Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Татьяна ПРОСНЯКОВА,
Елена МУХИНА,
г. Сочи.

Работаем с пластилином

Как уроки трудового обучения сделать запоминающимися и непохожими друг на друга?
Какие разнообразные технологии использовать учителю, чтобы, работая с пластилином, создавать новые образы? Об этом пойдет разговор в материале Татьяны ПРОСНЯКОВОЙ. В статье использован фрагмент урока учителя Елены МУХИНОЙ, г. Сочи.

4-й класс

Тема. "Сграффито".

Оборудование. Учебник Т. Просняковой "Творческая мастерская" для 4-го класса (Издательство " Учебная литература" Корпорации "Федоров"); пластилин; резак; картон.

Этой теме можно посвятить один-два урока. Первый урок – освоение нового приема, для которого понадобится специальный инструмент – резак. Второй урок – отработка приема, создание художественного образа.

На первом уроке важно обсудить все тонкости этой технологии.

1. Выбор сюжета. На левом рисунке приведена композиция "Весна". Можно поговорить о том, какие приметы весны мы видим в природе, предложить детям на выбор несколько весенних тем: верба, подснежники, мимоза.

2. Подготовка основы. Основой может служить цветной картон или металлизированный картон (внутренняя поверхность пакетов из-под молока или сока).

3. Выбор цвета всех трех слоев работы.

4. Технология намазывания. Детям уже знаком способ намазывания одного слоя. Можно каждый слой разравнивать через бумагу (хотя это не обязательно). Однако верхний слой должен получиться ровным и гладким. По опыту прошлых уроков дети должны знать, через какую бумагу лучше всего раскатывать пластилин, и принести ее. Бумага должна быть гладкой. Кроме того, каждый должен иметь цилиндрический предмет для раскатывания (клеящий карандаш, маленькую скалку и пр.).

5. Технология резьбы по пластилину. Резак лучше приготовить заранее из стаканчика из-под йогурта. Потренироваться выполнять резьбу можно на любом куске пластилина. Важно научиться делать узкие бороздки, для чего двумя пальцами заминаются складка на краю резака и круглые выемки – они выполняются гладкой стороной, без складки. Можно иметь два резака, а можно работать двумя сторонами одного и того же.

6. Нанесение эскиза. На подготовленной основе намечать эскиз можно зубочисткой или тонкой палочкой.

7. Выполнение работы. После некоторой тренировки работа не представляет трудности. В процессе ее выполнения у детей иногда возникает желание изменить эскиз, добавить детали, что совершенно естественно.

8. Варианты работ. Эти несложные очертания учитель может выполнить на доске. Также желательно приготовить рисунки и фотографии этих растений.

А. Верба. Основа – зеленый или коричневый картон. Пластилин: нижний слой – коричневый, средний – желтый или белый, верхний – голубой или розовый

Б. Подснежники. Основа – металлизированный картон. Пластилин: нижний слой зеленый, средний – белый, верхний – голубой

В. Мимоза. Основа – зеленый картон. Пластилин: нижний слой – зеленый, средний – желтый, верхний – белый, голубой, розовый

Фрагмент урока

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом рельефа. Он называется сграффито. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 58 и прочитайте об этой технике.

Дети выполняют задание.

– Что же такое сграффито?

Максим. Это слово итальянского происхождения. Это такая техника многослойного процарапывания, при которой открывается нижний слой, который другого цвета.

Учитель. Да, это один из способов монументальной живописи и отделки стен. При процарапывании соскабливаются несколько тонких разноцветных слоев штукатурки. Сграффито применяется и в керамике. Там этой техникой называется соскабливание верхнего глиняного слоя.

Артем. Сграффито похоже на контррельеф, потому что изображение получается не выпуклым, а наоборот. А еще это похоже на резьбу по дереву.

Учитель. Спасибо. Обычно для резьбы по дереву используют специальные инструменты. Нам такие сложные инструменты для работы не понадобятся. Мы будем пользоваться резачком, который вам предлагалось сделать из стаканчика из-под йогурта. Я просила вас заранее изготовить резачок дома. Вижу, что все вы справились с этим заданием. Как вы это сделали?

Юля. Мы отрезали от стаканчика верхнюю часть. Получился стаканчик, только чуть-чуть пониже. Этот стаканчик мы разрезали на две равные части. Получился резачок, похожий на совочек для песка, только без ручки.

Учитель. Хорошо, а из какого еще материала можно сделать такой инструмент?

Леша. Его можно сделать, если отрезать нижнюю часть маленькой пластиковой бутылки, а потом разрезать эту часть пополам, как у стаканчика из-под йогурта. Но у этого резачка стенки будут толще, не такие острые. Им будет труднее работать.

Андрей. Можно также разрезать одноразовый пластиковый стаканчик. Так тоже получится хорошо, но такой резачок будет мягче, чем из стаканчика из-под йогурта, он может погнуться, если слои пластилина будут толстыми.

Учитель. Хорошо. Давайте потренируемся работать резачками, делать бороздки и выемки. Что нужно подготовить для тренировочной работы?

Вера. Надо на основу намазать два разноцветных слоя пластилина и прокатать их через бумагу. А потом на этой заготовке учиться процарапывать.

Учитель. Пожалуйста, можно приступать к тренировке.

Дети начинают работать.

Учитель. Скажите, пожалуйста, получатся ли такие бороздки при помощи стека или зубочистки?

Коля. Не получатся.

Учитель. Почему ты так думаешь?

Коля. А я попробовал так сделать. Когда мы резачком работаем, то весь пластилин, который мы вынимаем, оказывается в резачке, поэтому края выемок и бороздок получаются ровными. А зубочистка весь пластилин выносит наверх. По краям бороздок получаются целые горные хребты из пластилина.

Учитель. Спасибо. Давайте посмотрим, как сделан пейзаж, изображенный в учебнике.

Рита. На дно коробочки от конфет намазали сначала коричневый пластилин, потом зеленый, а сверху еще и желтый. Потом, наверное, наметили слегка стекой рисунок, а потом по намеченным линиям вырезали резачком бороздки. Получилось очень красиво и необычно.

Лиза. Ты еще не сказала, что самый верхний слой пластилина прокатали через бумагу, чтобы он гладенький был.

Леша. А зачем надо три слоя пластилина? Можно было бы и двумя обойтись. Так намного быстрее получится.

Женя. Получится быстрее, но хуже. Вот посмотри: ты когда с тремя слоями работаешь, у тебя получается на желтом фоне не просто зеленый рисунок, а на донышке каждой выемки еще и немножко коричневого просвечивает. Как бы на желтом фоне двухцветные пятнышки. Так намного оригинальнее получается.

Учитель. Хорошо, а как вы думаете, почему для этой работы выбран именно желтый фон?

Кристиан. А потому, что настроение создается радостное. Кажется, что вся картинка освещена ярким солнышком.

На втором уроке дети уже используют приобретенные навыки резьбы по пластилину. Акцент должен быть сделан на выразительности работы. Необходимо тщательно продумать форму основы, цветовые сочетания, рамку для картины. Чтобы сделать урок увлекательным, познавательным, поэтичным, чтобы создать атмосферу творчества и вдохновения, учителю предлагается использовать различный дополнительный материал к уроку. Рассказ учителя (и детей) может вестись по ходу выполнения работы.

Дети могут придумать и свои композиции с цветами. Астры или хризантемы можно располагать вертикально, горизонтально, в круге, в овале, в прямоугольнике. Можно составить из них букет или поместить в вазу.

Открыть для себя новые технологии и приемы создания образов на уроках труда вам поможет встреча с автором книг по трудовому обучению Татьяной Николаевной Просняковой, которая состоится 21 апреля 2004 года в Доме учителя.