Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2004

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
МАСТЕРСКИЕ

Лариса САЛОМАТИНА

Продолжение. См. № 31, 34, 40, 45/2003

У природы нет плохой погоды

Занятие 19 (2 часа)

Тема. «А.С. Пушкин. "Метель" (отрывок). Понятие о местоимении. Цепная связь в тексте (лексическое средство – местоимение)».

Цели. Знакомство с некоторыми страницами биографии великого русского поэта; пробуждение интереса к творчеству поэта; развитие умения видеть красоту родной природы, воссоздавая ее в своем воображении; развитие у детей умения осознанно употреблять местоимения в тексте (осознание их текстообразующей роли); знакомство с лексическим средством цепной связи текста (местоимением).

Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; выставка книг поэта; иллюстрация с изображением памятника А.С. Пушкину (скульптор А.Опекушин); звукозаписи: увертюра к опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"; Г. Свиридов "Метель".

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы прикоснемся к творчеству великого русского поэта, имя которого – Александр Сергеевич Пушкин (учитель показывает портрет).

III. Постановка учебной задачи

У. Нам предстоит сегодня прочитать отрывок из повести "Метель" и на примере этого текста выяснить, какие еще лексические средства связи используются при цепной связи текста. Надеюсь, что вы узнаете сегодня много нового и интересного.

IV. Вступительная беседа

Звучит увертюра к опере "Руслан и Людмила". На фоне музыки учитель ведет беседу.

У. Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушал тихое пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки?
Поэзия Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал и не любил бы замечательные произведения этого великого русского поэта. Недаром его называли "солнцем русской поэзии".
Прошло более 150 лет с тех пор, как погиб поэт, а наш интерес к его творчеству не ослабевает, его поэзия становится все ближе, дороже, нужнее нам.
Ребята, что вы можете рассказать об этом поэте?

Дети высказываются.

– Для вас, ребята, Пушкин прежде всего поэт-сказочник.

Выставка книг писателя.

– Какие сказки Пушкина вы знаете?

Дети отвечают.

– Пушкин не сочинял сказки специально для детей, но его произведения любимы детьми и близки простому русскому народу.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: Золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей.
Вспомните, какие стихи Пушкина вам известны?

Дети декламируют строки из известных им стихов.

– Пушкин написал немало стихов о зиме. Вспомним их.

Дети декламируют стихи о зиме.

– Кроме стихов и сказок, у Пушкина есть проза: повести, рассказы. Одна из них – повесть "Метель". Она входит в цикл произведений Пушкина под общим названием "Повести покойного Ивана Петровича Белкина".

Учитель показывает книгу.

– Какой месяц сейчас на дворе?

Дети. Февраль.

У. Чем отличается этот месяц от других?

Д. Ветры дуют.
– Вьюги да метели в феврале налетели.

У. Действительно, февраль – месяц, в котором бушуют вьюги, пурга, бураны.
Вы, наверное, догадались, почему сегодня мы читаем отрывок именно из этой повести.
Чем метель отличается от вьюги?

Д. Метель – это сильный ветер со снегом. Во время вьюги ветер послабее.

У. Главные герои этой повести – молодая девушка Марья Гавриловна, богатая невеста, и бедный армейский прапорщик Владимир. Они были сильно влюблены друг в друга. И вот однажды Марья Гавриловна согласилась без воли родителей обвенчаться в церкви с Владимиром. Но метель, разыгравшаяся в этот день, изменила судьбу героев. Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с другим человеком. Чем закончилась эта история, вы узнаете в шестом классе, когда на уроках литературы будете читать эту повесть полностью.
А сегодня мы прочитаем отрывок из этой повести.
Во времена Пушкина железных дорог еще не было. Если нужно было переехать из одного места в другое, передвигались на лошадях. Обычно вместе запрягали трех лошадей и называли их тройками. На дуги лошадям привязывали колокольчики. Это выглядело очень красиво: лошади бежали, а колокольчики весело звенели.
Но ездить на тройках было не только интересно, но и тяжело. Если нужно было ехать далеко, то путешествие длилось несколько дней и даже недель. Ведь какой бы быстрой ни была тройка – ее часто так и называли "борзая", то есть "быстрая", – все-таки лошади не могут сравниться ни с поездом, ни с машиной. Особенно трудной и долгой была дорога зимой, когда все заметено снегом.
Пушкину часто приходилось ездить на тройках. Помните стихотворение "Зимняя дорога", в котором он описал такую поездку?
Так вот, герой повести "Метель" отправился на маленьких санях, которые везла одна лошадь, без кучера в село Жадрино, куда через два часа должна была прибыть и его невеста Марья Гавриловна. За невестой он отправил свою тройку с кучером.
Что же произошло в дороге, как застала Владимира в пути метель, вы сегодня и узнаете.

V. Словарная работа

У. В тексте вам встретятся незнакомые слова. Разберем их.

На доске открывается запись слов:

Околица – изгородь, окружающая деревню.

Взвидеть – только в выражении "не взвидеть света" (разговорная форма, с оттенком взволнованности) – испытать временное помрачение сознания. Например: от боли он света не взвидел.

Наудачу – надеясь на благоприятный случай.

VI. Первичное восприятие текста

У. Слушайте внимательно и скажите, что случилось с Владимиром по дороге в церковь?

Учитель читает текст.

"Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу, небо слилось с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать и уверился, что доRлжно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.
Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился".

– Что же случилось по дороге в церковь?

Д. Владимира застала в поле метель, он чуть не заблудился.

VII. Работа над содержанием текста

У. Ребята, прочитайте теперь текст самостоятельно и выпишите в тетрадь описание метели.

Учитель раздает текст. Дети выполняют задание. В тетрадях может быть следующая запись:

"Поднялся ветер, и сделалась метель. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу, небо слилось с землею. Метель не утихала, небо не прояснялось".

– Как описывает метель Пушкин?

Д. Ветер, снег, небо слилось с землею.

У. Встретили ли вы в описании метели, которое записали в тетрадь, устаревшие формы русского языка?

Д. Сделалась метель, хлопья снегу, слилось с землею.

У. Что было самым опасным?

Д. Снег заносил дорогу.

У. Владимир сбился с дороги. Как вела себя лошадь?

Д. В начале отрывка лошадь ступала наудачу – то въезжала в сугроб, то проваливалась в яму, сани поминутно опрокидывались. Потом лошадь начинала уставать. В конце она уже чуть ступала.

У. Опишите состояние Владимира.

Д. Владимир старался не потерять настоящего направления. Но то, что он не мог найти дорогу, его беспокоило. Он расстраивался.

У. Растерялся ли Владимир в такой ситуации?

Д. Нет, он держался мужественно, старался не терять контроль, думал, припоминал, соображал.

У. Долго ли был в смятении Владимир?

Д. Более часа.

У. Найдите то место в отрывке, где Владимир наконец увидел рощу.

Дети зачитывают со слов: "Наконец в стороне что-то стало чернеть..."

– Владимиру повезло, что он выехал на дорогу. Около рощи ветер стих, и дорога была гладкая. Лошадь ободрилась, Владимир успокоился.

У. Как вы думаете, что пережил в это время Владимир?

Д. Страх вдвойне: заблудиться и не попасть на венчание.

У. Похоже ли описание метели Пушкиным на описания в произведениях Бунина и Куприна?

Д. Похоже. Только герою Пушкина вдвойне тяжелее. С ним еще лошадь. Ее тоже жалко бросить. Сани постоянно падают. Управлять лошадью в метель вдвойне тяжелее, чем идти пешком.

У. Как я уже сказала, стихия природы (метель) распорядилась судьбой героев. Как вы думаете, почему повесть называется "Метель"?

Д. Метель развела героев.

У. То есть метель – как образ в произведении, как живой человек, участник событий, который сыграл роковую роль в судьбе героев. Что же случилось с героями дальше, вы узнаете в старших классах.

VIII. Определение типа текста, темы и главной мысли

У. Определите тип текста.

Д. Тип текста – повествование с элементами описания.

У. Выделите опорные слова – глаголы повествования.

Д. Выехал, ничего не взвидел, очутился, старался не потерять, казалось, не доезжал, ехал, увидел, едет, остановился, начал думать, припоминать, соображать, уверился, поехал, ехал, ехал, начинал беспокоиться, поворотил, увидел, подумал, поехал, нашел, въехал, успокоился.

У. Попробуйте по этим глаголам воспроизвести повествование.

Дети пересказывают текст.

– Определите тему этого отрывка.

Д. Тема – сбившийся с дороги путник во время метели в поле.

У. Определите главную мысль текста.

Д. Разыгравшаяся метель мешает Владимиру добраться до места.

IХ. Прослушивание музыкального произведения

У. Композитор Георгий Свиридов написал музыку к кинофильму "Метель" по повести Пушкина. Послушайте и подумайте, соответствует ли этот вальс данному эпизоду.

Учитель включает звукозапись. После прослушивания – обсуждение высказываний учащихся.

Х. Физкультминутка

У. Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой.
(Руки вперед, легкие сгибания в коленях, шаги на месте.)
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте!
(Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед.)
Хороша водица!
Постучим копытцем!
(Притоптывание ногами.)

ХI. Упражнение в определении текстообразующей роли синонимов

У. Все существующее в мире имеет свое имя. Поэтому слово, обозначающее то, что существует, называют "именем существительным". А что же называют местоимением?

Д. Слово, употребляемое вместо имени, заменяющее имя существительное.

У. Такие слова, которые сами по себе значения не имеют, а только указывают на какие-нибудь другие имена, называются местоимениями, ибо они ставятся вместо имен.

Послушайте стихотворение про местоимение.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений не обойтись. Чаще других мы используем местоимения третьего лица. Какие это местоимения?

Д. Он, она, оно, они.

У. Как вы думаете, для чего в речи существуют местоимения?

Д. Они создают речевое удобство, так как экономят время.

У. Действительно, это как дублеры в кино, которые могут в любое время заменить основных артистов.
Сегодня на занятии мы выясним, какую же роль играют местоимения в тексте.
Попробуйте убрать все местоимения в тексте, поставить вместо них существительные, которые они заменяют.

Дети читают текст.

– Каким стал текст?

Д. Текст стал тяжелым, длинным.

У. Какое существительное заменяет Пушкин местоимениями?

Д. Имя Владимир.

У. На какие местоимения?

Д. Он, ему, с него.

У. Обратите внимание на предложение: "Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи". Какие местоимения используются в этом предложении?

Д. Ему, он.

У. Замените их существительным.

Д. "Но Владимиру казалось, что уже прошло более получаса, а Владимир не доезжал еще до Жадринской рощи".

У. Вам нравится это предложение?

Д. Оно некрасивое. Хочется существительное заменить местоимением.

У. Как видите, замена существительных местоимениями бывает необходима не только в соседних предложениях, но и в одном.

Действительно, без местоимений нам не обойтись.

ХII. Местоимение – лексическое средство для цепной связи текста

У. Ребята, помните, на прошлом занятии мы познакомились с цепной связью в тексте? Напомните, какие лексические средства участвуют в ней.

Д. Прямой лексический повтор.

У. Местоимение – это тоже лексическое средство цепной связи в тексте. Составьте цепочки связи в тексте.

Владимир
Владимир
Владимир
Владимир

он
ему, он
с него, он, он
он, он, он

– Было бы нам понятно, о ком идет речь, если хотя бы в одном – первом – предложении не сказано было, кто это, то есть использовано имя существительное?
Например: Мы пошли с ней в лес. В лесу нас застала метель. Она очень испугалась. Но я старался держаться, успокаивал ее. Чудом беда миновала.

Д. Нет, непонятно.

У. Ребята, можно заменить местоимением глагол?

Д. Нет. Местоимение заменяет лицо (одушевленное или неодушевленное), а действие предмета заменить не может.

ХIII. Итог занятия

У. Вам понравился отрывок из повести Пушкина? Кто захотел прочитать повесть целиком и узнать о судьбе героев?

Дети высказываются.

У. Было ли вам страшно за судьбу героя? Какую роль выполняют местоимения в тексте? Почему они так называются? Какую роль играют местоимения в цепной связи текста?

ХIV. Домашнее задание

У. Нарисуйте иллюстрацию к этому отрывку.

Примечание. Текст отрывка взят из книги: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. Т. 8. Кн. 1. М.: Воскресенье, 1995. 496 с. С. 77–78.

Занятие 20 (2 часа)

Тема. "Л.Н. Толстой "Русак". Правописание местоимений с предлогами. Синонимы – лексическое средство связи в тексте с цепной связью".

Цели. Совершенствование умения анализировать художественный текст; развитие творческого воображения; повторение умения раздельного правописания местоимений с предлогами; воспитание любви к животным.

Оборудование. Портрет Л.Н. Толстого; иллюстрации с изображением зайца-русака и зайца-беляка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Мы продолжаем читать произведения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (учитель показывает портрет писателя). Сегодня на занятии мы познакомимся с еще одним рассказом. Его название вы узнаете чуть позже.

III. Постановка учебной задачи

У. Мы завершаем изучение темы "Местоимение". Сегодня на занятии нам предстоит закрепить правописание местоимений с предлогами, а также познакомиться еще с одним лексическим средством связи в тексте. Поможет решить нам эти задачи не только текст Л.Н. Толстого, но и другие тексты.

IV. Вступительная беседа

У. Ребята, вы прочитали уже много рассказов и сказок о зиме. Скажите, какие животные обитают в лесу, в поле зимой?

Дети. Волки, лисы, зайцы, лоси, кабаны и другие.

У. Среди них и зайцы. А чем же кормятся зайцы?

Д. Корой деревьев.

У. Если заяц живет в поле, то травой и озимыми.
Ночью зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. Заяц очень труслив, и трусость спасает его. Ночью он прокладывает прямой след, а утром начинает метаться из стороны в сторону. Как вы думаете, почему?

Д. Боится всех.

У. Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам, удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он просто очень пуглив.
Как видите, зайца поймать нелегко.
Ребята, а чем отличается заяц-русак от зайца-беляка?

Д. Русак длинной 70 см, вес 7 кг, беляк – 50 см, вес – 5,5 кг.

Учитель показывает иллюстрации.

У. Сейчас я прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого "Русак", и вы узнаете, как живет русак, чем питается, как спасается от врагов.

V. Словарная работа

У. Перед чтением текста выясним значение следующих слов.

На доске открывается запись слов. Дети объясняют значение.

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.

Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Хомут – часть упряжи, надеваемая на шею лошади.

Ухабы – выбоина на дороге.

Ток – площадка для первичной обработки и хранения зерна.

Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой.

Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

VI. Первичное восприятие текста

У. Послушайте внимательно текст и скажите, что спасло зайца от собаки?

Учитель читает текст.

РУСАК

Заяц-русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.
Зайцу нужно было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.
Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы их были белые. Из ртов и носов их шел пар. Лошади их были потные, и к поту пристал иней. Лошади толкались в хомутах, ныряли, выныривали в ухабах. Мужики догоняли, обгоняли, били кнутами лошадей. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.
Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по сугробам; зайца держали сугробы, а собака на десятом прыжке завязла в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну. По дороге он на зеленях встретил двух зайцев. Они кормились и играли. Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег, поел озими и пошел дальше. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышался плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Он поиграл с ними на расчищенном току, поел овса из начатой кладушки, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу. На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше шло обозов, и мужики громче разговаривали.
Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.

У. Итак, что же спасло зайца?

Д. Заяц убегал от собаки по сугробам, а собака утонула в снегу и не могла бежать дальше.

VII. Работа над содержанием текста

У. Перечитайте текст сами и скажите, зачем заяц стал переходить через большую дорогу?

Учитель раздает детям текст рассказа.

Дети читают текст.

– Итак, зачем зайцу нужно было перейти через большую дорогу?

Д. Он хотел пойти на знакомое гумно и полакомиться.

У. Когда происходят события, описанные в рассказе?

Д. Ночью.

У. Какая была погода в ту ночь?

Д. Был мороз, на небе сквозь морозный пар виднелись большие яркие звезды, кругом лежал волнами снег и блестел, как сахар.

У. Итак, когда пришла ночь, как вел себя заяц?

Д. Он поднял сначала одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом прыгнул раз-другой по глубоко-
му снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться.

У. Как вы думаете, почему заяц так вел себя?

Д. Он всего боялся, поэтому прислушивался, принюхивался, оглядывался.

У. Заяц ничего не видел, потому что была ночь. А вот почему было слышно далеко вокруг?

Д. Был мороз, а в мороз слышно далеко кругом.

У. Что же слышал заяц?

Д. Как визжали полозья саней, фыркали лошади, скрипели кресла в санях, разговоры мужиков.

У. Перечитайте третий абзац и скажите, как выглядели мужики и лошади, которые шли по дороге?

Д. Было холодно, поэтому мужики шли в кафтанах. Лиц не было видно. Бороды, усы, ресницы были белые. Изо рта и носа шел пар. К лошадям пристал иней.

У. Как вы думаете, заяц боялся переходить через дорогу? Почему? Докажите словами из текста.

Д. Заяц боялся переходить через дорогу. Он боялся, что его поймают. В тексте сказано: "Заяц опять остановился подле дороги".

У. Когда же наконец-то заяц перескочил дорогу, чего он ждал?

Д. Заяц ждал, когда проедет обоз. Когда обоз проехал, заяц и перескочил дорогу.

У. Как вы понимаете выражение "полегоньку пошел к гумну"?

Д. Опять осторожно, потихоньку передвигаясь по сугробам.

У. Что же случилось дальше?

Д. От обоза зайца увидела собачонка. Она залаяла и бросилась за ним.

У. Испугался заяц собачонки?

Д. Да.

У. Докажите словами из текста.

Д. Теперь заяц уже не полегоньку шел, а "поскакал к гумну по сугробам".

У. Совершенно верно, глагол "поскакал" говорит о том, что заяц испугался и прибавил ходу.

Удалось собачонке догнать зайца? Почему?

Д. Зайцу повезло. Собачонка на десятом прыжке завязла в снегу и остановилась.

У. Понял заяц, что теперь ничего ему не угрожает?

Д. Да, ведь он тоже остановился, посидел на задних лапах.

У. Как теперь заяц двигался к гумну?

Д. Он опять спокойно пошел к гумну.

У. Да, на этот раз зайцу просто повезло, что за ним гналась маленькая собачонка. Возможно, от большой охотничьей собаки ему вряд ли бы удалось уйти.
Кого встретил по дороге на гумно заяц?

Д. Заяц встретил двух других зайцев.

У. Чем они занимались?

Д. Они кормились и играли, заяц тоже поиграл с ними, поел озими и пошел дальше.

У. Когда заяц добрался до гумна, что он там делал?

Д. Поел овса.

У. Ребята, а вы догадались, почему зимой заяц жил подле деревни?

Д. Он бегал кормиться на гумно.

У. Прочитайте описание деревни, куда наконец-то добрался заяц.

Д. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышался плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб.

У. Догадайтесь, ребята, сколько времени пробыл заяц в деревне?

Д. Всю ночь.

У. Подтвердите это словами из текста.

Д. Он отправился на гумно, когда "пришла ночь", а уходил, когда "на востоке засветилась заря, звезд стало меньше".
– "В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали".

У. Найдите в тексте описание того, как заяц добрался до старой норы и устроился там.

Дети зачитывают последний абзац.

У. Как спит заяц?

Д. С открытыми глазами.

У. Ребята, вам понравился рассказ?

Д. Да.

У. Зачитайте те места, которые особенно понравились.

Дети зачитывают.

– Ребята, зайчику нашему повезло. Поэтому помните всегда: всем живым существам жить хочется, как и вам. Так что лучше не охотиться за ними. Вы убедились в том, как сложно зайцу уходить от погони.

VIII. Знакомство с лексическим средством цепной связи – синонимами

У. Какие средства цепной связи мы изучили?

Д. Прямой лексический повтор и местоимения.

У. Определите, какое лексическое средство связи использовано в тексте Толстого?

Д. В тексте Льва Николаевича Толстого использованы оба средства связи: и лексический повтор (имя существительное "заяц" в различных падежах), и местоимения, которые заменяют имя существительное "заяц".

У. Ребята, посчитайте, сколько раз использует Толстой имя существительное "заяц" в своем тексте?

Д. Одиннадцать раз.

У. Как вы думаете, можно ли подобрать к имени существительному "заяц" синонимы?

Д. Да.

У. Какие? Запишите их в тетрадь.

Д. Заяц-русак, заяц-беляк, косой, трусишка, плутишка, длинноухий и другие.

У. Посмотрите, использовал ли какие-то из этих синонимов писатель?

Д. В первом предложении – заяц-русак.

У. Ребята, попробуйте устно заменить имя существительное "заяц" или местоимения, его заменяющие, на синонимы. Прочитайте вслух свои варианты.

Дети зачитывают доработанные тексты.

У. Как изменился текст? Смысл меняется?

Д. Нет, смысл остался прежним. Не так часто звучит имя существительное "заяц".

– Текст стал звучать как-то иначе. Не все синонимы одинаково подходят.

У. Итак, мы убедились с вами, что предложения в тексте с цепной связью могут сцепляться не только с помощью прямого лексического повтора и местоимений, но и при помощи синонимов, то есть замены на близкие по значению имена существительные. Например, дятел – лесной доктор, птица и др.
Ребята, а как вы думаете, какое средство чаще других используется?

Д. Местоимение.

У. Совершенно верно. Реже – синонимы. Как вы думаете, почему?

Д. Часто бывает трудно подобрать к слову синонимы (тем более не один) или такие синонимы, которые бы хорошо сочетались с другими словами в тексте.

У. В этом мы убедились на примере текста Толстого (в основном использованы местоимения и прямой лексический повтор).
Ребята, вы в своих высказываниях старайтесь пользоваться различными средствами связи – теми, которые лучше подходят.
Теперь вы познакомились со всеми средствами лексической связи в тексте с цепной связью. Перечислите их.

Дети перечисляют.

IХ. Физкультминутка

У. Немного отдохнем. Вы, наверное, устали?

Д. Да.

У. И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: ш-ш-ш!
Пошипели, помолчали,
И, как зайки, поскакали,
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
(Дети выполняют все движения.)

Х. Творческая доработка текста

У. Ребята, попробуйте изменить текст со слов: "Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним". Предположите, как дальше могли развиваться события.
Запишите свои варианты (1–2 абзаца). Постарайтесь использовать различные средства связи.

После выполнения задания дети зачитывают свои работы.

ХI. Упражнение в правописании местоимений с предлогами

У. Вы должны не только уметь использовать различные средства связи в тексте, но и уметь грамотно писать текст. В том числе и местоимения с предлогами.
Вспомните, как пишутся местоимения с предлогами?

Д. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

У. Вот сейчас и проверим, умеете ли вы правильно писать. Я вам предлагаю записать текст под диктовку. Текст называется "Храбрый заяц". Ребята, а бывает ли в жизни, что заяц смелый и храбрый?

Д. Нет, только в сказках.

У. Послушайте текст.

Учитель зачитывает текст.

ХРАБРЫЙ ЗАЯЦ

Родился заяц в лесу и всего боялся. И вдруг у него пропала эта боязнь. Он сообщил всем, что никого не боится.
К зайцу-хвастунишке прибежали старые и молодые зайцы. Слушают его и собственным ушам не верят. Заяц крикнул, что с ним им нечего бояться. К нему теперь ни волк, ни лиса, ни медведь не приблизятся.
Очень смешной заяц! Теперь о нем слава по всему лесу пойдет.

Дети записывают текст под диктовку. После записи текста предлагаются задания.

У. Подчеркните местоимения с предлогами. Как вы их написали? Зачитайте.

Дети отвечают.

У. Ребята, а бывают ли у местоимений приставки?

Выслушиваются ответы детей.

ХII. Итог занятия

У. Чем мы сегодня занимались на уроке? Что интересного и нового вы узнали? Какие лексические средства связи в тексте с цепной связью вы знаете?

ХIII. Домашнее задание

У. Сочините небольшой рассказ (сказку) на тему: "Как зайчишка в лесу заблудился". Используйте опорные слова: зима, белочка, загляделся, охотник, испугался, блуждал, встретил, олень, еле добрался, нора. Постарайтесь использовать различные средства связи.

Примечание. Текст взят из книги: Толстой Л.Н. Детям. М.: ООО "Фирма "Изд-во АСТ". 1998. 272 с. С. 54–55.

Занятие 22 (2 часа)

Тема. «С.Т. Аксаков. "Буран" (отрывок). Глагол. Общее понятие (повторение). Изменение глаголов по временам. Параллельное построение описательного текста».

Цели. Совершенствование умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному; обобщение знаний о роли глагола в языке и тексте; развитие умения различать временныRе формы глагола и правильно их употреблять; знакомство со средствами связи в описательных текстах с параллельным построением.

Оборудование. Портрет С.Т. Аксакова.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим изучать творчество Сергея Тимофеевича Аксакова и прочитаем отрывок из произведения "Буран".

III. Постановка учебной задачи

У. Наше занятие позволит вам сегодня узнать еще об одном типе связи текста – параллельном. Повторим знания о глаголе и многое другое. Настройтесь на работу.

IV. Вступительная беседа

У. Как вы уже знаете, январь – месяц зимних праздников. В середине января бывают самые сильные, трескучие морозы.
А вот в феврале сильных морозов уже нет, зато бушуют вьюги и метели.
Есть такая поговорка: "Вьюги да метели под февраль полетели". На одном из занятий мы с вами читали отрывок из повести Пушкина "Метель". Из него вы узнали, как Владимир заблудился во время метели в поле.
А что мы будем читать сегодня, вы узнаете чуть позже. Мы с вами уже говорили, что слова вьюга метель пурга и буран являются синонимами. Но все же они отличаются друг от друга по силе.
Буран – пурга, вихрь со снегом, вьюга при сильном северном ветре.
Сегодня на занятии мы познакомимся с отрывком из произведения Сергея Тимофеевича Аксакова (учитель показывает портрет писателя) "Буран", из которого вы узнаете еще об одном явлении природы – буране.
Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев пострадавшего обоза. Автор вспоминает те страшные метели, во время которых сам бывал в опасности. Один раз Аксакову пришлось ночевать в стогу сена.
В этом рассказе (учитель показывает книгу) говорится о том, как обоз из восемнадцати подвод и десятерых возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их застал буран. О случившемся вы и узнаете из отрывка.

V. Первичное восприятие текста

У. Послушайте внимательно текст и скажите, что же случилось по дороге в город.

Учитель читает текст.

"Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес. Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... вот причина гибели многих несчастных жертв.
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми... Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего... Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах. Проснулись переждавшие буран обозы и всякие проезжие."

– Что случилось по дороге в город?

Дети. Внезапно разыгрался буран, все обозы встали.

У. Ребята, а вам было страшно, когда я читала про картину разбушевавшейся стихии, которую описал автор?

Дети высказываются.

Кто из вас переживал за судьбу героев?

VI. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "Буран".

У. Ребята, прочитайте теперь текст самостоятельно и проследите, как постепенно начинался, набирал силу и час от часу свирепел буран.

Дети читают текст самостоятельно.

– Перечитайте, как автор описывает приближение бурана.

Дети зачитывают первый абзац и первое предложение второго абзаца.

– Как начался буран?

Д. Белая туча посыпала из себя мелкий снежный прах.

У. Снег Аксаков сравнивает с прахом. Что означает выражение "закипели степи снегов"?

Д. То есть стали шевелиться, подниматься.

У. На что был похож шум ветра?

Д. На отдаленный плач младенца, а иногда на вой голодного волка.

У. С чем сравнивает Аксаков тучу?

Д. С огромным небом.

У. Когда, в какой момент наконец настал буран?

Д. Когда эта большая туча задернула последний свет вечерней зари густою пеленою.

У. В какое время суток происходит буран?

Д. Ночью.

У. От этого еще страшнее кажется он путникам. Ничего не видно.
Как вы думаете, было ли людям страшно, когда они предчувствовали приближение бурана?

Д. Да, буран был неизбежен, и это нагоняло большой страх.

У. Буран начался. Найдите и прочитайте те строки, где идет описание бурана.

Дети читают со слов "Вдруг настала ночь..." до конца абзаца.

– Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана?

Д. "Наступил буран... со всеми своими ужасами. Ветер взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес. Все одел белый мрак".

У. Обратите внимание на словосочетание "белый мрак". Объясните, почему такое сочетание?

Д. Мрак в основном ночью. Белый – потому что снег вьюжит, ничего не видно, хотя все белым-бело. Получается выражение: "Все одел белый мрак".

У. На таком контрастном сочетании автор показывает картину проделок природы.
Обратите внимание, какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана?

Д. Глагол.

У. Посмотрите: для описания снежной бури, сильных порывов ветра автор нашел более десяти глаголов. Найдите их и выпишите в тетрадь. Определите время глаголов.
"Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание..."

Дети выполняют задание.

– В каком времени использованы все глаголы? Почему?

Д. В прошедшем. Они помогают описать картину уже случившегося.

У. Скажите, судя по этим глаголам, похож ли буран на живое существо?

Д. Да. Он, как человек, стонал, выл, ревел, свистел, бил.

У. Как вы понимаете выражение: "...ужасен вид возмущения зимней северной природы".

Д. Природа словно была чем-то недовольна. Обычно так говорят, когда происходят какие-то сильные волнения стихии. Но на этот раз ужасно было это возмущение.

У. Найдите строки, которые позволяют представить нам, что собой представляла природа в ту ночь.

Д. Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха.

У. Как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый, во время бурана?

Д. "Сердце падает", то есть страшно. "Кровь стынет, останавливается от страха... . Человек теряет память, присутствие духа, безумеет..."

У. Как вы думаете, почему?

Д. Он думает, что смерть неизбежна, и поэтому становится страшно.

У. Да, действительно, становится страшно. На самом деле много людей погибло во время бурана.

"Буран свирепел час от часу. Бушевал... весь следующий день. Вы только представьте себе: люди целый день находятся в таком состоянии. Наметало столько снега, что "глубокие овраги делались высокими буграми".

У. Найдите то место, где описывается прекращение бурана.

Д. "Наконец, стало понемногу затихать..."

У. С чем сравнивает снежный поток Аксаков?

Д. С океаном, с бурным морем.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Снега намело столько, что было похоже на волны моря.

У. Прочитайте описание начала утра.

Д. "Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах".

У. Сколько времени продолжался буран?

Д. День и две ночи.

У. Как вы думаете, это много или мало?

Д. Много.

У. Переждать такую стихию может только отважный человек.
Сравните теперь описания природы до бурана, во время бурана, после бурана. Чем они отличаются, чем схожи?

Дети читают и высказывают свое мнение.

VII. Определение типа текста, темы и главной мысли

У. Определите тип текста, тему, главную мысль.

Д. Тип текста – повествование с элементами описания.
– Тема – буран в степи.
– Главная мысль – страшен вид зимней природы во время бурана в степи.

VIII. Выразительное чтение текста

У. На сколько частей мы можем мысленно разделить этот отрывок?

Д. На три.

У. Как мы будем читать первую часть, с какой интонацией, темпом, тембром голоса?

Д. Сначала тихо, темп нарастает, тембр увеличивается. Следует показать приближение бурана.

У. Как мы будем читать вторую часть?

Д. Темп быстрый, громко. Следует показать ужас бурана.

У. Наконец, третья часть.

Д. Спокойно, медленно, в последних двух предложениях темп увеличивается, тембр – тоже. Показать радость, восторг от наступившего утра и окончания бурана.

Работу над выразительным чтением проводить лучше по частям (1-я, 2-я, 3-я).
Учитель заслушивает чтение каждой части двумя-тремя учениками.

IХ. Физкультминутка

У. Немного отдохнем, ребята.

Начинается буран,
Злой мошенник-атаман.
(Дети прикрывают лицо руками.)
Поскорей бежим домой,
(бег на месте)
Не то, кончится бедой!

Х. Словесное рисование

У. Еще раз перечитайте текст и попробуйте передать своими словами описание бурана, нарисовав три картины устно.

Учитель выясняет, что будет изображено на картине, как расположены объекты описания, какими "красками" (цветами) будут рисовать учащиеся три разные картины.
Заслушиваются ответы двух-трех учеников.

ХI. Работа над параллельным построением текста

У. Есть ли между предложениями цепная связь? Почему?

Д. Связи цепной нет. Говорится о разных объектах описания.

У. Однако предложения связаны между собой. Предложения могут связываться и без сцепляющих слов. А какие же средства связи используются в таком случае? Рассмотрим.
Как вы думаете, какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла?

Д. Первое.

У. В нашем тексте все предложения: второе, третье и так далее – связаны с первым. Они раскрывают и конкретизируют смысл первого предложения.
Такая связь предложений в тексте называется параллельной. На схеме это выглядит так.

На доске:

– Выделите главные члены предложения во всех предложениях. Что интересного вы заметили?

Выслушиваются ответы детей.

– Порядок главных членов в предложениях текста с параллельным построением обычно одинаковый (сначала сказуемое, потом подлежащее или наоборот).
Выделите опорные слова в тексте. Связаны ли они единой темой? Какой?

Д. Тема – буран.

У. Опорные слова в текстах с параллельной связью объединяются одной темой.
Но иногда, ребята, встречаются тексты, в которых параллельная связь сочетается с цепной.

ХII. Упражнение в определении времени глаголов

У. Спишите первое предложение. Определите время глаголов.

Дети выполняют задание.

– В каком времени использованы глаголы?

Д. В прошедшем.

У. Проследите по тексту, в каком времени употребляются остальные глаголы.

Д. В основном в прошедшем, некоторые – в настоящем.

У. Как вы думаете, почему в тексте нет глаголов в будущем времени?

Д. Аксаков описал буран как уже случившийся. Если мы вспоминаем, то говорим обычно в прошедшем времени.

ХIII. Итог занятия

У. О чем вы сегодня узнали из рассказа Аксакова? Произвел ли на вас впечатление этот рассказ? Чем? Почему часто во время бурана погибают люди? Что называется параллельной связью в тексте? Какую роль играют глаголы в тексте?

ХIV. Домашнее задание

У. Ребята, попробуйте выучить наизусть понравившиеся вам строки.
Напишите мини-сочинение на тему "А по двору метелица ковром шелковым стелется...".

Примечание. Текст отрывка взят из книги: Аксаков С.Т. Охота пуще неволи: Сборник произведений. К.: Днiпро, 1991. 590 с. С. 570–571.

Продолжение следует