Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2004
 
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Н.ДМИТРИЕВА

Мы и окружающий мир

(по программе Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова)

1-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1. В каждой группе объектов зачеркни "лишнее" слово. Напиши название группы.

а) Луна, щука, дуб, стол, воробей __________

б) Дом, книга, солнце, автомобиль _________

в) Гора, водопад, звезда, паук _____________

Оценка выполнения задания 1

  • 4-й уровень – зачеркивают "лишнее" слово и правильно пишут название группы:

а) "лишнее" слово – стол; группа – "Природа";
б) "лишнее" слово – солнце; группа – "Изделия" или "Сделаны человеком";
в) "лишнее" слово – паук; группа – "Неживая природа".

  • 3-й уровень – правильно определены "лишние" слова, названия двух групп;

  • 2-й уровень – правильно определены "лишние" слова, нет названий групп;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2. Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.

одуванчик
клен
тюльпан
сирень
береза
ель
малина


деревья

кустарники

травянистые растения

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – верно подводят частные понятия под три общих понятия;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка в подведении частных понятий под три общих понятия;

  • 2-й уровень – допущено 2–3 ошибки в подведении частных понятий под общее;

  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

Выделение частей целого

Задание 3. Подпиши части растения.

Оценка выполнения задания 3

  • 4-й уровень – правильно подписаны все части растения (корень, стебель, лист, цветок);

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущено две ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Выделение существенных признаков понятия

Задание 4. Подчеркни главные признаки объектов живой природы.

Свистит, дышит, питается, гремит, размно-жается, поет, двигается, шумит, льется, умирает.

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – подчеркнуто 5 главных признаков объектов живой природы (дышит, питается, размножается, двигается, умирает);

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.

Задание 5. Подчеркни или напиши название страны, в которой живешь:

Россия, Украина, Беларусь, ______________.

Напиши название столицы своей страны ____.

Оценка выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3, 2-й уровни – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

2-й класс

Подведение частных понятий под общее понятие

Задание 1. Из данных слов выпиши только те, которые обозначают тела живой природы.

Марс, астра, гвоздь, сосна, волк, пруд, компас, гора, ласточка, кузнечик, озеро, Юпитер.

Оценка выполнения задания 1

  • 4-й уровень – подводит под общее понятие "Тело живой природы" пять частных понятий: астра, сосна, волк, ласточка, кузнечик.

  • 3-й уровень – подводит под общее понятие меньше половины нужных названий;

  • 2-й уровень – подводит под общее понятие меньше половины нужных названий;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

От общего понятия к частным понятиям

Задание 2. Напиши названия пяти групп животных и укажи двух представителей каждой группы.

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – указано верно четыре-пять групп животных (рыбы, птицы, насекомые, млекопитающие (звери), земноводные, пресмыкающиеся) и два представителя каждой группы;

  • 3-й уровень – указаны три группы животных и их представители;

  • 2-й уровень – правильно указаны две группы животных и их представители;

  • 1-й уровень – правильно указаны только одна группа животных и ее представители.

Дифференциация свойств объектов

вода

бесцветный(ая)
текучий(ая)
прозрачный(ая)
упругий(ая)
безвкусный(ая)
без запаха
сжимаемый(ая)
кипит при t° +100

воздух

Задание 3. Укажи линией свойства, которые относятся к воде или к воздуху.

Оценка выполнения задания 3

  • 4-й уровень – правильно указано шесть свойств воды (бесцветная, текучая, прозрачная, безвкусная, без запаха, кипит при t° +100) и шесть свойств воздуха (бесцветный, прозрачный, упругий, безвкусный, без запаха, сжимаемый);

  • 3-й уровень – правильно указано более половины свойств воды и воздуха;

  • 2-й уровень – правильно указано менее половины свойств воды и воздуха;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Ориентирование во времени и в пространстве

Задание 4. Прочти слова.

Восток, сутки, юго-запад, год, месяц, север, запад, час, юг, направо, вечер, утро.

Распредели эти слова на две группы:

Направление – _________________________

Время – ______________________________

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно распределены слова по группам: направление (восток, юго-восток, север, запад, юг, направо); время (сутки, год, месяц, час, вечер, утро);

  • 3-й уровень – более половины слов распределены правильно;

  • 2-й уровень – менее половины слов распределены правильно;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Умение ориентироваться по карте

Задание 5. Пользуясь Физической картой полушарий, определи, на каком материке расположена территория России, какие океаны омывают ее берега с севера и востока.

Материк – ____________________________.

Океаны – _____________________________.

Оценка выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 3, 2-й уровень – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание выполнено неправильно.

Знание условий, необходимых для роста и развития растений

Задание 6. Отметь знаком плюс + группу, в которой перечислены условия, необходимые для роста и развития растений.

а) тепло, песок, кислород, вода;

б) свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества;

в) воздух, питательные вещества, холод, вода, темнота.

Оценка выполнения задания 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3, 2-й уровень – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

3-й класс

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 1. Запишите. Сделайте словесное описание погоды, используя ее знаковую запись.

Оценка выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильное и полное описание погоды в двух случаях;

  • 3-й уровень – правильное и полное описание погоды в одном случае;

  • 2-й уровень – допущены ошибки (по одной в двух случаях);

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Подведение частных понятий под обобщающее понятие

Задание 2. Распредели представителей живой природы на две группы (сообщества). Назови их.

Кукушка, дуб, тимофеевка, кузнечик, шмель, осина, жук-короед, дятел, земляника, лиса, землеройка, клевер.

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – отбор всех объектов проведен правильно (кукушка, дуб, осина, жук-короед, дятел, земляника, лиса). Название сообщества дано верно (лес). Сообщество луг – тимофеевка, кузнечик, шмель, землеройка, клевер;

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (1–2 ошибки). Название сообществ дано верно;

  • 2-й уровень – отбор объектов проведен с 3–4 ошибками. Верно названо одно сообщество;

  • 1-й уровень – отбор объектов сделан неверно. Сообщества не названы.

Задание 3. Прочитай. Выпиши в одну группу признаки и объекты, относящиеся к зоне степей, в другую – признаки и предметы, относящиеся к тундре.

Холодно, зима продолжительная, лето жаркое продолжительное, лето короткое, мало влаги.

Ягель, ковыль, полынь, суслик, лемминг, песец, хомяк, кузнечик, карликовая ива, сайгак, дрофа, морошка, розовая чайка.

Тундра – ____________________________ .

Степь – ____________________________ .

Оценка выполнения задания 3

  • 3-й уровень – отбор признаков и всех объектов проведен правильно. (Тундра – холодно, зима продолжительная, лето короткое; ягель, лемминг, песец, карликовая ива, морошка, розовая чайка. Степь – лето жаркое продолжительное, мало влаги; ковыль, полынь, суслик, хомяк, кузнечик, сайгак, дрофа);

  • 2-й уровень – отбор признаков и объектов проведен не полностью (3–4 ошибки);

  • 1-й уровень – отбор объектов проведен неверно.

Установление связей между объектами природы

Задание 4. Какие объекты живой природы надо включить в эти пищевые цепи?

а) морошка --> лемминг --> ?

б) осина --> гусеница --> ? --> ?

в) травянистые растения --> хомяк --> ?

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – 3 цепи составлены верно: (а) песец; б) синица --> ястреб (возможны варианты); в) лиса (возможны варианты);

  • 3-й уровень – 2 цепи составлены верно;

  • 2-й уровень – 1 из цепей составлена верно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 5. Напиши, почему к зиме у белки и зайца меняется густота и окраска шерсти.

Оценка выполнения задания 5

  • 4-й уровень – причины указаны правильно (понижение температуры (холод) – меняется густота шерсти; белый снег – меняется окраска шерсти);

  • 3-й уровень – правильно указаны две причины;

  • 2-й уровень – правильно указана одна причина;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Экология

Задание 6. Напиши, какие правила поведения надо соблюдать в лесу.

Оценка выполнения задания 6

  • 4-й уровень – правильно указано не менее четырех правил поведения в лесу;

  • 3-й уровень – правильно указаны 3 правила.

  • 2-й уровень – правильно указаны 1–2 правила.

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Ориентирование во времени

Задание 7. Запиши правильное утверждение.

а) Год – это время, ...

б) Составь схему.

Оценка выполнения задания 7

  • 4-й уровень – правильно выполнены пункты а) и б);

  • 3-й уровень – правильно выполнен пункт а), в составлении схемы допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – в пункте а) допущено неверное утверждение, в составлении схемы б) допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 8. Рядом с годом напиши век. Напиши исторические события, которые произошли в эти годы.

Год
988
1242
1380

Век
__________
__________
__________

Событие
_________
__________
__________

Оценка выполнения задания 8

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

  • 1-й уровень – другие варианты.

4-й класс

Подведение частных понятий под общее понятие

Задание 1. Напиши, какие из этих полезных ископаемых используют при строительстве, а какие – как горючее.

Каменный уголь, песок, гранит, нефть, мрамор, природный газ, известняк, мел, каменная соль.

Строительные – _______________________

Горючие – ____________________________

Оценка выполнения задания 1

  • 4-й уровень – отбор объектов проведен правильно (строительные – песок, гранит, мрамор, известняк; горючие – каменный уголь, нефть, природный газ);

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (1–2 ошибки);

  • 2-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (3–4 ошибки);

  • 1-й уровень – отбор объектов сделан неверно.

Задание 2. Соотнести органы тела человека с соответствующей им системой. Назови эти системы.

Нос, сердце, легкие, трахея, вены, бронхи, артерии, позвоночник.

1. ____________ система – _____________

2. ____________ система – _____________

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – задание выполнено верно. Органы правильно соотнесены с системой. Кровеносная система – сердце, вены, артерии. Дыхательная система – нос, легкие, трахея, бронхи);

  • 3-й уровень – при выполнении задания допущены 1–2 ошибки;

  • 2-й уровень – органы соотнесены с соответствующей системой не полностью (3–4 ошибки);

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 3. Напиши, почему надо дышать через нос. Что при таком дыхании происходит с воздухом?

Оценка выполнения задания 3

  • 4-й уровень – правильно и полно указаны изменения, которые происходят с воздухом во время прохождения по носовым полостям (очищается от пыли; обеззараживается; увлажняется; согревается);

  • 3-й уровень – правильно указаны 3 изменения, происходящие с воздухом;

  • 2-й уровень – правильно указаны 1–2 изменения, происходящие с воздухом;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4. Какие правила надо соблюдать, чтобы не болеть?

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно и полно сформулированы правила здорового образа жизни (соблюдать чистоту тела и жилища; мыть овощи и фрукты; не пить сырую воду; делать прививки; делать зарядку; заниматься спортом и т.д.);

  • 3-й уровень – правильно сформулировано не менее трех правил здорового образа жизни;

  • 2-й уровень – сформулированы только 2 правила здорового образа жизни;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 5. Допиши данные утверждения, указав причину а) и следствие б).

а) Чтобы не было искривления позвоночника и нормально развивались внутренние органы (легкие, сердце), надо сидеть за столом ________ .
б) Врачи рекомендуют два раза в день чистить зубы (утром и вечером), чтобы ____________ .

Оценка выполнения задания 5

  • 4-й уровень – правильно и полно формулированы причина (выпрямив спину и не прижимаясь грудью к столу) и следствие (чтобы во рту, между зубов не оставалась пища, не размножались бактерии, зубы не разрушались (зубы были здоровыми));

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Умение описывать, зарисовывать объекты окружающего мира

Задание 6. Опиши растительность и животный мир природной зоны, в которой ты живешь.

Оценка выполнения задания 6

  • 4-й уровень – описание содержит 5–6 правильных названий. Отмечены взаимосвязи между объектами живой природы;

  • 3-й уровень – описание содержит менее четырех названий растений и животных;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 7. Нарисуй и раскрась государственный флаг России.

Оценка выполнения задания 7

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 3, 2-й уровни – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Задание 8

Отметь знаком плюс + события, которые относятся к истории России.

1. Битва на Куликовом поле 1380 г.
2. Открытие Америки 1492 г.
3. Открытие Антарктиды 1820 г.
4. Бородинское сражение 1812 г.
5. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
6. Первый полет человека в космос 1961 г.