Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Галина ПАНИНА,
психолог

Учитель и родители – оптимизация взаимодействия

Сегодня часто пишут о том, что для многих детей единственным местом, где есть хоть какое-то дело до ребенка и его воспитания, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу – ведь именно здесь он может пережить радость познания и почувствовать себя победителем. Кроме того, школа по-прежнему должна выполнять функцию подготовки детей ко взрослой жизни. Но воспитание ученика основывается на совместных усилиях семьи и школы, учителя и родителей.

Каждый учитель знает, как нелегко бывает вести беседу с вызванным в школу родителем трудного, проблемного ученика. Родители зачастую занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать свою "воспитательскую пассивность". Учителя нередко слышат следующие аргументы: "Мы весь день на работе", "Мы делали все, что возможно, но у нас ничего не получается".

А иногда от родителей можно услышать и обвинения в адрес школы: "Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный!" Однако таких меньшинство, и гораздо чаще к учителям обращаются родители, которые хотят получить помощь или поддержку: "Ребенок нас не слушается, помогите нам!", "Мы растеряны и не знаем, что делать".

В каждом из этих случаев учитель, как профессионал, должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Но как этого достичь? Как, например, наладить взаимопонимание с родителями, демонстрирующими наступательную позицию или позицию растерянности, беспомощности?

Во-первых, необходимо, чтобы учитель не попал под влияние родителей, а такое, к сожалению, случается
в педагогической практике. Так, если родитель обвиняет школу и учителя, то учитель, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою "невиновность" в том, что ребенок плохо учится и нарушает дисциплину. В другом случае он может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Или если родитель проявляет беспомощность, то учитель, жалея его, стремится успокоить, обещает как-то помочь.

Главное же – в том, что в обоих случаях не происходит содержательного взаимодействия родителя и учителя. А проблемы ученика, будь то плохая успеваемость или нарушение дисциплины, остаются нерешенными.

Как же объединить усилия учителей и родителей
в деле помощи ребенку, испытывающему трудности? Вот какие практические рекомендации, уважаемые учителя, предлагает вам психолог Н.В. Самоукина в своей книге "Практический психолог в школе".

С самого начала общения с родителями ученика
не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстранены от нее, выдерживайте нейтралитет
. Молча выслушайте, с чем пришел к вам родитель, оставаясь спокойным и уверенным в себе. Поддержите родителя нейтральными фразами, такими, например, как "Успокойтесь", "Я вас слушаю", "Я вас понимаю".

Почувствовав нейтральную позицию учителя, родитель станет более спокоен, и в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному и содержательному диалогу с учителем.

Но возникает следующий вопрос: как организовать равноправное сотрудничество педагога с родителем?

Чтобы избежать противостояния с любым родителем и при этом активно включить его в процесс воспитательной коррекции, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика и именно в них найти реальную опору при построении совместной помощи ребенку. Не оттолкнуть пришедших в школу родителей, а проявить сдержанную доброжелательность и открытость – вот первый шаг навстречу сотрудничеству.

Кроме того, необходимо развивать в себе профессиональное стремление к равной позиции с родителями. Ведь объединение усилий учителя и родителей школьника возможно при взаимном признании равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель.

Людям нравится ощущать собственную значимость. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителя в самом себе, выявите его возможности достижения успеха в воспитании ребенка.

Очень важно показать родителям свою заинтересованность и доброжелательность по отношению к их ребенку. Психологами замечено, что позитивный психологический контакт в общении с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ученика, симпатизирует ему. Согласитесь, что добрые, хорошие начала существуют в любом ребенке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике. Ведь недисциплинированно часто ведут себя активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Низкую же успеваемость проявляют зачастую либо те, кто имеет развитые интересы вне школы, либо те, у которых плохо организовано обучение.

Когда родитель видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что тот по-настоящему заботится о благополучии его ребенка, он перестает прибегать к "психологической защите" и готов к сотрудничеству.

Какими же могут быть формы сотрудничества с родителями? К традиционным относится участие родителей в работе классного или школьного комитета. Однако существует и немало других форм сотрудничества.

Учитель может предложить одному из родителей самому провести родительское собрание или выступить на нем и рассказать, с какими проблемами тот сталкивается в воспитании ребенка и каким образом пытается их разрешить. При этом важно организовать обсуждение этих проблем родителями всех детей.

Актуально было бы также организовать выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком и который сумел их преодолеть. Такому родителю необходимо дать возможность открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.

Построенная таким образом беседа родителей гораздо более эффективна, чем приглашение психолога с лекцией или просто зачитывание фамилий двоечников и отличников или списка нарушителей дисциплины.

Можно также поделиться собственным опытом в воспитании своего ребенка, проанализировав возможные промахи и родительские удачи. В любом случае путь только один: искать новые содержательные и неформальные формы участия родителей в совместном с вами, уважаемые учителя, воспитании ваших учеников.

Продолжение следует

Получить консультацию наших специалистов: психолога, логопеда и юриста – вы сможете 21 апреля 2004 года на Третьем педагогическом марафоне учебных предметов.