Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2004

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Т.В. ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента
общего и дошкольного образования
Минобразования России

Вы спрашивали...

В газете “Начальная школа” № 30/1998 была дана информация о распределении письменных работ по русскому языку и математике по четвертям и по классам. Сейчас, когда вся начальная школа перешла на программу 1–4, хотелось бы узнать, как распределяются письменные работы (сочинения, изложения, списывания и т.д.) в течение учебного года.
М.В. Григорьева, г. Саратов

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении раздел III п. 43 общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с законом Российской Федерации "Об образовании".

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
В начальной школе предполагается несколько видов контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль.

Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменения в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:

– ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку;
– при выставлении не следует ориентироваться на средний балл, а учитывать лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
– возможность получения более высокой оценки своих знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Исходя из вышеперечисленного администрация школы, методическое объединение учителей, учитель совместно решают вопросы о количестве и сроках проведения контрольных работ в данном образовательном учреждении и отражают этот вопрос в уставе школы.

Советуем вам ознакомиться с письмом Минобразования России "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" от 19 ноября 1998 г. № 1561/14-15 и письмом Минобразования России "О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования" от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13.