Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Александр САВЕНКОВ

Продолжение. Начало см. № 29, 30, 48/2003, 4/2004

Одаренный ребенок в массовой школе

Александр САВЕНКОВ продолжает разговор о тех особых качествах, которые резко выделяют одаренного ребенка на фоне его одноклассников. Эти особенности одаренных детей могут легко наблюдать и педагоги, и родители.

Фото В.Алексеева

Особенности развития, проявляющиеся в познавательной сфере

Легкость генерирования идей ("продуктивность мышления")

Это качество иногда называют беглостью или продуктивностью мышления и обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Качество это очень близкое гибкости мышления но характеризующее несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и т.п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренного ребенка, как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае – не просто ассоциативное интегрирование нескольких первичных, более простых идей и понятий. Их соединение должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов ("безумные идеи").

Замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения опыта (знания, умения, навыки) и часто прямо диктуются его содержанием. Ребенок относительно свободен от этого в силу ограниченности своего опыта, и если мы ставим задачу развития способности легко генерировать идеи не только у одаренных, которым данное качество присуще в большей степени, но и у всех детей, то следует подумать не только о методах усвоения опыта, но и о его содержании.

Большинство ученых, подчеркивая важность этого качества, считают его все же чем-то вроде второстепенной характеристики творчества. Судите сами: Леонардо да Винчи создал немногим более десятка живописных произведений, но вошел в мировую историю искусства. При этом мы без труда найдем художников, создавших сотни и даже тысячи полотен, но их имена никому не известны.

Правда, обратных примеров гораздо больше. Моцарт создал более 600 музыкальных произведений. Бах писал по кантате в неделю. Томас Эдисон провел 1093 эксперимента. Обычно гений очень продуктивен.

Легкость ассоциирования

Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.

Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его "нормальные" сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. При этом эти связи в силу наличия данной и вышеописанных способностей могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.

  • Александр Грэхем Белл сравнивал внутреннюю поверхность человеческого уха со стальной подвижной мембраной и на основе этой аналогии изобрел телефон.

  • Известно, что физик Нильс Бор обладал способностью вообразить свет одновременно как частицу и как волну, что привело его к разработке принципа дополнительности.

  • Физик и философ Дэвид Бом утверждал, что гении способны развивать одновременно несколько разных мыслей, поскольку они умеют смягчать противоречия между неоднозначными вариантами или несочетающимися явлениями.

Легкость ассоциирования проявляется не только в умении находить простые и сложные аналогии, а затем на этой основе создавать новое. У гуманитариев она чаще проявляется в метафоричности мышления. Аристотель считал метафоричность признаком гения. Он был убежден, что человек, способный находить соответствие между двумя различными сферами существования и связывать их между собой, особо одарен.

Способность к прогнозированию

Одаренным детям в значительной большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению. К сожалению, для большинства людей характерен так называемый "презентизм мышления" – они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

В психологии способность к прогнозированию рассматривается обычно в нескольких смысловых аспектах:

  • как способность мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена;

  • как интуиция;

  • как способность представить себе возможный результат действия до его осуществления;

  • как способность организма подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления;

  • как "опережающее отражение".

Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям. Известный психолог А.В. Брушлинский писал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что эта способность распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий не отдаленных во времени, относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Многие люди, добившиеся выдающихся успехов, полагались на свои предположения, предчувствия, на то, что было скрыто где-то в глубинах подсознания. Способность предвидения, базирующаяся на подсознании, простирается значительно дальше ограниченных пределов поля сознания. Интуитивное мышление – особый талант, нуждающийся в развитии.

На основе феномена глубины прогнозирования построен ряд психодиагностических методик.

Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени развития вышеописанных характеристик ребенка, таких, как склонность к задачам творческого типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования. Интегральный характер данного личностного свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.

  • Выдающимися специалистами по научным прогнозам всегда считались писатели-фантасты. Жюля Верна, предсказавшего в своих произведениях многие открытия будущего, его современники-ученые считали не только писателем, но и своим коллегой-ученым. Выдающийся русский химик Дмитрий Иванович Менделеев называл Жюля Верна "научным гением". Французский инженер Лебер считал Ж.Верна соавтором своей подводной лодки с двойным дном (как у "Наутилуса").

  • В 1903 году, когда подводная лодка "Проектор" совершила переход из Бриджпорта в Нью-Йорк, ее создатель – американский конструктор С.Лейк направил Ж.Верну телеграмму. Известный русский исследователь и конструктор К.Э. Циолковский говорил о том, что он долго смотрел на ракету с точки зрения "увеселений и маленьких применений". Сделать серьезные вычисления его побудили книги Ж.Верна.

Высокая концентрация внимания

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели, даже при наличии помех. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Данное качество трудно оценить иначе как положительное, но именно оно часто становится причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка, при обучении в обычной школе. Большая часть учителей ориентируется на условно "нормального", обычного ученика, а последний, как известно всем, и в первую очередь учителям, имеет в этом смысле весьма скромные возможности. Обычный ребенок старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста обладает довольно "низким порогом отключения", что выражается в быстрой утомляемости, неспособности долго заниматься одним делом, неустойчивости внимания.

Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети. Ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь от дела, причем заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано, многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности. В нем находит выражение уже отмеченное ранее единство мотивации, непосредственно связанной с содержанием деятельности и творческих умений ребенка, в тех сферах, где реализуются его творческие способности (интеллектуальные, художественные и др.).

  • Михаилу Глинке не было и восьми лет, когда кто-то из дальних родственников подарил ему книгу "История о странствиях вообще по всем краям земного круга, сочинения господина Прево, сокращенная новейшим расположением господина Ле Гарпа и содержащая в себе достойные примечания, полезнейшие и наилучшим образом доказанные сведения о странах света, до коих достигли европейцы, о нравах жителей этих стран, о вере, обычаях, науках, художествах, торговле и рукоделии". Согласитесь, только для того чтобы прочитать ее название до конца и при этом не забыть, о чем говорилось в начале, нужно обладать завидной концентрацией внимания.

  • Но это не смутило мальчика. Правда, как свидетельствуют биографы, не без труда принялся он за чтение. С каждым днем оно становилось все более легким и увлекательным. И через некоторое время он уже не складывал слова в предложения, а словно видел живые картины: море, отплывающие в неведомые земли каравеллы, Васко да Гаму, наносящего на карту открытый остров… "Воображение мое так разыгралось, писал впоследствии М.Глинка, – что я принялся изучать описание этих прелестных островов и начал делать извлечения из вышеозначенной книги, что и послужило основой моей страсти к географии и путешествиям".

Способность концентрировать собственное внимание на каком-либо объекте тесно связана с явлением, открытым известным русским ученым Ухтомским. Он в ходе собственных исследований пришел к выводу о том, что одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее способность создавать "очаги активности" и "очаги торможения". Этот очаг активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные клетки, находящиеся в состоянии возбуждения, получил название "доминанты". Благодаря этой способности мозга посторонние факторы не только не отвлекают, но и напротив, даже усиливают стремление достичь главной цели. Вокруг этого активного очага возбуждения всегда формируется зона торможения.

Продолжение следует