Валентина ЕРЕМЕЕВА,
нейрофизиолог, нейропсихолог
Девочки и мальчики – два разных мира
Советы для взрослых
! Не забывайте,
что девочки и мальчики по-разному видят, слышат,
осязают, по-разному воспринимают пространство и
ориентируются в нем, а главное – по-разному
осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И
уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
! Не
переусердствуйте, требуя от мальчиков
аккуратности и тщательности выполнения вашего
задания.
! Старайтесь,
давая задания мальчикам как в детском саду, в
школе, так и в быту, включать в них момент поиска,
требующий сообразительности. Не надо заранее
показывать и рассказывать, что и как делать.
Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам
открыл принцип решения, пусть даже наделав
ошибок.
! Никогда не
ругайте ребенка обидными словами за
неспособность что-то понять или сделать, глядя на
него при этом с высоты своего авторитета. Это
сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и
по крайней мере в каких-то областях он будет
знать и уметь гораздо больше.
! Прежде чем
ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять
природу трудностей.
! Если вам надо
отругать девочку, не спешите высказывать свое
отношение к ней – бурная эмоциональная реакция
помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала
разберите, в чем ее ошибка.
! Ругая
мальчика, изложите кратко и точно, чем вы
недовольны, так как он не может долго удерживать
эмоциональное напряжение. Его мозг как бы
отключит слуховой канал, и ребенок перестанет
вас слушать и слышать.
! Не уличайте в
неумении, а помогайте найти пути решения
проблемы.
! Не
сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за
успехи и достижения.
! При первых
неудачах не нервничайте сами и не нервируйте
ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины
трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
! Имейте в
виду, что педагог, который ругает ребенка за то,
что он чего-то не знает или не умеет, подобен
врачу, который ругает больного за то, что тот
болен.
! Не забывайте,
что ваша оценка поведения или каких-то
результатов деятельности ребенка всегда
субъективна. И всегда может найтись кто-то
другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что
не заметили вы!
! Помните, для
ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это
нормальное положение вещей. На то он и ребенок!
Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно
демонстрировать перед ребенком свое
превосходство над ним в знаниях.
! Запомните:
маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность"
ребенка – сигнал неблагополучия в вашей
педагогической деятельности, в избранной вами
методике работы с ними.
! Никогда не
забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как
несмышленое дитя превращается во взрослого
человека. Есть множество тайн в развитии мозга и
психики, которые пока не доступны нашему
пониманию. Поэтому главной своей заповедью
сделайте – "не навреди"!
Приглашаем вас на встречу с Валентиной
Дмитриевной ЕРЕМЕЕВОЙ 21 апреля 2004 года в Доме
учителя на семинар "Мальчики и девочки – два
разных мира"
|