Галина МАЗИЛКИНА,
школа № 6
г. Сердобска Пензенской области.
Закрепление знаний о геометрических
фигурах
Конспект урока математики
Если проанализировать содержание
учебников математики для начальных классов, то
можно увидеть, что геометрическому материалу в
них отведено от одного до четырех процентов
учебного времени. Поэтому педагоги
самостоятельно подбирают геометрический
материал для уроков, так как понимают
необходимость его использования для развития
наглядно-образного мышления младших школьников.
2-й класс
Тема. "Закрепление знаний о
геометрических фигурах".
Цели. Закрепить знания о
геометрических фигурах; умение решать примеры в
столбик на сложение и вычитание двузначных
чисел; развивать наблюдательность,
познавательные способности, мышление,
пространственное воображение, навыки узнавания
геометрических фигур; умение использовать
математические термины; воспитывать правильное
научное мировоззрение; расширять представление
об окружающем мире.
Оборудование. Учебник
"Математика" для 2-го класса, ч. 2, 2002, авт. М.И.
Моро; карта-схема "Полет в космос";
методическое пособие "книжка"; линейки;
цветные мелки; веревочки; перфокарты; наборы
геометрических фигур; магнитофон; запись музыки
"Взлет", "Приземление"; мелодия
песни "Чему учат в школе"; цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня на уроке
математики мы закрепим ваши знания о
геометрических фигурах и умение решать примеры в
столбик на сложение и вычитание двузначных
чисел. Но урок у нас необычный. Мы совершим полет
в космос. Во время полета будьте дружны,
поступайте по-товарищески, не забывайте, что мы
единый коллектив.
III. Подготовительная беседа
На доске открывается карта-схема
полета.
У. Начинаем подготовку к полету.
Как звали первого космонавта нашей страны?
Дети. Юрий Алексеевич Гагарин.
У. Как назывался космический
корабль, на котором Юрий Алексеевич Гагарин
поднялся в космос?
Д. "Восток".
У. Какие современные
космические корабли вы знаете?
Д. "Шатл", "Колумбия",
"Союз".
IV. Устный счет
На партах у учеников наборы с
геометрическими фигурами.
У. Открываем конструкторское
бюро. Работаем в парах. Из набора геометрических
фигур строим космическую ракету.
Дети выполняют задание.
– Из каких геометрических
фигур состоит наша ракета?
Д. Из треугольников и квадрата.
У. Сколько треугольников?
Д. Три.
У. Почему вы решили, что это
треугольники?
Д. Фигуры имеют три угла, три
вершины, три стороны.
У. Посмотрите на центральную
часть ракеты. Какая это фигура?
Д. Прямоугольник.
У. Что вы знаете о
прямоугольнике?
Д. Он имеет четыре стороны,
четыре вершины, четыре прямых угла.
У. Что вы еще знаете об этой
фигуре?
Д. Противоположные стороны
прямоугольника равны.
У. Измерьте длину сторон
прямоугольника. Чему они равны?
Д. 10 см и 5 см.
У. Найдите периметр
прямоугольника. Давайте вспомним, что называется
периметром.
Д. Периметр – это сумма длин
всех сторон.
У. Чему же равен периметр?
Д. 30 см.
У. Как вы находили периметр?
Дети отвечают.
– Молодцы! Чтобы наша ракета
взлетела, нужно узнать зашифрованное слово. Для
этого выполните вычисления и воспользуйтесь
буквенным ключом. Считайте устно, а ответы
записывайте в тетрадь.
На магнитной доске первый лист
методического пособия "книжка".
Дети выполняют задание.
– Запишите ответы на второй строчке
в порядке возрастания, а под ними – буквы.
Д.
У. Какое слово получилось?
Д. Взлет.
У. Начинаем отсчет дружно, все
вместе.
Д. 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
Звучит музыка "Взлет", на
карте-схеме проводится линия к Луне.
V. Закрепление пройденного
материала
У. Мы с вами совершили посадку на
Луну. Но первые люди спустились на поверхность
Луны еще в 1969 году. Это были американские
астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин. Здесь
нам предстоит выполнить математическое задание
– решить примеры из задания № 1 на с. 33.
Работаем по вариантам.
Вариант 1 – примеры под цифрой 2.
Вариант 2 – примеры под цифрой 3.
Приступаем к работе.
Дети выполняют задание в тетрадях.
У доски – два ученика.
Вариант 1
Вариант 2
Проводится проверка примеров.
– Как записывают примеры в столбик
на сложение и вычитание двузначных чисел?
Д. Единицы пишут под единицами,
десятки пишут под десятками.
У. Как складывают двузначные
числа?
Д. Единицы с единицами, десятки с
десятками.
У. Как вычитают двузначные
числа?
Д. Единицы вычитают из единиц,
десятки вычитают из десятков.
У. Хорошо. Закройте учебник.
Можно отправляться на другую планету.
VI. Физкультминутка
Учитель включает аудиокассету. Под
музыку песни "Чему учат в школе" дети
выполняют физические упражнения.
VII. Закрепление пройденного
материала (продолжение)
У. Мы прилетели на планету Марс.
На карте-схеме проводится линия.
– Вы хотели бы что-нибудь узнать об
этой планете?
Марс – планета Солнечной системы, четвертая от
Солнца.
По усмотрению учителя можно
подобрать материал для небольшого сообщения о
Марсе.
Вот какое задание вам предлагается на
Марсе: Найдите знакомые вам геометрические
фигуры. Вспомните, как они называются.
На магнитной доске открывается
второй лист методического пособия "книжка".
Дети отвечают.
– А теперь давайте сделаем
некоторые построения.
На классной доске построение
выполняет учитель, дети работают в тетрадях,
выполняя все этапы задания.
– Начертите прямую линию. Можем ли
мы изобразить всю прямую?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Она продлевается в обе
стороны бесконечно.
У. Что же мы чертим?
Д. Часть прямой.
У. Отметьте на ней точку А.
Как получить отрезок?
Д. Надо поставить еще точку.
У. Обозначим ее буквой С.
Назовите отрезок.
Д. Отрезок АС.
У. Что такое отрезок?
Д. Часть прямой, ограниченная
двумя точками.
У. Отметьте красным карандашом
отрезок АС. Как называются незакрашенные
части прямой?
Д. Лучи.
У. Верно. Покажите их. Что
такое луч?
Д. Часть прямой, у которой есть
начало, но нет конца.
Учитель раздает детям веревочки.
У. А сейчас попробуем получить
эти фигуры практически – на веревочке. Ваши
пальчики – это точки.
Покажите отрезок. Покажите луч.
Дети выполняют задание.
– Молодцы! Летим дальше. Наш путь
лежит на планету Юпитер. Пока ракета идет на
автопилоте, вам предстоит выполнить еще одно
интересное задание. На столе у вас перфокарты.
Надо самостоятельно найти периметр фигуры,
данной в ней.
Детям предложено четыре варианта
карточек. Они выполняют задание, записывая
решение в тетрадях.
– Мы прибыли на планету Юпитер (на
карте-схеме проводится линия). Это самая
большая планета Солнечной системы. Посмотрите на
карту-схему. Какая геометрическая фигура
изображает наш маршрут?
Д. Ломаная.
У. Сколько в ней звеньев?
Д. Три.
У. Постройте самостоятельно
ломаную из трех звеньев с длинами 7 см, 3 см,
2 см. Работаем цветными карандашами.
Найдите длину ломаной, начертите
отрезок такой же длины.
Дети выполняют задание.
– Много интересных математических
заданий выполнили мы, путешествуя по планетам
Солнечной системы. Пора возвращаться на Землю,
где нас любят и ждут. Чтобы вернуться, надо дружно
всем вместе отгадать кроссворд.
VIII. Итог урока
На магнитной доске – третий лист
методического пособия "книжка".
1. Мера длины, состоящая из 10 дм.
2. Геометрическая фигура с равными сторонами,
но непрямыми углами.
3. Часть прямой, у которой есть начало, но нет
конца.
4. Самая маленькая геометрическая фигура.
5. Прямоугольник с равными сторонами.
6. Знак (символ) для обозначения числа.
7. Следующее число за числом 3.
Ответы: 1. Метр. 2. Ромб. 3. Луч. 4.
Точка. 5. Квадрат. 6. Цифра. 7. Четыре.
У. Какое слово получилось в
выделенных клетках?
Д. Молодцы.
На карте-схеме проводится линия к
Земле.
Звучит музыка "Приземление".
У. Из полета возвратились
И на Землю приземлились.
О чем вы расскажете дома? Начните свой ответ с
любого из таких предложений.
На магнитной доске – четвертый лист
методического пособия "книжка".
Я знаю, что...
Я хорошо знаю, что...
Я должен знать, что… |
Выслушиваются ответы детей.
– Спасибо за работу! Урок окончен.
IХ. Домашнее задание
|