Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга ОБОЯНЦЕВА,
учитель Зональненской средней школы,
Томский район

Деление с остатком

Тема "Деление с остатком" сама по себе несложная и понятная для детей.
Каждый учитель знакомит учеников с этим новым видом деления через практические действия.
Задания, предложенные Ольгой ОБОЯНЦЕВОЙ, учителем Зональненской средней школы Томского района, позволяют провести урок занимательно и в единой тематике.

2-й класс

Тема. "Деление с остатком".

Цели. Познакомить учеников с новым видом деления; закреплять приемы внетабличного умножения, решения комбинаторных задач, действий с именованными числами; развивать мелкую моторику.

Оборудование. Учебник "Математика. 2-й класс", авт. Л.Г. Петерсон; карточки с цифрами и буквами; для практической работы – модели сарафанов, пуговицы и карманы из самоклеящейся бумаги, пустые спичечные коробки, цветные полоски бумаги, схематичные рисунки костюмов, состоящих из трех и четырех предметов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Устный счет

Учитель. Начнем урок с математического диктанта, записываем в тетрадь только ответы.

  • 18 человек расселись за парты по 2 человека. Сколько парт занято?

  • Делимое 45, делитель 9. Запишите частное.

  • 56 разделить на 7.

  • Во сколько раз 48 больше, чем 8?

  • Делимое 63, частное 9. Запишите, чему равен делитель.

  • Уменьшите 28 в 7 раз.

– Проверим, как вы справились с заданием.

На доске:

9

5

8

6

7

4

Ответы на карточках прикреплены к магнитной доске.

– Каким арифметическим действием вы пользовались, выполняя математический диктант?

Дети. Делением.

У. Сегодня мы познакомимся с новым видом деления, будьте внимательны. Расположите ответы математического диктанта в порядке возрастания, и вы узнаете, куда мы сегодня на уроке отправимся.

Дети в тетрадях на второй строчке записывают числа в порядке возрастания. Один ученик у доски переставляет карточки и переворачивает их обратной стороной.

На доске:

4

5

6

7

8

9

а

т

е

л

ь

е

– Какое слово у нас открылось?

Д. Ателье.

У. Мы отправляемся в ателье, где шьют одежду.

III. Практическая работа

У. Ателье получило заказ от танцевальной группы на пошив костюмов для выступлений. Сарафаны уже сшили, осталось пришить пуговицы и карманы. Поможем мастерам.

У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц красного цвета для этих сарафанов и разделите их поровну.

Дети распределяют пуговицы на сарафаны.

– Что вы заметили?

Д. Поровну пуговицы разделить не удалось, осталась одна лишняя пуговица.

У. Запишем выражение, соответствующее вашим действиям.

На доске:

13 : 2 = 6 (ост. 1)

– Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов.

Задание выполняется аналогично.

– Какое действие вы выполняли?

Д. Деление.

У. Запишем выражение.

На доске:

5 : 2 = 2 (ост. 1)

– Чем эти выражения отличаются от привычных нам?

Д. Здесь в ответе, кроме частного, есть еще оставшееся число.

IV. Сообщение темы урока

У. Сегодня вы познакомитесь с новым видом деления. Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Учитель открывает запись: "Деление с остатком".

V. Знакомство с новым материалом

У. Продолжим нашу работу в ателье. Пуговицы другого цвета надо разложить в коробочки поровну.

Дети раскладывают пуговицы синего цвета в спичечные коробки.

– Что у вас получилось?

Д. В каждом коробке по пять пуговиц, одна осталась.

У. Запишем выражение, соответствующее вашему действию.

На доске:

16 : 5 = 3 (ост. 1)

– Возьмите пуговицы желтого цвета и добавьте их в коробки поровну.

Дети раскладывают пуговицы.

– Что у вас получилось?

Д. В каждую коробочку вошло по четыре желтых пуговки, и одна осталась.

У. Запишем выражение.

На доске:

13 : 4 = 3 (ост. 1)

– Для отделки сарафанов нужна тесьма.

Учитель раздает цветные полоски бумаги по 14 и 18 см длиной.

– Необходимо разрезать тесьму. Первую полоску – на кусочки по 3 см.

Дети выполняют задание и записывают выражение.

На доске:

14 : 3 = 4 (ост. 2)

– Вторую полоску надо разделить на кусочки по 5 см.

Работа выполняется аналогично.

На доске:

18 : 5 = 3 (ост. 3)

По мере выполнения работы на доске появились равенства, записанные столбиком.

На доске:

13 : 2 = 6 (ост. 1)
5 : 2 = 2 (ост. 1)
16 : 5 = 3 (ост. 1)
13 : 4 = 3 (ост. 1)
14 : 3 = 4 (ост. 2)
18 : 5 = 3 (ост. 3)

– Назовите компоненты при делении с остатком.

Д. Делимое, делитель, частное, остаток.

У. Какие компоненты я подчеркнула?

Д. Делитель и остаток.

У. В каждом выражении сравните подчеркнутые компоненты. Что вы заметили?

Д. Остаток всегда меньше делителя.

У. Каким действием проверяется действие деление?

Д. Умножением.

У. Проверим правильность наших вычислений.

На доске:

Равенство
Проверка

18 : 5 = 3 (ост. 3)
5  3 + 3 = 18

– Все, что мы делали на уроке, – это только наши предположения. Проверим, насколько они верны, согласен ли с нами автор учебника? Откройте учебник на с. 92 и прочитайте правило.

Дети читают правило и делают вывод о том, что они рассуждали правильно.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление пройденного материала

У. Вернемся к заказу танцевальной группы. Для исполнения одного из танцев необходим костюм, состоящий из трех предметов: кепки, футболки, шортов. При-чем каждый элемент костюма должен быть либо красного, либо синего, либо желтого цветов. К сожалению, последовательность цветов не названа. Подумайте, сколькими способами можно раскрасить эти предметы. Соблюдайте алгоритм.

У каждого ребенка схематичный рисунок данного костюма, дети раскрашивают всеми возможными способами элементы костюма.

Осуществляется взаимопроверка.

– Подсчитаем расход ткани на один костюм, если мы знаем количество ткани, идущее на каждую вещь.

На доске:

Кепка – 30 см
Футболка – 1 м
Шорты – 60 см

Дети записывают решение в тетрадях, один ученик – у доски.

На доске:

30 см + 100 см + 60 см = 190 см

– Заказано 5 костюмов. Сколько всего ткани израсходуется?

Один ученик у доски записывает решение:

190 х 5 = (100 + 90) х 5 = 100 х 5 + 90 х 5 = 500 + 450 = 950

950 см = 9 м 50 см

– Цена одного метра ткани –10 рублей. Сколько израсходовано денег?

На доске:

10 х 9 + 5 = 95 (руб.)

VIII. Самостоятельная работа

У. Чтобы правильно раскрасить следующий костюм, необходимо выполнить деление с остатком.

У каждого ребенка схематично нарисованный костюм: панамка, футболка, юбочка, косынка.

На элементах костюма написаны примеры.

Например:

18 : 4 =
12 : 5 =
13 : 6 =
16 : 3 =

На доске:

Зеленый цвет – 2 (ост. 2)

Желтый цвет – 2 (ост. 1)

Синий цвет – 4 (ост. 2)

Красный цвет – 5 (ост. 1)

Дети решают примеры, записанные на элементах костюмов. Пользуются ключом-помощником и раскрашивают костюмы.

IХ. Итог урока

У. Что нового вы сегодня открыли для себя? Что было самое интересное?

Выслушиваются ответы детей.

Х. Домашнее задание

У. Составьте пять примеров на деление с остатком и решите их.