Т.В. ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента
общего и дошкольного образования
Минобразования России
Вы спрашивали...
В газете “Начальная школа” № 30/1998
была дана информация о распределении письменных
работ по русскому языку и математике по
четвертям и по классам. Сейчас, когда вся
начальная школа перешла на программу 1–4,
хотелось бы узнать, как распределяются
письменные работы (сочинения, изложения,
списывания и т.д.) в течение учебного года.
М.В. Григорьева, г. Саратов
В соответствии с Типовым положением об
общеобразовательном учреждении раздел III п. 43 общеобразовательное
учреждение самостоятельно в выборе системы
оценок, формы, порядка и периодичности
промежуточной аттестации обучающихся в
соответствии со своим уставом и с законом
Российской Федерации "Об образовании".
Система контроля и оценки позволяет
установить персональную ответственность
учителя и школы в целом за качество процесса
обучения. Результат деятельности учительского
коллектива определяется прежде всего по глубине,
прочности и систематичности знаний учащихся,
уровню их воспитанности и развития.
Система контроля и оценивания учебной работы
школьника не может ограничиваться утилитарной
целью – проверкой усвоения знаний и выработки
умений и навыков по конкретному учебному
предмету. Она ставит более важную социальную
задачу: развить у школьников умение проверять и
контролировать себя, критически оценивать свою
деятельность, устанавливать ошибки и находить
пути их устранения.
В начальной школе предполагается несколько
видов контроля: текущий контроль; тематический
контроль; итоговый контроль.
Текущий контроль – наиболее
оперативная, динамичная и гибкая проверка
результатов обучения. Он сопутствует процессу
становления умения и навыка, поэтому проводится
на первых этапах обучения, когда еще трудно
говорить о сформированности умений и навыков
учащихся. Его основная цель – анализ хода
формирования знаний и умений учащихся. Это дает
учителю и ученику возможность своевременно
отреагировать на недостатки, выявить их причины
и принять необходимые меры к устранению. Текущий
контроль особенно важен для учителя как средство
своевременной корректировки своей деятельности,
внесение изменения в планирование последующего
обучения и предупреждения неуспеваемости.
Тематический контроль заключается
в проверке усвоения программного материала по
каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует
результат.
Специфика этого вида контроля:
– ученику предоставляется
дополнительное время для подготовки и
обеспечивается возможность пересдать, доделать
материал, исправить полученную ранее отметку;
– при выставлении не следует ориентироваться
на средний балл, а учитывать лишь итоговые
отметки по сдаваемой теме, которые отменяют
предыдущие, более низкие, что делает контроль
более объективным;
– возможность получения более высокой оценки
своих знаний становится мотивированным
действием ученика, отражает его желание и
интерес к учению.
Итоговый контроль проводится как
оценка результатов обучения за определенный,
достаточно большой промежуток учебного времени
– четверть, полугодие, год. Таким образом,
итоговые контрольные работы проводятся четыре
раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце
года. При выставлении переводных отметок (в
следующую четверть, в следующий класс) отдается
предпочтение более высоким.
Исходя из вышеперечисленного
администрация школы, методическое объединение
учителей, учитель совместно решают вопросы о
количестве и сроках проведения контрольных
работ в данном образовательном учреждении и
отражают этот вопрос в уставе школы.
Советуем вам ознакомиться с письмом
Минобразования России "Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе" от 19
ноября 1998 г. № 1561/14-15 и письмом
Минобразования России "О системе оценивания
учебных достижений младших школьников в
условиях безотметочного обучения в
общеобразовательных учреждениях, участвующих в
эксперименте по совершенствованию структуры и
содержания общего образования" от 03.06.2003 г.
№ 13-51-120/13.
|