Марина СОЛОВЕЙЧИК,
профессор кафедры методики начального обучения
МГОПУ им. М.А. Шолохова
Развитие речи школьников в учебниках
"К тайнам нашего языка"
(комплект "Гармония")
Работа по развитию речи в учебнике
русского языка для 1-го класса начинается с
обсуждения схемы, которую "не понял" Антон –
один из двух персонажей, помогающих ставить
учебные задачи, мотивировать введение той или
иной информации и в целом организовывать учебную
деятельность младших школьников на уроках
русского языка.
Похожая модель впервые должна
появиться нарисованной на доске еще в период
обучения грамоте, на одном из первых уроков. (Этот
урок, как и ряд других уроков, подробно описан в
Методических рекомендациях к учебнику для 1-го
класса в главе, которая так и называется:
"Период обучения грамоте: подготовка к работе
по учебнику".) Модель вводится для того, чтобы,
во-первых, сделать для малышей более наглядным
само понятие речь, а во-вторых, в
схематическом виде зафиксировать ряд важнейших
правил речевого поведения: когда один говорит,
другие слушают; на говорящего надо смотреть,
помогая ему своим вниманием; тот, кто говорит,
тоже должен смотреть на своих собеседников...
Схема помогает детям понять главную особенность
речи: мы говорим (и пишем) не для себя, а для
других, для тех, к кому обращаемся. Вот почему
основное требование к речи – она должна быть
понятной и вежливой.
Эта мысль положена в основу всей
дальнейшей работы не только по развитию речи, но
и в целом по изучению языка.
Стоит ли следить за своей устной речью,
за ясностью, четкостью произнесения слов? А
почему надо стараться писать без ошибок, красиво
и разборчиво? Зачем проверять написанное? Зачем
обдумывать тему и главную мысль? А зачем думать
над порядком слов в предложении, видом и
последовательностью самих предложений? Стоит ли
задумываться над выбором слов и искать самые
точные?.. Ответы на все эти вопросы напрямую
зависят от ответа на главный вопрос: хочешь ли
ты, чтобы тебя хорошо понимали?
Учить хорошей речи, устной и
письменной, – вот главная задача курса русского
языка, которую ставят перед учителями авторы
учебника "К тайнам нашего языка" М.С.
Соловейчик и Н.С. Кузьменко.
Понятие "развитие речи" в
практике обучения обычно связывается прежде
всего с двумя видами работы – изложениями и
сочинениями. Такая связь, конечно, справедлива,
но только отчасти. Нельзя получить от этих
школьных упражнений желаемый результат, если не
сделать их элементами общей системы языковой и
речевой работы. Стержнем этой системы может
стать определенная задача: открыть те секреты
родного языка, которые помогут научиться в
устной и письменной форме наилучшим образом
выражать свои мысли, доносить их до других.
А
"открыть секреты" языка – это понять, как он
устроен, какие возможности предоставляет нам для
полноценного использования в процессе общения.
Еще Л.С. Выготский писал о том, что приходящий в
школу ребенок в целом владеет многими элементами
языковой системы, но владеет ими неосознанно.
Помочь маленькому школьнику
п о н я т ь, к а к он
пользуется языком, ч т о при этом делает со
словами, к а к это можно делать лучше,
– вот, на наш взгляд, важнейшая задача уроков
русского языка в начальных классах. При таком
подходе процессы изучения языка и развития речи
оказываются неразрывно связанными между собой.
Речевое развитие детей предполагает
работу в разных направлениях, на разных уровнях
языковой системы – на уровне слова,
словосочетания, предложения и текста. Вычленение
этих уровней традиционно для отечественной
методики, однако сегодня сложились предпосылки
для реализации новых методических подходов к
решению традиционных задач обучения. Привлечем
внимание к одному из изменений, внесенных в
учебник.
До самого конца 4-го класса в учебнике
"К тайнам нашего языка" не встречается слово
"сочинение", хотя, конечно, школьники
учатся создавать свои высказывания. Убирая этот
методический термин из общения с детьми (до
определенного момента), мы исходили из того, что в
жизни пишут не абстрактные "сочинения", а
вполне конкретные жанры: записки, письма,
поздравления, телеграммы, дневники, инструкции,
создают словесные зарисовки, загадки, рассказы,
размышления
и т.д. А если это так, то и учить младших
школьников следует написанию не сочинений
вообще, а текстов, относящихся к конкретным
жанрам. Эта мысль и реализуется в данном
учебнике.
Публикация произведена при поддержке интернет-магазина карнавальных костюмов «My-Karnaval.ru». В каталоге представлен огромный выбор карнавальных костюмов – мужские, женские, детские, для собак, а также декорации для праздников и аксессуары. Гарантия качества, низкие цены, специальные предложения и скидки. Доставка по Москве, Санкт-Петербургу и РФ. Для перехода в каталог магазина нажмите здесь.
Слово "сочинение" вводится в
обиход в конце IV четверти 4-го класса. Тема
называется "Составляем собрание
сочинений". Чтобы реализуемая идея стала
более понятной, приведем небольшой фрагмент из
учебника.
"Каждое произведение, написанное
писателем, – это его сочинение. Поэтому собрание
всех произведений писателя, часто и дневниковых
записей, и писем и размышлений, – это его
собрание сочинений. Но сочинениями называют не
только произведения писателей.
В школе принято называть сочинениями то, что
создают, сочиняют ученики. Написанные тобой
записки, письма, загадки, истории, этюды,
размышления, инструкции, сделанные дневниковые
записи – это твои сочинения.
Теперь
знай, что когда ты создаешь свои тексты, ты пишешь
сочинения. Будешь ты их писать и в следующих
классах".
После этих сведений каждому ученику
дается задание: "Обратись к заголовку и
догадайся, что мы предлагаем тебе сделать".
Попутно заметим, что многие учителя,
работающие по учебнику "К тайнам нашего
языка", принимают совет, высказанный в
методических рекомендациях, и со 2-го класса
начинают собирать и систематизировать детские
работы в специальных папках, альбомах под
разными названиями, например: "Наши летние
воспоминания", "Наши загадки",
"Маленькая кулинарная книга", "Рисуем
словами"... Из этих подборок создается
своеобразная классная библиотека
"произведений" учащихся. Предлагаем
ознакомиться с этой библиотекой и родителям.
Говоря о специфике подхода к обучению
напиcанию сочинений, мы сразу оказались в 4-м
классе. Но вернемся к началу и кратко представим
содержание речевой работы во всех классах.
В первом классе для практического
освоения предлагается следующее.
Внимание учащихся привлекается к
тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с
ориентировкой на которого человек обычно и
строит свою речь. Выведенные два главных
требования к речи – она должна быть понятной и
вежливой по отношению к собеседнику – стержень
работы над культурой речи и речевым поведением,
над правильностью и эстетикой письма.
Первоклассники практически
наблюдают над стилевым расслоением речи, учатся
разграничивать "сухую" научно-деловую и
эмоциональную, образную художественную
(разговорно-художественную) речь. Первая для
детей названа деловой, а вторая – картинной
(изобразительной), так как в ней словами рисуются
картины, которые слушающий или читающий
представляет себе.
Обучаясь созданию речевых
произведений, школьники осваивают несколько
жанров: устное воспоминание, записка, телеграмма,
поздравление, письмо.
В связи с работой над нормами
произношения, над лексическим значением слов и
частично над правописанием учащиеся приобретают
первый опыт использования различных видов
словарей, имеющихся в учебнике.
Важнейшим лексическим умением,
формируемым в 1-м классе, является умение ребенка
самостоятельно замечать незнакомые слова и
стараться выяснять их значения.
Во втором классе вся начатая
работа продолжается. Но здесь усиливается
внимание к слову, к правильности и точности его
употребления. После изучения состава слова и
знакомства с работой, которую выполняют
приставки и суффиксы, ребята начинают учиться
использовать эти морфемы. Для этого в учебник
включена специальная тема "Как сказать
лучше?".
Кроме того, во 2-м классе школьники
осваивают понятие "текст", учатся
построению предложений и элементарных текстов. В
основу обучения положен тезис: в предложении (а
потом и в тексте) всегда о чем-то что-то говорится.
Поэтому, прежде чем составлять предложение,
сначала реши, о чем и что ты хочешь сказать.
Второклассники наблюдают и за порядком слов в
предложениях, обнаруживая, что из одних и тех же
слов можно составить разные предложения; порядок
слов в них будет зависеть от того, чтоR в нашей
мысли мы хотим подчеркнуть. Потом та же логика
рассуждения переносится на текст. Вводятся
понятия "тема" и "главная мысль",
выявляется необходимость определенной
последовательности предложений, отражающей
логику развития мысли. Специально обсуждается
роль первого и последнего предложений в тексте.
Считаем важным отметить, что введение всех
понятий – не самоцель; они служат базой для
формирования умения обдумывать текст (при
пересказе и создании собственного), а после
записи совершенствовать его. Вот почему
появляются памятки "Как обдумывать текст?" и
"Как сделать текст лучше?". Первая получает
название "Текст", а вторая – "Редактор".
Обе памятки систематически используются в
работе.
Иногда учителей удивляет, почему в
учебнике, считающемся речевым, так поздно (в
декабре) пишется первое изложение. Объяснение
простое: учить осознанному (а не механическому)
воспроизведению текста можно лишь тогда, когда
дети получили элементарное представление о том,
что такое текст и каковы секреты его построения.
Вот почему обучение письменным пересказам
заключает раздел, посвященный тексту.
Мы вносим еще одно изменение –
предлагаем другой по сравнению с традиционным
способ помощи детям. Дело в том, что при
воспроизведении небольшого текста (равного
абзацу) практически невозможно составить план. В
традиционной практике обычно предлагаются
вопросы, из ответов на которые, как принято
считать, сложится текст. Реализация этого приема
не так проста, как кажется. Во-первых, нужно
специально выстраивать порядок слов в вопросе,
чтобы получить желаемое построение предложений
в ответе. Во-вторых, вопросы, напоминающие
конкретное содержание каждого из предложений,
чаще всего неестественны, а вопросы более
широкого содержания не помогают ребенку следить
за движением мысли и построением предложений.
Вот почему мы рекомендуем другой прием,
основанный на теории актуального членения
предложения. По этой теории обычно в спокойной
монологической речи начало предложения включает
слова, обозначающие предмет речи, связывающие
новую мысль с предыдущей. Новая же информация (та,
из-за которой создается предложение) – это в
неэмоциональной речи, как правило, вторая часть
предложения.
Какую же методическую подсказку мы
извлекаем из этого установленного лингвистикой
факта?
Анализируя содержание текста, мы с
учениками будем наблюдать, о чем говорится в
каждом предложении, что нового по сравнению с
предыдущими в нем сообщается. А на доске будем
оставлять первые слова каждого из предложений.
Они заменят детям план (вопросы) и будут служить
опорой при воспроизведении текста. (Подробное
описание организации работы при проведении
первых изложений есть в методических
рекомендациях к учебнику для 2-го класса.)
Среди жанров, осваиваемых детьми во 2-м
классе, – загадка, кулинарный рецепт (как
мини-инструкция), словесная зарисовка, рассказ о
событии.
В третьем классе продолжаются все
линии обучения. Еще более основательной
становится работа по культуре речи. В начале
учебника есть тема "Правильно и точно", в
которой обсуждается значение вынесенных в
название слов и начинается практическая работа
по выполнению соответствующих требований к речи.
Но одних деклараций, конечно, мало. Надо реально
помочь детям начать овладевать многими нормами
литературного языка. Мышь – это "он" или
"она". А какого числа слова "листва",
"детвора", "молодежь"? В помощь
школьникам в учебник вводится специальный
словарь трудностей "Какого рода и числа
слово?". Обучение пользованию словарем,
накопление опыта работы со справочником, пусть
пока небольшим, помещенным в учебник, мы считаем
важным компонентом как обучения, так и развития,
воспитания младших школьников средствами
учебного предмета "Русский язык".
Продолжается
обучение третьеклассников и созданию текстов. На
протяжении учебного года постоянно ведутся
наблюдения за построением повествований,
описаний, за теми "секретами", которые
используют писатели. А в IV четверти накопленные
представления ложатся в основу обучения
созданию повествований и описаний, включению в
них предложений со значением оценки. Здесь
только и вводятся соответствующие термины.
Из новых жанров, которые осваивают
третьеклассники, главными являются этюд
(словесная зарисовка повествовательного или
описательного характера) и инструкция (совет о
том, как что-то делать).
В четвертом классе весь изучаемый
материал группируется вокруг понятий
"слово", "словосочетание",
"предложение", "текст". С каждым из них
связана определенная работа по развитию речи на
данном этапе.
Продолжается обучение культуре речи,
владению нормами литературного языка. Для этого
в учебник вводится вторая часть Словаря
трудностей "Как правильно изменить слово?".
В связи с освоением падежей и падежных окончаний
имен существительных предусмотрены специальные
уроки культуры речи. На них обсуждаются
некоторые тайны русского языка. Почему на лбу,
а не на лбе, в глазу, а не в глазе? Как в
единственном числе употребить слова люди, дети?
Какие трудности есть при образовании форм
именительного и родительного падежей
множественного числа? Снова, как и в 3-м классе,
учащиеся накапливают опыт не только правильного
употребления слов, но и поиска ответов на
возникающие вопросы в специальных словарях
учебника.
В связи с изучением словосочетаний
четвероклассники наблюдают за значениями
словосочетаний, за их правильным построением. На
практическом уровне ведется работа над нормами
управления (любить кого? что?, а гордиться кем?
чем?; рассказывать о чем?, а описывать что?;
любоваться чем?, а радоваться чему? и т.п.).
В учебник включена небольшая тема "Предложение
в тексте", в рамках которой учащиеся
продолжают учиться тому, что они осваивали на
протяжении всех лет в связи с построением
предложений и текстов: строить предложение так,
чтобы оно лучше вписывалось в текст, понятнее
продолжало начатую мысль.
В 4-й класс вынесено обучение
построению несложного рассуждения; среди
осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная
история), объявление, запись в личный дневник.
Такова в общем виде система работы по
развитию речи младших школьников,
представленная в серии учебников "К тайнам
нашего языка".
Если вы хотите подробнее узнать
о системе развития речи младших школьников,
приглашаем вас на семинар "К тайнам нашего
языка".
Ведущая – Соловейчик Марина Сергеевна, канд. пед.
наук.
Семинар состоится 21 апреля 2004 года в Московском
городском доме учителя на Дне учителя начальной
школы.
|