Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Марина СОЛОВЕЙЧИК

Советы учителю от автора учебника "К тайнам нашего языка"

Учебник "К тайнам нашего языка" – сравнительно новый. Он проходит свою первую "обкатку", поэтому понятно, что у работающих по нему возникает много вопросов, а беседы с учителями рождают свежие мысли, подсказывают новые методические решения. Некоторыми из них и хотелось бы поделиться в этой статье.

Учителям, которые скоро впервые откроют с детьми учебник для 1-го класса, напомню, что подробное описание первого и одного из следующих уроков уже было опубликовано в газете "Начальная школа» (см. № 6, 9/2003). К высказанным в тех статьях советам добавлю еще несколько.

1. Не бойтесь опускать задания (они даны "с запасом"). При этом отмечайте себе то, что не выполняете. Вы сможете воспользоваться этими материалами в конце года, когда, как часто бывает, остается время. "Перелистаем учебник, проверим себя" – вот мотивация возврата к пройденным страницам.

2. Для надежности усвоения так называемых "словарных слов" несколько раз дополнительно включите их (по 5–6 слов) в задания для списывания. Например, это можно сделать в теме "Буквы русского языка. Алфавит". Затем хорошо дать такое задание – цифрами указать алфавитный порядок. В теме "Что значит писать правильно?" целесообразно предложить проверить умение списывать без ошибок и описок. Кроме того, полезно такое задание: прочитать вслух слова первого (второго) столбика (определенной тематической группы) так, как они написаны, и выписать самое длинное слово (слово с ударением на первом слоге и т.п.).

3. При изучении всех вопросов графики (в теме "Как работают буквы?") широко используйте прием письма с комментированием, при котором дети постоянно выполняют те рассуждения, которые приведены в учебнике ("слышу... – пишу..."). При этом не злоупотребляйте персональным комментированием одного ученика для всего класса – пусть шепотом проговаривают все. Возникающий рабочий шум – неизбежное сопровождение процесса формирования умственного действия во внешней речи.

И попутно еще одно замечание. Многих смущает появление при отработке норм графики транскрипционных записей. Не путает ли детей запись типа: [кл’ква, йэл’]? Конечно, возникает определенное затруднение и даже провокация ошибки. Особенно это касается детей с развитой зрительной памятью, относящихся к категории "образников".

Но предъявление такой запи-си – лишь фиксация той объективной трудности языка, которую нельзя "спрятать" от маленьких учеников. Эту трудность на-до осознать и пре-одолеть. Надежный помощник – рассуждение, о котором было сказано чуть раньше, выполняемое во внешней речи. Совет: не пугаться ошибок, если они у кого-то появятся, а терпеливо продолжать работать. Ошибки исчезнут. И это будет важным шагом не только в обучении детей, но и в развитии их логического мышления.

При этом дадим одну подсказку: не выполняйте задание на "перевод" транскрипции в буквенную запись непосредственно в учебнике, "отрывайте" взгляд ученика от транскрипции. Пусть она только прочитывается для того, чтобы ребенок узнал слово. Дальнейшее рассуждение он поведет, слушая себя, но не видя значков. В новых изданиях учебника линии для вписывания "перевода" звуков в буквы во многих случаях будут сняты.

4. Как показывает практика, достаточно серьезной проблемой для учителя оказывается отношение к учебнику родителей. К этой проблеме надо отнестись с вниманием и пониманием.

"Нас так не учили", – вот первая реакция большинства родителей. Она вполне ожидаема. Но в ней может быть скрыт как положительный заряд, так и отрицательный. Положительный связан с удивлением и интересом, с желанием понять, как учат сегодня. Отрицательный – с раздражением от дополнительных трудностей, причиняемых неудобств, с недоумением, почему вдруг надо что-то менять в обучении, и заведомым неприятием всего того, что не сложилось в собственном опыте. Психологически негативное отношение некоторых родителей можно понять, с ним можно было бы даже смириться, если бы оно не мешало детям. Поскольку родители нередко высказывают свое отрицательное мнение при ребенке, он оказывается в положении "между двух стульев". Откуда же возьмется у такого ученика комфортное состояние, как он сможет поделиться дома радостью от приобретения новых знаний, умений?!

В обновленных изданиях учебников для 1-го и 2-го классов будут помещены обращения к родителям, письма, в которых предпринята попытка объяснить взрослым некоторые моменты, предостеречь их от явных ошибок. Приведем несколько выдержек из писем к родителям первоклассников:

"...Время выдвигает свои условия и требует перемен, в том числе в обучении школьников. Сегодня мы хотим, чтобы уже в начальных классах ребенок не заучивал готовые истины, а учился (на своем уровне) наблюдать, анализировать, делать выводы, что поможет ему усваивать необходимую информацию не механически, а с пониманием ее, то есть осознанно. Это важно не только для успешного обучения русскому языку, но и в целом для формирования личности ребенка..."

"Анализ причин многих орфографических ошибок детей и взрослых уже давно привел ученых и учителей к выводу: мало изучать правила и учить их применению. Нужно прежде всего формировать у детей так называемую орфографическую зоркость – умение обнаруживать те места в словах, которые требуют применения правил. И делать это надо задолго до изучения самих правил. Именно такую линию обучения осуществляет учебник, который Вы держите в руках. Он учит ребенка и еще одному необходимому действию – осознанно проверять написанное. Умение найти и исправить ошибки – это шаг к тому, чтобы в дальнейшем их не делать.

Нужно понять и еще одну особенность языка: буквами мы обозначаем звуки речи. Значит, для правильного письма надо не только знать правила, но и уметь хорошо слышать звуки, которые следует, пользуясь правилами, обозначать буквами.

Важность умения слышать звуки речи, разграничивать понятия "звук" и "буква" раньше недооценивалась, работы над этим умением не было в школе или она была недостаточной. Вот почему, как правило, именно вопросы звукового анализа особенно затрудняют взрослых.

Помните: многое Вам кажется трудным потому, что вступает в противоречие с имеющимся у вас опытом. Иначе говоря, Вам приходится переосмысливать, переучиваться. У ребенка таких помех нет. Он просто учится. Не переносите свои трудности на него! Не заменяйте объяснения учебника, учителя своими и, конечно, не высказывайте при ребенке своего недоумения и тем более отрицательного отношения к учебному материалу. Этим Вы только помешаете ученику... Если Вы решили помогать Вашему ребенку, пожалуйста, выполните одно условие: читайте учебник последовательно, страницу за страницей. Тогда Вы, безусловно, разберетесь в книге..."

Как всё новое, учебник "К тайнам нашего языка" может быть неоднозначно принят родителями. Помочь разобраться в учебнике, понять особенности реализуемого в нем подхода, конечно, должен педагог.

У учителей, работающих по учебнику 2-го класса, приближается одна из наиболее острых тем курса – "Правописание безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова". В учебнике соответствующий раздел назван так: "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова". Характеристика особенностей и хода изучения темы достаточно подробно описана в методических рекомендациях, поэтому здесь я сделаю лишь несколько уточнений, подсказанных вопросами, возникшими в практике.

  • Относительно "словарных слов" не буду повторять совет, данный в этой статье учителям первых классов; дополнительно адресую к статье Ирины Зобановой, опубликованной в газете ("Начальная школа" (см. № 47/2003). В ней приводится материал, который поможет повысить результативность работы.

  • На всех подступах к изучению темы, а затем и в процессе изучения надо проявлять особое внимание к объяснению значения слова с помощью родственного (однокоренного): стареть – становиться старым, пятнистый – в пятнах, мясной – с мясом, из мяса и т.п. Помните, что осознание значения слова часто само собой предупреждает ошибку в выборе буквы. Вот почему именно этот способ (объяснение значения слова с помощью однокоренного) вынесен в учебнике на первое место среди действий, помогающих правильно написать слово.

  • · В следующих изданиях учебника количество предлагаемых способов изменения слов "по команде вопросов" будет уменьшено. Так, для проверки глаголов ("названий действий") будут оставлены три вместо имеющихся пяти. Можно такое сокращение провести сейчас – трех способов вполне достаточно для практического решения встречающихся детям задач.

Попутно заметим, что, несмотря на многие новые методические решения, предложенные в учебнике и дающие позитивные результаты, трудности в подборе проверочных слов у ряда второклассников остаются. Как хорошо понимает каждый учитель, в этом проявляются общий культурный уровень того или иного ребенка, его запас слов и способность оперировать словом. Для решения проблемы в дальнейшем будут предприняты дополнительные меры, пока же советуем больше внимания уделять именно анализу той модели, по которой была осуществлена проверка. Запоминание общих способов подбора проверочных слов, в том числе и вопросов, "по команде которых" можно отыскать слово-подсказку, поможет многим учащимся. Но тут же предостерегаем: запоминание не означает специальное заучивание. Ничто в учебнике механически не заучивается – все усваивается путем регулярного практического использования.

  • При встречах в текстах со словами, имеющими корни -бер--бир-, -тер--тир-, -кос--кас-, -лож--лаг-, а также с чередующимися сочетания -им-, -ин--я-, -а- (понимать – понять, начинать – начать) обращайте внимание детей на то, что в этих случаях гласные корня проверке не подлежат. Впоследствии такое привлечение внимания будет осуществлено в учебнике.

  • Многие учителя задают вопросы об особенностях работы над ошибками при обучении по нашему учебнику. Мы предлагаем связать воедино два звена: исправление ошибок в тетрадях и организацию работы учеников.

Сегодня одного способа исправления ошибки – зачеркнуть и надписать верную букву – мало. Этот способ – единственно возможный лишь тогда, когда допущена ошибка на неизученное правило. В других случаях в руках учителя есть целый арсенал способов фиксации ошибки: а) зачеркнуть, но не надписывать букву; б) подчеркнуть слово и выделить в нем соответствующую морфему или указать ее на полях; в) подчеркнуть слово, не давая дополнительных подсказок; г) на строке рядом со знаком ошибки назвать часть речи или часть слова; д) на строке поставить знак ошибки, не сопровождая его никакими пометами. Понятно, что выбор способа определяется рядом факторов: возможностями ученика, характером ошибки, этапом обучения и т.д. Избранный учителем вариант должен быть оптимальным для данного ученика, должен не констатировать незнание, а помогать ребенку совершенствовать свои умения.

Соответственно памятку для работы над ошибками следует сделать такой, чтобы она обеспечивала руководство действиями школьников. В будущих изданиях "Методических рекомендаций" для 2-го класса этот вопрос будет рассмотрен, пока же приведем основные пункты этой памятки.

1) Найди предполагаемую ошибку (если она не обозначена). 2) Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь ее. 3) Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. На месте буквы, которая была выбрана неверно, оставь "окошко". 4) Реши, на какое правило ошибка. 5) Выполни нужные действия и вставь букву. 6) Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее.

Заметим, что выносить в памятку, как это всегда было принято, перечень операций, предполагаемых правилом, не считаем нужным, так как этот материал есть на справочных страницах учебника. Еще раз подчеркнем: предлагаемая нами памятка – это план действий ученика.

5. В тетрадях-задачниках для 2-го класса и всех последующих целенаправленно используются так называемые корректурные, или какографические, упражнения – задания на исправление специально предъявленных ошибок. Объяснение значимости этих упражнений есть в методических рекомендациях к учебникам. Здесь приведем лишь то добавление, которое будет сделано в новом издании тетрадей-задачников для 2-го класса. Это подсказка ученикам, как выполнить задание: проверь и найди ошибки. Понятно, что именно формирование соответствующего способа действия и является целью таких упражнений. Вводимая инструкция такова: 1) читай, находи и отмечай все орфограммы; 2) про каждую решай, на какое она правило; 3) выполняй нужные действия и определяй, верно ли написано слово; если неверно, исправляй; в случае сомнения сверху ставь ?.

Для учителей 3–4-х классов, помимо всего сказанного, важно следующее.

  • Более частыми, чем пока представлены, должны быть задания на выписывание слов из орфографического словаря в конце учебника. Их поиск может задаваться разными установками, например: слова на тему "Труд", "Отдых", "Транспорт", "Месяцы года и дни недели", "Дом", "Сад, огород", "Сбор урожая в полях" и т.п.; слова указанной части речи или разных частей речи (5..., 5..., 5...) и др.

  • Желательно усилить внимание (чаще привлекать его) к двум орфографическим вопросам: раздельное написание частицы не с глаголами (исключения не рассматриваются) и предлогов с местоимениями.

  • По системе, реализуемой в учебнике, правильное написание падежных окончаний имен существительных не предполагает обязательное определение падежа. Однако падежи учащиеся, конечно, должны знать и уметь узнавать. Такая работа предусмотрена в учебнике; она начинается в 3-м классе, окончательно способ действия формируется в 4-м классе после знакомства со словосочетаниями. Совет: усилить соответствующую работу в 3-м классе и начале 4-го, более последовательно тренируя в выполнении действий, зафиксированных в памятке "Как узнать падеж имени существительного?", имеющейся в учебниках того и другого классов.

  • Некоторые учителя испытывают потребность в том, чтобы увеличить количество заданий, связанных с письменным пересказом текста.

Эту проблему можно решить двумя способами.

Первый: отводить дополнительно на написание изложений некоторые из пятых резервных часов в неделю. Тексты для этого пока придется брать в существующих сборниках изложений (в дальнейшем соответствующие материалы будут введены в тетради-задачники для каждого класса). Второй способ – использовать для мини-изложений отдельные тексты, предлагаемые в учебнике для списывания. Это вполне осуществимо, так как тексты, предназначенные для этой цели, чаще всего подбирались с учетом решаемых речевых задач.

Данная рекомендация подсказывается существующим в нашей методике приемом, получившим название свободного диктанта. По аналогии с таким диктантом может быть предложено свободное списывание.

Технология проведения свободного списывания близка к технологии проведения изложения: 1) первичное восприятие текста (чтение его учащимися); 2) анализ темы (о чем?), главной мысли (основного чувства, настроения); особенностей текста (картинный или деловой, к какому жанру можно отнести – в ясных случаях при условии знакомства с жанром), отдельных предложений, использованных слов; 3) орфографическая подготовка (выявление орфограмм и по возможности объяснение написания слов); 4) перечитывание текста с установкой: представлять себе все, о чем пишет автор; 5) близкий к авторскому пересказ текста (допускаются "окошки" – на месте неизученных орфограмм они могут остаться до этапа сверки с текстом); 6) проверка, сверка с оригиналом (передано ли содержание, верно ли написаны слова, какие буквы на месте оставленных "окошек" и т.п.).

Проведение такого вида работы должно стать хорошей подготовкой к написанию изложений, которые будут отличаться прежде всего объемом воспроизводимого текста.