Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Марина СОЛОВЕЙЧИК,
профессор кафедры методики начального обучения
МГОПУ им. М.А. Шолохова

Развитие речи школьников в учебниках "К тайнам нашего языка"

(комплект "Гармония")

Работа по развитию речи в учебнике русского языка для 1-го класса начинается с обсуждения схемы, которую "не понял" Антон – один из двух персонажей, помогающих ставить учебные задачи, мотивировать введение той или иной информации и в целом организовывать учебную деятельность младших школьников на уроках русского языка.

Похожая модель впервые должна появиться нарисованной на доске еще в период обучения грамоте, на одном из первых уроков. (Этот урок, как и ряд других уроков, подробно описан в Методических рекомендациях к учебнику для 1-го класса в главе, которая так и называется: "Период обучения грамоте: подготовка к работе по учебнику".) Модель вводится для того, чтобы, во-первых, сделать для малышей более наглядным само понятие речь, а во-вторых, в схематическом виде зафиксировать ряд важнейших правил речевого поведения: когда один говорит, другие слушают; на говорящего надо смотреть, помогая ему своим вниманием; тот, кто говорит, тоже должен смотреть на своих собеседников... Схема помогает детям понять главную особенность речи: мы говорим (и пишем) не для себя, а для других, для тех, к кому обращаемся. Вот почему основное требование к речи она должна быть понятной и вежливой.

Эта мысль положена в основу всей дальнейшей работы не только по развитию речи, но и в целом по изучению языка.

Стоит ли следить за своей устной речью, за ясностью, четкостью произнесения слов? А почему надо стараться писать без ошибок, красиво и разборчиво? Зачем проверять написанное? Зачем обдумывать тему и главную мысль? А зачем думать над порядком слов в предложении, видом и последовательностью самих предложений? Стоит ли задумываться над выбором слов и искать самые точные?.. Ответы на все эти вопросы напрямую зависят от ответа на главный вопрос: хочешь ли ты, чтобы тебя хорошо понимали?

Учить хорошей речи, устной и письменной, – вот главная задача курса русского языка, которую ставят перед учителями авторы учебника "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

Понятие "развитие речи" в практике обучения обычно связывается прежде всего с двумя видами работы – изложениями и сочинениями. Такая связь, конечно, справедлива, но только отчасти. Нельзя получить от этих школьных упражнений желаемый результат, если не сделать их элементами общей системы языковой и речевой работы. Стержнем этой системы может стать определенная задача: открыть те секреты родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других.

А "открыть секреты" языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения. Еще Л.С. Выготский писал о том, что приходящий в школу ребенок в целом владеет многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно. Помочь маленькому школьнику п о н я т ь,  к а к  он пользуется языком, ч т о при этом делает со словами, к а к  это можно делать лучше, – вот, на наш взгляд, важнейшая задача уроков русского языка в начальных классах. При таком подходе процессы изучения языка и развития речи оказываются неразрывно связанными между собой.

Речевое развитие детей предполагает работу в разных направлениях, на разных уровнях языковой системы – на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Вычленение этих уровней традиционно для отечественной методики, однако сегодня сложились предпосылки для реализации новых методических подходов к решению традиционных задач обучения. Привлечем внимание к одному из изменений, внесенных в учебник.

До самого конца 4-го класса в учебнике "К тайнам нашего языка" не встречается слово "сочинение", хотя, конечно, школьники учатся создавать свои высказывания. Убирая этот методический термин из общения с детьми (до определенного момента), мы исходили из того, что в жизни пишут не абстрактные "сочинения", а вполне конкретные жанры: записки, письма, поздравления, телеграммы, дневники, инструкции, создают словесные зарисовки, загадки, рассказы, размышления
и т.д. А если это так, то и учить младших школьников следует написанию не сочинений вообще, а текстов, относящихся к конкретным жанрам. Эта мысль и реализуется в данном учебнике.

Публикация произведена при поддержке интернет-магазина карнавальных костюмов «My-Karnaval.ru». В каталоге представлен огромный выбор карнавальных костюмов – мужские, женские, детские, для собак, а также декорации для праздников и аксессуары. Гарантия качества, низкие цены, специальные предложения и скидки. Доставка по Москве, Санкт-Петербургу и РФ. Для перехода в каталог магазина нажмите здесь.

Слово "сочинение" вводится в обиход в конце IV четверти 4-го класса. Тема называется "Составляем собрание сочинений". Чтобы реализуемая идея стала более понятной, приведем небольшой фрагмент из учебника.

"Каждое произведение, написанное писателем, – это его сочинение. Поэтому собрание всех произведений писателя, часто и дневниковых записей, и писем и размышлений, – это его собрание сочинений. Но сочинениями называют не только произведения писателей.
В школе принято называть сочинениями то, что создают, сочиняют ученики. Написанные тобой записки, письма, загадки, истории, этюды, размышления, инструкции, сделанные дневниковые записи – это твои сочинения.

Теперь знай, что когда ты создаешь свои тексты, ты пишешь сочинения. Будешь ты их писать и в следующих классах".

После этих сведений каждому ученику дается задание: "Обратись к заголовку и догадайся, что мы предлагаем тебе сделать".

Попутно заметим, что многие учителя, работающие по учебнику "К тайнам нашего языка", принимают совет, высказанный в методических рекомендациях, и со 2-го класса начинают собирать и систематизировать детские работы в специальных папках, альбомах под разными названиями, например: "Наши летние воспоминания", "Наши загадки", "Маленькая кулинарная книга", "Рисуем словами"... Из этих подборок создается своеобразная классная библиотека "произведений" учащихся. Предлагаем ознакомиться с этой библиотекой и родителям.

Говоря о специфике подхода к обучению напиcанию сочинений, мы сразу оказались в 4-м классе. Но вернемся к началу и кратко представим содержание речевой работы во всех классах.

В первом классе для практического освоения предлагается следующее.

  • Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные два главных требования к речи – она должна быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма.

  • Первоклассники практически наблюдают над стилевым расслоением речи, учатся разграничивать "сухую" научно-деловую и эмоциональную, образную художественную (разговорно-художественную) речь. Первая для детей названа деловой, а вторая – картинной (изобразительной), так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или читающий представляет себе.

  • Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают несколько жанров: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.

  • В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

  • Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.

Во втором классе вся начатая работа продолжается. Но здесь усиливается внимание к слову, к правильности и точности его употребления. После изучения состава слова и знакомства с работой, которую выполняют приставки и суффиксы, ребята начинают учиться использовать эти морфемы. Для этого в учебник включена специальная тема "Как сказать лучше?".

Кроме того, во 2-м классе школьники осваивают понятие "текст", учатся построению предложений и элементарных текстов. В основу обучения положен тезис: в предложении (а потом и в тексте) всегда о чем-то что-то говорится. Поэтому, прежде чем составлять предложение, сначала реши, о чем и что ты хочешь сказать. Второклассники наблюдают и за порядком слов в предложениях, обнаруживая, что из одних и тех же слов можно составить разные предложения; порядок слов в них будет зависеть от того, чтоR в нашей мысли мы хотим подчеркнуть. Потом та же логика рассуждения переносится на текст. Вводятся понятия "тема" и "главная мысль", выявляется необходимость определенной последовательности предложений, отражающей логику развития мысли. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте. Считаем важным отметить, что введение всех понятий – не самоцель; они служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного), а после записи совершенствовать его. Вот почему появляются памятки "Как обдумывать текст?" и "Как сделать текст лучше?". Первая получает название "Текст", а вторая – "Редактор". Обе памятки систематически используются в работе.

Иногда учителей удивляет, почему в учебнике, считающемся речевым, так поздно (в декабре) пишется первое изложение. Объяснение простое: учить осознанному (а не механическому) воспроизведению текста можно лишь тогда, когда дети получили элементарное представление о том, что такое текст и каковы секреты его построения. Вот почему обучение письменным пересказам заключает раздел, посвященный тексту.

Мы вносим еще одно изменение – предлагаем другой по сравнению с традиционным способ помощи детям. Дело в том, что при воспроизведении небольшого текста (равного абзацу) практически невозможно составить план. В традиционной практике обычно предлагаются вопросы, из ответов на которые, как принято считать, сложится текст. Реализация этого приема не так проста, как кажется. Во-первых, нужно специально выстраивать порядок слов в вопросе, чтобы получить желаемое построение предложений в ответе. Во-вторых, вопросы, напоминающие конкретное содержание каждого из предложений, чаще всего неестественны, а вопросы более широкого содержания не помогают ребенку следить за движением мысли и построением предложений. Вот почему мы рекомендуем другой прием, основанный на теории актуального членения предложения. По этой теории обычно в спокойной монологической речи начало предложения включает слова, обозначающие предмет речи, связывающие новую мысль с предыдущей. Новая же информация (та, из-за которой создается предложение) – это в неэмоциональной речи, как правило, вторая часть предложения.

Какую же методическую подсказку мы извлекаем из этого установленного лингвистикой факта?

Анализируя содержание текста, мы с учениками будем наблюдать, о чем говорится в каждом предложении, что нового по сравнению с предыдущими в нем сообщается. А на доске будем оставлять первые слова каждого из предложений. Они заменят детям план (вопросы) и будут служить опорой при воспроизведении текста. (Подробное описание организации работы при проведении первых изложений есть в методических рекомендациях к учебнику для 2-го класса.)

Среди жанров, осваиваемых детьми во 2-м классе, – загадка, кулинарный рецепт (как мини-инструкция), словесная зарисовка, рассказ о событии.

В третьем классе продолжаются все линии обучения. Еще более основательной становится работа по культуре речи. В начале учебника есть тема "Правильно и точно", в которой обсуждается значение вынесенных в название слов и начинается практическая работа по выполнению соответствующих требований к речи. Но одних деклараций, конечно, мало. Надо реально помочь детям начать овладевать многими нормами литературного языка. Мышь – это "он" или "она". А какого числа слова "листва", "детвора", "молодежь"? В помощь школьникам в учебник вводится специальный словарь трудностей "Какого рода и числа слово?". Обучение пользованию словарем, накопление опыта работы со справочником, пусть пока небольшим, помещенным в учебник, мы считаем важным компонентом как обучения, так и развития, воспитания младших школьников средствами учебного предмета "Русский язык".

Продолжается обучение третьеклассников и созданию текстов. На протяжении учебного года постоянно ведутся наблюдения за построением повествований, описаний, за теми "секретами", которые используют писатели. А в IV четверти накопленные представления ложатся в основу обучения созданию повествований и описаний, включению в них предложений со значением оценки. Здесь только и вводятся соответствующие термины.

Из новых жанров, которые осваивают третьеклассники, главными являются этюд (словесная зарисовка повествовательного или описательного характера) и инструкция (совет о том, как что-то делать).

В четвертом классе весь изучаемый материал группируется вокруг понятий "слово", "словосочетание", "предложение", "текст". С каждым из них связана определенная работа по развитию речи на данном этапе.

Продолжается обучение культуре речи, владению нормами литературного языка. Для этого в учебник вводится вторая часть Словаря трудностей "Как правильно изменить слово?". В связи с освоением падежей и падежных окончаний имен существительных предусмотрены специальные уроки культуры речи. На них обсуждаются некоторые тайны русского языка. Почему на лбу, а не на лбе, в глазу, а не в глазе? Как в единственном числе употребить слова люди, дети? Какие трудности есть при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа? Снова, как и в 3-м классе, учащиеся накапливают опыт не только правильного употребления слов, но и поиска ответов на возникающие вопросы в специальных словарях учебника.

В связи с изучением словосочетаний четвероклассники наблюдают за значениями словосочетаний, за их правильным построением. На практическом уровне ведется работа над нормами управления (любить кого? что?, а гордиться кем? чем?; рассказывать о чем?, а описывать что?; любоваться чем?, а радоваться чему? и т.п.).

В учебник включена небольшая тема "Предложение в тексте", в рамках которой учащиеся продолжают учиться тому, что они осваивали на протяжении всех лет в связи с построением предложений и текстов: строить предложение так, чтобы оно лучше вписывалось в текст, понятнее продолжало начатую мысль.

В 4-й класс вынесено обучение построению несложного рассуждения; среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, запись в личный дневник.

Такова в общем виде система работы по развитию речи младших школьников, представленная в серии учебников "К тайнам нашего языка".

Если вы хотите подробнее узнать о системе развития речи младших школьников, приглашаем вас на семинар "К тайнам нашего языка".
Ведущая – Соловейчик Марина Сергеевна, канд. пед. наук.
Семинар состоится 21 апреля 2004 года в Московском городском доме учителя на Дне учителя начальной школы.