Н. В. ПЕТКЕВИЧ,
преподаватель педагогического колледжа № 1,
г. Минск
Наглядные пособия – в помощь учителю
21 апреля 2004 года в Московском городском доме
учителя состоится встреча с Ниной Владимировной
ПЕТКЕВИЧ, преподавателем Минского
педагогического колледжа № 1,
педагогом-изобретателем, лауреатом Всесоюзного
конкурса на лучшие образцы оборудования для
учебных заведений, обладателем золотой медали
ВДНХ CCCP. Ее авторская педагогическая технология
"Комплексное использование наглядных средств
обучения в обучении дошкольников и младших
школьников" известна далеко за пределами
Беларуси. В России и странах Прибалтики в
последние годы организуются конференции и
семинары с целью изучения и распространения этой
технологии. Педагоги многих стран СНГ широко
используют в своей работе комплексы наглядных
пособий, разработанные белорусским автором.
Каждые 12 лет объем информации в мире
удваивается. Это требует постоянного изменения
содержания образования как педагогической
проекции научных знаний. Решать проблему
содержания образования необходимо в тесной
связи со средствами обучения.
Известно, что у детей младшего
школьного возраста преобладает
наглядно-действенное, наглядно-образное
мышление. Неслучайно Я.А. Каменский, основатель
принципа наглядности обучения, назвал его
"золотым правилом". К.Д. Ушинский, раскрывая
преимущества наглядного обучения, отмечал, что
ребенок "...мыслит формами, красками,
звуками".
При подготовке к уроку учитель должен
позаботиться о том, чтобы не только рассказать
учебный материал, но и показать его, потому что
зрительный анализатор, как выяснили физиологи,
в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться
рационально использовать этот фактор. "В
развитии языка цивилизации с некоторых пор
произошел невидимый переворот: переход от
цивилизации текста к цивилизации
изображения", – пишет
В.Д. Паронджанов, руководитель лаборатории
"Учебник XXI века".
Информация, воспринимаемая человеком,
в соответствии с концепцией Ж. Пиаже должна
пройти четыре естественных этапа:
сенсорно-моторный, символьный, логический,
лингвистический. Следовательно, и предъявляться
она должна с соблюдением иерархии кодов:
предметного или рисуночного, знакового,
символьного и словесного.
Обычно в учебно-методический комплекс
входят учебник, тетрадь на печатной основе и
методические указания для учителя. На наш взгляд,
такая комплектация является недостаточной. Для
объяснения нового материала учителю необходимы
демонстрационные наглядные пособия, которые
позволят организовать коллективную
деятельность учащихся и дадут возможность
наблюдать за эффективностью восприятия учебного
материала по реакции детей (взгляд, мимика,
желание подключиться к работе и др.) и
своевременно корректировать свои действия.
"Каждая высшая психическая функция ребенка, –
пишет Л.С. Выготский, – появляется на сцене
дважды – сперва как коллективная, социальная
деятельность, а затем как внутренний способ
мышления ребенка". Для стимулирования второго
необходимы индивидуальные наглядные пособия.
Желательно использовать не только готовый
раздаточный материал, но и самодельные пособия,
дидактические игрушки-самоделки. В процессе их
изготовления учащиеся имеют возможность
проследить путь развития знания и сформировать
понятие как итог этого пути.
В проекте "Федерального компонента
государственного стандарта общего
образования" подчеркивается необходимость
"ориентации образования не только на усвоение
обучающимся определенной суммы знаний, но и на
развитие его личности, его познавательной и
созидательной способностей". Этой цели
прекрасно содействует учебное моделирование, в
процессе которого в конкретной практической
деятельности учащиеся самостоятельно усваивают
учебный материал и учатся применять его в
реальных жизненных ситуациях.
Разнообразие пособий и их
многофункциональность создают условия для
усвоения учебного материала учащимися с разными
типами интеллекта. Предлагаемый комплекс
наглядных средств обучения основан на
пространственно-цветовом восприятии информации
и приучает глаз и психику учащихся видеть и
воспринимать прекрасное, вырабатывает
потребность в стремлении к красоте, убеждает в
возможности воспроизвести информацию на уровне
творчества. Его формообразующим компонентом
является эстетика. В него входят также пособия
для учащихся в форме, удобной для работы руками.
Зрительное и тактильное восприятие
обеспечивает активизацию мыслительной
деятельности учащихся и ее эффективность на
этапе первоначального предъявления информации
за счет обеспечения цветовой яркости и
графической точности в отражении учебного
материала; содействует формированию системной
умственной деятельности учащихся благодаря
способности правого полушария к охвату
информации, которая представляет систему знаний;
позволяет использовать метод
противопоставления конкретных единиц знаний
(сложения и вычитания, умножения и деления)
благодаря совмещению в пространстве и
одновременности рассмотрения системы знаний.
Целесообразность и эффективность
использования цвета объясняются тем, что цвет в
два-три раза запоминается легче, чем цифра, за
счет его восприятия правым полушарием, которое
обеспечивает первоначальный синтетический
охват информации и появление эмоций. Дальнейшая
ее переработка осуществляется левым полушарием,
в котором происходит перекодировка цвета в
число. Положительные эмоции являются спутниками
успешного обучения.
Предлагаемый комплекс наглядных
пособий обеспечивает педагогические технологии
усвоения определенного содержания программы
начальной школы: изучения сложения и вычитания в
пределах первого и второго десятков и табличные
случаи умножения и деления.
Широкое использования
демонстрационных наглядных пособий
продиктовано необходимостью "расширения
зрительно-пространственной активности",
предъявление учебного материала на максимальном
удалении от глаз в режиме "зрительных
горизонтов" (на доске, на стенах и даже на
потолке) не только для профилактики
близорукости, но и для снятия
"телесно-моторного закрепощения" (В.Ф.
Базарный). Одной из причин нездоровья школьников
он назвал "обедненную дидактическую среду".
Прекрасным средством ее обогащения являются
красочные демонстрационные пособия. Особую
ценность представляют многофункциональные
таблицы-матрицы и пособия с подвижными деталями,
позволяющие преобразовать информацию, создавая
условия для ее сравнения, сопоставления и
обобщения.
Комплексное использование наглядных
средств обучения обеспечивает комплексное
интеллектуальное развитие младших школьников,
благотворно влияя на психическое и физическое
здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал
наглядные пособия "психологическим орудием
учителя".
Иллюстративный материал представляют
демонстрационный комплект "Изучение чисел
первого и второго десятков"; комплект
индивидуальных пособий "Суперпапка.
Математика от 1 до 20", предназначенный для
детских садов и 1-го класса начальной школы;
комплект "Таблицу умножения учим с
увлечением", включающий демонстрационные
пособия и раздаточный материал.
Свои вопросы автору статьи вы можете задать по
телефону: (8-10 375 017) 287-5789, 287-5773; факс: 287-5806; е-mail: petkevich@brm.by или лично Нине
Владимировне Петкевич в Доме учителя 21 апреля на
нашем педагогическом марафоне.
|