Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Вячеслав БУКАТОВ

Сочинять новое или вспоминать старое?

Хотя многочисленные научно-методические исследования и доказали эффективность игровых способов обучения, тем не менее многие учителя до сих пор весьма настороженно относятся к любым так называемым игровым приемам обучения и не спешат использовать их на своих уроках. Мы понимаем и поддерживаем эту настороженность! Учение, конечно, труд, а не беззаботное развлечение.
Но труд этот может быть разным: не только принудительным и угнетающим, но и добровольным, окрыляющим. Тогда даже весьма утомительное дело приносит ученику радость и доставляет удовольствие.

Торопись, неспешно!

Социоигровая "режиссура урока" ищет способы такого общения, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Тогда ученический труд по-прежнему остается трудом. Но при этом его эффективность значительно повышается. И подобное происходит, во-первых, тогда, когда на уроке используется работа малыми группами, а во-вторых, когда обучение сочетается с двигательной активностью учеников. Соединение этих двух условий и создает социоигровую атмосферу на уроке.

Осторожные учителя предусмотрительно опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает урок в беззаботную развлекаловку. Сохранять и поддерживать деловую направленность урока учителю помогают премудрости театральной режиссуры: смена темпа и ритма, смена лидерства, смена мизансцен. Тогда игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное сочетание является залогом эффективности обучения.

Известно, что многие школы уже устали от вихря моды на всякие инновации. Когда учитель начинает свой педагогический стиль менять, как перчатки, его личный опыт быстро засаливается и теряет форму. "Режиссура" не агитирует учителей всякий раз начинать с нуля.

Социоигровая "режиссура урока" не предлагает торопиться вперед. Она советует учителю остановиться, постоять и осмотреться, обратить внимание на своих учеников, и, вспомнив себя за партой, сочувственно отнестись к тем условиям, в которых им приходится трудиться, увидеть, что нужно сделать для улучшения этих условий.

Сделать условия обучения на уроке более человеческими и уместными для возраста сидящих за партами учеников могут не столько инновации (которые для учителей частенько являются котом в мешке), сколько самые что ни на есть известные и испытанные "дедовские способы".

Добрым молодцам урок

Н.П. Богданов-Бельский. Устный счет в сельской школе С.А. Рачинского. 1895 г.

Н.П. Богданов-Бельский. Устный счет в сельской школе С.А. Рачинского. 1895 г.

Кто из учителей не знает картину Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет"! Так вот, наша мечта – как можно чаще видеть подобные мизансцены на уроках в современных школах! На доске очень трудный пример не только для устного счета, но и для вычисления в столбик:

Дети как один заняты вычислениями. Скучающих нет! Почему? Секрет следует искать в двигательной активности, в свободе мизансцен, в общем ритме, допускающем индивидуальность темпа каждого ученика. Если бы ученики были привязаны к партам и сидели, послушно сложив ручки и ножки, то две трети класса отказались бы трудиться над вычислениями. Приглядитесь к картине. Сидит всего один человек – учитель. Остальные могут свободно двигаться. На современных уроках все наоборот: учитель ходит по классу, а ученики, как в смирительных рубашках, сидят за партами. Так начнем же брать пример с сельских школ конца XIX века, в одной из которых работал изображенный на картине Сергей Александрович Рачинский.

В центральных библиотеках еще можно найти изданные в конце позапрошлого века брошюрки С.А. Рачинского о проблемах обучения. В свое время были очень популярны его сборники занимательных задач для устного счета. Широкую известность он получил именно как учитель сельской школы. А до этого он был... профессором ботаники Московского университета! Читал рядовые лекции. Принимал обычные экзамены. После конфликта с администрацией отказался от кафедры и уехал к себе в поместье.

Его сестра в то время преподавала в сельской школе. И как-то раз, зайдя к ней на урок, он был поражен той тягостной скукой, которая висела в воздухе. Особенно обидно ему было за математику. И тогда он начал преподавать сам. Так крупный ученый, человек разносторонних способностей, представитель высшего московского аристократического общества, человек, которому все знавшие его предсказывали блестящую карьеру, оказался народным учителем в глухой деревне.

В одной из своих статей Рачинский рассказывал, что идеальной моделью ведения уроков для него был один старинный рисунок, изображавший жизнь в мастерской художника. В просторной комнате кипела работа. Кто-то из учеников обсуждал рисунки, кто-то дорисовывал очередную штудию, кто-то беседовал с мастером, сидя в кресле у камина.

Подобную домашнюю рабочую атмосферу Рачинский старался создать (или сохранить) на любом уроке: и на математике, и на рисовании и на пении. Воплощать желаемое ему помогал собственный опыт, собственная интуиция и, конечно же, сами ученики.

Новое – это хорошо забытое старое. Если одни учителя заняты поиском нового, то мы предлагаем заняться противоположным – воскрешением старого, всем настолько известного, что даже уже и подзабытого. И вы на собственном опыте убедитесь, что продвигаться назад следует не скачками, а маленькими, иногда буквально крохотными шажками, сверяя свой путь с подсказками собственной интуиции. И наш совет справедлив не только для последователей социоигровой педагогики, но и для любого учителя, искренно желающего работать на совесть.

Приглашаем вас на семинар "Социоигровая режиссура урока" доктора педагогических наук Вячеслава Михайловича Букатова, который состоится 21 апреля 2004 года на Дне учителя начальной школы.