка, совсем не похожего на тех, которые
нарисованы в учебнике.
Пусть дети рисуют эскизы до тех пор, пока не
остановятся на понравившемся варианте, а затем
вырежут и наклеят детали.
Оценка творческого воображения
4-й уровень – соединяя
по-разному детали, ученик подобрал такое
сочетание, которого нет в учебнике. Работа
полностью творческая;
3-й уровень – ученик
использовал рисунок учебника, но внес в него
существенные изменения;
2-й уровень – ученик
использовал рисунок учебника, но внес небольшие
изменения;
1-й уровень – ученик полностью
повторил то, что нарисовано в учебнике.
Оценка ручной умелости
4-й уровень – качество
выполнения работы высокое (хорошо вырезано и
аккуратно наклеено);
3-й уровень – качество работы
имеет небольшие погрешности;
2-й уровень – качество ниже
среднего;
1-й уровень – работа выполнена
на низком уровне (и вырезывание, и наклеивание
крайне небрежны).
3-й класс
Задание 1
Склеить мозаику из частей круга,
развернув ее в другую сторону (Н.А. Цирулик,
С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй.
Самара: Корпорация "Федоров", 2003, с. 57).
Цели задания
1. Оценить ручную умелость.
2. Оценить умение планировать работу.
3. Оценить умение повторить образец и
контролировать свою работу.
Организация работы
Предложите детям склеить любую
фигурку, разделенную на детали, повернув ее в
противоположную сторону. Соответственно и все
детали будут развернуты на 180 градусов.
У каждого ученика на парте бумажная основа,
бумага цветная с двух сторон или чисто белая,
копировальная бумага, калька, карандаш, ножницы,
клей.
Оценка умения планировать
4-й уровень – ученик разметил
детали круга, вырезал все детали, разложил их на
основе и только после этого приклеил;
3-й уровень – разметил все
детали, вырезал их и сразу стал наклеивать;
2-й уровень – разметил круг,
вырезал часть деталей, наклеил их, затем стал
вырезать другие;
1-й уровень – ученик сделал
разметку, вырезаRл и наклеивал по одной детали.
Оценка умения повторить образец и
контролировать свою работу
Оцениваем уже готовую работу:
4-й уровень – работа выполнена
точно в соответствии с заданными условиями;
3-й уровень – одна деталь
расположена неверно, остальные правильно;
2-й уровень – две-три детали
расположены неверно;
1-й уровень – то, что наклеено,
не соответствует предполагаемому образу.
Оценка ручной умелости (умения
вырезать)
4-й уровень – все детали
вырезаны идеально;
3-й уровень – детали вырезаны с
небольшими погрешностями;
2-й уровень – качество работы
ниже среднего;
1-й уровень – качественная
сторона работы на низком уровне.
Задание 2
Придумать открытку, используя прием
симметричного прорезывания (Н.А. Цирулик,
С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй.
Самара: Корпорация "Федоров", 2003, с. 35).
Цели задания
1. Оценить уровень развития
творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.
Организация работы
Эту работу предложите детям после
того, как они освоят технологию работы.
На урок учащиеся приносят цветной картон для
основы, бумагу цветную с одной стороны
контрастного с картоном цвета, карандаш, ножницы
с острыми концами в чехле, клей.
Дети получают задание придумать любой
симметричный рисунок и выполнить открытку,
используя прорези.
Оценка творческого воображения
3-й уровень – ученик придумал
свой симметричный образ, работа полностью
творческая;
2-й уровень – работа повторяет
один из рисунков учебника с некоторыми
изменениями;
1-й уровень – ученик повторил
без изменений рисунок учебника.
Оценка ручной умелости
Оцениваем умение вырезать
криволинейный контур:
4-й уровень – качество работы
высокое, работа аккуратная;
3-й уровень – работа имеет
небольшие погрешности;
2-й уровень – качественная
сторона работы на среднем уровне;
1-й уровень – качество работы
низкое.
4-й класс
Задание 1
Выполнить аппликацию из целых кругов и
половинок, точно повторив расположение деталей.
Цели задания
1. Оценить умение планировать
работу.
2. Оценить умение повторить образец.
3. Оценить ручную умелость.
Организация работы
У каждого ребенка основа для
приклеивания, бумага одного цвета, циркуль,
карандаш, ножницы, клей.
Учитель готовит крупный образец из бумаги двух
цветов, для того чтобы детям было хорошо видно
расположение деталей. Образец в течение всего
урока находится на доске.
Дети получают задание повторить эту фигурку из
бумаги одного цвета, расположив все детали, как
на образце. Радиусы кругов – 20 и 15 мм.
Оценка умения планировать
Оценку следует проводить, наблюдая за
процессом работы:
4-й уровень – ученик разметил
на бумаге два больших круга и три маленьких,
вырезал, расположил на основе, стал наклеивать
(планирование полное);
3-й уровень – ученик сначала
разметил детали головы, вырезал, наклеил, или
сначала разметил детали туловища, вырезал,
наклеил (планирование неполное);
2-й уровень – разметил два
больших круга, вырезаRл, наклеил (планирование
частичное);
1-й уровень – ученик размечал и
вырезал каждую деталь в отдельности.
Оценка умения повторить образец
При оценке следует учитывать не только
расположение деталей сверху и снизу, но и
положение диаметра в половинках кругов:
4-й уровень – все детали
расположены точно, как на образце;
3-й уровень – одна деталь
расположена неверно;
2-й уровень – две-три детали
расположены неверно;
1-й уровень – более трех
деталей расположено неверно.
Оценка ручной умелости
4-й уровень – все детали
вырезаны почти идеально и аккуратно приклеены;
3-й уровень – детали вырезаны с
небольшими погрешностями, приклеены аккуратно;
2-й уровень – качество
вырезывания и приклеивания ниже среднего уровня;
1-й уровень – качественная
сторона работы на самом низком уровне.
Задание 2
Придумать открытку необычной формы,
используя любую технику и любые материалы.
Цели задания
1. Оценить уровень творческого
воображения.
2. Оценить ручную умелость.
Организация работы
Учитель приносит на урок несколько
поздравительных открыток необычной формы.
Дети приносят тонкий картон или плотную бумагу,
другие материалы, которые они будут
использовать. Необходимо заранее их
предупредить, чтобы они подумали об этом дома.
Оценка творческого воображения
4-й уровень – работа полностью
творческая, ученик придумал открытку интересной
формы, которую учитель не показывал;
3-й уровень – работа
полутворческая, ученик частично использовал
форму, предложенную учителем;
2-й уровень – форма открытки,
придуманной учеником, не представляет интереса;
1-й уровень – работа полностью
повторяет одну из показанных открыток.
Оценка ручной умелости
4-й уровень – качество работы
высокое;
3-й уровень – качественная
сторона работы имеет некоторые погрешности;
2-й уровень – работа выполнена
небрежно;
1-й уровень – работа выполнена
крайне небрежно.
|