Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента общего образования
отдела образовательных программ и стандартов
начального образования Министерства образования
Российской Федерации.

Чтение

Контрольные работы

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец III четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой). Таким образом, ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

Мой старый друг

Мишка сидел на диване. У него были разные глаза.
Он поднял лапы. Глядите, вот я какой! Игрушка весело смотрела на малыша. Мальчик улыбался. (26 слов)

(По В.Драгунскому)

Вопросы м задания

1. Почему у Мишки были разные глаза?
2. Какие слова подтверждают, что мальчик и старая игрушка – друзья?
3. Какое словосочетание подойдёт к рассказу: "милые подружки" ; "друг детства" ; "старый друг лучше новых двух" ? Отметь его так .

Дождик

Дождик песенку поёт:
Кап, кап...
Только кто её поймёт –
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава...
Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать
Начнёт
Оно! (35 слов)

(Б.Заходер)

Вопросы м задания

1. Как ты думаешь, о каком дожде идёт речь:

– о летнем;
– о весеннем;
– об осеннем?

Подчеркни правильный ответ.
2. Попробуй доказать правильность выбранного тобой ответа: зачитай слова из стихотворения.
3. Приходилось ли тебе наблюдать дождик? Расскажи, какой это был дождь.

Медвежата

Медвежата родились в берлоге в январе. А первый раз вылезли из берлоги в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод.
Наступит лето. Черника поспеет и малина. Мама-медведица накормит медвежат ягодами, сладким мёдом. (37 слов)

(По Г.Снегирёву)

Вопросы м задания

1. Когда у медведицы появляются медвежата?
2. Когда впервые они видят солнышко?
3. Чем любят лакомиться медведи? Прочти это предложение.

Жаба

Говорит Филин Жабе:
– Жалобы на тебя, Жаба! Скользкая ты, ядовитая.
Обиделась Жаба:
– Конечно, ядовитая, если меня зубами схватить. Или языком лизнуть. Ты, Филин, станешь меня языком лизать?
– Что ты! – охнул Филин. – Пусть лучше Сорока.
– Ни за что! – задохнулась Сорока.
А Жаба урчит:
– Не трогайте меня руками – вреда не будет. (50 слов)

(По Н.Сладкову)

Вопросы м задания

1. В чём обвинял Филин Жабу?
2. Как ты понимаешь слово "ядовитая"?
3. Как защищалась Жаба? Найди и прочти эти слова.
4. Знаешь ли ты, какую пользу приносит Жаба? Если сможешь, расскажи.

2-й класс

Садовник и сыновья

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал: "Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано".
Дети подумали, что там клад, и, когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плоRда родиться много больше. (62 слова)

(Л.Толстой)

Вопросы м задания

1. О ком ты прочитал в рассказе Л.Толстого? Кто такой садовник?
2. Как мудро поступил старый садовник, чтобы приучить своих детей к полезному ремеслу?
3. Вспомни, какой ещё рассказ Л.Толстого учит детей жить в семье в дружбе и согласии?

Подснежник

Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега;
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, –
Раз пришёл разведчик –
И весна придёт! (34 слова)

(Е.Серова)

Вопросы м задания

1. С кем сравнивает автор первый подснежник? Как ты думаешь, почему?
2. Используя строки стихотворения, попробуй нарисовать пейзаж, который окружал маленькое живое чудо – подснежник.
3. О чём возвестил окружающих "маленький разведчик"?
4. Как ты понимаешь выражение "властвуют снега"? Объясни.

Волчишко

Жил в лесу волчишко с матерью.
Вот как-то раз ушла мать на охоту. А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом за-ба-рах-тал-ся в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел – испугался: человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел – чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит...
Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть – лежит пустой мешок, как тряпка.
Забился волчишко под кресло и стал там жить-дрожать.
Утром ушёл человек.
Вылез из-под кресла волчишко, а дверь-то открыта! Из двери на лестницу, в огород, в лес...
А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и в лес побежали. (121 слово)

(По Е.Чарушину)

Вопросы м задания

1. Почему волчишко боялся человека?
2. Почему он испугался кота и собаку, ведь они его не трогали?
3. Какое место досталось волчишке для житья? Найди слова, которые подтверждают, что житьё его у человека было несладким?
4. Расскажи, как повезло волчишке.
5. Какое место в рассказе тебе понравилось? Объясни почему.

Война грибов

(Сказка)

В старые времена царь Горох воевал с грибами. Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
– Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
– Мы – столбовые дворянки! Не пойдём на войну! Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!
Отказалися рыжики:
– Мы – богатые мужики! Не пойдём на войну!
– Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
Отказалися волнушки:
– Мы, волнушки, – старушки! Не пойдём на войну!
– Приходите вы, опёнки, ко мне на войну!
Отказалися опёнки:
– У нас ноги тонки! Не пойдём на войну!
– Приходите, грузди, ко мне на войну!
– Мы, грузди, – ребятушки дружны! Пойдём на войну! (103 слова)

Вопросы м задания

1. Какие слова повторяются в этой сказке? Что в этих повторах остаётся неизменным, а что изменяется?
2. Какой картинный план ты бы нарисовал к этой сказке? Расскажи.
3. Какие выражения в тексте особенно украшают сказку? Найди их в тексте и зачитай.

Сказка про честные ушки

Полезла Ойка на полку за конфетами. Задела локтем чашку. Чашка упала и разбилась. Пришла мама и спрашивает:
– Кто разбил чашку?
– Она сама разбилась, – сказала Ойка. – Эта чашка очень плохая. Она любит драться. Чашка взяла ложку и стала бить чайник. А чайник рассердился и толкнул её. Чашка упала с полки и разбилась.
– А почему у тебя ушки красные? – спрашивает мама.
– Не знаю, – говорит Ойка, а сама уши руками закрыла.
– А я знаю, – сказала мама. – Потому что ты врунишка, а ушки у тебя честные. Им за тебя стыдно, вот они и покраснели. У врунишки всегда ушки красные.
– Ой! – закричала Ойка. – Не хочу, чтобы у меня уши были красные! Это я чашку разбила! (114 слов)

(С.Прокофьева)

Вопросы м задания

1. Какую историю сочинила маленькая Ойка?
2. Как мама, не ругая дочку, научила её говорить правду?
3. Что бы ты пожелал маленькой Ойке?
4. Вспомни, какой похожий рассказ Л.Толстого ты читал раньше.

3-й класс

* * *

Я потихоньку выглянул и вижу: это кто-то большеголовый, на длинных ногах, ростом с жеребёнка.
Пригляделся и узнал: это лосёнок.
А лосёнок наклонился над колодой с горькой водой и пьёт, причмокивает, потом взял в губы кусок горькой осиновой коры и стал жевать.
Эх, вот бы мне его поймать!
Я выглянул и стал причмокивать губами, звать его.
Насторожил тут уши лосёнок. Посмотрел, да как прыгнет в туман. Только дыра в тумане осталась, заплывает.
Но я всё-таки этого лосёнка поймал на осиновую кору, на корыто с осиновым настоем.
Очень славный был этот лосёнок. Горбоносый, длинноногий, мягкий. Наверно, сиротка.
Лосёнок научился есть хлеб, и кашу ел, и картошку. А посолишь посолонее – и ест лосёнок пожаднее.
Вот так мы и жили. Но однажды я выпустил лосёнка из стойла. И что бы вы думали? Лосёнок ко мне сам залез в шалаш. Вот какой стал ручной да ласковый.
Так прошло лето. А к осени лосёнок ушёл. Видно, в лесу увидел своих. (154 слова)

(Е.Чарушин)

Вопросы м задания

1. Чем лосёнок так приглянулся человеку? Найди и прочти эти слова в тексте.
2. Как охотник приручал маленького лосёнка?
3. Почему ласковый и ручной лосёнок всё-таки ушёл в лес?

Соседка по парте

Нам поставили телефон. Я в это время был дома один. Монтёр сказал мне:
– Можешь теперь позвонить кому-нибудь.
"А кому? – подумал я и пожалел, что не знал номера телефонов своих одноклассников. – Вот и мне никто не позвонит, потому что ещё не знают, что у нас теперь телефон".
И вдруг телефон зазвонил. Я снял трубку и тут же услышал девчоночий голос:
– Можно Диму?
– Это я! – закричал я в трубку. – Меня же Димой зовут.
– Почему у тебя голос такой взрослый? – спросила трубка.
– Это я простудился, – сказал я. – А ты кто?
– Вот и ты меня не узнаёшь! – удивилась трубка. – Я же твоя соседка по парте.
"Как? – сказал я про себя. – Я же с Мишкой Никитиным сижу".
И спросил:
– Тебя как зовут?
Трубка рассмеялась:
– Это я – Люся.

* * *

Люся опять засмеялась, а потом назвала свой класс и школу.
Ничего не понятно. Школа другая. И класс не пятый, а третий.
Я спросил:
– Ты чего звонишь?
– Задача у меня не получается. Позвони мне, когда решишь.
Я молчал. Как же я её решу, о которой ничего не знаю?
– Вредный ты, Димка! – сказала Люся. – Сам хорошо решаешь, а другим никогда не поможешь.
Это она, конечно, про другого Димку.
В третьем классе задачки лёгкие. Я их два года назад быстро решал. Люся прочитала мне задачу, и я объяснил ей, как решать. А потом сказал:
– Ты мне всегда звони, когда задачи не будут получаться.
– Назови номер, – попросил я. Люся назвала.
– Вот и ошиблась. На конце не "три", а "пять".
– А всегда было "три", – сказала Люся.
– А теперь звони "пять". Запомнила? Вот и звони, – торжественно сказал я. (257 слов)

(Ю.Ермолаев)

Вопросы м задания

1. Расскажи, какая путаница помогла познакомиться детям.
2. Почему димке не хотелось открывать тайну девочке?
3. Подумай, как дальше будут развиваться события? Расскажи.

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной Царевне Лебеди

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
День прошёл – царица воRпит...
А дитя волну торопит:
"Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!"

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена,
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом... (169 слов)

(А.Пушкин)

Вопросы м задания

1. Почему царица и царевич Гвидон оказались в синем море в бочке?
2. Как дитя уговаривало море вынести их на сушу? Найди и прочитай эти слова.
3. Отметь сказочные волшебства в тексте.
4. Закончи данное выражение, в котором заключается один из принципов сказки:
"Добро ________ ________ !"

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, словно зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я успел отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её любовным порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь. (194 слова)

(И.Тургенев)

Вопросы м задания

1. Расскажи о встрече охотничьей собаки и маленького воробья. Как чувствовали себя оба персонажа?
2. Кто наблюдал за их встречей? Найди и прочитай эти места в тексте.
3. Используя текст, расскажи об отважном старом воробье. Какие чувства он испытывал при спасении своего птенца?
4. В каких словах заключена главная мысль текста? Запиши эти предложения:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

4-й класс

На лунной дорожке

Хорошо плыть ночью по лунной дорожке! Справа и слева от тебя чёрная стена, а впереди дорожка золотая – прямо на луну.
Плывёшь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота.
Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку, неясные тени движутся по ней.
Я плыл и вглядывался в диковинный, извилистый след. В конце следа я увидел большую чёрную раковину. Створки у раковины приоткрыты.
Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг. Жемчужина похожа на капельку ртути или воздуха: вся она светится и переливается. Это так и не так.
Действительно, что-то проникает в раковину, и действительно вокруг этого "чего-то" нарастает жемчужина. Но только это не капля лунного света, а... простая песчинка. Ловцы жемчуга говорят, что одна жемчужина приходится на целую тысячу раковин.
Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашёл жемчужину. (151 слово)

(Н.Сладков)

Вопросы м задания

1. Расскажи, что можно увидеть под водой в свете лунной дорожки.
2. Какую раковину называют жемчужницей?
3. Как рыбаки объясняют происхождение (появление) жемчуга? А как это происходит на самом деле?
4. Подчеркни в тексте словосочетания, которые украсили текст.

Конёк-горбунок

"Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? –
Говорит ему конёк,
У его вертяся ног. –
Я помочь тебе готов.
Аль, мой милый, нездоров?
Аль попался к лиходею?"
Пал Иван к коньку на шею,
Обнимал и целовал.
"Ох, беда, конёк! – сказал. –
Царь велит достать Жар-птицу
В государеву светлицу.
Что мне делать, горбунок?"
Говорит ему конёк:
"Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя,
Что не слушался меня:
Помнишь, ехав в град-столицу,
Ты нашёл перо Жар-птицы;
Я сказал тебе тогда:
Не бери, Иван, – беда!
Много, много непокою
Принесёт оно с собою.
Вот теперя ты узнал,
Правду ль я тебе сказал.
Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, не служба;
Служба все, брат, впереди".
(114 слов)

(П.Ершов)

Вопросы м задания

1. Как Конёк-горбунок выведывал у Ивана причину его грусти?
2. Почему Иван получил от царя поручение достать Жар-птицу?
3. Запиши слова, значение которых тебе хотелось бы найти в словаре.
_________________________________________________________________________
4. Если в классе есть словарь, самостоятельно найди толкование одного-двух слов.

Тема и Жучка

Тёма подбежал к отверстию старого заброшенного колодца, вполголоса позвал:
– Жучка! Жучка!
Тёма замер в ожидании ответа.
Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал.
Но вот откуда-то издалека, снизу, донёсся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик:
– Жучка, Жучка!
На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала.
Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала.
– Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей.
Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряжённым, как всегда.
Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты.
Тёма, наклонившись, стал вглядываться, фонарь тускло освещал потемневший скользкий сруб колодца и наконец осветил дно.
Каким-то ужасом смерти пахнуло на него. С замиранием сердца заметил в углу чёрную шевелящуюся точку и едва узнал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, весёлую Жучку. У Тёмы удвоилась энергия. Он быстро вытащил фонарь назад и радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. При помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. Жучка сделала попытку схватиться за приспособление, но петля бесполезно соскочила, а Жучка свалилась в грязь.
Она стала барахтаться и искать оставленный ею выступ.
Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучка может погибнуть, заставляет Тёму решиться на следующий шаг – самому спуститься в колодец... (251 слово)

(И.Гарин-Михайловский)

Вопросы м задания

1. Просмотри начало текста и выпиши предложение, которым заканчивается первая часть отрывка.
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Озаглавь первую часть отрывка.
2. Расскажи, какие препятствия преодолевал Тёма, спасая Жучку?
3. Попробуй рассказать, какие чувства испытывал Тёма при спасении своего друга?

Мангуста

Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая живая мангуста. Своя собственная. И я решил: когда наш пароход придёт на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все деньги, сколько они спросят.
И вот наш пароход у острова Цейлон. Я хотел скорей бежать на берег. И вдруг к нам на пароход приходит чёрный человек и все товарищи обступили его, толпятся, смеются, шумят. И кто-то крикнул: "Мангуста!" Я бросился, всех растолкал и купил клетку с двумя серыми зверьками.
Я совсем запыхался от радости, что забыл спросить человека, чем кормить мангуст, ручные они или дикие.
Мне скорей захотелось взять их на руки, погладить эту, что кусает для шутки. И только я приоткрыл клетку, эта самая мангуста – юрк! – и уже побежала по каюте. Я хотел её поймать, нагнулся, и вмиг мангуста мимо моей руки и уже в рукаве. Я поднял руку – и готово, мангуста уж за пазухой. Быстро-быстро она кусает меня, но не больно. Это она так играет.
Вот выглянула из-за пазухи, крикнула весело и снова спряталась. Лапки у неё цепкие, с коготками. И вот слышу – она уже под мышкой, пробирается в другой рукав и выскочила на волю, смотрит на меня весёлыми глазками. Глазки у них чёрные и блестящие.
Я выпросил у повара мяса, накупил бананов, притащил хлеба, блюдце молока. Сам залез на койку и стал глядеть. Из клетки выскочила дикая мангуста, за ней ручная, и они вместе бросились на мясо. Потом ручная ухватила банан и потащила его в угол. Дикая – прыг! – и уже рядом с ней. Скоро мангусты вернулись. Они облизывали мордочки, а от банана остались на полу шкурки, как тряпочки. (261 слово)

(Б.Житков)

Вопросы м задания

Зачитай их.
3. О чём беспокоился новый хозяин мангустов и как он вышел из этого положения?
4. Раздели текст на логически законченные части, озаглавь их. Запиши план.
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________
6) _____________________________________________________________________

Тексты для чтения про себя

Отлёт

Через некоторое время назначен был день отлёта, и Знайка составил список коротышек, которые должны были лететь на Луну. Как и следовало ожидать, в этом списке Незнайки не было. В нём не было также и Пончика.
Незнайка, как говорится, был убит горем. Он ни с кем не хотел разговаривать. Улыбка исчезла с его лица.
– Нельзя ли простить Незнайку? – сказала Знайке Селёдочка. – По-моему, он больше не будет шалить.
– Это не наказание, а мера предосторожности, – строго ответил Знайка.
Однажды Незнайка встретил Пончика и сказал:
– Слушай, Пончик, теперь мы с тобой товарищи по несчастью.
– По какому несчастью? – не понял Пончик.
– Ну, тебя не берут на Луну, и меня тоже.
– Мне нельзя на Луну. Я слишком тяжёленький, – сказал Пончик.
– Мы с тобой должны исправить эту несправедливость, – подхватил Незнайка.
– Как же её исправить?
– Ночью, накануне отлёта, мы залезем в ракету и спрячемся. А утром, когда ракета улетит в космос, мы вылезем. Не станут же из-за нас возвращать ракету обратно.
– А разве можно делать такие вещи? – спросил Пончик.
– Почему же нельзя? Вот чудак! Спрячемся мы в пищевом отсеке. Там очень удобно и разных продуктов масса.
– Ну что ж, тогда ладно, – согласился Пончик.
Вечером Незнайка и Пончик не легли спать. Дождавшись, когда все коротышки уснут, они выбрались потихоньку из дома и отправились в Космический городок. Ночь была тёмная, и у Пончика мороз подирал кожу от страха.
Было совсем темно, когда друзья добрались до Космического городка. Очутившись около ракеты, Незнайка нажал пальцем кнопку, которая имелась в её хвостовой части. Бесшумно открылась дверца, и к ногам путешественников опустилась металлическая лестничка. Они вместе поднялись по ступенькам и вошли в шлюзовую камеру.
Как только друзья вошли в шлюзовую камеру, наружная дверь автоматически закрылась. В голове Пончика пронеслись слова знакомой песни: "Прощай, любимая берёза! Прощай, любимая сосна!" От этих слов ему стало грустно до слёз.
Незнайка между тем нажал вторую кнопку, и друзья шагнули внутрь ракеты, дверь за ними бесшумно захлопнулась.
Незнайка уже открыл дверцы лифта. Кабина с друзьями начала подниматься кверху.
– Ну, вылезай! Что ты там как неживой всё равно?
Пончик поднялся по лестничке и нажал кнопку у двери. Дверь отворилась. Пончик забрался в кабину, нажал первую попавшую кнопку и оказался в состоянии невесомости. Тут же раздался шум заработавшего реактивного двигателя. Ракета отправилась в космическое путешествие к Луне.
На первых порах Пончик не понял, какую страшную он совершил вещь.
Проснувшись, Незнайка стал открывать одну дверь за другой, но на корабле никого не было.
– Да здесь вообще никого нет! – воскликнул Незнайка. – Похоже, мы одни... Но кто же запустил ракету?
– Не знаю, – пропищал Пончик.
– А эту кнопочку нажимал?
– Ка-а-а-жется, да, – признался Пончик.
Друзья посмотрели в иллюминатор.
– Совершенно ясное дело, – сказал Незнайка. – Мы уже далеко от Земли. Мы в космосе!
– Вот тебе и весь сказ! – разочарованно пробормотал Пончик... (490 слов)

(Н.Носов)

Вопросы м задания

1. Какие поступки, соответствующие своему имени, совершил Незнайка?
2. Какие моменты в этих поступках всё же вызывают у читателей улыбку?
3. Раздели текст на части. Озаглавь и запиши названия частей:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Голубой ковер

(Грузинская сказка)

Жил царь. И был у него единственный сын.
Вот вырос царевич. Глядит на него царь, любуется и думает: "Старею я. Надо бы мне царство сыну передать".
Вот подзывает он однажды царевича к себе и говорит:
– Не время ли тебе, сынок, себе невесту поискать? Пора и своей семьёй обзаводиться.
Отвечает царевич:
– Позволь мне лучше самому всё царство обойти. Может, я и встречу свою суженую.
Царь согласился, и отправился царевич в путь. Много девушек в его родной стране, много красавиц – и умных, и добрых, но не лежит к ним сердце царского сына.
Но вот однажды в горах он встретил бедную девушку – стройную, как кипарис, с кудрями, словно коричневый шёлк. Увидел царевич девушку и понял, что будет любить её всю жизнь.
– Выходи за меня замуж, красавица, – просит он.
– Кто ты? – девушка спрашивает.
– Я царевич.
– А что ты умеешь делать? Какое ремесло знаешь?
Удивился юноша:
– Ремесла я не знаю.
Засмеялась девушка:
– Быть царевичем – это ещё не занятие. Сегодня ты царевич, а завтра нет – чем тогда будешь семью кормить? Научишься ремеслу – выйду за тебя замуж.
Вернулся он во дворец, рассказал отцу о своём горе. Улыбнулся царь:
– Не печалься, сынок. Это дело поправимое.
И приказал царь созвать к себе во дворец мастеров-ремесленников со всего царства. Качают мастера головами, отказываются учить царского сына ремеслу...
Мастера за мастером всех царь опросил.
Наконец дошёл до последнего. Это был старый ткач – редкий искусник. Он ткал такие ковры, что любоваться на них приезжали из других стран.
– Хорошо, ваше величество. Я обучу царевича мастерству за три дня.
Пошёл царский сын за старым ткачом и пробыл у него три дня. А когда он вернулся во дворец, умел ткать ковры лучше своего учителя.
Привёз царевич девушку во дворец, и сыграли свадьбу.
Несколько лет прошло. Умер старый царь, и стал царевич царём.
Вот как-то раз и говорит молодой царь жене:
– Пойду по своей земле, послушаю, что обо мне люди говорят.
Оделся он в бедную одежду и отправился бродить по земле.
Долго ходил царь, но однажды сбился он с дороги и попал к разбойникам.
Потащили они его к себе в пещеру. А царь кричит: "Не смейте меня трогать! Я царь!"
А разбойники смеются:
– Вот ещё выдумал! Станет наш царь в лохмотьях по горам ходить. Если ты царь, так давай нам выкуп! – кричат они.
А царь отвечает:
– Денег у меня с собой нет. Но я могу соткать ковёр, какого ещё никто в государстве не видел. Вы его продадите царице – много денег получите.
Принялся царь ткать ковёр. Вышел он весь голубой, золотыми цветами заткан. По всем четырём краям диковинные узоры.
– Да, такая работа дорого стоит, – решили разбойники и повезли ковёр к царице.
Развернула она ковёр – и обмерла. Это не узор бежит по краям, а буквы. И выходит надпись: "Я в плену у разбойников в Змеином ущелье. Присылай помощь". Заплатила она разбойникам, не торгуясь. А следом послала целый военный отряд. Ворвались они в пещеру, где разбойники считали деньги, и освободили царя. А разбойников повезли в суд. Царица встретила мужа на крыльце:
– Ну что бы ты стал делать, если бы ремесла не знал? Убили бы тебя разбойники. (501 слово)

Вопросы м задания

1. Раздели текст на части. Озаглавь и запиши их названия.
2. Чему учит нас эта сказка? Найди в тексте слова, подтверждающие эту мысль. Подчеркни их.