Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ
Русский язык
Контрольные работы
Предлагаемые контрольные работы по русскому
языку (диктанты, проверочное списывание,
грамматические задания, работа над предложением
и текстом) позволят учителю узнать, насколько
прочно, осознанно усвоен учащимися материал по
пройденным темам на конец III четверти.
1-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
записывать текст под диктовку (берутся в
основном слова, где написание не расходится с
произношением) с использованием правил
написания большой буквы в начале предложения,
именах людей, кличках животных, а также слова с
сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу.
При диктовке четко проговариваются все
встретившиеся орфограммы, незнакомые учащимся.
Объем работы: 15–20 слов.
Сосулька
С крыши дома упала сосулька. Она
разбилась на мелкие куски. Звон сосульки испугал
собаку Мушку. Она спряталась в кустах.
Слова для справок: сосулька, она.
Ворона на льдине
Наш дом стоит у реки. Наступил теплый
апрель. По реке плывут льдины. На льдине стоит
ворона и каркает.
Слова для справок: стоит, река,
каркает.
Шиповник
В саду рос шиповник. У шиповника острые
шипы. Катюша уколола палец. Брат Андрей вынул
занозу. Боль прошла.
Слова для справок: уколола, прошла.
Белка
Под елкой спал ежик. С ветки спрыгнула
белка. В лапах у белки был сухой гриб. Белка любит
грибы и орехи.
Слова для справок: гриб, орехи.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение
списывать текст с доски без пропуска и замены
букв.
Дома
На столе стоят чайник и чашки.
Внуки будут пить чай с душистым медом. Мед
купила бабушка Анюта.
Дождь спугнул
Петя и Иван ловили рыбу. Петя поймал
щуку. Застучали капли дождя. Мальчики помчались
домой.
Примечание. Обратить внимание
детей на написание слов с подчеркнутыми буквами.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
выделять в тексте предложение, отвечать на
вопросы.
1. Списать текст. Определить границы
предложений. Новое предложение писать с большой
буквы, в конце ставить точку.
Мальчики часто бегали в рощу Яша и
Сема искали там щавель мама варила вкусный
суп из щавеля.
2. Записать ответы на вопросы:
Кто нарисовал машину?
Что рисует Люба?
На улице весь день идет дождь. Дети
дома рисуют. Юра нарисовал машину. Люба рисует
ландыши.
3. Составить из данных слов
предложения и записать.
Лежал, земле, заяц, на.
Зайки, лапа, у, сломала, была.
Лечил, дед, зайца, Егор.
2-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыка правописания звонких и
глухих согласных в конце слова, безударных
гласных в словах типа кроты – крот, земля –
земли, удвоенных согласных в простейших
словах, разделительного мягкого знака.
Четко проговариваются неизученные орфограммы.
Объем диктанта: 30–35 слов.
Тайны леса
Много тайн в лесу. К старой сосне вели
следы. А вот и нора. Кто там живет? Ребята стали
наблюдать. Из норы юркнула в кусты серая мышка.
Закуковала кукушка. На каком дереве она сидит?
Слова для справок: закуковала,
сидит.
Гнезда
Хороши у птиц гнезда! Самое большое
гнездо у орла. Он делает его из толстых сучьев.
Самый маленький домик у пеночки. Она вьет его на
ветках берез. Найдет птичка в лесу яркую бумагу и
украсит жилье.
Айболит
Раздался стук в дверь. У крыльца стояла
лошадь Ночка. У Ночки болел глаз. Айболит дал ей
мазь. Утром он вывел лошадь на луг. Весь день она
щипала сочную траву. Боль в глазу прошла.
Слова для справок: стояла, болела,
вывел, прошла.
Ивушка
Вот и весна. Красив весенний наряд у
деревьев. Ожила у реки плакучая ива. Она склонила
ветви к воде. Видит ивушка, как кружит стайка рыб.
Весело жужжит пчела. Она спешит к ивушке за
первым медом.
Слова для справок: склонила,
видит, спешит.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить, как
формируются умения, связанные с развитием
орфографической зоркости.
Настала весна
Теплые лучи согрели землю. Заплакал
сугроб. Побежали звонкие ручьи. На реке Быструхе
надулся лед. Он стал тонким. Опасно ходить по
такому льду. Сестры Ивановы идут с школу дальней
дорогой. Там мост.
Ворона и рак
Летела ворона над морем. Увидела она
рака, схватила. Понеслась с ним в лес. Видит рак,
что ворона обедать собралась. Он стал хвалить
ворону. Это понравилось вороне. Каркнула она во
весь рот и упустила рака.
(По сказке)
Примечание. Обратить внимание
детей на написание слов увидела, понравилось.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
излагать в логической последовательности
готовый текст (изложение), выделять в сплошном
тексте границы предложений и правильно
оформлять их при письме, дописывать предложения,
отвечая на поставленный вопрос.
1. Текст изложения.
Прогулка
Миша и Глеб пошли гулять в лес. На
поляне рос дуб. Он был очень старый.
Мальчики сели отдохнуть. Под дубом они нашли
гриб. Гриб был свежий, крепкий. На шляпке гриба
лежал листок. Листик согревал грибок. В ельнике
они набрали чудных маслят.
Вот так прогулка! Хорош будет пирог с грибами.
Слова для справок: очень, отдохнуть,
свежий, согревал, лежал.
2. Списать текст, выделить в нем
предложения.
Праздник
Вот и наступил праздник над
крышей вьется флаг люди вышли на площадь в десять
часов бьют куранты гремит салют мы идем домой там
нас ждет пирог и чай с вареньем вся наша большая
семья села за стол всем весело.
Примечание. Обратить внимание
детей на написание слов: праздник, вьется.
3. Запиши ответы на вопрос: кто
получил эти подарки?
... ... сочную морковку,
... ... лесные орешки,
... ... вкусную косточку.
Дорог не подарок – дорого внимание!
3-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыков правописания
безударных гласных в корне слова, приставок,
разделительного твердого знака, мягкого знака на
конце имен существительных после шипящих.
Четко проговаривать все неизученные орфограммы.
Объем работы: 50–60 слов.
Экскурсия на завод
К школе подъехал автобус. Мы все дружно
выбежали во двор и заняли места в нем. Автобус
тронулся. Алла Ивановна тихо запела всем
знакомую песню. Все дружно ее поддержали. Машина
ехала по ровному шоссе. Но вот дорога пошла в
гору.
Мы подъехали к заводу. Крановщик рассказал нам о
подъемном кране, о его мощной силе. Много
интересного мы увидели на заводе.
Слова для справок: заняли, увидели,
крановщик, в нем.
Примечание. Предупредить о
постановке запятой.
Весенние гости
Солнце растопило остатки снега. С крыш
падали последние сосульки. По дорожкам и
тропинкам побежали ручьи. Лучи солнца весело
играли с воробьями в лужах. Потянулись с теплых
краев на родину перелетные птицы. У школьников
праздник. Ребята встречают весенних гостей.
Прилетели грачи – вестники весны. Группа ребят
повесила на березку скворечник. Вот уже пара
скворцов влетела в гнездо. Хорошо дома.
Слово для справки: повесила.
Как зима с весной боролась
Зима объявила войну весне. На помощь
зиме прилетел ветер. Он собрал грозные облака.
Они не пускали на землю солнечный луч. Весна
посылала молодой травке теплые капли дождя. Зима
их замораживала. На деревьях показались почки.
Зима щипала их морозцем. Смешались дождь со
снегом, весенний гром с вьюгой. Зима старалась
нанести удар в самое сердце, но не смогла. Весна
победила!
Слова для справок: солнечный,
замораживала, не смогла.
Енисей
Рисовать природу родного края – мое
любимое занятие. Я взял краски, карандаши, альбом
и упаковал каждую вещь в рюкзак. Мой путь лежал к
Енисею. Его за богатырскую мощь прозвали братом
океана. Я восторгался гигантской силой падения
воды. Я рисовал ажурные подъемные краны, водопад
чистейших голубых брызг. Мне нравилось, как
ревел, бушевал Енисей. Он показывал свою мощь и
силу.
Слова для справок: упаковал, Енисей,
водопад, нравилось.
Примечание. Предупредить о
постановке запятых.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить
орфографическую зоркость у учащихся.
Объем работы: 55–60 слов.
Водолаз
Ходит по дну гавани водолаз. Он чистит
дно. Вверху над водолазом – плавучий кран. Вот
стальная балка торчит. Не ровен час, заденет
корабль днищем – беда.
Подошел водолаз к опасной балке, окутал ее
тросом, зацепил крюком. Загудел на кране мотор,
пополз крюк вверх, натянул трос – вырвал балку. И
снова ходит по дну человек. На дне реки или моря
тоже чистота нужна.
(По Т.Снегиреву)
Жалко
Наступил поздний вечер. Кругом тишина.
Мама легла спать. Мы с Игорем за столом
занимались рисованием. Я рисовал людей в пещере.
Вокруг были разные звери, птицы. На горке стоял
олень. Человек из-за кустов стрелял из лука в
него. Игорь нахмурился. Он взял у меня карандаш и
нарисовал стрелу, которая летела мимо красавца
оленя. Ему жалко было оленя. Я с ним согласился.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
излагать готовый текст в логической
последовательности, включив в него два-три
предложения с описанием животного; составлять
текст-повествование, используя начало текста.
1. Текст изложения. Написать
изложение, включив в текст описание щенка.
Мой щенок
У нас в доме появился щенок. Брат
нашел его около подъезда. Малыш лежал на земле и
жалобно скулил.
Мы с братом вымыли щенка, покормили его теплым
молочком. Я назвал его Шустриком. Щенок быстро
рос. Я любил с ним гулять. Раз я пошел с ним в парк
и по дороге встретил друга. Он стал рассказывать
мне о своей коллекции марок. Я оглянулся.
Шустрика не было.
Мы с другом обежали весь парк. Собака пропала.
Унылый я шел домой. У подъезда сидел мой Шустрик и
ждал меня. Он помнил свой дом!
2. Продолжи текст-повествование,
используя начало текста. Озаглавь.
Ясное утро. Проснулся весенний лес.
Прокуковала несколько раз вдали пестрая
кукушка...
3. Напиши несколько названий тем про
весну. На одну из них составь и запиши текст.
4-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
писать безударные падежные окончания имен
прилагательных, предлоги с местоимениями,
безударные гласные в корне слова.
Объем диктанта: 70–80 слов.
Пора домой
Отцвела черемуха. Она разбросала свои
белые лепестки по всей земле. Под большим лопухом
лежала кучка этих лепестков. Они образовали
мягкую постель для жука. В болоте поднялась
осока. Ярким блеском она светилась на солнце.
Утка решила вывести своих утят из болота. Она
повела малышей к ближнему озеру. Надо было
переходить дорогу. Мать внимательно осмотрела
местность. Она очень волновалась и шла с широко
раскрытым клювом. Утята цепочкой бежали за ней.
Вот и озеро. Над ним кружили стрекозы.
(По М.Пришвину)
Слова для справок: лопух, внимательно.
Олененок
Охотник долго бродил по еловому лесу.
День был знойный. Солнце палило нещадно. Он сел на
старый пень. И вдруг около куста охотник увидел
маленького хорошенького олененка с желтым
пушком и тонкими ножками. Красивая головка была
откинута назад. Он вытянул тонкую шейку и схватил
губами тонкую веточку.
Охотник прицелился в маленькое животное. Но в
этот момент старик вспомнил о матери олененка. Он
опустил ружье и тихо свистнул. Маленькое
животное скрылось с быстротой молнии. Старик
облегченно вздохнул.
Слова для справок: нещадно,
увидел.
Ночь
Быстро падала мгла на теплую землю. На
старом дереве еще дрожал последний золотой луч.
Дерево в этом месте светилось. Луч погас. На
высоком небе находился тонкий серп луны. Он плыл,
как быстрый корабль. За ним бежала маленькая
отважная звездочка. Иногда они ныряли в белые
косматые облака. Под развесистым дубом
приютилась на ночлег мышь. Под его корнями была
ее нора. Над притихшим лесом громко прокричала
птица. Подуло свежим ветром. Огромный лес
засыпал. Воцарилась тишина.
(По А.Куприну)
Слово для справки: развесистый.
На болоте
Ранним утром над притихшим болотом
висит густой туман. Большой клен на самом краю
болота стоит словно в молоке. Но вот восходит
солнце. Туман отступает. Лучи солнца быстро
съедают его остатки. Днем печет солнце. По синему
небу плывут одинокие тучки. Тихо шуршат тростник
да осока. К вечеру с болота тянет теплым ветерком.
Он приносит ароматные запахи трав, сонные голоса
птиц и целую тучу злых кусачих комаров. Мы идем к
костру. Комары чуть отступают. Пахнет вкусной
ухой.
Слова для справок: притихший,
ароматные.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить, как
сформирован у учащихся навык орфографической
зоркости и самоконтроля.
Объем работы: 70–80 слов.
После болезни
После болезни я медленно поправлялся и
целыми днями лежал в кровати. Ко мне часто
прибегала сестренка. Я играл с ней. Игрушки у нас
были самые простые. Из гладких шариков и кусочков
дерева я мастерил дома, крепости. Сестренка
разрушала мои постройки.
Вскоре я стал вставать. Я любил бродить по
старому парку. Я любовался могучей сосной, трогал
своими худыми длинными пальцами смолистые шишки.
Мое выздоровление врач считал чудом. Я
приписываю мое спасение моей матери.
(По С.Аксакову)
Месяц май
Май месяц. Весна всерьез начала
одевать лес. Наступила полная победа солнца над
стужей и мраком зимы. Зорька вечерняя утренней
зорьке руку подает. У нас на Севере начинаются
белые ночи. Сияющей зеленью одеваются высокие
деревья.
Легкокрылые насекомые поднимаются в воздух. В
сумерках на охоту за ними вылетают летучие мыши.
Днем реют в воздухе ласточки и стрижи. Парят над
полянами, над лесом орлы, коршуны. Как на ниточке
подвешены к облакам жаворонки. Все поет, играет,
пляшет. Наступила пора света и тепла.
(По В.Бианки)
Примечание. Обратить внимание
детей на написание слов: поднимаются, подвешены.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
делать письменную речь яркой, живой,
выразительной, писать обучающее изложение с
включением элементов описания; составлять и
записывать текст с предложенными
словосочетаниями.
1. Прочитай текст. Сделай текст
ярким, выразительным, включи в него имена
прилагательные. Озаглавь текст.
* * *
Лес просыпается после сна. В эту
пору оживает дерево. Почки надуваются, разбухают,
вот-вот готовые лопнуть, развернуть зелень
листвы.
Мы идем по лесу. Ухо ловит звуки весны. Вот
послышалась трель. Это стучал дятел. Он выбрал
дерево и барабанит. Музыкант радовался солнцу и
теплу.
2. Запиши изложение по
самостоятельно составленному плану, включив в
текст изложения описание лисы.
Дружба
Дед Степан ловил рыбу возле
маленького островка. По дороге домой он сделал
короткую остановку на песчаном берегу. Здесь дед
сложил рыбу в корзину и прикрыл ее травой.
Вдруг кусты зашевелились. Из кустов осторожно
вышла лиса. Она наблюдала за каждым движением
рыбака, ждала его отъезда. Дед столкнул лодку.
Лиса подбежала к корзине и начала проворно
хватать мелкую рыбешку.
С этого времени между рыбаком и лисою
установилась дружба. Дед оставлял ей всю рыбную
мелочь. Лиса перестала его бояться. Иногда она
ела рыбу около его ног.
Слова для справок: на песчаном
берегу, сложил, начала, с этого времени, его
бояться, иногда.
3. Используя данные словосочетания,
составь текст. Озаглавь его.
Последний луч, над гладким озером, после
душного дня, гремучий ручей, на свежем воздухе, в
синем сумраке, громким криком.
|