Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №48/2003

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА- В.В.ДАВЫДОВА

Альмира МИНГАЛЕЕВА,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
школы № 18 г. Магнитогорска

Руководство подготовкой учителей к работе в системе развивающего обучения

Всего десять лет назад мало кто знал о существовании системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В настоящее время она широко представлена в массовой государственной школе.
Одной из особенностей нашего времени является то, что каждая школа, каждый педагог, родители и ученик имеют право на свободу выбора образовательной системы. Каждая образовательная система имеет свою "идеологию", которая должна, быть близка тем людям, которые ее реализуют. Современная образовательная практика системы развивающего обучения требует от педагогов прежде всего изменить себя для деятельности в новой для него образовательной системе. И это желание должно быть не на словах, а выражаться в конкретной педагогической работе.
Основная задача руководителя школы – создать условия, при которых обеспечивается саморазвитие, самоизменение личности учителя. Как создать в школе такие условия? Свои ответы на этот и другие вопросы, связанные с организацией работы учителей развивающего обучения, дает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 18 г. Магнитогорска Альмира МИНГАЛЕЕВА.


С Новым годом!

Внедрение системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в массовую практику требует от администрации школы серьезной работы с педагогическими кадрами. Педагогическую деятельность в системе развивающего обучения можно смело отнести к инновационной творческой деятельности. Большинство учителей значительную часть своей педагогической жизни работали в рамках традиционной школы, поэтому воспринимают систему развивающего обучения как определенное нововведение. Для работы в новой образовательной системе необходим учитель "нового типа". Основной задачей такого учителя является не передача знаний учащимся (именно этому учили педагогов в институте, именно это они умели делать), а организация самостоятельной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала.

Квалификационные характеристики учителя развивающего обучения:

  • способность к построению особой коллективно-распределенной формы деятельности;

  • знание о закономерностях групповой деятельности, уровнях групповой организации;

  • способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач;

  • знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка;

  • владение теоретическим содержанием той предметной области, которая позволяет выстраивать учебную деятельность.

Именно эти качества наряду с некоторыми другими смогут обеспечить диалогическую, а не монологическую позицию педагога в отношениях с детьми.

Нередко сбои, которые происходят в школах, работающих по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, связаны с тем, что не все педагоги имеют способность и желание работать в новой образовательной системе. Для появления позитивных результатов работы педагогов в системе развивающего обучения необходимо, чтобы у них возникла потребность в такой деятельности. (Потребность – отраженная в сознании личности нужда в чем-либо, внутренний стимул человеческой деятельности.) Мотивационный этап деятельности достаточно важен. (Мотив – побуждение к активности и деятельности, связанное с удовлетворением потребности личности.)

Задача руководителя – "замотивировать" людей, то есть затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе педагогической деятельности. Для этого нужно:

– сформировать вместе с каждым педагогом цели, в достижении которых он лично заинтересован;
– дать возможность педагогу увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в деятельности;
– создать педагогу условия для ощущения своей значимости.

Теоретически это выглядит так. Но на практике могут происходить определенные отклонения. Они связаны с двумя причинами.

Первая причина. В связи с нехваткой кадров и низкой оплатой труда, при сложных социально-экономических условиях жизни материальное жизнеобеспечение выходит на первый план. Поэтому чаще всего обсуждается один мотив – заработная плата. Надеюсь, что это пока... Задача администрации – создать такие условия педагогической деятельности, при которой мотив, связанный с материальным вознаграждением, поменяется на мотив самоутверждения учителя.

Вторая причина. Чтобы у учителя возникла потребность в изменении своей устоявшейся педагогической позиции, необходимо какое-то время поработать в новых условиях, почувствовать себя в них. Говорить о том, что у большей части педагогов существуют потребность и определенные содержательные мотивы для работы в системе развивающего обучения, значит сказать неправду.

Задача администрации – создание условий для возникновения предпосылок к смене потребности и мотивов.
Один из путей – создать условия для возможности всем педагогам проходить переподготовку в Открытом институте "Развивающее образование" (г. Москва). Наши учителя обучаются в этом институте. Они получают квалифицированную помощь от авторов системы. Два раза в год учителя проходят переподготовку на курсах центра, где идет освоение специальных педагогических средств. Овладение психологическими, педагогическими, содержательно-предметными знаниями позволяет учителю строить свою педагогическую деятельность, творчески подходить к решению стратегических и тактических задач.

Один из методов работы руководителя должен заключаться в том, чтобы сделать возможным для педагога иметь небольшую нагрузку с целью увеличения времени на самообразование, работу с детьми, родителями, посещение уроков других учителей, участие в коллективных формах повышения квалификации.

Для того чтобы реализовать цели и задачи системы развивающего обучения, нужны люди, которые способны мобилизовать свои силы. То есть в школе необходимо инновационное сообщество людей, объединенных общими ценностями активного стремления к обновлению школы. Это группа единомышленников, для которых инновационная деятельность, творчество, связанное с обновлением педагогического процесса, – одна из высших ценностей в жизни. Формирование такого сообщества есть естественный процесс, начинающийся снизу. Его нельзя создать по приказу, по плану – нельзя заставить людей быть единомышленниками. Однако создавать условия для появления такого сообщества можно и нужно. Поэтому одним из центральных вопросов управления современной школой должен быть вопрос о формировании коллектива единомышленников.

"Скромные силы участников коллектива, хотя бы незначительного, при согласованности своих усилий и при незначительности средств могут сделать огромную и влиятельную работу".

С.Т. Шацкий

Любое достижение учителя – часть успеха педагогического коллектива. Педагогическое достижение – это успех каждого в отдельности и всех вместе. В основу деятельности коллектива заложена актуальная педагогическая идея, определяющая направленность его функционирования, поиск нового содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы. Чтобы педагогическая идея постепенно овладела сознанием каждого учителя, всего педагогического коллектива, чтобы она стала педагогическим убеждением, необходимо добиться, чтобы идею восприняли и "сделали ее своей" наиболее профессионально опытные учителя, пользующиеся авторитетом у своих коллег. Опираясь на их поддержку, руководитель добивается, чтобы идея постепенно овладела всеми членами коллектива. При этом можно использовать ряд приемов:

1. Акцентирование – повторение и варьирование руководителем идеи в целом ряде выступлений, бесед. Это прием "приучения коллектива к идее".
2. Обострение борьбы мнений – поощрение, возбуждение коллективной дискуссии с целью доказать правоту идеи.
3. Создание специальных ситуаций – организация определенной цепи событий в школе, которые, отражаясь в сознании учителей, логикой своего развития приведут их к определенным выводам об актуальности идеи для школы.

Руководство школой и ядро педагогического коллектива сознательно и последовательно принимает меры для сплочения учителей вокруг общих творческих начинаний. Серьезное внимание надо обращать на усиление контактов между педагогическим ядром коллектива и остальными учителями, для того чтобы товарищеские связи находили признание и использовались для интеграции целей.

Одним из важнейших инструментов формирования педагогического коллектива как единого целого является организация педагогически целесообразной системы взаимной помощи среди педагогов. Особое звено в системе педагогической и методической взаимопомощи должна занимать работа с молодыми учителями. В коллективе необходимо создать такую обстановку, которая будет привлекать начинающего учителя возможностью с помощью более опытных педагогов овладеть основами педагогического мастерства и полностью раскрыть свои потенциальные возможности.

Руководителю необходимо организовать постоянно действующую систему коллективного обсуждения педагогических проблем и ситуаций. Сконструировать ее таким образом, чтобы в ходе таких обсуждений учителя лучше узнавали не только учеников, но и друг друга, побуждались к творческому поиску, чтобы в ходе обсуждений самореализовывалась личность педагога, сплачивался коллектив, формировался микроклимат.

Руководитель должен организовать систему деятельности учителей по творческому разрешению единой педагогической проблемы, памятуя о том, что коллектив единомышленников не может существовать без совместного творческого труда педагогов.

В коллективе единомышленников должна быть четкая организационная структура, в рамках которой каждому его члену отводится свое место и роль, а также обеспечивается слаженность действий всех педагогов.

Важным фактором, оказывающим влияние на сплочение педагогического коллектива, является наличие положительного психологического микроклимата. Для управления формированием психологического климата важно знать его основные показатели, характер конфликтов и способов их разрешения, степень готовности членов коллектива к общению, социометрическую структуру взаимоотношений в педагогическом коллективе, степень удовлетворенности этими отношениями, уровень развития критики и самокритики, стабильность коллектива, условия адаптации в нем молодых учителей. В осуществлении работы по формированию психологического климата руководитель должен опираться на такие принципы управления, как принцип уважения к человеку и доверие к нему, принцип сотрудничества, принцип индивидуального подхода.

Положительный психологический климат является фактором, формирующим эмоциональное благополучие учителя, удовлетворенность взаимоотношениями с администрацией, защищенность его личности в коллективе, внутреннее спокойствие учителя.

Но педагогический коллектив не может быть сформирован раз и навсегда, ибо это процессуальное явление, которое все время надо поддерживать.