Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2004

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лариса САЛОМАТИНА

Продолжение. См. № 31, 34, 40, 45/2003; 4/2004

У природы нет плохой погоды

Занятие 23

(2 часа)

Тема. «А.И. Куприн. "Завирайка" (отрывок). Неопределенная форма глагола».

Цели. Знакомство с творчеством А.И. Куприна; совершенствование умения анализировать повествовательный текст; обогащение речи учащихся; повторение знаний о неопределенной форме глагола, определение их роли в тексте; развитие творческого воображения и мышления учащихся.

Оборудование. Портрет А.И. Куприна; выставка книг писателя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня мы приступаем к изучению творчества русского писателя Александра Ивановича Куприна. Также мы сегодня завершаем работу над разделом "Мороз и солнце; день чудесный!".

III. Постановка учебной задачи

У. Поговорим сегодня о неопределенной форме глаголов: почему она так называется, какую роль играет в тексте. Поможет нам в этом отрывок из рассказа "Завирайка". Также подведем некоторые итоги работы по второму разделу.
Будьте внимательны и сосредоточенны.

IV. Вступительная беседа

У. Александр Иванович Куприн (1870–1938) – известный русский писатель (учитель показывает портрет).
Сочинять он начал рано. Чтобы узнать жизнь и лучше научиться писать, он много ездил, переменил несколько профессий: был рыбаком, актером, грузчиком, певчим, землемером, летал на аэроплане еще тогда, когда это было редким и опасным делом, вместе с водолазами спускался в скафандре на дно Черного моря.
Александр Иванович был очень смелым человеком. Однажды он вошел в клетку со львами. Побыв в клетке несколько мгновений, пока звери не опомнились, он благополучно вышел. А львы были свирепы и злы. Несколько месяцев спустя они растерзали свою укротительницу.
Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах, птицах (показ книг).
Все его произведения созданы на основе собственного жизненного опыта, они явились результатом пытливых наблюдений писателя, изучения современной ему действительности.
Куприн любил цирк, сам занимался в ранние годы тяжелой атлетикой, был в дружбе со многими артистами цирка, которым посвятил рассказы "Свободный цирк", "В цирке", "Лолли". Повествованиям о цирке близок рассказ "Белый пудель" (1904). В нем рассказывается о бродячей труппе, состоящей из трех артистов: старый шарманщик Мартын Лодыжкин, двенадцатилетний акробат Сережа и собака – белый пудель Арто. Они путешествовали по Южному берегу Крыма (показ книги).
У Куприна есть целая серия рассказов о собаках: "Пиратка", "Собачье счастье", "Барбос и Жулька", "Завирайка". Писатель и охотник, он любит и ценит способность собак к обучению, их привязанность к человеку.
Рассказ "Завирайка" тоже о собаке. Куприн жил в новгородской лесной глуши в запущенном барском имении Даниловское. Жил один. Через двор, в маленьком низеньком флигельке, жил управляющий Арапов. Возле усадьбы бегало много собак. Среди них были Патрашка, Жучка, Султан, Рябчик. А вот Завирая Куприн специально взял у одних знакомых для охоты.
"Зима переламывалась, – читаем мы в рассказе Куприна. – Откуда-то издалека стало попахивать весною. Мы с Араповым выбрали одно весеннее утро, чтобы, может быть, в последний раз до будущей осени пойти по зайцам. Завирая не надо было приглашать. Он пошел с нами со всегдашней своей сдержанной, серьезной радостью" (страница 466).
Разумеется, за ними увязались остальные собаки. Что же произошло дальше, вы сейчас узнаете.

V. Словарная работа

У. Но прежде чем я прочитаю вам отрывок, разберем некоторые слова из текста.

На доске открывается запись слов. Дети объясняют их значение.

На доске:

Пола' – край нижней части одежды.
Картечь – крупная дробь для охотничьего ружья.
Усадьба – дом с садом, огородом.
Ретиво – усердно, старательно, прилежно.
Капкан – ловушка для зверя.
Подлесок – кустарник, мелкие деревья в лесу.

VI. Первичное восприятие текста

У. Внимательно послушайте текст и скажите, что же однажды приключилось на охоте?

Учитель читает текст.

"Завидев меня, Завирайка бросился ко мне. Он прыгал ко мне на плечи, рвал полы моего тулупчика и тянул меня, упираясь передними ногами в снег и мотая головой.
– Мне кажется, что он почуял волка, – догадался я. – Подождите, я перезаряжу ружье картечью, и пойдем, куда он поведет.
Увидев ружье, Завирай радостно запрыгал. Он побежал вперед, но при выходе из усадьбы остановился и поджидал нас, нетерпеливо махая хвостом. Мы шли за ним. Очевидно, он держал верный, памятный ему путь: это была та самая дорога, которой мы только что возвращались с охоты, – теперь гладкая и чистая от свежего снега.
– Подождите-ка, – сказал Арапов. – Подержите немного Завирая. Я посмотрю следы.
И через несколько минут он крикнул мне:
– Ясно, как палец! Туда и сюда ведут Завирайкины следы. Надо думать, что после прихода домой он сбегал куда-то и вернулся назад.
Конечно, не волк волновал Завирая, иначе он скулил бы. Мы продолжали следовать за ним, и он теперь вел нас спокойно и уверенно, отлично поняв, что мы его слушаемся.
Так мы прошли верст пять-шесть и, наконец, издали услышали тонкий, тихий, жалобный визг. Он становился с каждым шагом все яснее, пока мы не убедились, что это визжит небольшая собачка. Скоро при мутном свете расплывчатого месяца мы увидели небольшой снежный бугор. Завирайка начал ретиво метаться от этого бугра к нам и обратно и весело лаял. Когда мы подошли совсем близко, то без труда нашли бедного злополучного Патрашку. Оказывается, он попал в заячий капкан, поставленный в подлеске бородинскими мужиками.
Заячий капкан, конечно, не мог бы переломить собачью ногу, и, не будь снег талым, Патрашка дотащился бы как-нибудь до усадьбы. Но липкий, сырой, мягкий снег с каждым новым волочащимся шагом Патрашки все более и более набухал на капкане, пока не обратился в огромный ком, которого небольшая собачка уже не могла стронуть с места.
Мы высвободили Патрашку, и он, прихрамывая и повизгивая, заковылял позади нас в усадьбу.
Завирайка всю дорогу не мог успокоиться и отчаянно весело лаял. Он кидался передними лапами на грудь то ко мне, то к Арапову и все норовил лизнуть нас в губы и тотчас же бежал назад к Патрашке, чтобы облизать его с хвоста и с головы. Милая, бескорыстная собачья радость.
За ужином мы долго говорили об этом происшествии. Странно: мы – люди, мы – цари вселенной, мы, умеющие считать до тысячи, не заметили по дороге отсутствия Патрашки, а Завирайка – всего только собака – сообразил эту нехватку, уже придя домой. И что заставило его пойти на розыски приятеля: сознательный ум или темный, но верный инстинкт?"

– Итак, что приключилось однажды на охоте?

Дети. Маленькая собачка Патрашка попала в заячий капкан. Люди не заметили отсутствия собаки,
а Завирай заметил, "сообщил" хозяину, и Патрашка был спасен.

VII. Работа над содержанием текста

У. Ребята, самостоятельно прочитайте текст и найдите отрывок, в котором говорится о том, как известил о пропаже Патрашки Завирай.

Дети читают со слов: "Завидев меня, Завирайка бросился ко мне..."

– Что подумал автор?

Д. Что Завирай почуял волка. Тогда автор перезарядил ружье и пошел за ним.

У. Почему Завирай радостно запрыгал?

Д. Он догадался, что его поняли и хозяева спасут Патрашку.

У. Прочитайте то место в рассказе, где описывается поведение Завирая.

Дети читают со слов: "Он побежал вперед..."

– Кто догадался первым, что не волк волновал Завирая?

Д. Охотник Арапов. Он догадался по следам Завирая. Завирай не скулил.

У. Как вел себя Завирай дальше? Почему?

Д. Он вел охотников спокойно и уверенно. Собака поняла, что ее слушаются.

У. Долго искали Патрашку?

Д. Долго. Они прошли верст пять-шесть.

У. Прочитайте, как наконец-то нашелся Патрашка.

Дети читают со слов: "...наконец, издали услышали тонкий, тихий жалобный визг..." до конца абзаца.

– Как встретил Завирай Патрашку?

Д. Завирай начал ретиво метаться, весело лаял. Это доказывает еще раз радость Завирая.

У. Мог Патрашка добраться с капканом до дома?

Д. Мог, если бы было морозно и снег не прилипал.

У. Почему этого не случилось? Прочитайте.

Дети читают со слов: "Но липкий, сырой, мягкий снег..."

– Как вел себя Завирай, когда высвободили Патрашку?

Д. Завирай всю дорогу не мог успокоиться и отчаянно весело лаял.

У. Как выразил благодарность охотникам Завирай?

Д. Он кидался передними лапами на грудь, норовил лизнуть в губы.

У. Как вел себя Завирай с Патрашкой?

Д. Он облизывал его с хвоста и с головы.

У. Что означает выражение: "Милая, бескорыстная собачья радость"?

Д. Собака так была рада, что друг нашелся. В жизни такое у людей не всегда встретишь!

У. Как вы думаете, почему даже за ужином говорили об этом происшествии?

Д. Автор осуждал сам себя: "Мы – люди, мы – цари вселенной, мы, умеющие считать до тысячи, не заметили по дороге отсутствия Патрашки..."

У. Как вы думаете, почему рассказ заканчивается вопросом?

Д. Куприн так и остался в недоумении.

У. А вы как думаете, ребята?

Дети высказываются.

– Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?

Д. Завирай.

У. Почему вы так решили?

Д. Описывается его поступок.

У. Ребята, в тексте ни слова не сказано о внешнем виде собаки Завирая. А каким вы его себе представляете? Понравился вам рассказ?

Ответы детей.

VIII. Определение типа текста, темы и главной мысли

У. Определите тип текста.

Д. Тип текста – повествование.

У. Определите тему рассказа.

Д. Тема – случай на охоте.

У. Какова главная мысль произведения?

Д. Главная мысль – собака оказалась внимательнее и сообразительнее человека.

IХ. Физкультминутка

У. Вы устали? Немного отдохнем.

Я собака – тяв-тяв!
Я собака – гав-гав!
(Дети "лают".)
Бросьте косточку бедняге,
Пожалейте вы дворнягу.
(Руки перед собой, согнутые в локтях.)
Я собака – гав-гав-гав!
Я собака – тяв-тяв-тяв!

Х. Упражнение в нахождении в тексте глаголов в неопределенной форме и определение их роли

У. Определите время глаголов в тексте.

Дети выполняют задание карандашом.

– Найдите глаголы в неопределенной форме.

Д. Думать, следовать, метаться, переломить, стронуть, успокоиться, облизать, считать.

У. На какие вопросы они отвечают?

Д. Что делать?, что сделать?

У. Почему они так называются?

Д. Они не указывают на время, число, лицо. Например: "Надо думать, что после прихода домой он сбегал куда-то и вернулся назад".

У. Если глагол в неопределенной форме используется вне текста, то нельзя определить его время, число, лицо.
Но если такой глагол рассматривать в конкретном тексте, то можно понять, о ком идет речь ("...он бежал, чтобы облизать...").
Попробуйте заменить глаголы в прошедшем, будущем, настоящем времени глаголами неопределенной формы. Что получилось?

Дети выполняют задание.

Д. Текст становится неясным.

У. Для чего писатель использовал глаголы в прошедшем, будущем, настоящем времени?

Д. Чтобы рассказать о действиях, которые были, есть и будут.

У. Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать, а не смогли заметить отсутствия собаки. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.

ХI. Творческий пересказ

Учитель может использовать любой вариант.

Вариант I

У. Перескажите текст, изменив лицо рассказчика: постройте повествование от третьего лица.

Вариант II

Класс делится на три группы: две рабочих и одну экспертную.

  • Задание группе 1: представить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в отрывке.

  • Задание группе 2: придумать, как могли разворачиваться события дальше, если бы Завирай не позвал людей на помощь.

Затем от каждой команды выходит один ученик и защищает версию своей команды.

Работы оцениваются учителем и экспертной группой.

ХII. Итог занятия

У. С каким рассказом Куприна вы сегодня познакомились? Можно ли считать поступок Завирая подвигом?
Перечитайте те места отрывка, которые больше всего вам понравились.
Чему вы учились на занятии?
Что нового вы узнали о неопределенной форме глаголов?
Для чего используют писатели эту форму в своих текстах?
Вам понравились тексты, которые вы прочитали в этом разделе? Какие? Чем? Какие занятия произвели на вас самые яркие впечатления?

Выслушиваются ответы детей.

ХIII. Домашнее задание

У. Напишите пересказ этого отрывка от имени Завирая. Представьте себя на время этой собакой. Вы – главный герой рассказа.

Примечание 1. Текст отрывка взят из книги: Куприн А.И. Изумруд: Рассказы, повести. Л.: Дет. лит., 1981. 495 с. С. 467–471.

Примечание 2. После завершения раздела (12 занятий) учитель проводит праздник на тему "До чего же хороша наша Зимушка-зима", "Волшебница-зима" или "Путешествие по зимней стране" (по выбору).

Программа праздника:

1) конкурс стихов о зиме;
2) конкурс лучших сочинений;
3) поздравление зимних именинников;
4) выставка книг;
5) конкурс песен;
6) конкурс загадок;
7) конкурс рисунков.

Во время проведения занятий желательно на уроках природоведения организовать экскурсии в зимний лес, парк.

Примечание 3. Учитель может провести празднование Рождества, Святок, Крещения.

Занятие 24

(2 часа)

Тема. «С.Т. Аксаков. "Первая весна в деревне" (отрывок). Изменение глаголов по лицам и числам».

Цели. Развивать чуткость и наблюдательность к поэтическому слову; совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, умение выражать свое отношение к прослушанному; обогащать словарный запас учащихся; формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Оборудование. Книга "Весенние праздники, игры и забавы для детей" (авт. Петров В.И., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. М.: ПСЦ "Сфера", 1998. 144 с.); портреты И.И. Левитана, С.Т. Аксакова; выставка книг писателя; репродукция картины И.И. Левитана "Март"; плакат с названием темы раздела "Весна, весна! И все ей радо..."; иллюстрация с изображением сурка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Ребята, наконец мы с вами дождались прихода весны. На дворе уже первый весенний месяц – март. Приход весны для каждого из нас – радость. И пусть жизнь ваша с ее приходом станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. Сегодня мы открываем цикл наших занятий под названием...

Дети хором читают с доски название раздела "Весна, весна! И все ей радо..."

– Ребята, вы, наверное, уже догадались, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

Дети. О весне.

У. Совершенно верно. О весне, о том, как весна делает милее и краше нашу землю, о том, как с приходом весны все вокруг оживает и расцветает, и о многом другом. И сегодня наш раздел открывает произведение замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Мы прочитаем отрывок из его рассказа "Первая весна в деревне".

III. Постановка учебной задачи

У. На занятии мы поработаем над изменением глаголов по лицам и числам, будем спрягать глаголы.

IV. Вступительная беседа

У. Итак, закончилась зима с морозами, холодом, а нередко и голодом людей, как мы узнали из произведений наших классиков. Да, трудно проживали зиму люди сто и более лет назад: кому-то не хватало еды, кому-то – дров, чтобы истопить печь, кому-то – теплой одежды.
И вот, когда наступала весна, у людей после всех зимних испытаний появлялась надежда на лучшую жизнь, на хороший урожай. Приход весны, прилет птиц, появление первой зелени и цветов всегда вызывали радость у людей. Поэтому народ отмечал приход весны яркими красивыми обрядами и праздниками.
Узнать, какие же весенние праздники справляли на Руси много лет назад, да и сейчас справляют, вы можете, прочитав эту книгу.

Учитель демонстрирует книгу "Весенние праздники, игры и забавы для детей".

– Весна – это время творческого подъема людей. Писатели, поэты посвятили немало замечательных строк весне.
Ребята, а кто еще воспевал весну в своих произведениях?

Д. Художники.

У. Каких художников вы знаете, чьи работы посвящены весне?

Д. Саврасов – "Грачи прилетели".
– Левитан – "Март".
– Левитан – "Весна – большая вода".
– Юон – "Мартовское солнце".

V. Работа с репродукцией картины И.И. Левитана "Март"

Открывается доска, на которой расположены портрет И.И. Левитана и репродукция картины "Март".

У. Вы уже знакомы с описанием этой картины (работали на уроке русского языка по учебнику Т.Г. Рамзаевой "Русский язык. 4-й класс", с. 179, упр. 410).
Исаак Ильич Левитан написал картину "Март" в период расцвета своих творческих сил. В этой картине переданы настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, капающей с крыльца дощатого дома.
Какое настроение вызывает эта картина у вас?

Д. Весеннее, радостное, веселое.

У. Какие чувства пробуждает эта картина?

Д. Чувство радости от наступления весны, чувство любви и нежности.

У. На этой картине изображен первый месяц весны, но еще видны следы зимы. Это и сугробы снега, и голые деревья. Но что-то уже пробуждается в душе каждого из вас. Солнце, которое своими лучами озарило все вокруг, голубое небо, весенняя капель – все это создает радостное и весеннее настроение. Впереди – приятная пора света, тепла, зелени... Левитану удалось с помощью красок (желтых, голубых, зеленых) изобразить начало весны. Сегодня мы узнаем, как писатель смог рассказать о наступлении весны с помощью слов.

VI. Подготовка к восприятию текста

У. Вспомните, какие произведения написал Сергей Тимофеевич Аксаков?

Д. "Записки ружейного охотника", "Записки об уженьи рыбы", "Буран", "Очерк зимнего дня" и другие.

У. Многие отрывки из этих произведений мы уже прочитали.

Учитель обращается к выставке книг С.Т. Аксакова.

– Среди произведений, которые вы назвали, и "Детские годы Багрова-внука" (учитель берет книгу в руки). Книга написана в форме воспоминаний Сергея Тимофеевича о своем детстве. Работать над произведением он начал зимой в 1856 году и потратил целый год на создание этой книги. Послушайте, что он написал в письме своему другу: "Я пишу историю моего детства с трехлетнего возраста до девятого года, пишу для детского чтения".
– Главный герой произведения – Сережа Багров (Сергей Аксаков).
В книге очень много картин природы. Природа становится главным предметом размышлений Сережи. Она источник его первых детских радостей и забав. Природа – наставница Сережи; она влияет на формирование его характера, души.
Ребята, прочитайте эту интересную книгу. Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа "Первая весна в деревне", посмотрим, как же встретил весну Сережа.

VII. Словарная работа

У. Перед чтением отрывка разберем слова, которые встретятся в тексте.

На доске открывается запись слов, выбранных для словарной работы. Дети объясняют значение слов самостоятельно, в случае затруднений пользуются Толковым словарем.

На доске:

Великий пост – весенний семинедельный пост перед Пасхой.

Полая вода – вода, разливающаяся после ледохода.

Вя'тель – пленка из прутьев у рыбаков (женский род).

Морда – пленка из ивовых прутьев для ловли рыбы.

Сурок – небольшое животное семейства беличьих, зимой впадающее в спячку (показ иллюстрации).

VIII. Первичное восприятие текста

У. Приготовьтесь внимательно послушать отрывок из рассказа "Первая весна в деревне". Подумайте и скажите, почему приближение весны производило на Сережу такое необыкновенное впечатление?

Учитель зачитывает отрывок.

"В середине великого поста, именно на середокрестной неделе, наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Приближение весны в деревне производило на меня необыкновенное, раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение. Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди, выросшие в деревне и страстно любившие природу, хотя сами того хорошенько не понимали, не определяли себе и сказанных сейчас мною слов никогда не употребляли. Находя во мне живое сочувствие, они с увлеченьем предавались удовольствию рассказывать мне: как сначала обтают горы, как побегут с них ручьи, как спустят пруд, разольется полая вода, пойдет вверх по полям рыба, как начнут ловить ее вятелями и мордами; как прилетит летняя птица, запоют жаворонки, проснутся сурки и начнут свистать, сидя на задних лапках по своим сурчинам; как зазеленеют луга, оденется лес, кусты и зальются, защелкают в них соловьи... Простые, но горячие слова западали мне глубоко в душу, потрясали какие-то неведомые струны и пробуждали какие-то неизвестные томительные и сладкие чувства. Только нам троим, отцу, мне и Евсеичу, было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие крыши и стены строений и голые
сучья дерев, на мокреть и слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, на серое небо, на туман сырого воздуха, на снег и дождь, то вместе, то попеременно падавшие из потемневших низких облаков. Заключенный в доме, потому что в мокрую погоду меня и на крыльцо не выпускали, я тем не менее следил за каждым шагом весны".

– Итак, почему же приближение весны производило на Сережу необыкновенное впечатление?

Д. Он чувствовал некоторое волнение перед наступлением весны – ведь это была его первая весна в деревне. Он не знал, какая она бывает. Но разговоры с отцом и Евсеичем помогали ему догадываться об этом, и поэтому он испытывал неизвестные томительные и сладкие чувства.

IХ. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "Первая весна в деревне".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.

Дети читают текст.

– Какова тема текста?

Д. Наступление первой весны в деревне.

У. К какому типу текста относится этот отрывок?

Д. К описанию с элементами рассуждения.

У. Что является объектом описания и объектом рассуждений?

Д. Объект описания – весна в деревне, объект рассуждений – томительные и сладкие чувства мальчика.

У. Ребята, вспомните, какие типы связи в тексте вы знаете?

Д. Цепная и параллельная.

У. Определите тип связи в этом тексте. Докажите.

Д. В этом отрывке параллельная связь сочетается с цепной. В этом отрывке все предложения по смыслу связаны с первым, опорные слова в тексте объединены одной темой (приближение весны в деревне). Всё это – признаки параллельной связи. Цепная связь наблюдается в предложениях: 3 и 4, 5 и 6.

У. Как описывает начало весны Аксаков? Зачитайте.

Д. В середине Великого поста, именно на середокрестной неделе, наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода.

У. Итак, какой первый признак весны описывает автор?

Д. Становится теплее, снег начинает таять, и кругом появляется вода.

У. Какое слово использует Аксаков, чтобы подчеркнуть стремительность наступления весны?

Д. "Снег быстро начал таять".

У. Действительно, весной все быстро меняется. Снег тает не постепенно, а очень быстро, на деревьях мгновенно распускаются листочки. Весною все будто по мановению волшебной палочки преображается на глазах. Помните строчки из стихотворения Ирины Токмаковой "К нам весна шагает быстрыми шагами"? Весна быстро стремится прогнать зиму.

У. Какое впечатление производило на Сережу приближение весны?

Д. Необыкновенное и раздражающее.

У. Почему раздражающее впечатление?

Д. Если тебе неизвестно, что ждет впереди, это немного раздражает.
– Раздражает, потому что не можешь никак дождаться того, о чем много говорят.
– Длительное ожидание раздражает.

У. Кто содействовал таким волнительным чувствам мальчика?

Д. Отец Сережи и Евсеич.

У. Как они относились к весне? Зачитайте.

Д. "Много содействовали тому разговоры с отцом и Евсеичем, которые радовались весне, как охотники, как люди, выросшие в деревне и страстно любившие природу..."

У. Отец и Евсеич любили весну страстно, во-первых, потому, что они были охотниками, во-вторых, потому, что выросли в деревне. Как вы думаете, "заражали" они своими чувствами мальчика?

Д. Да.

У. Как вы догадались?

Д. Мальчик сочувствовал им.

У. Совершенно верно, и тогда отец и Евсеич предавались удовольствию рассказывать, как шаг за шагом наступит в деревне весна. Ребята, прочитайте описание картины весны в деревне.

Дети зачитывают со слов "...сначала обтают горы..." до слов "...защелкают в них соловьи..."

– Какой вам представляется картина предстоящей весны?

Д. Снег тает, с гор бегут ручьи, кругом разольется вода, люди будут ловить рыбу, которая выйдет вместе с водой на поля, прилетят птицы, проснутся сурки, зазеленеет все вокруг, запоют соловьи, жаворонки и другие птицы.

У. Нравится вам эта картина?

Д. Да.

У. Ребята, с помощью какой части речи Аксаков передает картину весны, ее движения, пробуждения, изменения в природе?

Д. С помощью глагола.

У. А кто из вас обратил внимание на то, в каком времени использует автор глаголы в этом отрывке?

Д. В будущем времени.

У. Как вы думаете, почему? Почему не в настоящем, не в прошедшем?

Д. Эти события еще не произошли, их только все ожидают.

У. Глаголы в будущем времени помогают создать описание предстоящей весны.
Ребята, а как вы думаете, почему простые, горячие слова о предстоящих событиях глубоко западали в душу мальчика?

Д. Потому что он также с нетерпением ждал весну.
– Потому что отец и Евсеич могли с увлечением об этом рассказывать.

У. Где ожидал наступление весны Сережа?

Д. Дома. Его не выпускали на улицу, потому что была мокрая погода.

У. Несмотря на то что мальчик сидел дома, он следил за каждым шагом весны. Как вы думаете, о какой черте характера это говорит?

Д. Сережа был любознательным, терпеливым.

У. Весна, конечно, не сразу предстает перед нами в том образе, который смогли представить отец и Евсеич Сереже. Сначала, сразу после зимы, в природе не совсем тепло, уютно, красиво. Найдите в тексте описание того момента, который предшествовал наступлению весны.

Д. "Почерневшие крыши и стены строений", "голые сучья дерев", "мокреть и слякоть", "грязные сугробы снега", "лужи темной воды", "серое небо", "туман сырого воздуха", "снег", "дождь", "потемневшие низкие облака".

У. Приятно смотреть на такую погоду?

Д. Нет. Грустно и скучно.

У. А почему же Евсеичу, отцу Сережи и мальчику не было скучно?

Д. Потому что они любили природу во всех ее состояниях.
– Они ожидали предстоящие радости.

У. Ребята, обратите внимание на слово "мокреть". Встречались ли вы ранее с ним?

Д. Нет.

У. Как вы думаете, по аналогии с каким словом образовалось это имя существительное?

Д. По аналогии со словом "слякоть" с помощью суффикса -еть-.

У. Как видите, писатели образуют свои слова. Их называют авторскими неологизмами.
Как, по какому принципу образуются новые слова?

Д. С помощью суффиксов.

У. Что означает слово "мокреть"?

Д. Все кругом мокрое от дождя и снега.

У. Действительно, шел то снег, то дождь, а то и вместе сразу. В такую мокрую погоду даже не хочется выходить на улицу.

Х. Физкультминутка

У. Немного отдохнем.

К нам весна шагает –
(Дети маршируют на месте.)
Топ-топ-топ!
Весело по лужам –
(Дети притопывают ногами.)
Шлеп-шлеп-шлеп!
Солнышко нам светит
Прямо всем в глаза:
(Дети закрываются ладошкой от солнца.)
– Здравствуйте, ребята!
Дождались меня?

ХI. Работа над содержанием текста (продолжение)

У. Ребята, вы заметили, с помощью какой части речи Аксаков описывает природу ранней весной?

Д. С помощью имени прилагательного.

У. Сейчас вам предстоит выписать все имена прилагательные из отрывка со слов "Только нам троим..." до слов "...из потемневших низких облаков".

На доске:

Имя существительное

крыши
стены строений
сучья дерев
сугробы снега
вода
небо
воздух
облака

Имя прилагательное

почерневшие
почерневшие
голые
грязные
мутная
серое
сырой
потемневшие низкие

Дети самостоятельно заполняют таблицу, выписывая прилагательные из текста.

– Попробуйте, пользуясь таблицей, описать раннюю весну, которую увидел Сережа.

Дети описывают весну.

– Обратимся вновь к репродукции картины Левитана "Март". Что увидели и изобразили общего художник – красками, а писатель – словами, описывая раннюю весну?

Д. Голые сучья дерев, почерневшие крыши и стены строений, слякоть.

У. Чем различаются картины ранней весны у Аксакова и Левитана?

Д. У Левитана картина полна солнечного света, а у Аксакова дождь, снег, серое небо, мокреть, лужи мутной воды.
– У Левитана солнечный мартовский день, снег только начинает таять, сугробы снега еще белые, а у Аксакова пасмурный, мокрый весенний день.

У. Итак, что-то общее и различное есть в этих картинах. Писатель и художник смогли с помощью различных средств изобразить первые шаги весны.
Ребята, перечитайте текст еще раз и подумайте, какие два образа весны изображены в тексте Аксакова?

Дети перечитывают текст.

– Какую весну изобразил Аксаков?

Д. Совсем раннюю, ту, что наблюдал Сережа из окна, и середину весны, уже с теплом и зеленью, с пением птиц.

У. Какая весна вам больше нравится?

Выслушиваются ответы детей.

– Как вы думаете, что особо занимало Сережу: сама погода весной или чувство чего-то предстоящего и пока неизведанного?

Дети высказываются.

– Определите главную мысль текста.

Д. Главная мысль – приближение весны – это всегда ожидание чего-то нового и необыкновенного.

ХII. Упражнение в определении лица и числа глаголов

У. Ребята, мы с вами уже немного поговорили о временах глаголов, которые использованы в тексте.

Вспомните, что значит – проспрягать глагол?

Д. Изменить глагол по лицам и числам.

У. Как определить лицо и число глагола?

Д. Лицо и число глагола можно определить по окончанию глагола.

У. Запишите следующие глаголы под диктовку и определите их лицо и число. Выделите окончания глаголов.

Дети выполняют задание в тетрадях, один ученик работает у доски.

На доске:

Проверка выполненной работы.

– Что вы заметили?

Д. Все глаголы стоят в третьем лице, в единственном или во множественном числе.

У. Найдите глаголы, по которым мы не можем догадаться, о чьих действиях идет речь.

Д. Начнут ловить, спустят (пруд).

У. Как вы думаете, почему их использует автор?

Д. С их помощью Аксаков описывает действия людей, но неважно, чьи конкретно действия, то есть кто именно будет ловить рыбу или спустит пруд. Ведь этого в данном случае не требуется.

У. Вы правы. А вот все остальные глаголы (в единственном и во множественном числе) обозначают действия конкретных действующих лиц или предметов, что придает точность и конкретность описанию весны.

ХIII. Итог занятия

У. Ребята, какое время года наступило?

Д. Весна.

У. Что вы ощущаете в связи с приходом весны?

Д. Прилив сил, бодрости.
– Чувство радости.

У. Как встретил первую весну в деревне Сергей Аксаков?

Д. С необыкновенными ощущениями.

У. Какая часть речи помогла создать автору описание весны, передать ее наступление?

Д. Имя прилагательное и глагол.

ХIV. Домашнее задание

У. Напишите сочинение-миниатюру "Встреча весны". Попробуйте рассказать о своем впечатлении от наступления весны: какие звуки весны вы услышали, какие запахи почувствовали, что особенно вас взволновало, как переменилось ваше настроение.

Примечание. Рассказ (отрывок) взят из книги: Аксаков С.Т. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1955. 639 с. С. 491–492 / анализируемый отрывок.

Занятие 25

(2 часа)

Тема. «"А.П. Чехов. "Весной" (отрывок). 2-е лицо глаголов единственного числа».

Цели. Познакомить с творчеством Антона Павловича Чехова; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; совершенствовать умение определять отношение автора к описываемым событиям; формировать умение распознавать лицо глагола в тексте; определять роль глаголов 2-го лица единственного числа в тексте; развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование. Портреты А.П. Чехова, К.Ф. Юона, П.И. Чайковского; репродукция картины К.Ф. Юона "Мартовское солнце"; иллюстрации с изображением колокольни, солнца, маленьких солнышек; диафильм "Весна пришла"; звукозапись (П.И. Чайковский. Пьеса "Март"); выставка книг.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Почему?

Дети высказываются.

– Посмотрите, как с каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку.

"Солнышко" улыбается детям с доски.

– Вот и сегодня мы будем говорить о приходе весны, о том, как радуются весне природа и человек. Помогут нам в этом репродукция картины Константина Федоровича Юона и отрывок из рассказа Антона Павловича Чехова "Весной". Чтобы вам лучше работалось, чтобы вы немного согрелись, солнце дарит вам свои частички.

Учитель раздает каждому учащемуся маленькое "солнышко".

III. Постановка учебной задачи

У. Сегодня нам предстоит многое сделать: посмотреть диафильм, поработать с репродукцией картины Юона, отрывком из рассказа Чехова "Весной", послушать произведение Чайковского; повторить сведения о глаголах 2-го лица единственного числа и определить их роль в тексте.

IV. Вступительная беседа

У. Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу. Назовите приметы весны, которые вы заметили.

Дети. Ярко светит солнышко, тает снег, воздух стал свежее, капает с крыш.

У. Ребята, мы сейчас посмотрим диафильм "Весна пришла". После просмотра вы скажете, о каких приметах весны говорится.

Дети смотрят диафильм.

– Итак, о каких же приметах весны говорилось в диафильме?

Д. Тает снег, бегут ручьи, распускаются цветы, прилетают первые вестники весны – грачи.

У. Послушайте загадку из знакомой вам сказки Владимира Даля "Старик-годовик": "Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка птиц. Снег стал таять, на полях показались цветы". Назовите этих волшебных птиц.

Д. Март, апрель, май.

У. Да, ребята, наступила весна. Но весна приходит не сразу, не в один день, а постепенно, по своим законам. Как вы думаете, почему цветы не зацветают сразу?

Д. Еще не прогрета земля и не так тепло.

У. Что происходит в самом начале весны?

Д. Пригревает солнышко и тает снег.

У. Да, действительно, это самые первые приметы весны, которые мы замечаем в марте.

V. Работа с репродукцией картины К.Ф. Юона "Мартовское солнце"

У. Ребята, про первый месяц весны создано немало стихов, рассказов, картин. Мы с вами уже говорили об этом. Это, например, картина Левитана "Март", по которой на уроке русского языка мы писали сочинение.
Выдающийся мастер русской пейзажной живописи Константин Федорович Юон (учитель показывает портрет) также любил "искать новые краски... в природе – в русской весне и зиме, в лете и осени".
Перед вами репродукция картины "Мартовское солнце". Рассмотрите ее.

Учащиеся две-три минуты рассматривают репродукцию.

– Какое время года изображено на картине?

Д. Весна.

У. Как вы догадались?

Д. По заглавию. По приметам весны: небо чистое, солнце светит ярко.

У. Как художник изображает начало весны?

Д. Мы видим подтаявший, рыхлый снег под яркими лучами солнца.

У. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?

Д. Полдень.

У. Почему выбран именно полдень?

Д. Днем солнце особенно ярко светит.

У. Какими красками написана картина?

Д. Светлыми, яркими. Они помогают нам видеть, чувствовать радостное пробуждение природы.

У. Кто еще изображен на картине?

Д. По деревенской улице весело бегут лошадки с седоками-мальчиками, на теплом солнышке резвится рыжий жеребенок, за ним бежит с лаем собачонка.

У. Как вы думаете, с какой целью в пейзаж введены фигуры людей и животных?

Д. Чтобы показать, как люди и животные рады солнышку, весне.

У. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Д. Радостное.

У. Как вы думаете, почему художник назвал эту картину "Мартовское солнце"?

Д. Он хотел показать в картине первую примету весны – солнце. Когда светит солнце, все пробуждается, настроение у людей улучшается.

У. Понравилась ли вам эта картина?

Выслушиваются ответы детей.

– На уроке русского языка мы напишем сочинение по этой картине.
Мы убедились в том, что художник с помощью кисти и красок может изобразить наступление весны, передать радость людей и животных ее приходу.
А как писатели и поэты с помощью слова могут сказать об этом? На этот вопрос нам поможет ответить отрывок из рассказа Антона Павловича Чехова "Весной".

VI. Подготовка к восприятию текста

У. Антон Павлович Чехов (1860–1904) (учитель показывает портрет писателя) родился в городе Таганроге 29 января 1860 г. Он был не только литератором, но и врачом. Многие произведения, написанные им для взрослых, навсегда вошли в детское чтение. Это рассказы "Мальчики", "Спать хочется" и другие (учитель обращается к выставке книг писателя). Именно детям он адресовал рассказы "Ванька", "Детвора", "Беглец", "Каштанка", "Белолобый".
Какие произведения Антона Павловича Чехова вы читали?

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы прочитаем отрывок из рассказа "Весной". В нем писатель говорит о тех изменениях, которые происходят весной.

VII. Словарная работа

У. Ребята, что обозначает слово "колокольня"?

Д. Церковное строение в виде высокой башни, на которой помещаются церковные колокола.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением колокольни.

VIII. Первичное восприятие текста

У. Послушайте отрывок из рассказа и скажите, какие еще приметы весны описал Чехов.

Учитель зачитывает отрывок.

Дети слушают.

"С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни.
Да, все хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы... любите природу."
– Итак, какие приметы весны описывает Чехов?

Д. Грязь со снегом хлюпает под ногами, воздух ясен и прозрачен, солнце светит ярко, река надувается, деревья оживают.

IХ. Работа над содержанием текста

У. О чем говорится в тексте?

Д. О приходе весны.

У. Определите тип текста.

Д. Текст-описание.

Учитель раздает тексты.

У. Перечитайте текст и скажите, с каким состоянием человека сравнивает Чехов состояние природы в начале весны?

Дети читают текст.

Д. "Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа".

У. Как вы понимаете выражение "в душу просится весна"?

Д. Весна наступила только по календарю, снег еще лежит, холодно. Но сердце человека уже чувствует это прекрасное время года, и весна просится сама в душу.

У. Действительно, в природе весна еще не вступила в свои права, а на душе уже хорошо.
Кто из вас уже чувствует весну?

Выслушиваются ответы детей.

– Ребята, а с помощью какого предложения автор подтверждает свои размышления о том, что, несмотря на холод и грязь, кругом все весело и приветливо?

Д. "Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!"

У. С помощью какого союза передается контраст ощущений?

Д. С помощью союза -но-.

У. Почему все ласково?

Д. Солнце светит.

У. Прочитайте описание воздуха.

Д. "Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края".

У. Зачитайте описание солнца.

Д. "Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями".

У. Какие необычные выражения использует автор при описании солнца?

Д. Солнце играет и улыбается, купается в лужах.

У. Как называются эти выражения?

Д. Олицетворения.

У. Как вы думаете, зачем их использует писатель?

Д. Чтобы оживить природу; природа становится похожа на живое существо. Солнышко вместе с воробьишками радуется весне.

У. Какие еще явления природы описаны как живые существа?

Д. Речка проснулась, скоро заревет.

У. Как вы понимаете это выражение?

Д. Проснулась – значит лед стал лопаться; как река начнет разливаться – значит заревела.

У. Сравните значение глагола "заревет" в выражениях "медведь заревет" и "река заревет".

Д. В выражении "река заревет" данный глагол используется в переносном значении.

У. Что сказано про деревья?

Д. "Деревья голы, но уже живут, дышат".

У. Итак, природа проснулась. Опишите, как она выглядит в начале весны.

Д. На земле еще лежит снег, снег с грязью хлюпает под ногами, воздух чистый и прозрачный, солнце светит ярко, река проснулась, деревья дышат.

У. Чем лучше всего, по словам Чехова, заниматься в это время года?

Д. Гнать метлой или лопатой воду в канавах, пускать кораблики, привязывать скворечни.

У. Ребята, а зачем мы должны привязывать скворечни?

Д. Скоро прилетят скворцы. Это домики для них.

У. Ребята, кто из вас сделал скворечник? Кто еще не сделал, торопитесь! Прочитайте последнее предложение.

Учащиеся зачитывают.

– Как вы думаете, почему Чехов называет это время года счастливым?

Д. Потому что жизнь оживает после зимы, все ласково и приветливо кругом.

У. Ребята, перечитайте текст внимательно еще раз и скажите, нравится он вам или нет.

Дети читают отрывок и отвечают.

– Какие чувства вызвал этот отрывок у вас?

Д. Чувства радости, блаженства, спокойствия.

У. Как вы думаете, а как сам писатель относится к весне?

Д. Он любит это время года и счастлив этим.

У. Чехов смог ярко и образно передать описание прихода весны. Его произведение помогает нам почувствовать и насладиться этим временем года – временем пробуждения природы.

Х. Физкультминутка

Дети берут в руки "солнышки" и под легкую мелодию покачивают ими над головой.

ХI. Упражнение в определении роли глаголов 2-го лица единственного числа в тексте

У. Ребята, выпишите из текста только те предложения, в которых употребляются глаголы во 2-м лице единственного числа.

Дети выписывают 2-е и 4-е предложения.

– Выделите окончания у глаголов 2-го лица единственного числа.

Дети выделяют в словах "замираешь", "улыбаешься", "увидишь" окончания -ешь, -ишь.

– Какую особенность имеют окончания глаголов во 2-м лице?

Д. На конце глаголов во 2-м лице пишется мягкий знак.

У. Определите, в каком времени использованы глаголы 2-го лица единственного числа.

Д. В настоящем и будущем.

У. Ребята, попробуем определить, случайно или нет использует Чехов глаголы 2-го лица единственного числа в тексте. Какую роль они выполняют? Скажите, указывают ли эти глаголы на конкретного человека?

Д. Нет.

У. Эти глаголы передают обобщенный характер высказывания. Чехов использовал их, чтобы сказать не только о себе, о своем состоянии в это время, а обо всех нас; каждый из нас чувствует почти то же самое с приходом весны. Определите главную мысль текста.

Д. Весна – счастливое время года.

ХII. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Март"

У. Мы с вами увидели, как Юон передал с помощью красок приход весны, Чехов с помощью слов, а вот композитор Петр Ильич Чайковский (учитель показывает портрет композитора) передал в музыке свое настроение, которое у него возникло с приходом весны. Он назвал эту пьесу "Март".

Дети слушают грамзапись.

– Понравилась ли вам эта музыка? Что вы представили себе, слушая ее?

Ответы детей.

– Юон, Чехов, Чайковский горячо любили родную природу. Они описали приход весны радостно, искренне, так, как они сами относились к весне, то есть с любовью.

ХIII. Обобщение

У. О чем мы говорили сегодня на занятии?

Д. О приходе весны.

У. Кто ярко и красочно смог передать нам это время года?

Д. Художник, композитор, писатель.

У. Что общего в произведениях этих авторов?

Д. Они передают радость, восторг от прихода весны. Яркие краски, цвета, олицетворения оживляют природу.

У. Ребята, а вы счастливы, что наступила весна?

Д. Да. Мы рады ее приходу.

У. Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Д. Глаголы 2-го лица единственного числа передают обобщенный характер высказывания.

ХIV. Домашнее задание

У. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу (отрывку) и подпишите ее строками из текста.

Примечание. Отрывок рассказа взят из книги: Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 5. М.: Наука, 1984. 705 с. С. 52.

Занятие 26

(2 часа)

Тема. «А.И. Куприн. "Скворцы" (отрывок). I и II спря-жение глаголов в настоящем времени. Единый временной план текста».

Цели. Продолжать формирование интереса к чтению классических произведений, способности осознанно воспринимать созданное писателем описание; совершенствовать умение различать окончания глаголов I и II спряжения в настоящем времени; выявить роль глаголов прошедшего времени в тексте; формировать представления о едином временноRм плане как о средстве связи предложений в тексте с параллельным построением.

Оборудование. Учебник Т.Г. Рамзаевой "Русский язык. 4-й класс"; книга А.И. Куприна «"Изумруд": Рассказы, повесть»; портреты А.И. Куприна, А.К. Саврасова; Физическая карта мира; иллюстрации с изображением поля, леса (где лежит снег), березы с почками, ивы, вербы, подснежников в лесу, грача, скворца; репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели"; Толковый словарь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна (учитель показывает портрет). Прочитаем отрывок из рассказа "Скворцы".

III. Постановка учебной задачи

У. На занятии мы поработаем с репродукцией картины Саврасова, поупражняемся в определении типа спряжения глаголов настоящего времени; выясним,
какую роль играют в тексте глаголы прошедшего времени; познакомимся еще с одним средством связи предложений.

IV. Вступительная беседа

У. На двух прошлых занятиях мы говорили о первых приметах весны. Вспомните их.

Дети. Светит солнце, тает снег, становится немного теплее.

У. Какие еще приметы весны вы знаете?

Д. Прилет птиц.

У. Прилет птиц – яркая примета весны. Рассмотрите иллюстрацию с изображением скворца (показывает иллюстрацию). Прочитайте в словаре об этой птице.

Д. Небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.

У. Запишем предложение в тетрадь под диктовку (один ученик работает у доски).

На доске:

Скворцы – радостные вестники весны.

– Что необычного вы заметили в этом предложении?

Д. Нет глагола.

У. Разберем это предложение по членам. Найдите подлежащее.

Д. Скворцы.

У. Какой частью речи выражено подлежащее?

Д. Именем существительным.

У. Найдите сказуемое.

Д. Вестники.

У. Какой частью речи выражено сказуемое?

Д. Тоже именем существительным.

У. Ребята, запомните, в русском языке часто встречаются такие предложения, в которых сказуемое выражено именем существительным. В этом случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Ребята, а почему скворцов называют вестниками, какую радостную весть они приносят?

Д. Весть о наступлении весны.

У. В рассказе Куприна "Скворцы" (учитель показывает книгу "Изумруд") говорится о том, как происходит перелет скворцов, как они обосновываются на своих прежних местах, как они кормятся и выводят птенцов, и о многом другом.
Скворцы совершают долгий перелет, летят к нам из разных стран.
Посмотрим с вами на Физическую карту мира. (Карта вывешена на доске.) Кто может показать, где находятся юг Европы, Малая Азия, север Африки, Средиземное и Черное моря?

Дети работают с картой.

– Видите, какие длинные расстояния приходится преодолевать скворцам. Наверное, нелегко им бывает. Вот об этом мы и узнаем, прочитав отрывки из рассказа "Скворцы".

V. Словарная работа

У. Перед чтением разберем слова, которые встретятся в тексте.

На доске:

Взяток – добыча пчелы, то, что пчела собирает и уносит с цветов за известный период времени.

Золотник – русская мера веса, около 4,25 г.

– Последнее слово – историзм. Запишите в словарик: "золотник".

Слышали выражение: "Мал золотник, да дорог?" Что оно означает?

Д. Что-то незначительное с виду, но ценное. Так говорят о внешне неприметном человеке, но с богатым внутренним миром.

VI. Первичное восприятие текста

У. Я прочитаю начало рассказа. Приготовьтесь внимательно слушать, а потом скажите, какой путь приходится проделать скворцам.

Учитель зачитывает отрывок.

"Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Уже ездили на колесах по дорогам, покрытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких леса и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля. Березовые почки набухали. Барашки на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пчелы вылетели из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ, с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным и Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Сколько неимоверных усилий должно употребить для такого перелета маленькое существо весом около двадцати – двадцати пяти золотников. Право, нет сердца у стрелков, уничтожающих птицу во время трудного пути, когда, повинуясь могучему зову природы, она стремится в место, где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень".

– Трудно приходится скворцам при перелете?

Д. Да, их подстерегают приключения и опасности.

VII. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "Скворцы".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.

Дети читают текст.

– Какова же тема этого текста?

Д. Ожидание прилета скворцов.

У. К какому типу текста относится этот отрывок?

Д. Описание с элементами рассуждения.

У. Прочитайте описание весны.

Дети зачитывают вслух первый абзац.

– Какой период весны описывает автор?

Д. Раннюю весну, середину марта.

У. Как вы понимаете выражение "весна ровная, дружная"?

Д. Ровная – значит, вовремя пришла, все стало таять постепенно, не рывками, а ровно.
– Дружная, то есть сразу стало теплеть, земля показалась, вылетели пчелы, запели птицы, зацвели деревья.
– Бывает весна не дружная, то есть никак не начинается. Вроде бы и солнце светит, и снег тает, а все еще спит вокруг.

У. Прочитайте описание снега.

Д. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля.

Учитель прикрепляет на доску иллюстрацию с изображением леса, где еще лежит белый снег, и поля, где уже видны пятна черной земли.

У. Сравните описание снега.

На доске:

– Допишите, какой был снег.

Дети выполняют задание.

– Как вы думаете, почему снег в лесу и на полях такой разный?

Д. На полях солнце сильно пригревает, снег становится рыхлым, он тает, а темный – потому, что перемешивается с грязью, землею.
– В лесу солнце светит мало, снег еще лежит сугробами.

У. Действительно, снег в лесу растает в последнюю очередь. В мае в тенистых местах в лесу еще лежит снег.
А что происходит с деревьями?

Д. На них набухли почки, из которых потом появятся листочки.

У. Посмотрите на изображение березы, ивы, вербы (учитель прикрепляет на доску иллюстрации). Как набухают почки на этих деревьях? Прочитайте описание вербы в тексте.

Д. "Барашки" на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными.

У. Почему автор сравнивает с барашками почки вербы?

Д. Они кудрявые, пушистые, как барашки.

У. Видите, какие эпитеты использует автор! Какие первые цветы появляются на лесных полянах?

Д. Подснежники.

Учитель прикрепляет иллюстрацию.

У. Как вы думаете, а почему подснежники "робко показались"?

Д. Распускаются медленно, не везде, изредка можно встретить подснежник.

У. Подснежники нельзя срывать, они занесены в Красную книгу.
Посмотрите еще раз на доску на изображения леса, поля, деревьев. Сейчас еще раз про себя перечитайте первый абзац и, закрыв тексты, но пользуясь иллюстрациями на доске, своими словами опишите весну, которую изобразил Куприн.

Дети читают первый абзац и описывают картину, которую они представили себе.

– Прочитайте второй абзац и скажите, как все ждали скворцов.

Дети читают второй абзац.

– Как же все ждали скворцов?

Д. Все ждали с нетерпением.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Потому что эти птицы веселые, общительные, радостные вестники весны.

У. Как называет скворцов автор?

Д. Старые знакомые.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Скворцы стремятся вернуться на старое место.

У. Зачитайте еще раз, откуда летят к нам гости.

Д. С юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки...

Дети еще раз показывают на карте, откуда прилетают скворцы.

У. Сколько верст нужно пролететь, чтобы добраться до нас?

Д. Много сотен верст, более трех тысяч верст.

У. В час скворцы пролетают до 80 верст. Делают в течение дня две-три остановки. Какие опасности ждут их в пути?

Д. Дожди, бури, туманы, тучи с градом, хищные птицы, выстрелы охотников.

У. Посмотрите, с каким трудом скворцам приходится преодолевать перелет, сколько усилий им требуется для этого. Прочитайте вслух последнее предложение. Какая важная мысль в нем заключена?

Дети читают.

Д. Ни в коем случае нельзя уничтожать птиц во время перелета.

У. Птиц вообще не следует уничтожать: ни во время перелета, ни при каких других условиях.

У. Что вызывает у вас чтение последнего предложения?

Д. Неприязнь к тем людям, кто уничтожает птиц во время их трудного пути.

У. Как можно назвать таких людей?

Д. Бессердечные, жестокие...

У. Ребята, никогда так не поступайте! Птица – живое существо, ей тоже хочется жить, радоваться солнечному свету и теплу, растить своих деток.
Обратите внимание, почему имя существительное "птица" в последнем предложении употреблено в единственном числе. Что выражает единственное число?

Д. Единственное число выражает обобщенный характер высказывания. Имеются в виду все птицы.

У. Итак, ребята, что нового вы узнали о скворцах?

Дети высказываются.

– А какова же главная мысль прочитанного отрывка?

Д. Главная мысль – нельзя уничтожать птиц во время трудного пути.

У. Ребята, мало того, что у птиц был трудный перелет, им еще нужно найти старые места, где они жили в прошлом году. А что люди должны для этого сделать?

Д. Поправить старые скворечники.

У. Кто еще не сделал скворечники? Поторопитесь!

VIII. Физкультминутка

У. Немного отдохнем.

Летят, летят в наш край скворцы,
(Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.)
Что молодой весны гонцы.
Летят над морем, над рекой,
Летят, спешат скворцы домой.
А дома ждут скворечни их,
И снова будут хлопоты у них.

IХ. Сообщение дополнительных сведений

У. Итак, все с нетерпением ждали скворцов.

Учитель читает далее из книги "Изумруд" (с. 389).

«Наконец 19 марта вечером кто-то закричал: "Смотрите – скворцы!"»
Как вы думаете, почему автор использует именно глагол "закричал", а не "сказал"?

Д. Этот глагол помогает передать радость, восторг от прилета долгожданных гостей.

У. Попробуйте выразительно прочитать это предложение, передав восторг, неожиданность.

Предложение записано на доске. Дети читают его.

– Наконец скворцы прилетели. Их было пятнадцать, пишет Куприн. Как вы думаете, чем занимаются скворцы, когда прилетают?

Дети высказываются.

У. Два-три дня набираются сил, осматривают прошлогодние места, ищут корм.
А в тот вечер, когда они только прилетают, ни шума, ни возни не слышно. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают предположение, что птицы отдыхают после трудного перелета.

– Если вы хотите узнать, что делают скворцы в середине мая, летом и когда они улетают, прочитайте этот рассказ полностью. К нашему отрывку мы еще вернемся на занятии. Ребята, хотите услышать пение скворушки?

Включается запись пения скворца.

– Вот как распевает свои звонкие песни скворец. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

Х. Работа с репродукцией картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

У. Кто прилетает к нам после скворцов?

Д. Грачи.

У. Еще кругом снег, а грачи уже важно расхаживают по дорогам – черные, белоносые. (Показ иллюстрации.)
Выбирают они парк или рощу и начинают гнезда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнезд ломают. Старые гнезда чинят, новые вьют, а вечером садятся грачи у своих гнезд и спят до утра. Утром снова за работу. Очень спешат грачи – ведь пора птенцов выводить.
Часто в народе говорят: "Увидел грача – весну встречай".
Александр Константинович Саврасов (1830–1897) в 1871 году написал картину "Грачи прилетели".

Учитель показывает портрет художника и репродукцию картины.

– Посмотрите, как расположились грачи. Они поправляют свои старые гнезда.
Выполните упражнение 440 на с. 190 учебника.

Дети выполняют задание.

У. Прочитайте четверостишие из стихотворения Бунина.

Д. Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

У. О каком времени года идет здесь речь?

Д. О ранней весне.

У. Как вы догадались?

Д. Полая вода, то есть вода, разливающаяся после ледохода.
– А вот грачи могут и прилетать, и улетать. Это нам ни о чем не говорит.

У. Почему Бунин использует слово "стада", а не "стаи", например?

Д. Грачей столько много, что они напоминают стада животных.

У. А почему "важно" кричат грачи?

Д. Они же вестники весны.

– Важничают, что прилетели и возвестили весну.

У. Пользуясь памяткой 1 (на странице 249 учебника), выполните задание. Запишите по памяти. Затем определите спряжение глаголов.

Дети выполняют задание.

– Итак, приметы весны – не только таяние снега, но и прилет птиц – скворцов и грачей.

ХI. Наблюдение единого временного плана текста

У. Вернемся еще раз к отрывку из рассказа Куприна "Скворцы".

Прочитайте текст еще раз внимательно и скажите, какая часть текста относится к описанию.

Дети про себя читают текст.

Д. Первый абзац.

У. А второй абзац?

Д. Описание с элементами рассуждения.

У. На примере первого абзаца мы познакомимся еще с одним средством связи в описательном тексте с параллельным построением.

Напомните, какие три средства связи вы знаете в тексте-описании с параллельным построением?

Д. Все предложения по смыслу связаны с первым. Порядок главных членов в предложениях обычно одинаковый. Опорные слова объединяются одной темой.

Дети доказывают все три признака параллельной связи на примере первого абзаца.

У. Найдите все глаголы-сказуемые. Определите их время.

Д. Все глаголы употреблены в прошедшем времени.

У. Попробуйте несколько глаголов (на выбор) поставить в настоящее или будущее время. Прочитайте, что у вас получилось.

Дети читают текст в новом варианте.

Д. Текст изменился не в лучшую сторону. Исчезли его лиричность, красота.

У. Как вы думаете, случайно ли автор все глаголы в первом абзаце употребил в одном времени?

Д. Не случайно. Он описывает события, которые уже произошли. Это воспоминания о былой весне.

У. Мы можем сделать вывод: употребление глаголов в одном и том же времени в текстах с параллельной связь является средством связи предложений и называется единым временным планом текста. Запомните! Какую же роль играют глаголы прошедшего времени в первом абзаце текста?

Д. Помогают передать картину весны, которую вспоминает автор.

– Помогают восстановить в памяти картины былой жизни писателя.

ХII. Упражнение в определении спряжения глаголов в настоящем времени

У. Прочитайте второй абзац и понаблюдайте, глаголы какого времени здесь использованы?

Дети выполняют задание.

Д. Во втором абзаце используются глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

У. Можно назвать такое использование глаголов единым временныRм планом текста?

Д. Нет, все глаголы употреблены в разном времени.

У. Проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте изменить времена глаголов. Поставьте все глаголы в одно время, на выбор.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Д. Текст стал невыразительным. Получилась какая-то неразбериха.

У. Найдите во втором абзаце глаголы в настоящем времени и выпишите их в тетрадь. Определите по окончанию спряжение.

Дети выписывают слово "стремится" (II спряжение).

ХIII. Итог занятия

У. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Д. Весной одними из первых прилетают скворцы. Птицам приходится очень трудно во время перелета.

У. Что такое единый временной план текста?

Д. Это вид связи предложений в тексте, когда все глаголы использованы в одном времени.

ХIV. Домашнее задание

У. Напишите текст-рассуждение о том, почему весной нужно делать скворечники, или рассказ по плану и иллюстрациям "Ожидание гостей".

Детям на дом предлагаются карточки для написания рассказа "Ожидание гостей".

Составьте рассказ по плану и картинкам. Запишите и озаглавьте рассказ.

На доске:

ПЛАН

1. Когда зазвенела капель?
2. Для кого дети сделали скворечники?
3. Где дети смастерили скворечники?
4. Какое настроение было у ребят после работы?

Примечание. Рассказ (отрывок) взят из книги: Куприн А.И. Изумруд: Рассказы, повесть. Л.: Дет. лит., 1981. 495 с. С. 387–388.

Продолжение следует