Второй Всероссийский
интеллектуальный марафон учеников-занковцев
Федеральный научно-методический центр
им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов,
содействующих системе общего развития Л.В.
Занкова, при поддержке Министерства образования
Российской Федерации, журнала "Начальная
школа", газеты "Начальная школа", сетевого
объединения методистов Федерации
интернет-образования Издательства "Учебная
литература", Корпорации "Федоров"
проводят Второй Всероссийский интеллектуальный
марафон учеников-занковцев.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРАФОНА
1.1. Способствовать распространению и
популяризации идей системы общего развития Л.В.
Занкова.
1.2. Выявить наиболее способных учащихся для
дальнейшей их поддержки, оказания посильной
помощи в полном раскрытии их возможностей.
1.3. Продолжить знакомство учеников-занковцев из
разных регионов России и ближнего зарубежья,
включив их в деловое сотрудничество.
1.4. Способствовать обмену опытом и повышению
квалификации преподавателей.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МАРАФОНА
В марафоне могут принимать участие
ученики 4-х классов. Марафон включает в себя три
тура. На I туре происходит отбор наиболее успешно
справившихся с заданиями учеников из всех
желающих принять участие в марафоне. II тур
выявляет из числа победителей I тура тех, кто
готов наиболее достойно отстаивать честь своих
школы, города, области на заключительном
туре-финале в Москве. Первые два тура проводятся
учителями-занковцами на местах по
предоставленным заданиям, которые объединяют
проблемный материал по курсам литературного
чтения, русского языка, математики и окружающего
мира. Все задания для марафона составлены
авторами учебных курсов, разработанных в рамках
системы общего развития Л.В. Занкова для 4-х
летней начальной школы. III заключительный тур
интеллектуального марафона проводится в
последних числах марта 2004 года на базе школы № 641
Юго-Восточного административного округа
г. Москвы.
3. ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
1. Каждый ученик должен сидеть за
отдельной партой. В классе не должны находиться
посторонние лица. Перед началом конкурса
дежурный по аудитории должен составить список
всех присутствующих.
2. Необходимо проинструктировать
детей о правилах оформления работы. Затем
раздать листы с конкурсными заданиями,
зафиксировать время начала работы и сообщить
участникам продолжительность и время окончания
работы.
3. Продолжительность работы – 1 ч 40
мин (100 мин).
4. Если во время проведения конкурса
кто-либо из участников захочет временно покинуть
аудиторию, то он должен положить на стол
дежурного свой листок с заданием. Два участника
одновременно не могут покидать аудиторию. При
выполнении задания разрешается пользоваться
черновиком.
5. Работы участников проверяются не
дежурным по аудитории, а членами жюри.
6. Правильное выполнение заданий по
каждой предметной области оценивается 18 баллами
независимо от количества заданий в работе.
Например, правильное выполнение одного задания
по литературе оценивается 18 баллами, как и
правильное выполнение трех заданий по русскому
языку – 18 баллами.
7. Необходимо вовремя (до 10 февраля)
прислать заявку на участие в III туре с
приложением работ учащихся-победителей, в
Объединение профессионалов, содействующих
системе общего развития Л.В. Занкова, по адресу:
125315, г. Москва, ул. Часовая, д.
21б,
тел.: (095) 258-7511, 746-7453,
e-mail: zankov@mto.ru
или в ФНМЦ им. Л.В. Занкова по адресу:
125212, г. Москва, Головинское ш., д. 8, корп. 2, комн. 309.
Академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования, тел. 452-4900
(доб. 130) |
I тур
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Дорогие юные филологи!
Вы уже знакомы с таким "малым"
жанром народного творчества, как пословицы. Это
краткие народные изречения, которые имеют
одновременно прямой (буквальный) и переносный
(скрытый, подразумеваемый) смысл. Наряду с
пословицами в нашей речи бытуют крылатые
выражения, вошедшие в нашу речь из известных
литературных произведений.
Вашему вниманию предлагается ряд
пословиц и крылатых выражений. Вам предстоит:
1) распределить высказывания на две
группы в зависимости от их происхождения:
пословицы (происходят из фольклора, не имеют
автора); крылатые выражения (происходят не из
фольклора, имеют автора);
2) для крылатых выражений указать
автора и название произведения;
3) раскрыть переносный смысл каждого
высказывания.
Бабушка надвое сказала.
Чует кошка, чье мясо съела.
А Васька слушает да ест.
Остаться у разбитого корыта.
Сколько веревочке ни виться, а конец
будет.
От радости в зобу дыханье сперло.
Большому кораблю – большое плавание.
А ларчик просто открывался.
Ответы на задания
1 группа. ПОСЛОВИЦЫ
Бабушка надвое сказала.
Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то,
что предполагают.
Большому кораблю – большое плавание.
Говорится чаще как напутствие, пожелание тому,
кто заслуженно получает возможность проявить
свои незаурядные способности, кому поручают
ответственное дело.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
Говорится с уверенностью, что плохим делам,
поступкам придет конец.
Чует кошка, чье мясо съела.
Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим
поведением выдает это.
2 группа. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
А Васька слушает да ест (И.А. Крылов.
"Кот и повар").
Человек продолжает делать что-то плохое, не
обращая внимания на увещевания и уговоры.
Бесполезно уговаривать в тех случаях, когда
нужны решительные меры, а не слова.
Остаться у разбитого корыта (А.С.
Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке").
Ничего не вышло, мечты не осуществились.
От радости в зобу дыханье сперло (И.А.
Крылов. "Ворона и Лисица").
Человек от неожиданной радости, от изумления не
может произнести ни слова.
А ларчик просто открывался (И.А. Крылов.
"Ларчик").
Все оказалось неожиданно просто, нашлось
простое объяснение происходящему.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задание 1. Составь и запиши все
возможные словосочетания из данных слов.
русский, род, язык, мужской, звук, древний,
длинный, гласный
Задание 2. Подбери антонимы к
многозначным словам.
мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал),
мягкий (воск, свет)
Задание 3. Прочитай и отредактируй
предложения. Запиши их правильно.
Здесь фотографируют детей на понях и
отправляют по любому адресу в любой город
России.
Обои захохотали.
На березах сидели снегири, они были занесены
снегом.
Ответы на задания
1. Род – мужской, древний, средний,
русский, язык – русский, длинный, звук – гласный,
длинный.
2. Глубокий бассейн, крупный дождь, черствый хлеб,
старый журнал, твердый воск, яркий свет.
3. Здесь фотографируют детей на пони и
фотографии отправляют по любому адресу в любой
город России.
Обе захохотали (или оба захохотали).
На березах, которые были занесены снегом,
сидели снегири.
МАТЕМАТИКА
Задание 1. Два землекопа за 3 часа
выкопали канаву длиной 2 м. Сколько землекопов за
5 часов выкопают канаву длиной 5 м?
Задание 2. Трех подружек спросили,
как их зовут. Первая сказала: "Меня зовут
Марина", вторая: "А меня Катя", – а третья
добавила: "А меня зовут Марина или Лена". Как
зовут каждую девочку, если все они сказали
неправду о своем имени, но имена всех трех
названы верно?
Задание 3. До начала XVIII века в
России для записи чисел использовали буквы. Вот
запись некоторых чисел:
532 – ФЛВ, 544 – ФМД, 122 – РКВ, 645 – ХМЕ, 335 – ТЛЕ.
Определи, каким числам соответствуют записи: ХКД,
СЛВ, ТЛГ.
Ответы
1. Два землекопа.
2. Первую девочку звали Лена, вторую – Марина,
третью – Катя.
3. ХКД – 624, СЛВ – 232, ТЛГ – 333.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Задание 1. Какие изменения
произойдут с природой Земли, если ее ось из
наклонной станет вертикальной?
Задание 2. Летом группа
путешественников отправилась в полет на
воздушном шаре. В конце полета им пришлось идти
на вынужденную посадку. Приземлились они на
поляне в незнакомом лесу. При аварийной посадке
поломалась часть оборудования, в том числе
разбился компас. Путешественники взглянули на
часы. До заката солнца оставалось не больше часа.
Но они помнили, что перед аварией мелькнул
поселок в юго-восточном направлении от их курса.
Как путешественники могут определить путь к
поселку?
Ответы
1. Основной смысл ответа: на Земле
исчезнет смена сезонов года. Вокруг полюсов
будет вечная зима, в умеренных поясах –
весенне-осенний сезон, в районе экватора –
вечное лето. Температура в каждом из районов
будет постоянной, совершенно изменится на Земле
растительный и животный мир.
2. Основной смысл ответа: нужно встать
лицом к солнцу – это западное направление,
значит, за спиной будет восток, а слева – юг.
Искомое направление будет по средине между югом
и востоком.
II тур
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Уважаемые исследователи!
На уроках вы занимались в "Мастерской стиха"
(Н.А. Чуракова. "Литературное чтение".
4-й класс. 5 глава), учились понимать язык поэзии,
"расшифровывать", что хотел выразить поэт и
как он добивается задуманного. Вам уже знаком
поэт Максимилиан Волошин (Н.А. Чуракова.
"Литературное чтение". 4-й класс. Часть I. С.
156).
Ваша задача:
1) угадать название стихотворения;
2) определить, как поэт добивается того, чтобы мы
"увидели" ясную картину происходящего.
Перечислить средства, с помощью которых поэту
удается создать нужное впечатление.
Задание потребует от вас внимательного и
вдумчивого перечитывания стихотворения.
Снова дорога. И с силой магической
Все это вновь охватило меня:
Грохот, носильщик, свет электрический,
Крики, прощанья, свистки, суетня…
Снова вагоны едва освещенные,
Тусклые пятна теней,
Лица склоненные
Спящих людей.
Мерный, вечный,
Бесконечный,
Однотонный
Шум колес.
Шепот сонный
В мир бездонный
Мысль унес...
Жизнь... работа...
Где-то, кто-то
Вечно что-то
Все стучит.
Ти-та... то-та...
(М.Волошин)
Ответы на задания
Название стихотворения – "В
вагоне".
Впечатление езды по железной дороге создается
следующими средствами:
1) звукопись, звуки, копирующие стук колес;
2) тематическая лексика;
3) передача слуховых, зрительных и двигательных
ощущений – монотонные приглушенные звуки,
становящиеся все более четкими, полумрак,
качание. Это ощущения человека, находящегося в
вагоне, а не просто стоящего на перроне;
4) ритм стихотворения, изображающий движение
поезда, – длинные строки сменяются короткими,
предложения становятся отрывистыми, словно
оборванными, с многоточиями, длинные слова
сменяются короткими, четкими,
звукоподражательными. Создается впечатление
ускорения;
5) перекрестная рифма сначала перемежается, а
потом сменяется парной, скорость чтения и
восприятия возрастает;
6) слова, стоящие отдельно на строке, усиливают
впечатление отрывистых движений, заставляют
держать ритм при чтении стихотворения;
7) образ жизни как вечной дороги, втягивающей
человека в общее движение, хотя бы и помимо его
воли.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задание 1. Составь и запиши
предложения с данными словами.
Ро(т), ду(ш)ка, гру(с’)(т’), ле(с’)ть.
Оформить как транскрипцию.
Задание 2. Найди
фразеологизмы-синонимы. Выпиши номера,
составляющие каждую пару.
1. Тьма кромешная.
2. Глядеть в оба.
3. Поминай как звали.
4. Держать ухо востро.
5. Ни зги не видно.
6. И след простыл.
7. Кот наплакал.
К фразеологизму без пары допиши
соответствующий фразеологизм-синоним.
Задание 3. Запиши, как называют
людей, которые живут: в Москве, на Волге, в
Санкт-Петербурге, в Костроме, в Пскове, в селе, на
острове, на хуторе.
Ответы
1. В ответе должны быть использованы
все слова: рот, род, душка, дужка, грусть, груздь,
лесть, лезть.
2. 1–5, 2–4, 3–6, с гулькин нос...
3. Москвичи, волжане, петербуржцы, костромичи,
псковитяне, сельчане, островитяне, хуторяне.
МАТЕМАТИКА
Задание 1. Знайка перемножил все
целые числа до двухсот включительно. Сколько
цифр он получил в значении произведения?
Задание 2. Трехзначное число
записано разными цифрами в порядке увеличения их
значений, но в его названии все слова начинаются
с одной буквы. Другое трехзначное число записано
одинаковыми цифрами, а в его названии все слова
начинаются с разных букв. Какие это числа?
Задание 3. Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф
и Наф-Наф нарядились в новые курточки желтого,
сиреневого и оранжевого цветов и надели таких же
цветов шапочки. У Ниф-Нифа курточка и шапочка
оказались одного цвета, Нуф-Нуф никогда не носит
одежду желтого цвета, а Наф-Наф надел сиреневую
шапочку и курточку другого цвета. Как были одеты
поросята.
Ответы
1. Одна цифра, так как значение
произведения равно 0.
2. 147 и 111.
3. У Ниф-Нифа куртка и шапка желтые, у Нуф-Нуфа
куртка сиреневая, а шапка оранжевая, у Наф-Нафа
куртка оранжевая, а шапка сиреневая.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Задание 1. В приведенном списке слов
названы объекты и явления природы,
распространенные в разных районах мира. Выпишите
из этих слов такие, которые составляют группы.
Каждую группу назовите:
чернозем, устье, остров, волк, краснозем, русло,
снег, подзол, излучина, исток, вулкан.
Задание 2. Маловодность рек в
степной и пустынной зонах объясняется
следующими причинами:
1) малое количество годовых осадков;
2) высокая испаряемость в течение
продолжительного времени;
3) равнинность рельефа местности;
4) глубокое залегание грунтовых вод;
5) большой расход воды на орошение.
Укажите правильные ответы. Дайте им объяснение.
Почему другие ответы неверны?
Ответы
1. Чернозем, краснозем, подзол –
виды почвы. Устье, русло, излучина, исток – части
реки.
2. № 1, 2, 5.
|