Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2004
 
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирэн АРГИНСКАЯ

Математика

(по программе И.И.Аргинской)

Пояснительная записка

Назначение работ. Выявить степень соответствия общим базовым требованиям к подготовке по математике учеников начальных классов, обучающихся по системе Л.В. Занкова.

Организация работы

1. Работы выполняются на отдельных листах. На лицевой стороне указываются выходные данные ученика: фамилия, имя, класс, школа (желательно указание населенного пункта). Время оформления листов
не входит во время выполнения работы (в 1-м классе допустимо оформление лицевой стороны работы учителем).

2. Текст заданий записывается на доске, прочитывается учителем и разъясняется в случае необходимости. В ходе выполнения работы учитель может давать детям требующиеся им дополнительные пояснения, не носящие характера подсказки.

Если будет возможность, ученикам 1-го класса лучше текст работы заготовить на индивидуальных листах с крупным набором текстов заданий.

Требования к проведению работ

1. Исключение факторов травмирующих учеников:

а) работу в присутствии ассистента проводит учитель, постоянно работающий с детьми, а не посторонний или малознакомый ученикам человек;
б) учитель во время проведения работы имеет право свободно общаться с учениками; ассистент фиксирует все факты обращения детей к учителю, степень помощи, которая оказывается ученикам со стороны учителя; при подведении итогов работы эти наблюдения учитываются.

2. Отсутствие регламентации времени выполнения работы каждым учеником. Если часть школьников
не успела завершить работу за отведенное на нее время, им предоставляется возможность продолжить ее выполнение во внеурочное время.

3. При проведении работы необходимо фиксировать время ее выполнения каждым учеником, как выполнившим работу в пределах отведенного на уроке времени, так и продолжившим ее выполнение вне урока.

4. Каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, выставляемой за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления.

5. При проверке работы учителем не исправленные учеником ошибки не исправляются и не подчеркиваются, а в конце каждого задания указывается их количество. Работы возвращаются ученикам для самостоятельного поиска и исправления ошибок.

Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля, который оценивается по четырехуровневой шкале:

  • 4-й уровень – в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки (при этом учитываются и ошибки, исправленные сразу после выполнения работы);

  • 3-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправленной;

  • 2-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился;

  • 1-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился.

Примечание. Работы учеников, выполненные без ошибок или с ошибками, полностью исправленными при первоначальной проверке сразу после завершения работы, оцениваются с точки зрения сформированности самоконтроля как высший уровень.

Обработка результатов. Выполнение работы оценивается по пятибалльной (или другой используемой в данной школе) шкале в соответствии с общими для всех классов нормативными требованиями.

1-й класс

Вариант 1

Задание 1. Запиши в порядке увеличения числа 16, 11, 9, 14, 17. Запиши пропущенные числа.

Задание 2. а) Найди значения выражений.

7 + 2
8 – 3
3 + 4
9 – 5
6 – 0

б) Раздели получившиеся равенства на две группы (постарайся найти два решения).

Задание 3. Начерти замкнутую и незамкнутую кривые линии.

Задание 4. Поставь верные знаки сравнения.

18 дм ... 1 м 8 дм
7 дм 2 см ... 2 м 7 дм

Вариант 2

Задание 1. Запиши в порядке уменьшения числа 15, 10, 8, 13, 16. Запиши пропущенные числа.

Задание 2. а) Найди значения выражений.

6 – 3
6 + 3
2 + 5
8 + 0
9 – 6

б) Раздели получившиеся равенства на две группы (постарайся найти два решения).

Задание 3. Начерти замкнутую и незамкнутую ломаные из трех звеньев.

Задание 4. Поставь верные знаки сравнения.

1 м 4 дм ... 4 дм 9 см
16 см ... 1 дм 6 см

2-й класс

Вариант 1

Задание 1. Сделай краткую запись задачи и реши ее.

Хрюша и Степашка решили навестить Филю. Сначала они ехали 35 минут на автобусе, а потом шли пешком, затратив на это на 19 минут меньше, чем на поездку на автобусе. Сколько времени они были в пути?

Задание 2. Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

8 х 8 – 40 : 8
(48 : 8 + 3) х 7

Задание 3. Не находя корни уравнений, поставь вместо точек знаки сравнения.

76 – к = 37
76 – е = 35
к ... е

с + 18 = 53
18 + а = 51
с ... а

Задание 4. Начерти квадрат со сторонами 7 см и найди его периметр.

Задание 5. Используя знаки действий и, если нужно, скобки, получи верное равенство.

2 2 2 2 = 1.

Постарайся найти не одно решение.

Вариант 2

Задание 1. Сделай краткую запись задачи и реши ее.

Каркуша и Филя решили встретиться и вместе отправиться на прогулку. Филя пробежал до места встречи 27 м, а Каркуша пролетела на 45 м больше. Какой путь они проделали вместе?

Задание 2. Укажи порядок выполнения действий и найди значения выражений.

9 х 6 + 35 : 5
(3 х 8 – 4 х 3) : 6

Задание 3. Не находя корни уравнений, поставь вместо точек знаки сравнения.

х – 21 = 49
у – 19 = 58
х ... у

25 + а = 74
21 + е = 74
а ... е

Задание 4. Начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 8 см и найди его периметр.

Задание 5. Используя знаки действий и, если нужно, скобки, получи верное равенство.

2 2 2 2 = 0.

Постарайся найти не одно решение.

3-й класс

Вариант 1

Задание 1. а) Реши задачу.

Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик отправились навстречу друг другу из своих домиков. Дюймовочка ехала на улитке со скоростью 5 см/мин, а Мальчик-с-пальчик скакал на кузнечике, скорость которого в 4 раза больше скорости улитки. Через 7 минут они встретились. На каком расстоянии друг от друга расположены их домики?

б) Измени задачу так, чтобы ее решение стало короче. Постарайся найти не один способ такого изменения.

Задание 2. а) Из выражений (140 – 16 + 38) : 3 х 4 и (48 х 4 + 96 – 72) : 6 составь выражения, значения которых равны: сумме значений этих выражений; разности их значений.

б) Проверь, правильно ли ты выполнил задание, решив данные и составленные выражения.

Задание 3. а) Найди значения выражений при данных значениях букв.

и + т, если и = 527, а т = 373; и = 149, а т = 95.
в : а, если в = 56, а а = 8; в = 396, а а = 9.

б) Предложи свои значения букв и найди значения выражений.

Задание 4. а) Периметр квадрата равен 32 см. Найди площадь этого квадрата.

б) Какие стороны может иметь прямоугольник с такой же площадью, если они выражены целым числом сантиметров? Найди периметры таких прямоугольников.

Задание 5. Выпиши те пары величин, где возможно поставить вместо многоточия знак сравнения, и поставь верные знаки.

6 м 7 дм ... 670 см
8 м 79 см ... 8 кг 79 г
83 т ... 830 ц

Вариант 2

Задание 1. а) Реши задачу.

Белоснежка для гномов купила в лесном магазине конфеты и печенье. За конфеты она заплатила 364 кленовых листочка, а за печенье – в 7 раз меньше, чем за конфеты. Сколько стоила вся покупка?

б) Измени задачу так, чтобы ее решение стало короче. Постарайся найти не один способ такого изменения.

Задание 2. а) Из выражений (188 – 14 + 30) : 6 х 5 и (96 х 3 + 128 – 192) : 8 составь выражения, значения которых равны: сумме значений этих выражений; разности их значений.

б) Проверь, правильно ли ты выполнил задание, решив данные и составленные тобой выражения.

Задание 3. а) Найди значения выражений при данных значениях букв.

х – у, если х = 605, а у = 467; х = 931, а у = 673.
к х е, если к = 9, а е = 1; к = 135, а е = 6.

б) Предложи свои значения букв и найди значения выражений.

Задание 4. а) Площадь квадрата 64 см2. Найди периметр этого квадрата.

б) Какие стороны может иметь прямоугольник с таким же периметром, если они выражены целым числом сантиметров? Найди площади таких прямоугольников.

Задание 5. Выпиши те пары величин, где возможно поставить вместо многоточия знак сравнения, и поставь верные знаки.

23 см 7 мм ... 23 руб. 7 коп.
2 дм2 62 см2 ... 262 см2
6 дм 7 мм ... 67 мм

4-й класс

Вариант 1

Задание 1. а) Реши задачу.

Незнайка и Кнопочка решили позагорать у реки. Они одновременно отправились из своих домиков. Кнопочка пошла пешком и каждые 4 минуты проходила 12 м, а Незнайка поехал на велосипеде со скоростью в 3 раза больше скорости Кнопочки. У реки они оказались одновременно через 8 минут. На каком расстоянии друг от друга находятся домики друзей?

б) Найди более короткое решение.

Задание 2. Для определения значения сложного выражения ученики выполнили такие действия, но в другом порядке: 561 + 13, 91 х 7, 78 : 6, 637 – 76.

Выполни действия и восстанови сложное выражение.

Задание 3. Найди корни уравнений и сделай проверку.

5х – 4х + 7 = 10
8х – 3 = 5х + 6

Задание 4. а) Найди периметр треугольника, стороны которого равны 8 см, 6 см, 5 см.

б) Построй треугольник со сторонами такой длины.

в) Запиши длины сторон двух других треугольников с таким же периметром.

Задание 5. Выполни действия.

181 т 6 ц х 32
36 м 27 см + 12 м 85 см
36 мин 20 с – 2 мин 28 с
38 м2 1024 см2 : 756

Вариант 2

Задание 1. а) Реши задачу.

Винни-Пух и все-все-все построили железную дорогу от опушки леса до дома Кристофера Робина длиной 140 м. Кенга, Тигра и Сова поехали в гости к Кристоферу Робину на поездах, идущих с разной скоростью, каждый из которых проходит все расстояние за целое число минут. Кенга поехала на самом быстром поезде и затратила на дорогу 2 минуты. Тигра потратил в 2 раза больше, а Сова – на 3 минуты больше времени, чем Кенга. С какой скоростью шел каждый поезд?

б) Измени задачу так, чтобы ее решение стало длиннее.

Задание 2. Для определения значения сложного выражения ученики выполнили указанные действия, но в другом порядке: 76 : 19, 52 + 24, 39 х 7, 273 – 4.

Выполни действия и восстанови сложное выражение.

Задание 3. Найди корни уравнений и сделай проверку.

8а – 3 – 7а = 11
7у – 19 = 2у + 31

Задание 4. а) Найди периметр треугольника, стороны которого равны 9 см, 8 см, 7 см.

б) Построй треугольник со сторонами такой длины.

в) Запиши длины сторон двух прямоугольников с таким же периметром и начерти эти прямоугольники.

Задание 5. Выполни действия.

98 м 70 см : 94 7 т 7 ц 7 кг х 124
25 дм3 78 см3 – 18 дм3 99 см3
19 ч 57 мин + 8 ч 36 мин

В заданиях, имеющих пункты а и б, б является заданием повышенной трудности и не учитывается при оценке базовых знаний.