Галина ПАНИНА,
психолог
Учитель и родители – оптимизация
взаимодействия
Сегодня часто пишут о том, что для
многих детей единственным местом, где есть хоть
какое-то дело до ребенка и его воспитания,
остается школа. Любой ребенок имеет право
рассчитывать на школу – ведь именно здесь он
может пережить радость познания и почувствовать
себя победителем. Кроме того, школа по-прежнему
должна выполнять функцию подготовки детей ко
взрослой жизни. Но воспитание ученика
основывается на совместных усилиях семьи и
школы, учителя и родителей.
Каждый учитель знает, как нелегко
бывает вести беседу с вызванным в школу
родителем трудного, проблемного ученика.
Родители зачастую занимают оборонительную
позицию и стремятся оправдать свою
"воспитательскую пассивность". Учителя
нередко слышат следующие аргументы: "Мы весь
день на работе", "Мы делали все, что возможно,
но у нас ничего не получается".
А иногда от родителей можно услышать и
обвинения в адрес школы: "Школа виновата в том,
что наш ребенок такой невоспитанный!" Однако
таких меньшинство, и гораздо чаще к учителям
обращаются родители, которые хотят получить
помощь или поддержку: "Ребенок нас не
слушается, помогите нам!", "Мы растеряны и не
знаем, что делать".
В каждом из этих случаев учитель, как
профессионал, должен стремиться к
конструктивному разговору с родителями. Но как
этого достичь? Как, например, наладить
взаимопонимание с родителями, демонстрирующими
наступательную позицию или позицию
растерянности, беспомощности?
Во-первых, необходимо, чтобы учитель не
попал под влияние родителей, а такое, к сожалению,
случается
в педагогической практике. Так, если родитель
обвиняет школу и учителя, то учитель, попавший
под его влияние, в одном случае будет вынужден
оправдываться, доказывая свою
"невиновность" в том, что ребенок плохо
учится и нарушает дисциплину. В другом случае он
может начать угрожать родителю применением
административных мер к ребенку. Или если
родитель проявляет беспомощность, то учитель,
жалея его, стремится успокоить, обещает как-то
помочь.
Главное же – в том, что в обоих случаях
не происходит содержательного взаимодействия
родителя и учителя. А проблемы ученика, будь то
плохая успеваемость или нарушение дисциплины,
остаются нерешенными.
Как же объединить усилия учителей и
родителей
в деле помощи ребенку, испытывающему трудности?
Вот какие практические рекомендации, уважаемые
учителя, предлагает вам психолог
Н.В. Самоукина в своей книге "Практический
психолог в школе".
С самого начала общения с родителями
ученика
не включайтесь эмоционально в ситуацию
разговора, будьте психологически отстранены от
нее, выдерживайте нейтралитет. Молча
выслушайте, с чем пришел к вам родитель,
оставаясь спокойным и уверенным в себе.
Поддержите родителя нейтральными фразами,
такими, например, как "Успокойтесь", "Я вас
слушаю", "Я вас понимаю".
Почувствовав нейтральную позицию
учителя, родитель станет более спокоен, и в нем
будет формироваться психологическая готовность
к конструктивному и содержательному диалогу с
учителем.
Но возникает следующий вопрос: как
организовать равноправное сотрудничество
педагога с родителем?
Чтобы избежать противостояния с любым
родителем и при этом активно включить его в
процесс воспитательной коррекции, учителю необходимо
понимать и принимать чувства отца и матери
своего ученика и именно в них найти реальную
опору при построении совместной помощи ребенку.
Не оттолкнуть пришедших в школу родителей, а
проявить сдержанную доброжелательность и
открытость – вот первый шаг навстречу
сотрудничеству.
Кроме того, необходимо развивать в
себе профессиональное стремление к равной
позиции с родителями. Ведь объединение усилий
учителя и родителей школьника возможно при
взаимном признании равенства друг друга. Первый
шаг в этом направлении должен сделать учитель.
Людям нравится ощущать собственную
значимость. Приложите все усилия к тому, чтобы
объяснить родителям их реальную роль в
воспитании и развитии ребенка. Укрепите
уверенность родителя в самом себе, выявите его
возможности достижения успеха в воспитании
ребенка.
Очень важно показать родителям свою
заинтересованность и доброжелательность по
отношению к их ребенку. Психологами замечено,
что позитивный психологический контакт в
общении с родителями возникает сразу же, как
только учитель показывает, что видит
положительные стороны в характере ученика,
симпатизирует ему. Согласитесь, что добрые,
хорошие начала существуют в любом ребенке, даже в
самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины
и заядлом двоечнике. Ведь недисциплинированно
часто ведут себя активные, инициативные и
самостоятельные ребята, склонные к лидерству.
Низкую же успеваемость проявляют зачастую либо
те, кто имеет развитые интересы вне школы, либо
те, у которых плохо организовано обучение.
Когда родитель видит дружелюбные
глаза учителя и чувствует, что тот по-настоящему
заботится о благополучии его ребенка, он
перестает прибегать к "психологической
защите" и готов к сотрудничеству.
Какими же могут быть формы
сотрудничества с родителями? К традиционным
относится участие родителей в работе классного
или школьного комитета. Однако существует и
немало других форм сотрудничества.
Учитель может предложить одному из
родителей самому провести родительское собрание
или выступить на нем и рассказать, с какими
проблемами тот сталкивается в воспитании
ребенка и каким образом пытается их разрешить.
При этом важно организовать обсуждение этих
проблем родителями всех детей.
Актуально было бы также организовать
выступление родителя, у которого были сложности
во взаимоотношениях с собственным ребенком и
который сумел их преодолеть. Такому родителю
необходимо дать возможность открыто поделиться
своим опытом в воспитании сына или дочери.
Построенная таким образом беседа
родителей гораздо более эффективна, чем
приглашение психолога с лекцией или просто
зачитывание фамилий двоечников и отличников или
списка нарушителей дисциплины.
Можно также поделиться собственным
опытом в воспитании своего ребенка,
проанализировав возможные промахи и
родительские удачи. В любом случае путь только
один: искать новые содержательные и неформальные
формы участия родителей в совместном с вами,
уважаемые учителя, воспитании ваших учеников.
Продолжение следует
Получить консультацию наших
специалистов: психолога, логопеда и юриста – вы
сможете 21 апреля 2004 года на Третьем
педагогическом марафоне учебных предметов.
|