Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина ЛУПАНОВА

Занимательные задания по истории

Несколько лет назад в начальных классах стали преподавать историю – интересный и одновременно сложный предмет. Чтобы немного облегчить усвоение материала и в то же время проверить знания детей, учителя предлагают им разнообразные задания. Ирина ЛУПАНОВА составила образцы таких заданий для индивидуальной и фронтальной работы на уроках.

4-й класс

1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

жанесь
(сажень)

дяпь
(пядь)

тьокол
(локоть)

теврса
(верста)

2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

3. Исправить исторические ошибки.

  • В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

  • Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

  • В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

4. Шифрограмма.

Найти спрятавшиеся слова.

КнанговодяНойляПеруншесзлЕшийнасокдоМовойжю

5. Соединить определение с его значением.

Летопись

описание событий,
произошедших летом
описание природы
ежегодное описание событий

Мозаика

картина из камней или стекла
красивая посуда
ограда вокруг храма

6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.

юрта
верблюд
лук
дань
баскак

домашний скот
жилище
огородное растение
оружие
картина
сборщик дани
деньги

7. Ребусы:

Невская битва

Витязь

8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.

– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород)
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев)
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва)

9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос)

10. Кроссворд:

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород)
2. Народное собрание. (Вече)
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век)
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска)
5. Обряд принятия христианства. (Крещение)
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало)
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый)

Работа с датами

1. "Лото"

Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети – картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.

2. "Уха"

Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.

3. Соединить событие с датой.

Крещение Руси
Куликовская битва
Основание Москвы
Невская битва
Ледовое побоище

1147 г.
1240 г.
1242 г.
988 г.
1380 г.

4. Заполнить таблицу.

Дата

Век

Событие

1380 г.

  •  

  •  
  •  

ХIII

Невская битва

1547 г.

  •  

Провозглашение первого царя

  •  

ХV

Падение монголо-татарского ига

5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

6. "Наведи порядок"

Даны два набора карточек – дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому – наоборот, так как у обоих одна задача – привести в соответствие даты и исторические события.