Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА

Русский язык

(по программе Н.В. Нечаевой)

1-й класс

I. Владение устной речью

Уровни оценки: внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе "Обучение грамоте".

II. Владение письменной речью

Задание 1. Фонетический анализ, словарный запас, переключение от одного слова к другому (дополнительные сведения об орфографической зоркости).

а) Задумай звук. Назови три слова, в которых этот звук был бы в начале. Запиши их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

б) Задумай звук. Назови три слова, в которых этот звук был бы в конце. Запиши их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

Оцениваются: 1) количество записанных слов; 2) соответствие слов задуманному звуку.

Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.

Задание 2. Соотнесение печатного и письменного шрифта, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв.

а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.

И Т Н А С У К Е Ш

б) Составь из выписанных букв как можно больше слов; буквы можно повторять, можно использовать не все буквы.

в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим цветом буквы твердых согласных звуков.

Оценивается: 1) количество выполненных заданий: а, б, в; а, б; а; 2) в каждом выполненном задании – полнота и правильность выполнения.

Задание 3. Проверка орфографической зоркости

Возможные формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места.

Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах для 1-го класса.

Пример текста:

Жаба ждет, раздув живот, –
Жук летит ей прямо в рот.

Оценивается полнота выполнения задания.

Задание 4. Списывание текста

Наиболее объективным показателем умения списывать текст являются данные таблицы, в которой зафиксированы средние результаты домашнего и классного списывания за последние недели в зависимости от конкретных обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: спиши текст.

Эй, крючки и точки!
Черточки, кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки.

После списывания возможны и другие задания, например: а) сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть; б) в первых двух предложениях подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в первых двух предложениях подчеркни все орфограммы).
Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического, или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания:

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок.

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровень – а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ребенка при списывании.

Задание 5. Грамматическое задание

Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: проверяемые безударные гласные в корне.

а) Выпиши только родственные (однокоренные) слова;
б) в выписанных словах поставь ударение;
в) подчеркни безударные гласные.

Гореть, обгореть, горький, подгорелый, горка, загорелый, горевать.

Оцениваются полнота и правильность выполнения.

Задание 6. Орфографический диктант (проверяется правописание гласных после шипящих, написание имен с большой буквы, оформление предложения).

У Ильи Большакова жил пушистый рыжий котенок. Звали его Рыжик. Летом Рыжика взяли на дачу. В чулане жили мыши. Здорово ловил он мышей.(23 слова)

Грамматические задания

1. В словах последнего предложения поставь ударение.
2. В этом же предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши слова пятого предложения, разделяя их для переноса.

Задание 7. Составление предложений из данных слов.

Люда рисовать и домик Игорь Шарик

Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий "предложение", "слово", способность ребенка к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности).

Оценка составления предложений

  • 4-й уровень – составлено не меньше 5 вариантов предложений, например: Люда и Игорь рисуют (рисовали ) домик Шарику. Шарик рисует домик Люде и Игорю. Люда, Игорь и Шарик рисуют домик. Люда и Шарик рисуют домик Игоря. Люда и Игорь рисуют домик Шарика? Шарику рисуют домик Люда и Игорь!

  • 3-й уровень – составлено 2–4 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 8. Восстановление деформированного текста.

Любит она спать и мурлыкать.
Хвост пушистый.
У нас есть кошка Муська.
Шерсть у нее серая.
Хорошо бы мышку поймать, да лень вставать.
(23 слова)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

На основе выполненных учениками работ по разделу II можно сделать обобщенные выводы о сформированности следующих предусмотренных программой обязательных знаний и умений:

– фонетических знаний и умений (задания 1 (а, б), 2 (в), 3, 4 (б), 5 (б, в));
– орфографической зоркости (задания 1, 2 (б), 3, 6);
– графических умений (все письменные работы);
– умения списывать слова, предложения, тексты (3, 4, 5, 7, 8);
– усвоения правописания (5, 6);
– усвоения понятия "предложение" (6, 7);
– смысловой связанности предложений в тексте (8).

Кроме этих заданий, в конце года повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел "Обучение начинается с изучения ребенка" в брошюре Н.В. Нечаевой "Как учить грамоте читающих и нечитающих детей"). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.

2-й класс

I. Владение устной речью

Уровни оценки: внешней характеристики и связности устной речи см. выше в разделе "Обучение грамоте".

II. Владение письменной речью

Задание 1. Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики.

а) Расставь ударение в словах.

Щавель, понял, о слогах, повторишь, о людях, свекла.

б) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

Жужжит, коньки, воробей, весна, солнце, белье.

Задание 2. Проверка орфографической зоркости

Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим.
Далее возможны разные формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах.

Пример текста:

Незабудка раскрывает синий глаз,
и росинка в нем сверкает как алмаз.

Оценивается полнота выполнения задания.

Задание 3. Списывание текста (инструкцию и оценку работы см.: 1-й класс, задание 4)

Наиболее объективным показателем умения списывать текст являются являются данные таблицы, в которой зафиксированы средние результаты домашнего и классного списывания за последние недели в зависимости от конкретных обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: Спиши текст.

Учитель положил на стол морковку.
Раскрыл альбом прилежный ученик.
"Вон тот бочок в тени- дадим штриховку.
А этот на свету – положим блик".
Малыш трудился не жалея сил,
Штриховку на морковку наносил…

После этого возможны и другие задания. Например: а) сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть; б) в первых двух предложениях подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в первых двух предложениях подчеркни все орфограммы).
Списывание может быть и непреднамеренным: как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического, или при восстановлении деформированного текста

Задание 4. Грамматическое задание

Выявление уровня усвоения орфограмм: проверяемые безударные гласные и парные согласные в корне.

1. Спиши. Подчеркни все орфограммы "безударный гласный".
2. Обозначь части слова, в которых они находятся.
3. Выпиши только те слова, в которых проверяемый безударный гласный находится в корне. Рядом напиши как можно больше проверочных слов.

На дворе хмурый день. Дорожки покрыты грязью. Все ждут лето и тепло.

Задание 5. Напиши по законам письменной речи.

В предложениях или тексте написать слова с парными согласными в конце корня, обозначив их звуками, например:

Ястре[п], могучий ма[к], секретный ко[т], древний ро[т].
Опасный вра[к] ужат – колючий е[ш]. Ба[п]ка за де[т]ку, де[т]ка за ре[п]ку – вытянули ре[п]ку.

Задание 6. Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки (проверяется правописание Ь и Ъ, отсутствие Ь в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, оформление предложения).

Порядок работы: 1) написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам; 2) его самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть; 3) орфографическое проговаривание диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками. Исправления вносятся карандашом другого цвета.

Оценивается диктант двумя отметками: первая фиксирует реальную грамотность, вторая – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

В лесу

За деревней Васильевкой тянется большой лес. Там живет волчица. У нее волчата. Они целый месяц сосали молоко матери. Однажды принесла волчица добычу и дала ее на обед детям. Понравилась волчатам мясная пища. Урчат, грызут, рвут друг у друга. Съели все, только косточки оставили. Вот так хищники!

Задание 7. Понимание лексической сочетаемости слов.

Запиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Выбери: девица, девка, девочка, дева, девчонка, девчушка.

1. И вдруг слышу, как маленькая такая ______ лет пяти бойко читает вывеску на магазине.
2. Ну и ______, ну и хват! 3. ________ осторожно погладила собаку. Та лизнула ее. 4. В комнату не вошла, а вплыла _______ в красном сарафане, в старинном расшитом жемчугом головном уборе.

Задание 8. Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов.

котик песня петь малыш

Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм (например: Котик поет песню малыш; Малыш котик поет песню; Малыш поет песню котику...), с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова (читает, читала, прочитает, перечитывает, читали...). Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

Задание 9. Восстановление дефоримрованного текста

А над деревней большая туча шла, ударил гром, сверкнула молния.
Испугалась курочка, упала и лежит как мертвая.
Жили курочка да веселый петушок Петя.
Раз гуляла хохлатка по огороду.
Подбежал петушок к ней и забрал ее домой.

Задание 10. Составление объявления о пропаже собаки. Если уже была использована предлагаемая тема объявления, возможны другие варианты: объявление о пропаже игрушки, о пропаже трехколесного велосипеда, о покупке (продаже) двухколесного велосипеда.

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – форма и содержание текста соответствуют заданной теме и жанру (суть объявления изложена кратко; дано описание объекта, адрес, телефон, имя хозяина или покупателя (продавца);

  • 3-й уровень – упущен 1 компонент текста;

  • 2-й уровень – упущено 2–3 компонента;

  • 1-й уровень – другие варианты.