Татьяна САПОЖНИКОВА,
методист Центра непрерывного
художественного образования,
учитель ИЗО школы № 610,
г. Москва
Портрет русской красавицы
Уроки изобразительного
искусства в 4-м классе посвящены знакомству детей
с многообразием художественных культур народов
Земли. Учитель помогает ребятам увидеть и понять
красоту окружающего их мира. Современные дети
знакомятся с миром в основном по телевизору,
смотрят американские фильмы, немного знают о
японских видах борьбы и почти ничего не знают о
культуре своего народа или о культуре той страны,
на территории которой они живут. В школах
празднуют праздники всего мира (восточный Новый
год, день святого Валентина и т.д.), перенимают
обычаи всех стран и при этом без уважения
относятся к обычаям собственного народа. Без
знания своей родной культуры и истории нельзя
воспитать людей, любящих свою Родину. Дерево без
корней засыхает, а наши дети растут без корней,
воспитываясь рекламой, шоу-бизнесом и боевиками.
Уроки ИЗО в 4-м классе раскрывают детям
красоту природы, архитектуры, труда, красоту
человека в понимании разных народов мира. Но
начинается знакомство с разнообразием культур с
изучения искусства своего народа. Во время
практических работ дети рисуют пейзаж родной
земли, знакомятся с образом русской избы, с ее
конструкцией и украшениями, с народными
праздниками, с образом красоты человека своего
народа, выполняют индивидуальные и коллективные
работы. Изображать человека детям всегда
интересно, а рисуя женщин и мужчин в русской
одежде, ребята получают представление об образах
женской и мужской красоты. Эти образы помогают
лучше узнать мир русской сказки и поэзии. На
уроках, посвященных знакомству с русской
культурой, обязательно должна звучать русская
музыка – та, что затрагивает душу, не превращая
русскую народную песню в дешевое развлечение.
Учитель может использовать музыкальные записи
песни ансамбля Д.Покровского или ансамбля
духовной музыки "Сирин", русских рожечников
и многих других, кто всерьез заинтересован
русской культурой.
Знакомство с традиционным русским
костюмом интереснее начинать с женского костюма,
так как он разнообразнее мужского. А поскольку
образ русской женщины не может быть полным без
головного убора, то сначала можно предложить
детям нарисовать гуашью на большом листе
(формата A3) портрет русской красавицы.
Современные дети очень мало могут рассказать о
том, какие головные уборы носили их
прапрабабушки: на уроке называют, как правило,
кокошник и платок, о прическах русских девушек
тоже мало кто из учеников что-нибудь знает.
Портреты гуашью, мелками и тушью уже не раз
выполнялись на уроках ИЗО с 1-го по
3-й класс, но необходимо еще раз повторить и
пропорции лица, и последовательность выполнения
портрета. Материал урока не должен подаваться
сухо – необходимо увлечь детей миром русского
искусства, а для этого учитель должен показать и
портреты русских художников, и фотографии или
рисунки головных уборов, и иллюстрации к русским
народным сказкам.
Рассказывая о русских красавицах,
учитель не только может использовать наглядный
материал, но и пригласить на помощь учениц этого
класса, объяснив детям, что русская красавица
должна быть полной, белолицей и, естественно, с
длинной косой и, конечно, совсем не похожа на
куклу Барби. Девушки на Руси до замужества могли
ходить с непокрытой головой, но волосы
необходимо было заплетать в одну косу
в знак того, что девушка пока одна, не замужем.
Волосы были длинными, и с распущенными волосами
не ходили, потому что так неудобно было бы
стирать, готовить, шить, работать в поле,
ухаживать за скотиной. Девичья коса считалась
символом чести, и дернуть за косу значило
оскорбить девушку. На иллюстрации к русской
сказке "Василиса Прекрасная" И.Билибин
изобразил Василису с длинной косой. На рисунке
видно, что лоб не закрыт челкой, – считалось, что
с закрытым лбом девушка будет чаще болеть. Конец
косы девушки украшали накосником. Он мог быть
любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем и т. д.
Самый распространенный головной убор девушки –
это платок. В платке изображена И.Билибиным
Аленушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец
Иванушка", и "Девушка с бураком" –
А.Венецианова, и русские красавицы А.Архипова и
Ф.Малявина. Девушки могли украшать голову лентой,
а в праздники надевали головные уборы разной
формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с
зубцами: венцы, почелки, перевязки, ширинки,
кокошники (Н.Аргунов. "Портрет девушки в
кокошнике"), коруны (М.Врубель. "Царевна
Лебедь", В.Васнецов. "Три царевны подземного
царства"). Головные уборы были с открытым
верхом, расшитые золотой нитью, а на лоб
спускались поднизи ажурного плетения из жемчуга
(в виде сетки). Жемчуг добывали в чистых северных
реках.
По древнему обычаю замужняя женщина не
показывалась на людях "простоволосой" – это
считалось большим грехом. Считалось, что волосы
обладают магической силой. Выходя замуж и
становясь членом чужого рода, женщина должна
была прятать волосы, чтобы не принести несчастья
мужу и его родне. Не случайно у И.Билибина Баба
Яга изображена с распущенными волосами. Во время
свадебного обряда подружки прощались с невестой
под пение протяжных грустных песен и с плачем
расплетали ей девичью косу, а невеста
приговаривала: "Прощай, коса, девичья краса,
полно тебе по плечам мотаться, пора под кичку
убираться". Потом волосы невесты переплетали
на две височные косы, укладывали короной вокруг
головы, а затем плотно закрывали повойником. При
этом девушка причитала: "Уж и покрасуйтесь, мои
русы волосы, темнота будет вам, да русы волосы, да
тягота будет да буйной голове". С этого момента
никто из мужчин не мог видеть волос женщины. На
Руси существовало выражение "опростоволосить
женщину", то есть нанести
оскорбление, открыв ее волосы. Типичный головной
убор замужней женщины – кика и сорока с
позатыльней. Основу кички делали из стеганого
холста на подкладке, переднюю часть кички – из
бересты
или кожи и покрывали дорогой тканью. У А.С.
Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке" у старухи
"...парчовая на маковке кичка...". Сверху
основы надевали сороку – чехол из дорогой ткани,
а сзади прикрепляли позатыльник. Край сороки
украшали золотым шитьем, а сзади к ней
прикрепляли толстый плетеный шнур, украшенный
бисером. Среди деталей сороки есть "крылья"
и "хвост", а в орнаментах вышивки
встречаются изображения птиц. Вся кика вместе с
сорокой могла весить до семи килограммов.
Названия головных уборов перекликаются с
именами птиц: "кокош" – это петух, он будит
солнце, а "кичка" – это утка. Сам головной
убор символизировал небо.
Поверх кики или кокошника замужняя
женщина надевала богатый большой платок –
"убрус".
Не каждая крестьянка умела шить
золотом и низать жемчугом, поэтому головные
уборы отдавали расшивать специальным
мастерицам. Праздничные головные уборы стоили
очень дорого, их берегли и передавали по
наследству.
Девочкам будет интересно узнать, что
русские женщины, красивые от природы, сильно
красили щеки, белили лицо, сурьмили брови.
Использовали на Руси натуральную косметику:
свеклу, сажу, уголь.
Практическое задание выполняется без
предварительного рисунка карандашом. Сначала
надо наметить овал головы, потом прямо на лице
(без палитры) составить цвет лица (белый, желтый,
красный), закрасить лицо и шею, наметить головной
убор (сразу красками); пока сохнет лицо, закрасить
фон картины, одежду. Черты лица можно рисовать
только по высохшей краске. Портрет
необходимо украсить, а для этого надо немного
рассказать об украшениях на шее – "сбруе".
"Сбруя" – это огромное количество бус,
плетенных из бисера шнурков, бисерных
воротничков, ошейников, украшений из ниток и
монет. Украшения надо рисовать точками и мазками
очень быстро, краски брать сразу из баночки, не
смешивая.
Учитель может предложить детям
нарисовать героинь русских народных сказок или
сказок А.С. Пушкина. Главное – чтобы портреты
получились с различными характерами и в разных
головных уборах.
Свои рисунки предоставили ученики
школы № 610 г. Москвы:
Ершов Саша, Карыхалин Кирилл, Сапожникова Тоня
Как провести уроки изобразительного искусства
так, чтобы ребенок почувствовал радость
творчества, ощутил себя Художником, вы узнаете на
мастер-классе "Пейзаж на уроках
изобразительного искусства". Ведущая –
Татьяна Борисовна Сапожникова, методист центра
НХО Б.М. Неменского.
|