Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Анна БАКШАЕВА,
школа № 76,
г. Лесной Свердловской области

Снег идет

Как может идти снег? "Как слова в поэме", "крадучись", " с ленью", "с быстротой"...
Все эти живые, яркие картины поможет вам увидеть Анна БАКШАЕВА из школы № 76 г. Лесной Свердловской области, если вместе с ней вы прочитаете стихотворение Бориса Пастернака.

3-й класс

Тема. «Стихотворение "Снег идет..." Б.Л. Пастернака».

Цели. Развивать навык правильного, осознанного чтения вслух, устную речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение видеть его иносказательную выразительность; воспитывать внимание к языку художественного произведения.

Оборудование. Текст стихотворения Б.Пастернака "Снег идет", картины-репродукции на зимнюю тему, иллюстрации к ранее прочитанным произведениям о зиме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сколько сегодня всего зимнего вокруг нас! Всюду зима, и даже на страницах нашего учебника чтения. Скажите, над какой темой мы работаем на уроках чтения?

Дети. "Поет зима, аукает…"

У. Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением Бориса Пастернака "Снег идет..." (показывает портрет поэта).

III. Вводная беседа

У. Ребята, что значит "лирическое стихотворение"?

Д. В лирическом стихотворении на первом месте стоит его автор, его мысли, чувства, душевные переживания.

У. Кто из вас помнит слова Василия Жуковского о лирике?

Д. Жуковский говорил: "Лирика – это пейзаж души".

У. Сегодня, ребята, нужно будет сердцем обратиться к этим новым для нас стихам и постараться понять чувства другого человека.
Когда-то поэтесса Марина Цветаева воскликнула: "Где человек, до конца понявший Пастернака?" – и сама же ответила: "Пастернак – это тайнопись, иносказание, шифр". Как вы это понимаете? Хочется ли вам проникнуть в эту тайну?
Тайна его мыслей, его сердца откроется не сразу, а нужный настрой нам задаст эпиграф. Один ученик прочитает его вслух после того, как все прочитают про себя.

На доске:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

(Н.Рыленков)

– Будем же учиться любить поэзию, чтобы стать настоящими читателями. Но не забывайте, мы сегодня в гостях у чародейки и волшебницы Зимы.
Она хотела бы немного послушать, какая из ее картин ярче всего запечатлелась в вашей памяти, какой вы себе представляете Зиму?

Дети рассказывают о тех зимних образах, что возникли в их воображении.

– Вы рассказали о картинах вашего воображения, а вот эти картины (указывает на доску) нарисованы самой Зимой. Это ее картинная галерея. Может быть, какие-то из этих картин напомнили вам строки лирических стихотворений о Зиме?

Дети, глядя на картины, наизусть цитируют отрывки из стихов С.Есенина, К.Бальмонта, И.Бродского по четыре-пять строчек.

– Вот сколько чудесного несет нам с собой Зима! А что было прежде в природе, пока Зима не удивила нас этими волшебствами? Что перед этим было на земле? Вспомните последние строчки из стихотворения Д.Самойлова "Перед снегом".

Д. "...Ну а покуда в мире тишина.
Торчат кустов безлиственные прутья.
Распутица кончается. Распутья
Подмерзли. Но земля еще черна...
Вот-вот повалит первый снег!"

У. Какое настроение чувствуется в последних строках?

Д. Загадка, надежда на что-то светлое.

У. На что же?

Д. На снег.

У. Как называется наше новое стихотворение?

Д. "Снег идет…"

IV. Первичное восприятие текста

У. Очень светло и загадочно предстанут перед нами сегодня картины снегопада в стихах замечательного поэта-лирика Пастернака. Читать мы их будем не спеша, уважительно. Только тогда нам раскроется его загадка, только тогда увидим мы обыкновенное чудо.
Стихи эти прозвучат сегодня не в моем исполнении, и не вы сами в первый раз их прочитаете. Дело в том, что поэзия Пастернака очень музыкальна, и стихи появятся вместе с музыкой. Вы послушаете и расскажете друг другу о том, что вам представится.

Звучит песня в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных "Снег идет".

– Понравилось ли вам такое музыкальное стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось? Что представилось?

Выслушиваются ответы детей.

– Давайте сейчас в галерее Зимы оставим только те картины, которые созвучны вашим представлениям. Они еще помогут нам лучше понять эти стихи.

V. Словарная работа

У. Кроме этого, важно уяснить перед чтением значение некоторых слов, что встретятся в стихотворении.

Учитель открывает запись на боковой доске. Идет совместное обсуждение значений слов.

Чудак – странный человек, в чем-то необычный.
Крадучись – тихо, скрытно.
...Стопами теми... – по тем же следам.
Поэма – произведение в стихах на героическую или легендарную тему.
Смятенье – волнение, растерянность, тревога.
Убеленный – сделавшийся белым, седым.

Далее заслушивание двух-трех прочтений. Обсуждается, что удачно было в чтении, какие чувства ребята хотели донести до слушателей.

VI. Работа с текстом

У. Настроимся на чтение и подумаем: какие чувства испытывал автор, глядя на падающий снег?

Д. Удивление, восхищение, задумчивость.

У. Вот и мы благоговейно и уважительно вчитаемся в эти стихи (учитель еще раз напоминает об эпиграфе). Прочитайте первую строфу. Что мы здесь видим?

Д. Холод, буран, белые звездочки снежинок и белые цветы герани.

У. Ведь эти цветы тоже чем-то похожи на белые звездочки снежинок. Почему же они так тянутся за оконный переплет?

Д. Они хотят сами стать снежинками.

У. А за окном чудо, сказка. На землю словно спускается небо. (Появляется иллюстрация 1). Прочитайте следующие четыре строки. Почему поэт решил, что "небо сходит"? Что сейчас соединяет его с землей?

Д. Небо и землю связывают снежинки.

У. И как же небо опускается?

Д. "Крадучись, играя в прятки", неспешно, не торопясь.

У. С какой из зимних картин можно связать эти строки? (Обращение к иллюстрациям "зимней галереи".)
И вот, как в сказке, небо в своем волшебном плаще повернулось, мелькнули и пропали белые звездочки снежинок. Кто же теперь перед нами? Прочитайте третью строфу.
Почему снегопад, летящие снежинки вызвали у Пастернака мысли о проходящем времени?
Снег может идти быстро и медленно. А время?

Д. Всегда одинаково.

У. Какое движение снега можно пронаблюдать в этом стихотворении? Какие слова описывают это движение?

Д. Снег движется медленно, "как слова в поэме", спокойно – "крадучись", "с ленью той", но снег идет и быстро – "с той же быстротой", "снежинки – "звездочки в буране".

У. Так как же проходит время? Найдем ли мы в стихотворении окончательный ответ? (Появляется иллюстрация 2.) Нашел ли поэт ответ на этот вопрос?

Д. Нет. В стихотворении стоят вопросы.

У. А какое чувство испытывает человек, когда не может найти ответы на свои вопросы?

Д. Растерянность, тревогу, недоумение, то есть смятение...

У. Мысли человека смяты, смешаны, как снежинки. Они летят. Прочитайте об этом последние строчки. Почему в смятенье цветы, перекресток?.. Он сам похож на снежинку и вот-вот закружится. А что же пешеход?

Д. Вместе с каждой снежинкой пролетали секунды, минуты, года. Перед поэтом за время снегопада пронеслась вся его жизнь. Когда снег начинал идти, поэт был еще молодым, но снежинки-года летели, и поэт состарился, стал совсем белым от прожитых лет и от снега.

У. Посмотрите, сколько мыслей, вопросов связано со снегом. С каким же настроением вы сейчас прочитаете стихотворение? Пусть соединятся сейчас чувства поэта и ваши чувства. Как вы прочитаете, какие темп, громкость вы выберете? Подумайте.

VII. Итог урока

У. Интересно, ребята, то, что в стихотворениях Бориса Пастернака, если вчитаться, все живо: и снег, и время.

Он наделен каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил.
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.

(А.Ахматова)

Он поделился с нами своими мыслями. За это его любят и помнят. А если кому-то и не удалось открыть для себя волшебство в его стихах, то, я думаю, у вас еще все впереди.

VIII. Домашнее задание

У. Дома нужно будет научиться выразительно читать это стихотворение и ответить на вопросы: как получаются у поэта живые, яркие картины (холод и теплая комната; низкое пасмурное небо; снег, изменивший все вокруг)? Как передается ощущение движения (все движется во время снегопада)?