Наталия НЕЧАЕВА
Обучение грамоте
(по программе Н.В. Нечаевой)
Назначение работ
1. Сделать выводы о продвижении
детей по отношению к стартовому уровню.
Результаты выполнения данных работ сравнить с
результатами выполнения диагностических
заданий в начале и середине учебного года (см.
брошюру Н.В. Нечаевой "Как учить грамоте
читающих и нечитающих детей").
2. Зафиксировать результаты
освоения основных умений для пройденного этапа.
I. Владение устной речью
Форма изучения и показатели развития
устной речи едины с 1-го по 4-й класс. Уровень
владения устной речью устанавливается на
основании наблюдений учителя за устной речью
учащихся на уроках и вне уроков в результате
постепенного накапливания сведений о внешней
характеристике речи, ее развернутости и
связности.
1. Оценка внешней характеристики
устной речи
Показатели: 1) говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками
соответствует ситуации; 3) речь в основном
грамматически правильна; 4) артикуляция
чистая; 5) громкость нормативная.
4-й уровень – в норме 5
показателей;
3-й уровень – в норме 4 показателя;
2-й уровень – в норме 2–3
показателя;
1-й уровень – в норме 1 показатель.
2. Оценка связности устной речи
Показатели: 1) типичные единицы
высказывания; 2) развернутость характеристики
объекта.
4-й уровень – говорит связными
предложениями; может дать развернутую
характеристику объекта или явления;
3-й уровень – речь состоит из
предложений или отдельных слов, заменяющих
предложение; характеристика объекта или явления
дается в виде малосвязных мыслей;
2-й уровень – предложения почти
не используются в речи, произносятся в основном
отдельные слова; ученик испытывает большие
трудности при характеристике объекта или
явления;
1-й уровень – речь в основном
состоит из междометий и частиц; содержание
высказывания улавливается с трудом.
II. Владение письменной речью
1. Оценка техники чтения вслух,
понимания прочитанного
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
(Предлагаются на выбор учителя. Может
быть использован любой другой текст похожей
сложности.)
1. В доме жил ежик. Еж был ручной.
Мы часто гладили его. Он прижимал к спине колючки
и делался мягким. Мы назвали его Пушок.
Если Пушок хотел есть, то он гонялся за мной. Еж
пыхтел, фыркал и кусал за ноги. Так Пушок требовал
еду.
Летом я брал гулять его в сад. Ежик бегал по
дороге. Он любил ловить жуков. (58 слов, из них
трехсложных – 8)
(По К.Паустовскому)
2. Начала свою работу
Весна-Красна. Вот стоит перед ней лес – хмурый,
унылый. Взяла она тонкие, нежные кисточки.
Чуть-чуть тронула зеленью ветки берез. На осины и
тополя развесила длинные розовые и серые
сережки.
На лесной поляне синей краской вывела она
большую весеннюю лужу. А вокруг нее рассыпала
первые цветы подснежника.
День за днем все наряднее пишет свою картину
Весна. (59 слов, из них: четырехсложных – 6,
трехсложных – 15)
(По Г.Скребицкому)
Оцениваются: 1) понимание
прочитанного; 2) способ чтения; 3) количество
и характер ошибок.
Предлагаем и другой, более объективный
показатель успехов в навыке чтения, достигнутых
первоклассниками.
Учитель подготавливает таблицу
"Анализ чтения" (известны пять показателей)
и постепенно заполняет ее на всех уроках, на
которых дети читают. Таким образом фиксируются
самые главные показатели: понимание
прочитанного; способ чтения; характер ошибок,
если они есть. Время от времени незаметно для
учеников учитель отмечает и скорость чтения. Для
этого надо разметить несколько текстов и в
разные дни недели прочитать их в классе. Вместе с
тем известно, что любой опытный учитель и завуч
на слух определяют, читает ли их воспитанник ниже
предусмотренной программой нормы, по норме или
выше нормы.
2. Оценка понимания лексического
значения слов, умения группировать
Задание. Прочитай названия
предметов. Представь эти предметы. Напиши номер
"лишнего" предмета.
1. Стол. 2. Диван. 3. Тарелка. 4. Шкаф.
№____________________________________
1. Сорока. 2. Мышка. 3. Ворона. 4.
Воробей.
№____________________________________
1. Юра. 2. Артем. 2. Марина. 3. Андрей.
№____________________________________
3. Оценка умений оформлять
предложение, различать на слух границы слов
Задание. Запиши предложения под
диктовку схемами.
Правила диктанта обычные: читается
весь текст, читается предложение, которое затем
диктуется по два, три слова. Обязательно
выдерживается пауза перед диктовкой предлогов и
союзов и после их диктовки.
У первоклассников праздник. Они
научились читать и писать. Мамы и папы поздравили
их. Много подарков получили дети. А самыми
дорогими подарками были книги. Теперь
перво-классники могут сами прочитать сказку или
стихи.
4. Оценка дифференциации звуков речи
Задание. Запиши слова под диктовку
кружками.
ты оса мир лапа весна кресло капитан
5. Оценка навыка списывания и
усвоения фонетических знаний
Задание 1. Спиши слова.
Задание 2. Проставь ударение.
Задание 3. Подчеркни буквы,
обозначающие гласные звуки.
Задание 4. Раздели, где можно,
слова на слоги вертикальной чертой.
Лапки, юла, снег, майка, письмо, гриб,
чай.
6. Оценка усвоения фонетических
знаний
Задание. Спиши слоги:
ве, жи, ки, ма, ча, су, щу, ле.
Подчеркни слоги с буквой, обозначающей
мягкий согласный звук.
Выполнение заданий оценивается в
зависимости от количества правильно выполненных
заданий или правильно записанных предложений,
слов.
|