Татьяна ПРОСНЯКОВА
Бабочка-красавица, — как она мне
нравится!
Как сделать так, чтобы ребенок уверенно
чувствовал себя при работе с материалами не
только на уроках труда, когда можно
посоветоваться с учителем или с ребятами, но и
когда он один дома? Как заинтересовать его ручным
творчеством и включить в увлекательный процесс
экспериментирования? Ответы на эти вопросы вы
найдете в книге Татьяны Просняковой «Бабочки»,
которая открывает целую серию оригинальных
изданий для начальной школы "Энциклопедия
технологий. Любимые образы". Эти книги
предназначены для тех, кто увлекается прикладным
творчеством. В первую очередь, они адресованы
ученикам начальной школы. В то же время
энциклопедии будут интересны и учащимся
основной школы. В этих книгах даже шестилетние
дети смогут найти для себя доступные и
интересные технологии.
Учителя начальных классов могут использовать
эти книги на уроках как дополнительный материал,
педагоги дополнительного образования –
организовать по этим книгам работу студии или
кружка, а дети – самостоятельно заниматься дома,
в кругу семьи.
В новой серии наглядно представлены и
подробно описаны технологии работы практически
со всеми доступными детям материалами. Многие из
этих технологий являются эксклюзивными
авторскими разработками. Некоторые приемы
работы уже представлены в учебниках по трудовому
обучению в системе Л.В. Занкова: "Умные
руки", 1-й класс, авт. Н.А. Цирулик, авт. Т.Н.
Проснякова; "Уроки творчества", 2-й класс
Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова; "Уроки
мастерства", 3-й класс, авт. Т.Н. Проснякова;
"Творческая мастерская", 4-й класс, авт. Т.Н.
Проснякова (издательство «Учебная литература»
«Корпорации «Федоров»). Однако в энциклопедиях
эти приемы будут рассмотрены более детально,
применительно к другим темам, с новыми идеями и
дополнениями. Есть и множество новых технологий,
специально разработанных для этой серии.
Основная задача этих энциклопедий –
наглядно проиллюстрировать идеи творческого
развития детей, положенные в основу программы
Т.Н. Просняковой "Художественный труд" в
системе Л.В. Занкова, а основная задача этого
курса – содействовать максимальному раскрытию
творческого потенциала каждого ученика,
проявлению его индивидуальных способностей. На
уроке важно не только создать условия для
развития у детей восприятия, воображения,
образного мышления, но и показать ту палитру
приемов и технологий, при помощи которых он
сможет выразить себя в предметном мире, а это
значит – вооружить ребенка инструментами, то
есть способами действия.
Представленные энциклопедии
позволяют научить детей использовать самые
обычные материалы – то, что есть под рукой. Вы
хотите сделать бабочку? Не спешите в магазин
покупать бумагу! Посмотрите вокруг себя – дома,
на даче, на улице. Пролистайте книгу и вы
обнаружите десятки материалов, подходящих для
создания бабочки: от обрезков кружев до бисера,
от птичьих перьев до опилок и стружек, от
кусочков ниточек до пластилина и пр.
Материалов много, но среди них надо
найти любимые, те, к которым тянутся руки, работа
с которыми согревает душу и вызывает глубокий
эмоциональный отклик. Для кого-то это нитки,
кому-то ближе техника оригами, а кто-то открыл для
себя волшебный мир новых пластилиновых
технологий. Как найти свой материал, выбрать
определенную технологию? Выход один: пробовать.
Тогда, возможно, какая-то из техник превратится в
настоящее хобби. Безусловно, важно то, как
выполняется подмена и то, из каких она
материалов. Однако первичным импульсом к
творчеству является желание создать какой-либо
образ. Не случайно второе название энциклопедий
– "Любимые образы". Есть ряд объектов живой
природы, которые пользуются неизменным
интересом у детей. Ребята чаще выбирают их для
самостоятельного творчества, с особой любовью и
симпатией относятся к выполнению таких работ.
Бабочки, собачки, кошки, рыбки, цветы, птицы, слоны
и бегемоты, морские животные... Именно этим
образам и будет посвящена новая серия "Любимые
образы".
А чтобы усилить заинтересованность
детей, расширить их представления о создаваемом
объекте, необходимая естественно-научная
информация – увлекательные сведения и
интересные факты, касающиеся того животного,
которому посвящена книга, предложены в
занимательной форме. Специально для этой серии
Т.В. Смирнова, автор, знакомый читателям по
книгам "Белка и компания", "Новые
приключения Белки и ее друзей", "Экономика
для детей в сказках, играх и задачках"
(издательство «Учебная литература» «Корпорации
«Федоров»), написала сказки о животных, в которых
тонко переплетены мораль с интересными научными
фактами, лиричность художественных образов и
природные особенности окружающего мира.
Учитель может использовать материал
этих учебных книг при подготовке к уроку,
осуществляя межпредметные связи между курсами
"Трудовое обучение" и "Окружающий мир".
Итак, первая книга "Бабочки".
Создание произведения начинается с
познавательной активности, эмоционального
восприятия – с желания что-то творить самому.
Далее происходит знакомство с технологией и ее
освоение. А когда работа выполнена, то самое
время подумать о том, что же еще, кроме бабочки,
можно выполнить данным способом. В этом поможет
раздел "Идея для самостоятельного
воплощения", который завершает многие
технологии.
В книге "Бабочки" материал
представлен в трех разделах.
I. Изучаем. Познавательная
информация, которая тут же находит отражение в
практических технологиях.
II. Фантазируем. Самые
разнообразные технологии, позволяющие создать
фантастический образ бабочки.
III. Украшаем. Масса практических
идей и советов с выкройками и подробным
описанием работы. Как украсить бабочками свой
мир – одежду, дом, предметы обихода?
Организовать работу с детьми по этой
энциклопедии можно по-разному. Например, вы
можете сначала прочитать научно-популярный
текст и обсудить его с ребятами. Что нового вы
узнали?
Какая бабочка вам понравилась больше?
Почему?...
Фрагменты из книги
Защита от врагов
Упавший цветок
Вернулся на ветку?
Это – бабочка.
Моритаке
Трудно представить другие живые
существа на нашей планете, которые так восхищали
бы своим разнообразием, красотой и изяществом,
как бабочки!
Неужели же у порхающих красавиц могут быть враги?
Есть, и немало. Это птицы, ежи, летучие мыши,
ящерицы, жабы, даже барсуки и свиньи, а также
хищные мухи, богомолы и пауки. Средства защиты у
бабочек весьма разнообразны.
Так, гусеницы, питающиеся ядовитыми растениями,
накапливают яд в своем теле и передают его
бабочке. Хищник, схвативший ее, получает порцию
ужасного обжигающего сока. Он быстро запоминает
расцветку такой невкусной бабочки и больше не
охотится на ее сородичей. Окраску таких бабочек
называют предостерегающей.
Большинство же бабочек не ядовиты и совершенно
беззащитны. А выживать им помогает хитрость. Они
научились обманывать хищников. Бабочки умеют
подражать окраской, формой, а иногда и поведением
несъедобным предметам окружающей среды. Их
сходство с листьями, палочками порой делает их
совершенно малозаметными.
У большинства дневных бабочек нижняя сторона
крыльев не яркая, а окрашенная под цвет места, где
бабочка обычно отдыхает.
Так, бабочки нимфалиды, обитающие в тропиках,
удивительно точно имитируют в рисунках своих
крыльев сухие или живые листья, копируют окраску
листа, контур, прожилки и даже капельки росы!
Удивительно, что и своим поведением такая
бабочка подражает падающему листу: спускаясь с
дерева, плавно скользит по спирали, а коснувшись
земли, мгновенно складывает крылья и склоняется
на бок. Сухой лист, да и только! Такой способ
защиты ученые называют миметизмом.
Иногда съедобные бабочки подражают своим
сородичам – несъедобным и даже жалящим осам и
шмелям. Так, у бабочки стеклянницы не только
крылышки лишены чешуек и совершенно прозрачны,
но даже полет ее сопровождается жужжанием. Такой
метод защиты, при котором безобидное животное
подражает хищнику, называется мимикрией.
А некоторые бабочки предпочитают пугать своих
врагов. Они демонстрируют хищникам (в основном
птицам) рисунок на своих крыльях. Красивые
переливчатые пятна округлой формы удивительным
образом напоминают глаза животного и приводят
птиц в замешательство.
Познакомимся с некоторыми из этих бабочек.
Атрей
Место обитания – Южная Америка. Размах
крыльев достигает 16 см. Наружная поверхность
крыльев этой удивительно красивой бабочки
светится глубоким синим цветом. С нижней стороны
– окраска охристо-коричневая. Отчетливо
выделяются большие и очень яркие темные глазки в
белой оправе, похожие на глаза совы. Такие
"глаза" отпугивают хищника или отвлекают
внимание от жизненно важных частей тела бабочки.
Совка Агриппина
Место обитания – Южная Америка. Размах
крыльев до 30 см.
Это самая большая бабочка в мире. Рисунок на ее
крыльях поразительно напоминает птичьи перья.
Учитывая крупные размеры Агриппины, в полете ее
трудно отличить от птицы. Эта бабочка мало
изучена, так как ведет ночной образ жизни в
труднодоступных тропических лесах.
После знакомства с
естественно-научной информацией дети знакомятся
и осваивают различные техники изготовления
бабочек из птичьих перьев; бабочек,
замаскировавшихся под листья, кору или с
выразительными пятнами-"глазами" на
крыльях. Затем вы можете предложить детям сказку
Т.В. Смирновой.
Новый наряд
Жила-была бабочка Капустница. А
дружила она больше всех с бабочкой Лимонницей.
Весело порхали они с цветка на цветок и
лакомились сладким нектаром. Только когда в саду
появлялся Черный Дрозд, подруги расставались:
желтая Лимонница быстро садилась на одуванчик, а
бледная, невзрачная Капустница летела на
капустную грядку.
– Жаль-жаль! – говорил Черный Дрозд, – опять
все попрятались. И он улетал прочь из сада.
Однажды к ним в сад залетела Павлиноглазка.
– Ах, какие красивые у тебя крылышки! –
воскликнула Капустница.
– Но Павлиноглазка даже не посмотрела в ее
сторону.
С того дня загрустила Капустница. Уж не радовали
ее цветы, не грелась она на солнышке... Все
вспоминала чудесный наряд Павлиноглазки. И так
мечтала о нем, так мечтала...
– Возьми у меня немного желтых чешуек, –
предложила добрая Лимонница.
Капустница обрадовалась и тут же приклеила к
себе на крылышки желтые чешуйки. Очень ей
понравилось. Но все же это было не то... У
Крапивницы она выпросила красных чешуек, у
Репейницы черных и белых, а у Махаона – синих.
И стала Капустница ни на кого не похожа. Крылышки
яркие, пестрые – издалека заметно.
– Как же ты теперь прятаться будешь? –
сокрушалась Лимонница.
– Как-нибудь! – беспечно отзывалась
Капустница, любуясь своим новым нарядом. И тут
вдруг Черный Дрозд – скок на дорожку. Клюв
разинул, прицелился...
Лимонница сразу же села на одуванчик. Крылышки
сложила, замерла.
А Капустница по привычке полетела на свой
капустный лист.
– Что за бабочка такая? – удивился Дрозд,
разглядывая Капустницу, которая ярким пятном
выделялась на бледно-зеленом листе. – Можно ли ее
съесть? А вдруг она ядовитая? Надо
посоветоваться, – решил, наконец, Дрозд и улетел.
– Ну и страху же я натерпелась! – призналась
Капустница, подлетая к подруге, – помоги-ка мне
открепить все яркие чешуйки.
Они трудились до самого вечера, пока Капустница
вновь не стала такой же бледной и невзрачной, как
раньше. И все обошлось как нельзя лучше.
Безусловно, вы проанализируете с
детьми этот текст. Вы можете использовать такие
вопросы:
– Понравилась ли тебе эта сказка? Чем?
– Что ты можешь сказать о капустнице?
– Жалко ли тебе ее, ведь природа наградила ее
таким невзрачным нарядом?
– Почему дрозд не съел ее? Правильно ли он
поступил?
– Что ты уже знаешь про ядовитых бабочек? …
Вы можете вернуться к рассмотрению содержания
предыдущего текста и поговорить с детьми о
защите бабочек от врагов, предложить им найти
новую информацию. А можете предложить ученикам
поразмышлять и записать свои мысли о том, что
будет рассказывать капустница своим знакомым
или своим детишкам о таком «невзрачном наряде»,
которым одарила их природа. Обратите внимание
детей на то, как она будет говорить им об этом? С
какой целью? Важно спросить у учеников, – каким
будет этот рассказ? Смешным, страшным, может ли
это быть рассказ обиженной или напуганной
бабочки, а может ли этот рассказ стать
поучительной историей?...
Далее ребята выбирают любую из предложенных
технологий. Мы вам предлагаем сделать ажурную
бабочку.
Ажурная бабочка
Технология: симметричное
вырезание.
Материал: тонкая белая или цветная
бумага; картон или плотная бумага для основы;
клей ПВА; ножницы.
Сложите бумажный квадрат 4 раза.
Сторона квадрата не менее 20 см. Для того чтобы
узоры не искажались при вырезании из-за толщины
слоев бумаги, советуем складывать ее таким
способом:
Нарисуйте узоры. При определенных
навыках можно вырезать крылья бабочки сразу, без
рисунка.
Разверните узорчатый круг. (На схеме
узоры внутри круга не показаны). Разрежьте его
пополам и от каждой половины отрежьте по 3
сектора.
Вырежьте туловище из бумаги,
сложенной пополам, и накладки на передние крылья
из бумаги, сложенной вчетверо.
Приклеивайте крылья с одной
стороны – плоскостью сектора, а с другой – в
торец, сохраняя при этом выпуклый гофрированный
объем крыла.
(Жирными линиями показаны места приклеивания
"в торец", а штриховкой – плоскостью
сектора.)
Вариантов узоров может быть множество.
Эффектно смотрятся также белые бабочки на
цветном фоне.
|