Марина СОЛОВЕЙЧИК
Советы учителю от автора учебника "К
тайнам нашего языка"
Учебник "К тайнам нашего языка" –
сравнительно новый. Он проходит свою первую
"обкатку", поэтому понятно, что у работающих
по нему возникает много вопросов, а беседы с
учителями рождают свежие мысли, подсказывают
новые методические решения. Некоторыми из них и
хотелось бы поделиться в этой статье.
Учителям, которые скоро впервые
откроют с детьми учебник для 1-го класса, напомню,
что подробное описание первого и одного из
следующих уроков уже было опубликовано в газете
"Начальная школа» (см. № 6, 9/2003). К
высказанным в тех статьях советам добавлю еще
несколько.
1. Не бойтесь опускать задания (они
даны "с запасом"). При этом отмечайте себе то,
что не выполняете. Вы сможете воспользоваться
этими материалами в конце года, когда, как часто
бывает, остается время. "Перелистаем учебник,
проверим себя" – вот мотивация возврата к
пройденным страницам.
2. Для надежности усвоения так
называемых "словарных слов" несколько раз
дополнительно включите их (по 5–6 слов) в задания
для списывания. Например, это можно сделать в
теме "Буквы русского языка. Алфавит". Затем
хорошо дать такое задание – цифрами указать
алфавитный порядок. В теме "Что значит писать
правильно?" целесообразно предложить
проверить умение списывать без ошибок и описок.
Кроме того, полезно такое задание: прочитать
вслух слова первого (второго) столбика
(определенной тематической группы) так, как они
написаны, и выписать самое длинное слово (слово с
ударением на первом слоге и т.п.).
3. При изучении всех вопросов графики (в
теме "Как работают буквы?") широко
используйте прием письма с комментированием, при
котором дети постоянно выполняют те рассуждения,
которые приведены в учебнике ("слышу... –
пишу..."). При этом не злоупотребляйте
персональным комментированием одного ученика
для всего класса – пусть шепотом проговаривают
все. Возникающий рабочий шум – неизбежное
сопровождение процесса формирования
умственного действия во внешней речи.
И попутно еще одно замечание. Многих
смущает появление при отработке норм графики
транскрипционных записей. Не путает ли детей
запись типа: [кл’ква,
йэл’]? Конечно, возникает определенное
затруднение и даже провокация ошибки. Особенно
это касается детей с развитой зрительной
памятью, относящихся к категории
"образников".
Но предъявление такой запи-си – лишь
фиксация той объективной трудности языка,
которую нельзя "спрятать" от маленьких
учеников. Эту трудность на-до осознать и
пре-одолеть. Надежный помощник – рассуждение, о
котором было сказано чуть раньше, выполняемое во
внешней речи. Совет: не пугаться ошибок, если они
у кого-то появятся, а терпеливо продолжать
работать. Ошибки исчезнут. И это будет важным
шагом не только в обучении детей, но и в развитии
их логического мышления.
При этом дадим одну подсказку: не
выполняйте задание на "перевод"
транскрипции в буквенную запись непосредственно
в учебнике, "отрывайте" взгляд ученика от
транскрипции. Пусть она только прочитывается для
того, чтобы ребенок узнал слово. Дальнейшее
рассуждение он поведет, слушая себя, но не видя
значков. В новых изданиях учебника линии для
вписывания "перевода" звуков в буквы во
многих случаях будут сняты.
4. Как показывает практика,
достаточно серьезной проблемой для учителя
оказывается отношение к учебнику родителей. К
этой проблеме надо отнестись с вниманием и
пониманием.
"Нас так не учили", – вот первая
реакция большинства родителей. Она вполне
ожидаема. Но в ней может быть скрыт как
положительный заряд, так и отрицательный.
Положительный связан с удивлением и интересом, с
желанием понять, как учат сегодня. Отрицательный
– с раздражением от дополнительных трудностей,
причиняемых неудобств, с недоумением, почему
вдруг надо что-то менять в обучении, и заведомым
неприятием всего того, что не сложилось в
собственном опыте. Психологически негативное
отношение некоторых родителей можно понять, с
ним можно было бы даже смириться, если бы оно не
мешало детям. Поскольку родители нередко
высказывают свое отрицательное мнение при
ребенке, он оказывается в положении "между
двух стульев". Откуда же возьмется у такого
ученика комфортное состояние, как он сможет
поделиться дома радостью от приобретения новых
знаний, умений?!
В обновленных изданиях учебников для
1-го и 2-го классов будут помещены обращения к
родителям, письма, в которых предпринята попытка
объяснить взрослым некоторые моменты,
предостеречь их от явных ошибок. Приведем
несколько выдержек из писем к родителям
первоклассников:
"...Время выдвигает свои условия и
требует перемен, в том числе в обучении
школьников. Сегодня мы хотим, чтобы уже в
начальных классах ребенок не заучивал готовые
истины, а учился (на своем уровне) наблюдать,
анализировать, делать выводы, что поможет ему
усваивать необходимую информацию не
механически, а с пониманием ее, то есть осознанно.
Это важно не только для успешного обучения
русскому языку, но и в целом для формирования
личности ребенка..."
"Анализ причин многих
орфографических ошибок детей и взрослых уже
давно привел ученых и учителей к выводу: мало
изучать правила и учить их применению. Нужно
прежде всего формировать у детей так называемую
орфографическую зоркость – умение обнаруживать
те места в словах, которые требуют применения
правил. И делать это надо задолго до изучения
самих правил. Именно такую линию обучения
осуществляет учебник, который Вы держите в руках.
Он учит ребенка и еще одному необходимому
действию – осознанно проверять написанное.
Умение найти и исправить ошибки – это шаг к тому,
чтобы в дальнейшем их не делать.
Нужно понять и еще одну особенность
языка: буквами мы обозначаем звуки речи. Значит,
для правильного письма надо не только знать
правила, но и уметь хорошо слышать звуки, которые
следует, пользуясь правилами, обозначать
буквами.
Важность умения слышать звуки речи,
разграничивать понятия "звук" и "буква"
раньше недооценивалась, работы над этим умением
не было в школе или она была недостаточной. Вот
почему, как правило, именно вопросы звукового
анализа особенно затрудняют взрослых.
Помните: многое Вам кажется трудным
потому, что вступает в противоречие с имеющимся у
вас опытом. Иначе говоря, Вам приходится переосмысливать,
переучиваться. У ребенка таких помех нет. Он
просто учится. Не переносите свои трудности на
него! Не заменяйте объяснения учебника, учителя
своими и, конечно, не высказывайте при ребенке
своего недоумения и тем более отрицательного
отношения к учебному материалу. Этим Вы только
помешаете ученику... Если Вы решили помогать
Вашему ребенку, пожалуйста, выполните одно
условие: читайте учебник последовательно,
страницу за страницей. Тогда Вы, безусловно,
разберетесь в книге..."
Как всё новое, учебник "К тайнам
нашего языка" может быть неоднозначно принят
родителями. Помочь разобраться в учебнике,
понять особенности реализуемого в нем подхода,
конечно, должен педагог.
У учителей, работающих по учебнику 2-го
класса, приближается одна из наиболее острых тем
курса – "Правописание безударных гласных и
парных по глухости-звонкости согласных в корне
слова". В учебнике соответствующий раздел
назван так: "Учимся решать главные
орфографические задачи в корне слова".
Характеристика особенностей и хода изучения
темы достаточно подробно описана в методических
рекомендациях, поэтому здесь я сделаю лишь
несколько уточнений, подсказанных вопросами,
возникшими в практике.
Относительно "словарных слов" не
буду повторять совет, данный в этой статье
учителям первых классов; дополнительно адресую к
статье Ирины Зобановой, опубликованной в газете ("Начальная школа" (см. № 47/2003).
В ней приводится материал, который поможет
повысить результативность работы.
На всех подступах к изучению темы, а
затем и в процессе изучения надо проявлять
особое внимание к объяснению значения слова с
помощью родственного (однокоренного): стареть –
становиться старым, пятнистый – в пятнах, мясной
– с мясом, из мяса и т.п. Помните, что осознание
значения слова часто само собой предупреждает
ошибку в выборе буквы. Вот почему именно этот
способ (объяснение значения слова с помощью
однокоренного) вынесен в учебнике на первое
место среди действий, помогающих правильно
написать слово.
· В следующих изданиях учебника
количество предлагаемых способов изменения слов
"по команде вопросов" будет уменьшено. Так,
для проверки глаголов ("названий действий")
будут оставлены три вместо имеющихся пяти. Можно
такое сокращение провести сейчас – трех
способов вполне достаточно для практического
решения встречающихся детям задач.
Попутно заметим, что, несмотря на
многие новые методические решения, предложенные
в учебнике и дающие позитивные результаты,
трудности в подборе проверочных слов у ряда
второклассников остаются. Как хорошо понимает
каждый учитель, в этом проявляются общий
культурный уровень того или иного ребенка, его
запас слов и способность оперировать словом. Для
решения проблемы в дальнейшем будут предприняты
дополнительные меры, пока же советуем больше
внимания уделять именно анализу той модели, по
которой была осуществлена проверка. Запоминание
общих способов подбора проверочных слов, в том
числе и вопросов, "по команде которых" можно
отыскать слово-подсказку, поможет многим
учащимся. Но тут же предостерегаем: запоминание
не означает специальное заучивание. Ничто в
учебнике механически не заучивается – все
усваивается путем регулярного практического
использования.
При встречах в текстах со словами,
имеющими корни -бер- – -бир-, -тер-
– -тир-, -кос- – -кас-, -лож-
– -лаг-, а также с чередующимися сочетания
-им-, -ин- – -я-, -а- (понимать
– понять, начинать – начать) обращайте
внимание детей на то, что в этих случаях гласные
корня проверке не подлежат. Впоследствии такое
привлечение внимания будет осуществлено в
учебнике.
Многие учителя задают вопросы об
особенностях работы над ошибками при обучении по
нашему учебнику. Мы предлагаем связать воедино
два звена: исправление ошибок в тетрадях и
организацию работы учеников.
Сегодня одного способа исправления
ошибки – зачеркнуть и надписать верную букву –
мало. Этот способ – единственно возможный лишь
тогда, когда допущена ошибка на неизученное
правило. В других случаях в руках учителя есть
целый арсенал способов фиксации ошибки: а) зачеркнуть,
но не надписывать букву; б) подчеркнуть
слово и выделить в нем соответствующую морфему
или указать ее на полях; в) подчеркнуть
слово, не давая дополнительных подсказок; г) на
строке рядом со знаком ошибки назвать часть речи
или часть слова; д) на строке поставить
знак ошибки, не сопровождая его никакими
пометами. Понятно, что выбор способа
определяется рядом факторов: возможностями
ученика, характером ошибки, этапом обучения и т.д.
Избранный учителем вариант должен быть
оптимальным для данного ученика, должен не
констатировать незнание, а помогать ребенку
совершенствовать свои умения.
Соответственно памятку для работы над
ошибками следует сделать такой, чтобы она
обеспечивала руководство действиями школьников.
В будущих изданиях "Методических
рекомендаций" для 2-го класса этот вопрос будет
рассмотрен, пока же приведем основные пункты
этой памятки.
1) Найди предполагаемую ошибку
(если она не обозначена). 2) Определи, в
какой части слова допущена ошибка, обозначь ее. 3) Если
ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем,
от которого оно зависит; если в другой части
слова, выпиши одно это слово. На месте буквы,
которая была выбрана неверно, оставь
"окошко". 4) Реши, на какое правило
ошибка. 5) Выполни нужные действия и вставь
букву. 6) Вернись к тексту, где была ошибка,
и исправь ее.
Заметим, что выносить в памятку, как
это всегда было принято, перечень операций,
предполагаемых правилом, не считаем нужным, так
как этот материал есть на справочных страницах
учебника. Еще раз подчеркнем: предлагаемая нами
памятка – это план действий ученика.
5. В тетрадях-задачниках для 2-го
класса и всех последующих целенаправленно
используются так называемые корректурные, или
какографические, упражнения – задания на
исправление специально предъявленных ошибок.
Объяснение значимости этих упражнений есть в
методических рекомендациях к учебникам. Здесь
приведем лишь то добавление, которое будет
сделано в новом издании тетрадей-задачников для
2-го класса. Это подсказка ученикам, как выполнить
задание: проверь и найди ошибки. Понятно, что
именно формирование соответствующего способа
действия и является целью таких упражнений.
Вводимая инструкция такова: 1) читай, находи и
отмечай все орфограммы; 2) про каждую решай, на
какое она правило; 3) выполняй нужные действия
и определяй, верно ли написано слово; если
неверно, исправляй; в случае сомнения сверху
ставь ?.
Для учителей 3–4-х классов, помимо
всего сказанного, важно следующее.
Более частыми, чем пока представлены,
должны быть задания на выписывание слов из
орфографического словаря в конце учебника. Их
поиск может задаваться разными установками,
например: слова на тему "Труд", "Отдых",
"Транспорт", "Месяцы года и дни недели",
"Дом", "Сад, огород", "Сбор урожая в
полях" и т.п.; слова указанной части речи или
разных частей речи (5..., 5..., 5...) и др.
Желательно усилить внимание (чаще
привлекать его) к двум орфографическим вопросам:
раздельное написание частицы не с
глаголами (исключения не рассматриваются) и
предлогов с местоимениями.
По системе, реализуемой в учебнике,
правильное написание падежных окончаний имен
существительных не предполагает обязательное
определение падежа. Однако падежи учащиеся,
конечно, должны знать и уметь узнавать. Такая
работа предусмотрена в учебнике; она начинается
в 3-м классе, окончательно способ действия
формируется в 4-м классе после знакомства со
словосочетаниями. Совет: усилить
соответствующую работу в 3-м классе и начале 4-го,
более последовательно тренируя в выполнении
действий, зафиксированных в памятке "Как
узнать падеж имени существительного?",
имеющейся в учебниках того и другого классов.
Некоторые учителя испытывают
потребность в том, чтобы увеличить количество
заданий, связанных с письменным пересказом
текста.
Эту проблему можно решить двумя
способами.
Первый: отводить дополнительно на
написание изложений некоторые из пятых
резервных часов в неделю. Тексты для этого пока
придется брать в существующих сборниках
изложений (в дальнейшем соответствующие
материалы будут введены в тетради-задачники для
каждого класса). Второй способ – использовать
для мини-изложений отдельные тексты,
предлагаемые в учебнике для списывания. Это
вполне осуществимо, так как тексты,
предназначенные для этой цели, чаще всего
подбирались с учетом решаемых речевых задач.
Данная рекомендация подсказывается
существующим в нашей методике приемом,
получившим название свободного диктанта. По
аналогии с таким диктантом может быть предложено
свободное списывание.
Технология проведения свободного
списывания близка к технологии проведения
изложения: 1) первичное восприятие текста
(чтение его учащимися); 2) анализ темы (о чем?),
главной мысли (основного чувства, настроения);
особенностей текста (картинный или деловой, к
какому жанру можно отнести – в ясных случаях при
условии знакомства с жанром), отдельных
предложений, использованных слов; 3)
орфографическая подготовка (выявление орфограмм
и по возможности объяснение написания слов); 4)
перечитывание текста с установкой: представлять
себе все, о чем пишет автор; 5) близкий к
авторскому пересказ текста (допускаются
"окошки" – на месте неизученных орфограмм
они могут остаться до этапа сверки с текстом); 6)
проверка, сверка с оригиналом (передано ли
содержание, верно ли написаны слова, какие буквы
на месте оставленных "окошек" и т.п.).
Проведение такого вида работы должно
стать хорошей подготовкой к написанию изложений,
которые будут отличаться прежде всего объемом
воспроизводимого текста.
|