Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №48/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ольга ИНШАКОВА

Азбука на память

С Новым годом!

Букварный период – очень важный этап в жизни каждого первоклассника. В это время не только происходит обучение азам русского языка, но и приобретаются знания и навыки, которые постепенно преобразуются в аппарат для дальнейшего изучения языка и литературы, обучения новым дисциплинам. Этот период требует от ребенка огромных затрат сил.

Современные дети приходят в школу не только с разным уровнем развития умений читать и писать, но и с различной дошкольной подготовкой, с неодинаковой психологической готовностью к школе, с собственным представлением о мире и индивидуальными чертами характера. Но объединяет первоклассников на первых порах не только то, что все они стали школьниками, но и их искренний интерес к новому и желание преуспеть в учебе.

И тут начинаются трудности, типичные для первоклассников, но у каждого ребенка-то они свои собственные. А букварный период может доставить неприятности как тем, кто почти не знает букв, так и хорошо читающим детям. Первые часто не успевают за темпом класса, особенно если в нем преобладают учащиеся, уже освоившие грамоту, в то время как хорошо читающим ребятам скучно топтаться на послоговом чтении. Не все азбуки и буквари предусматривают возможность одновременного обучения как читающих детей, так и только осваивающих премудрости чтения. Часто для разноуровневого класса выбирают учебник "Моя любимая Азбука" (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), но и с ним избежать проблем не удается. Бегло читающие ученики быстро и эффективно справляются и со все более усложненными заданиями, а плохо читающие двигаются медленно, выполняя только простые упражнения.

Положение спасают прописи "Мои волшебные пальчики": ведь и при хорошем чтении подчас может быть как плохая моторика, так и медленный темп письма. Но разрыв между успешными и испытывающими трудности учащимися уже намечается.

К тому же радость от ощущения себя школьником, испытанная в первые дни, в процессе рутинной работы постепенно тускнеет, да и усталость накапливается. Не спасают многочисленные интеллектуальные "подгрузки" в форме ребусов, кроссвордов и прочих разнообразных изысков букварного периода. Внешне всё идет прекрасно: дети читают, с выражением рассказывают стихи, вслушиваются в звуки, овладевая тонкостями фонетического анализа, а на стенде красуются образцовые прописи, украшенные поразительной штриховкой. Но хочется, чтобы глазки детей вновь засияли, а энтузиазм вспыхнул с новой силой.

Так начался наш проект "Мои любимые буквы". Все или почти все шестилетние дети любят или хотят рисовать, но опасаются неудачи. Рисование – это замечательный способ выразить свои чувства и отношение к миру. Это умение они принесли в школу из своего дошкольного прошлого, и на него можно было опираться как на хорошо освоенное, любимое и нестрашное, хотя конечной целью было создание собственной Азбуки с рисунками, текстами и заданиями.

Мы начали с портрета любимой буквы, за ней последовали портреты первой буквы имени. Дальше – больше: буквы конструировались с помощью лекал, рисовались целые картины, на которых названия всех изображенных предметов начинались с выбранной буквы.

Поначалу энтузиазм то вспыхивал, то угасал: ведь никто не освобождал нас от работ, предусмотренных программой, притом далеко не самой легкой. И все время детям требовалось ненавязчивое участие взрослого, не только поддерживающего постоянный интерес, но и продвигающего процесс создания Азбуки вперед к новым победам на следующем уровне. Не хотелось давать прямых указаний, хотя некоторые ребята стремились к получению привычных инструкций к выполнению заданий. Более продуктивно было поддерживать любую творческую инициативу, только чуть-чуть подправляя идею, чтобы не завести ребенка в тупик. Любая находка поощрялась, и мы все вместе любовались нарисованными буквами. Творческим детям это помогало генерировать новые идеи, а буксующим давало подсказку для своего рисунка: ведь каждый ребенок, увлекшись, становится творцом. Уставшие от повседневности глазки засияли, а чтобы поддержать интерес к проекту, мы сначала держали нашу деятельность в "тайне" от родителей.

Совсем незаметно на третьем-четвертом занятии как бы сама собой возникла потребность в текстах. Мы начали со сказок про буквы. Далеко не каждый ребенок к 6–7 годам имеет опыт создания сказок. Поэтому истории вышли разными: про желтую и красную буквы О, которые боялись переходить дорогу, или про букву, уколовшую ногу об ежа. Буковки ожили, они были очень похожи на своих авторов – теряли ножки, ссорились и мирились, искали друзей, ходили на бал и даже женились. И, к сожалению, болели: "Как-то раз буква Т сделала снежок, а на следующий день заболела. К ней приделались цыпки. И стала она Ф, поФом Л, поЛом В, поВом Д, а уже поДом выздоровела..."

Все сказки и рисунки выполнялись детьми на уроке, а те, кого невозможно было оторвать от сочинительства, доделывали на перемене – ведь задания на дом не давались. Хотелось добиться именно собственного творчества ребенка и роста его достижений относительно самого себя. Пусть сначала сказка выходила еле понятной, написанной корявыми печатными буквами с пропусками гласных, но для плохо читающего первоклассника это была победа, уравнивающая его с успешными отличниками. Чтение прогрессировало через письмо, а наш ребенок на практике испытывал трудности, сталкиваясь со слабыми позициями, и сам задумывался над тем, какую букву писать. Возникала потребность в правильном написании слов – ведь каждому юному автору хотелось, чтобы его труд не пропал даром, а история была прочитана. Рождался интерес к родному языку, к его законам. Не стало первых и вторых – все рвались к своим папкам, показывали родителям. Тайны больше не было.

Сложность же выполняемого возрастала. В Азбуках стали появляться задания на составление слов из рассыпанных букв с подсказкой в виде рисунка, зашифрованные в примерах имена любимых литературных героев, а рассказики приобрели некоторую изощренность: все слова в них начинались с одной буквы. Если рассказ не получался, то ценились и предложения, в которых "Наташа нарисовала на наволочке носорога", а "Папа пил пиво “Пит”" с обязательными забавными иллюстрациями. Конечно, не на каждую букву удавалось сочинить предложение, очень не хватало слов, а предлогов оказалось совсем мало, да и существующие начинались не на нужную букву. Все это являлось собственным открытием. В ход пошли словари, но и с ними намучились, потому что слово особенно искали на букву А

Не у каждого ребенка все получилось – ведь одного словарного запаса оказалось маловато. Но никто не отступал, и Азбуки постепенно приобретали индивидуальность.

Легко ли маленькому человеку, впервые взявшему в свои еще непослушные пальчики ручку, поместить в такой книжке все 33 буквы русского алфавита? Поэтому у каждого автора в личной Азбуке оказались лишь его любимые буквы. Отсюда и название проекта – "Мои любимые буквы".

Постепенно по мере роста числа работ в папках разных авторов стала прорисовываться необходимость создания общей, классной – уже в двух смыслах этого слова – Азбуки. И по странице, посвященной букве Ы, не спеша вышли на прогулку смешные человечки с тросточками, созданные семью разными учениками. К тому времени ребята подружились, научились радоваться чужим успехам, да и сами работы великолепно дополняли друг друга. Поэтому сообща было принято решение не подписывать каждый рисунок или историю. Дети отлично помнили принадлежность любого яркого творения, а выяснение размера участия каждого ученика сочли неуместным. И просто предварили Азбуку словесными и рисованными портретами участников проекта, провели конкурс обложек и т.д. В общей классной Азбуке красуются, играют и путешествуют, иногда даже в космос, все 33 буквы. А на каждой странице легко уживают-
ся фантазии нескольких ребят. Эта Азбука – плод нашего творчества и дружбы.

Не всё, что планировалось, удалось реализовать. Не была поддержана ребятами идея придумывания ребусов, хотя отгадывались они с видимым удовольствием. Почти не встречались в детских работах и кроссворды. Очевидно, сказался возраст: ведь большинству детей не было семи лет. Пространство еще не поддавалось – было много зеркальных изображений, по ходу работы уточнялось значение предлогов. Значит, в другой раз получится, все определялось желанием и возможностями ребят. Не допускалось только топтание на месте, как не приветствовалась и повторная эксплуатация одной и той же идеи применительно к новой букве.

В процессе творчества расширялся словарный запас, шла работа над устной и письменной речью, совершенствовались и оттачивались логические операции, рисунки приобретали почти художественную ценность. Первоклассники становились творцами, а не только исполнителями, пусть даже мыслящими, воли авторов учебника. Благодаря возникшей собственной мотивации детям стало интересно учиться. Неизбежно возникающие у учащихся трудности (а при освоении такой сложной программы, как "Школа-2100", они неизбежны) преодолевались без уныния – ведь у нас была волшебная палочка в виде Азбуки под названием "Мои любимые буквы". Процесс обучения стал желанным и лю-бимым.

А каким трогательным был момент вручения двух азбук каждому ребенку, хотя собственная Азбука как-то меркла на фоне толстой (33 страницы!) яркой книги, пусть и с пружинкой вместо настоящего переплета! Ребята листали страницы, радовались узнаванию знакомых рисунков и старались не показывать гордости за собственные работы, хотя книжка как-то сама собой открывалась именно в нужном месте.

Процесс создания общей Азбуки, однако, оказался наиболее трудоемким занятием. Ведь дети делали одновременно и свой вариант, поэтому их рисунки нельзя было трогать, а при повторении работы теряли живость. Поэтому если идея придется по душе, то разумнее отказаться от собственных Азбук. Да и создание книжек по числу учащихся тоже было подвигом родителей, воодушевленных нашими трудами. Странички сканировались и распечатывались на принтере, что, конечно же, потребовало материальных затрат.

Можно же поступить иначе. Хотя ребята и не получат в собственность общей Азбуки, она тем не менее останется с ними на время учебы в начальной школе. Для этого надо делать книгу большого размера, наклеивая детские рисунки и истории на огромные листы ватмана, а затем покрыть получившуюся страницу клейкой пленкой, прогладив утюгом. Постепенно возникнет волшебная Азбука, листать страницы которой можно будет только испытывая благоговейный трепет. Будучи торжественно вынесенной на всеобщее обозрение при праздновании окончания букварного периода, она, несомненно, произведет неизгладимое впечатление на всех присутствующих.

Существует и еще более привлекательный, менее трудоемкий и более эффективный способ завершить букварный период – нестандартно украсить класс к празднику Прощания с Букварем. Достаточно склеить в зависимости от количества детских работ два или три листа ватмана, сообща красками сделать фон, а когда поверхность высохнет – аккуратно наклеить на предварительно намеченные места заранее вырезанные по контуру рисунки.

Композиционно продуманная работа станет не обычной стенной газетой, а превратится в настоящую картину, которая впоследствии, будучи помещенной под оргстекло, проживет очень долго. Она придаст облику классной комнаты удивительную индивидуальность, вызывая трогательные воспоминания о том времени, когда дети были первоклассниками. Ученики же окажутся сплоченным творческим коллективом, жаждущим новых свершений.