Галина ПАНИНА,
психолог
Продолжение. См. № 2/2004
Стихотворная рифмовка
В педагогическую копилку учителя
Использование рифмованных упражнений поможет
учителю оживить урок, сделать его не только
познавательным, но и радостным для учеников.
Рифмовки повысят их настроение, объединят и
организуют своим ритмом, помогут многим
почувствовать удовлетворение от работы и
создадут желание идти по пути познания дальше.
В первой части статьи (cм. № 2/2004)
мы рассказали вам, уважаемые учителя, почему
именно рифмовки – специально составленные
стихотворные тексты – так важно использовать в
начальной школе на уроках обучения грамоте,
русского языка и чтения. Мы говорили о том, что в
зависимости от роли, которую могут выполнять
рифмовки, их можно разделить на четыре группы, у
каждой из которой есть свое символическое
название. Вы уже познакомились с
"рифмовками-запоминалками" и
"рифмовками-тренажерами", а также опытом
работы с ними известного педагога, доцента
кафедры начального обучения Шуйского
государственного педагогического института
Н.М. Бетеньковой, в книге которой
"Орфография в рифмовках" дан богатый
практический материал по этой теме.
А сейчас мы предлагаем вам
познакомиться с еще одним видом рифмовок
тренировочного характера на очень важную для
первоклассников тему "Мягкий знак –
показатель мягкости на письме".
Лак, лук, лось, лень,
Так, тук, ток, тень,
Сом, соль, мел, мель,
Нос, нес, ел, ель.
Назови, в каких словах
Написал ты мягкий знак?
После хорового или индивидуального –
"жужжащего" – чтения дети называют слова с
мягким знаком и без него. Можно провести эту
работу и по-другому: девочки читают слова с
мягким знаком, мальчики – без мягкого знака.
Заинтересует ребят и такой вариант
работы с ритмизованными текстами. Учитель от
имени Незнайки делает ошибки – пишет мягкий знак
там, где писать его не следует, стирает там, где
мягкий знак необходим. Затем он предлагает
ребятам прочитать получившийся текст. Ученики
всегда при этом смеются, наглядно убеждаясь в
необходимости мягкого знака в данных словах.
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест.
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится –
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
Еще одна группа упражнений называется
– "рифмовки-контролеры". Они служат
средством контроля и самоконтроля при
осваивании умений и навыков орфографически
правильного письма. Вот одно из таких упражнений.
Все обдумай, не спеши,
А потом уже пиши:
Ча/чя-йка е-жи/жы-ки
чи-жи/жы да-ча/чя
щу/щю-ка камы-ши/шы
Знаешь, как писать? Теперь,
Так ли думаешь, проверь:
чайка ежики чижи
дача щука камыши.
Если так хотел писать,
Получай отметку – пять!
Эта рифмовка состоит из двух частей.
Первая настраивает первоклассников на выбор
правильной орфограммы и заставляет над этим
подумать. Такой подход способствует обострению
орфографической зоркости у младших школьников.
Здесь очень важно, что ошибка становится для
ребят предметом анализа, не зря говорят:
"На ошибках учатся"!
Вторая часть содержит ответ: дает
возможность прочитать те же слова, записанные
правильно.
Подобную форму
"рифмовок-контролеров" следует
использовать только тогда, когда ученики хорошо
поработали с "запоминалками",
упражнениями-"тренажерами" и практически
усвоили, как пишутся жи-ши и ча-ща.
А вот пример рифмовки, которая дает
возможность повторить правила написания большой
буквы в начале предложения и в именах
собственных. Кроме того, как показывает практика,
такая рифмовка помогает развивать у учеников
мотивацию к аккуратному письму.
С заглавной буквы, без сомненья,
Мы начинаем предложенья
И имя папы, мамы, дочки,
Чтоб четко выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
Мы писали, мы старались,
Чтоб слова легко читались.
Большинство
"рифмовок-контролеров" составляются
учителями для проверки какой-либо одной
орфограммы. Вот одно из упражнений, используемых
для контроля за написанием безударных гласных в
корне:
М_рской, р_чной, г_ристый,
Ст_льной, р_дной, л_систый.
Чтобы не было сомненья,
Ставьте звук под ударенье!
Проверь слова, да не сп_ши,
Красиво, грамотно сп_ши!
И, наконец, последняя группа
упражнений – так называемые "орфографические
пятиминутки". Они особо выделяются авторами
рифмовок, потому что выполняются, как правило, по
завершении букварного периода, во втором
полугодии. Проводятся они с учениками устно в
виде коллективного соревнования – кто больше
орфограмм найдет:
Жимолость, ландыши, щука, часы,
Чудо, машина, огонь, камыши,
Девочка Ира и мальчик Илья –
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
Орфографические пятиминутки – это
упражнения, которые учитель может предложить
детям на уроках чтения и письма в конце или в
самом начале занятия. Их следует использовать
многократно, чередуя вместе с другими
стихотворными упражнениями.
Точка, бочка, шишка, друг,
Песик Булька и утюг,
Класс, аллея, телеграмма –
Кто нашел все орфограммы?
Для этой работы можно использовать
отрывки стихов известных детских поэтов, в
которых есть изучаемые орфограммы.
Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая.
Ей надоело лаять, злиться...
Она лежит, не шевелится
И смотрит молча, не ворча,
На пролетавшего грача.
(А.Барто)
|