Наталия НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА
Русский язык
(по программе Н.В. Нечаевой)
1-й класс
I. Владение устной речью
Уровни оценки: внешней
характеристики, связности устной речи см. выше в
разделе "Обучение грамоте".
II. Владение письменной речью
Задание 1. Фонетический анализ,
словарный запас, переключение от одного слова к
другому (дополнительные сведения об
орфографической зоркости).
а) Задумай звук. Назови три
слова, в которых этот звук был бы в начале. Запиши
их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный
звук.
б) Задумай звук. Назови три
слова, в которых этот звук был бы в конце. Запиши
их. Подчеркни букву, обозначающую задуманный
звук.
Оцениваются: 1) количество
записанных слов; 2) соответствие слов
задуманному звуку.
Орфографические ошибки в записи слов
при выполнении данного задания не учитываются.
Однако самостоятельное записывание слов может
дать дополнительные сведения о сформированности
графических умений, об орфографической зоркости:
пишет опасные места наугад, делает пропуск или
спрашивает о написании учителя.
Задание 2. Соотнесение печатного
и письменного шрифта, комбинаторные способности,
знание алфавита, различение мягких и твердых
согласных звуков и их букв.
а) Запиши буквы письменным
шрифтом в алфавитном порядке.
И Т Н А С У К Е Ш
б) Составь из выписанных букв
как можно больше слов; буквы можно повторять,
можно использовать не все буквы.
в) В составленных словах отметь
зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и
синим цветом буквы твердых согласных звуков.
Оценивается: 1) количество
выполненных заданий: а, б, в; а, б;
а; 2) в каждом выполненном задании –
полнота и правильность выполнения.
Задание 3. Проверка
орфографической зоркости
Возможные формулировки задания:
1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все
опасные места.
Задание может быть самостоятельным, а
может быть проведено на любом предложении или
наборе слов, приведенных в данных проверочных
работах для 1-го класса.
Пример текста:
Жаба ждет, раздув живот,
–
Жук летит ей прямо в рот.
Оценивается полнота
выполнения задания.
Задание 4. Списывание текста
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст являются данные таблицы,
в которой зафиксированы средние результаты
домашнего и классного списывания за последние
недели в зависимости от конкретных
обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда
предъявляется текст с прямым заданием правильно
его списать, например: спиши текст.
Эй, крючки и точки!
Черточки, кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки.
После списывания возможны и другие
задания, например: а) сверь твой текст с текстом
на доске, исправь ошибки, если они есть; б) в
первых двух предложениях подчеркни буквы мягких
согласных звуков (вариант: в первых двух
предложениях подчеркни все орфограммы).
Списывание может быть и непреднамеренным, как
необходимый этап выполнения другого задания,
например грамматического, или при
восстановлении деформированного текста.
Оценка списывания:
4-й уровень – переписывает
правильно, без ошибок.
3-й уровень – допущены
отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3)
исправления;
2-й уровень – а) 3–4 ошибки
или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3
исправления;
1-й уровень – работа показывает
значительные затруднения ребенка при
списывании.
Задание 5. Грамматическое
задание
Выявление готовности к усвоению
орфографической темы следующего года обучения:
проверяемые безударные гласные в корне.
а) Выпиши только родственные
(однокоренные) слова;
б) в выписанных словах поставь ударение;
в) подчеркни безударные гласные.
Гореть, обгореть, горький,
подгорелый, горка, загорелый, горевать.
Оцениваются полнота и
правильность выполнения.
Задание 6. Орфографический диктант
(проверяется правописание гласных после шипящих,
написание имен с большой буквы, оформление
предложения).
У Ильи Большакова жил пушистый
рыжий котенок. Звали его Рыжик. Летом Рыжика
взяли на дачу. В чулане жили мыши. Здорово ловил
он мышей.(23 слова)
Грамматические задания
1. В словах последнего предложения
поставь ударение.
2. В этом же предложении подчеркни буквы,
обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши слова пятого предложения, разделяя их
для переноса.
Задание 7. Составление предложений
из данных слов.
Люда рисовать и домик Игорь Шарик
Назначение задания. Выявить
уровень усвоения учениками понятий
"предложение", "слово", способность
ребенка к поиску разных вариантов словесного
выражения мысли (комбинаторные возможности).
Оценка составления предложений
4-й уровень – составлено не
меньше 5 вариантов предложений, например: Люда и
Игорь рисуют (рисовали ) домик Шарику. Шарик
рисует домик Люде и Игорю. Люда, Игорь и Шарик
рисуют домик. Люда и Шарик рисуют домик Игоря.
Люда и Игорь рисуют домик Шарика? Шарику рисуют
домик Люда и Игорь!
3-й уровень – составлено 2–4
предложения;
2-й уровень – составлено 1
предложение;
1-й уровень – задание не
выполнено.
Задание 8. Восстановление
деформированного текста.
Любит она спать и мурлыкать.
Хвост пушистый.
У нас есть кошка Муська.
Шерсть у нее серая.
Хорошо бы мышку поймать, да лень вставать. (23
слова)
Оценка составления текста
4-й уровень – все
логико-смысловые связи установлены правильно;
3-й уровень – большинство
связей установлено правильно;
2-й уровень – большинство
связей установлено неправильно;
1-й уровень – хаотический набор
предложений.
На основе выполненных учениками работ
по разделу II можно сделать обобщенные выводы о
сформированности следующих предусмотренных
программой обязательных знаний и умений:
– фонетических знаний и умений
(задания 1 (а, б), 2 (в), 3, 4 (б), 5 (б, в));
– орфографической зоркости (задания 1, 2 (б),
3, 6);
– графических умений (все письменные работы);
– умения списывать слова, предложения, тексты
(3, 4, 5, 7, 8);
– усвоения правописания (5, 6);
– усвоения понятия "предложение" (6, 7);
– смысловой связанности предложений в тексте
(8).
Кроме этих заданий, в конце года
повторите задания, которые вы проводили в начале
учебного года, выявляя уровень готовности к
обучению русскому языку (см. раздел "Обучение
начинается с изучения ребенка" в брошюре Н.В.
Нечаевой "Как учить грамоте читающих и
нечитающих детей"). Результаты сравнения
покажут абсолютный прирост в развитии
предпосылок продуктивного усвоения русского
языка.
2-й класс
I. Владение устной речью
Уровни оценки: внешней
характеристики и связности устной речи см. выше в
разделе "Обучение грамоте".
II. Владение письменной речью
Задание 1. Фонетический анализ,
качество освоения орфоэпии и графики.
а) Расставь ударение в словах.
Щавель, понял, о слогах,
повторишь, о людях, свекла.
б) Запиши слова, в которых
количество букв совпадает с количеством звуков.
Жужжит, коньки, воробей, весна,
солнце, белье.
Задание 2. Проверка
орфографической зоркости
Прочитай, произнеси, как мы обычно
говорим.
Далее возможны разные формулировки задания:
1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все
опасные места. Задание может быть
самостоятельным, а может быть проведено на любом
предложении или наборе слов, приведенных в
данных проверочных работах.
Пример текста:
Незабудка раскрывает синий глаз,
и росинка в нем сверкает как алмаз.
Оценивается полнота
выполнения задания.
Задание 3. Списывание текста (инструкцию
и оценку работы см.: 1-й класс, задание 4)
Наиболее объективным показателем
умения списывать текст являются являются данные
таблицы, в которой зафиксированы средние
результаты домашнего и классного списывания за
последние недели в зависимости от конкретных
обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда
предъявляется текст с прямым заданием правильно
его списать, например: Спиши текст.
Учитель положил на стол морковку.
Раскрыл альбом прилежный ученик.
"Вон тот бочок в тени- дадим штриховку.
А этот на свету – положим блик".
Малыш трудился не жалея сил,
Штриховку на морковку наносил…
После этого возможны и другие задания.
Например: а) сверь твой текст с текстом на
доске, исправь ошибки, если они есть; б) в
первых двух предложениях подчеркни буквы мягких
согласных звуков (вариант: в первых двух
предложениях подчеркни все орфограммы).
Списывание может быть и непреднамеренным: как
необходимый этап выполнения другого задания,
например грамматического, или при
восстановлении деформированного текста
Задание 4. Грамматическое
задание
Выявление уровня усвоения орфограмм:
проверяемые безударные гласные и парные
согласные в корне.
1. Спиши. Подчеркни все орфограммы
"безударный гласный".
2. Обозначь части слова, в которых они находятся.
3. Выпиши только те слова, в которых проверяемый
безударный гласный находится в корне. Рядом
напиши как можно больше проверочных слов.
На дворе хмурый день. Дорожки
покрыты грязью. Все ждут лето и тепло.
Задание 5. Напиши по законам
письменной речи.
В предложениях или тексте написать
слова с парными согласными в конце корня,
обозначив их звуками, например:
Ястре[п], могучий ма[к], секретный
ко[т], древний ро[т].
Опасный вра[к] ужат – колючий е[ш]. Ба[п]ка за
де[т]ку, де[т]ка за ре[п]ку – вытянули ре[п]ку.
Задание 6. Диктант с его
последующим орфографическим проговариванием с
целью проверки (проверяется правописание Ь и Ъ,
отсутствие Ь в сочетаниях Ч и Щ с
другими согласными, правописание гласных после
шипящих, проверяемых безударных гласных, парных
согласных, оформление предложения).
Порядок работы: 1) написание
диктанта, который учитель диктует по
орфоэпическим нормам; 2) его самостоятельная
проверка учениками, исправление ошибок, если они
есть; 3) орфографическое проговаривание
диктанта учителем по отдельным предложениям с
одновременной проверкой работ учениками.
Исправления вносятся карандашом другого цвета.
Оценивается диктант двумя
отметками: первая фиксирует реальную
грамотность, вторая – умение ребенка сверять
совпадающий звуковой и буквенный облик слова при
его орфографическом проговаривании.
В лесу
За деревней Васильевкой тянется
большой лес. Там живет волчица. У нее волчата. Они
целый месяц сосали молоко матери. Однажды
принесла волчица добычу и дала ее на обед детям.
Понравилась волчатам мясная пища. Урчат, грызут,
рвут друг у друга. Съели все, только косточки
оставили. Вот так хищники!
Задание 7. Понимание лексической
сочетаемости слов.
Запиши, вставляя подходящие по смыслу
слова. Выбери: девица, девка, девочка, дева,
девчонка, девчушка.
1. И вдруг слышу, как маленькая
такая ______ лет пяти бойко читает вывеску на
магазине.
2. Ну и ______, ну и хват! 3. ________ осторожно погладила
собаку. Та лизнула ее. 4. В комнату не вошла, а
вплыла _______ в красном сарафане, в старинном
расшитом жемчугом головном уборе.
Задание 8. Из данных слов составь
как можно больше предложений. Можно изменять
форму слов.
котик песня петь малыш
Количество вариантов связано с
изменением порядка слов, с изменением и без
изменения их форм (например: Котик поет песню
малыш; Малыш котик поет песню; Малыш поет песню
котику...), с выходом на повествовательные и
вопросительные предложения, с изменением формы
глагола и с подбором родственного слова (читает,
читала, прочитает, перечитывает, читали...). Оценивается
только количество правильно составленных
предложений. Орфографические ошибки не
учитываются.
Задание 9. Восстановление
дефоримрованного текста
А над деревней большая туча шла,
ударил гром, сверкнула молния.
Испугалась курочка, упала и лежит как мертвая.
Жили курочка да веселый петушок Петя.
Раз гуляла хохлатка по огороду.
Подбежал петушок к ней и забрал ее домой.
Задание 10. Составление объявления
о пропаже собаки. Если уже была использована
предлагаемая тема объявления, возможны другие
варианты: объявление о пропаже игрушки, о пропаже
трехколесного велосипеда, о покупке (продаже)
двухколесного велосипеда.
Оценка составления текста
4-й уровень – форма и
содержание текста соответствуют заданной теме и
жанру (суть объявления изложена кратко; дано
описание объекта, адрес, телефон, имя хозяина или
покупателя (продавца);
3-й уровень – упущен 1 компонент
текста;
2-й уровень – упущено 2–3
компонента;
1-й уровень – другие варианты.
|