Ольга МЕНДЕЛЬ,
школа № 23 ст. Ханская, г. Майкоп
Вот какая буква Ц!
Урок обучения грамоте
Чтобы познакомить детей со звуком [ц],
воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя
начальных классов школы № 23 ст. Ханской
г. Майкопа: сделайте модель
цветика-семицветика и расположите на его
лепестках все задания для урока.
Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц,
ц".
Цели. Познакомить с новым
согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц; учить
слышать новые звуки в речи, выделять их в словах;
развивать фонематический слух, память, мышление,
речь, воображение.
Оборудование. Учебник
"Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова,
В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998.
208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон
и записи: "Вальс цветов" из балета
"Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка
"Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям);
книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок
волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями;
таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с
буквой ц.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дети заходят в класс. Звучит "Вальс
цветов" Чайковского. В это время один из
учеников по выбору учителя делает за занавеской
звуковой разбор слова "цветок".
Учитель. Вы прослушали сейчас
"Вальс цветов" П.И. Чайковского.
На доске открывается портрет П.И.
Чайковского.
II. Сообщение темы урока
У. Рассмотрите звуковой разбор
слова "цветок". Согласны ли вы с ним?
На доске:
Дети. Согласны.
У. Какой первый звук в слове?
Д. Звук [ц].
У. Дайте ему характеристику.
Д. Он согласный, твердый, глухой.
У. Звук [ц] обозначается буквой ц.
Учитель прикрепляет обозначение над
схемой.
На доске:
– На этом уроке мы будем
знакомиться с новым звуком [ц] и буквами,
обозначающими его.
На доске появляется карточка:
– Ваша задача – быть
внимательными, терпеливыми, научиться читать
слова с буквой ц.
III. Знакомство с новым материалом
У. На что похожа буква?
На доске:
Подготовленный ученик
читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.
У. Посмотрите на запись алфавита. Между
какими буквами находится ц?
Д. Между буквами х и ч.
У. Прочитайте слоги с буквой ц,
записанные в таблице.
Сначала читает один ученик, а потом
все дети хором.
– Закончите чистоговорку.
На доске:
Ца-ца-ца – поет... (певица)
Цу-цу-цу – идем к... (продавцу)
Цо-цо-цо – показалось... (яйцо)
Цор-цор-цор – танцует... (танцор)
Рец-рец-рец – в бочке... (огурец)
Цы-цы-цы – на столе... (ножницы)
Ци-ци-ци – мы писали... (цифры) |
– Сравните звук [ц] в двух
последних словах. Что вы заметили?
Д. В слове ножницы после ц
стоит буква ы, в слове цифры после ц
– буква и, но звук [ц] звучит твердо.
У. Звук [ц] – всегда твердый.
Прочитайте запись на доске.
На доске:
– Какая буква потерялась?
Д. Буква ц.
У. Что получится, прочитайте.
Д. Цветик-семицветик.
Книга была прочитана ученикам на
внеклассном чтении; она появляется на доске.
– Кто автор этой сказки?
Д. Валентин Катаев.
У. Что поучительного в этой
сказке?
Выслушиваются ответы детей.
– Посмотрите, кто к нам пришел из
этой сказки?
На доске – рисунок волшебницы:
Д. Волшебница.
У. Что принесла с собой
волшебница?
Д. Цветик-семицветик.
У. На лепестках нашего
цветика-семицветика записаны задания. Если мы их
все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?
Д. Справимся!
У. Но сначала немного отдохнем.
IV. Физкультминутка
Учитель читает стихотворение
"Цветок".
Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются".)
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх.)
V. Чтение слов с новой буквой
Учитель срывает лепестки и читает
задание.
У. Первое задание волшебницы:
составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок,
аист, парус, ласточка, яхта.
На доске появляется рисунок цапли:
– Какое слово здесь
спряталось?
Д. Получилось слово цапля.
У. Второе задание – "Что
кому?".
Один ученик у доски читает и
соединяет слова.
На доске:
Ситец
Ножницы
Яйцо
Цветы
Блюдце
Луковицы |
Портниха
Повар
Продавец |
|
Учитель поясняет
лексическое значение слов ситец, портниха.
– Третье задание. Прочитайте слова.
Выделите общую часть. Как она называется? Какие
это слова?
На доске:
цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница
|
Дети выполняют задание.
– Кто такой цветовод?
Выслушиваются ответы детей. В случае
затруднения помогает учитель.
– Цветовод – специалист по
цветоводству, человек, выращивающий цветы.
Цветовод – это профессия. Ее можно получить в
сельскохозяйственном институте на специальном
факультете.
Четвертое задание: отгадайте загадку.
Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.
Д. Это роза.
У. Какие цветы вы еще знаете?
Выслушиваются ответы детей.
VI. Физкультминутка для глаз
VII. Чтение предложений с новой
буквой
У. Пятое задание: прочитать
рассказ на странице 90. (Если необходимо,
выполнить разбор трудных слов.)
Быстрочитающим ученикам раздаются
вопросы по тексту.
Дети читают вслух по смысловым
частям.
Царица цветов
И по красоте, и по запаху розу называют
царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у
розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол
и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые,
желтые, но всегда одного цвета.
(К.Ушинский)
– Как называется рассказ? Почему
розу назвали царицей цветов?
Ответы детей.
– Шестое задание – "Доскажите
словечко".
Все мои подружки –
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте ...
Д. Цаплей.
У. На седьмом лепестке –
сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте
сказку и запомните слова со звуком [ц].
Учитель включает магнитофонную
запись.
Цыпленок Цып
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым
первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же
наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто
не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами
захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду
прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком
цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не
будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так
быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек
ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри,
как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его
вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому
что-нибудь знать. Понял, Цып?..
(Г.Юдин)
VIII. Итог урока
У. Какие слова со звуком [ц] вы
запомнили?
Дети перечисляют слова со звуком [ц],
которые запомнили.
– С какой буквой вы сегодня
познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке
вам понравилось больше всего?
Выслушиваются ответы детей.
|