Галина ПАНИНА, психолог
"Нарисуем радость..."
Психологи – в профессиональную
копилку учителя
Эмоционально развивающие игры и
задания
Ребенок приходит в школу, и в школе он
проводит 11 лет своей жизни. Здесь он учится
читать, писать, считать. Постигает такие важные
науки, как физика, химия, биология и многое,
многое другое. Но учит ли его школа чувствовать и
понимать красоту?
Природа с самого рождения дарит
каждому из нас чувство красоты окружающего мира.
Но, к сожалению, часто эта удивительная
способность остается неразвитой, а значит и
нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь
в самом естестве любого ребенка заложено
огромное желание узнавать и создавать. Кроме
того, именно сейчас вопрос о гармоничном и
творческом развитии каждой личности становится
чуть ли не главным вопросом не только
образовательных программ российских школ, но и
основным для современного человека вообще.
А существуют ли в школьных программах
предметы, которые помогают ребенку понять и
выразить красоту? К счастью, да. И прежде всего
это уроки рисования. Предмет этот не только
развивает художественный вкус – он может помочь
нам, учителям и родителям, сделать школьную среду
более эстетичной и привнести в наш мир радость и
гармонию.
Но особенно это важно для наших ребят.
Ведь в современной жизни сейчас очень много
нестабильного и даже страшного, поэтому для них
необходимо создание психологического комфорта.
А еще профессионально организованный урок
рисования поможет открыть в ребенке
неповторимую индивидуальность и через это более
полно реализовать себя в учебе, творчестве и в
общении с другими.
В этой статье мы хотим познакомить вас,
уважаемые учителя, с эмоционально развивающими
играми и заданиями на уроках рисования. В
небольшой программе "Рисуем радость"
совмещены принципы цветотворчества (одна
из программ центра Венгера) и развивающей
психологической программы "Лесенка
радости" доктора психологических наук
О.В. Хухлаевой. Работа с цветом развивает сферу
чувств ребенка (любовь, сострадание). Причем на
наших уроках ребенку отводится роль не
пассивного наблюдателя, а активного участника и
даже творца процесса цветотворчества.
Практическое использование эмоционально
развивающих игр на уроках рисования показало,
что с развитием эмоциональной сферы ребята
учатся чувствовать, понимать, а затем и
разграничивать внешние и внутренние причины
происходящего. Как следствие этого, они начинают
лучше контролировать свои чувства и поведение.
Цветотворчество предполагает работу с
цветовым пятном, смешивание красок,
эмоциональное и образное оживление цветового
пятна. Эта работа будит и активно стимулирует
речевую активность детей и их образную фантазию.
Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет,
звучит, превращается. А главное, от рисования
можно получить удовольствие! Любое выражение
себя красками, линией обязательно получает
положительное подкрепление со стороны учителя.
Это помогает ребенку ощутить свое творчество
интересным другим, а значит, нужным, помогает
понять и выразить свои чувства в красках.
Подобная работа проводилась в одной из
московских школ с учениками 3–4-х классов
психологом Е.А. Астаповой. А мы очень надеемся
на то, что программа "Рисуем радость" будет
интересной и профессионально полезной для вас,
уважаемые учителя, и будем рады, если вы станете
использовать ее на своих уроках рисования.
А сейчас приведем примеры сценариев
нескольких занятий.
Занятие 1
Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами
поговорим о цвете. Мы попробуем с вами понять и
научиться тому, как можно цветом чувствовать,
мыслить, что-то конструировать, как можно цветом
отображать мир в красках и линиях.
Ребята, а как люди отображают наш мир – поэты?
Композиторы, ученые, художники? (Дети вместе с
учителем размышляют на эту тему, приводят
примеры.) А как его сможем отобразить мы с вами?
(Ответы детей.)
Представьте себе, что цвет – это тоже буква, но не
в букваре, а в живописной палитре. Еще цвет можно
сравнить с цветной нотой, которой можно
нарисовать мелодию.
И у наших с вами чувств тоже есть свой цвет. Они
окрашены. Вот послушайте и отследите, с какими
цветами вы можете сравнить холодного человека,
яркие ощущения, горячую встречу друзей; какого
цвета наши чувства: грусть, радость, боль, гнев,
страх, застенчивость, восторг. (Дети размышляют.)
А как пахнут цвета? Желто-красные
пахнут жарой, пустыней, костром, апельсином... (Продолжают
дети.)
Зеленоватые... (Работают сами ребята.)
Голубовато-синие...
А как вы ощущаете цвета? Желтый –
горячий, синий – колючий, зеленый – мягкий... (Работают
ребята.)
А как звучит цвет? Можно ли нарисовать
звон колоколов? (Отвечают дети.) А можно
нарисовать тишину? Какой вы для этого выберете
цвет? (Ответы детей.)
Сегодня вы превратитесь в
художников-химиков. Вы научитесь получать все
оттенки цвета лишь из трех – красного, синего,
желтого. Сейчас вы возьмете эти три карандаша и
нарисуете то, что хотите сами. (Ребята работают.)
Было бы здорово в процессе рисования
детей включать фрагменты классической музыки
или звуки природы.
После того как дети нарисовали беспредметные
композиции, мы рассматриваем и сравниваем их.
– Посмотрите, ребята: у нас было всего три цвета,
а какие разные рисунки у нас получились! А теперь
придумайте название вашим работам и одной фразой
постарайтесь рассказать о них.
Дети. Это земля поздней осенью.
– Это шар счастья оторвался от целого и летит вам
навстречу.
– Это смех над другом или вместе с другом.
– Это клубок счастливых линий.
– Это мои черные человечки, у всех они есть.
– Это моя пятерка, но она в темной линии, с
минусом.
Занятия 2–3
Учитель. За окном сентябрь.
Великолепный месяц осени. Давайте посмотрим,
какое в парках, лесах, рощах буйство красок,
разнообразие цвета! Еще тепло. Солнце
просвечивает сквозь листву. Цвета теплые,
радостные.
А когда дует сильный ветер, идет дождь, пасмурно,
вся природа никнет, окрашивается в тяжелые
холодные тона. Природа может быть светлой,
теплой, но может быть и злой, безжалостной.
Учитель показывает несколько
иллюстраций с изображением разной осени. Вместе
с детьми он рассказывает о каждой из них. Ребята
обращают внимание на настроение картины,
цветовую палитру, используемую художником для
передачи характера осени.
Давайте нарисуем пространство
(внутренний дом), в котором живет осень. Какой
будет ваша осень? Покажите красками дом осени. А
сможем ли мы показать душу осени? Какой она вам
представляется?
Посмотрим, что у вас получилось.
Каждый ребенок в нескольких словах
рассказывает о своем рисунке.
– Осень вызывает у каждого из нас свои
личные чувства. Попробуйте, ребята, на отдельном
листе нарисовать пейзаж, отражающий осенние
чувства каждого.
Дождь осенью.
Девочка с собакой под зонтиком.
Радостный осенний пейзаж.
Хмурый, напряженный осенний лес.
Занятия 4–6
Занятие посвящено распознаванию
различных поступков и чувств, произвольному их
проявлению на листе бумаги с помощью различных
цветов или в лепке пластилином. Учитель
показывает картинки, изображающие разные
чувства людей. Дети распознают предъявленные
чувства, придумывают короткие истории про каждую
картинку. По желанию они могут рассказать о
случае из своей жизни, когда они испытали то или
иное чувство.
Учитель. Ребята, а сейчас я буду
называть вам различные эмоции, а вы постарайтесь
отобразить их мимически (показать лицом).
А теперь ваше лицо будет "молчать", за него о
чувствах будет говорить ваше тело. Вы
превращаетесь в скульпторов и отображаете
эмоции в скульптурах. (Ребята работают в парах
или тройках.)
Ну а сейчас мы с вами попробуем научиться
изображать различные чувства на листе бумаги (за
основу берется схема лица человека). Сколько
интересных рисунков! Расскажите в нескольких
словах о чувстве, которое вы нарисовали.
Настало время попробовать отразить наши эмоции
только в цвете, не рисуя лица человека.
Дети рисуют радость, гнев, огорчение,
восторг... Учитель обсуждает вместе с ребятами
причины плохого и хорошего настроения.
– Ребята, а ведь наше настроение часто
зависит от того, как ведут себя окружающие, как
они обращаются к нам и как мы сами общаемся друг с
другом.
Идет совместное обсуждение причин
плохого и хорошего поведения.
– А давайте попробуем представить,
какого цвета может быть грубость, а какого –
доброта. Какой цвет, по-вашему, подойдет
равнодушию, а какой – верности? А на что похожи
великодушие и героизм?
Ребята высказывают свое мнение.
Рассказывают случаи из своей жизни.
– Возьмите листок бумаги и попробуйте
выразить цветом тот человеческий поступок,
который вызывает у вас сильное чувство или
который вам надолго запомнился по какой-то
причине. Расскажите, пожалуйста, что вы хотели
выразить своим рисунком и почему.
После каждого занятия проводится
выставка рисунков.
Занятия 7–8
Занятие посвящено работе с
самосознанием детей, с тем, как они чувствуют и
понимают самих себя.
Учитель. Ребята, у каждого из нас
есть имя. Оно может быть полным, кратким,
ласковым, самым любимым.
Назовите, пожалуйста, себя сейчас так, как вам
хотелось бы, чтобы вас называли всегда.
А как вас называют обычно мама, папа, бабушка,
дедушка, ваши друзья?
Идет диалог с ребятами, они
рассказывают о своем имени.
– Давайте нарисуем свое имя.
Представьте, какое оно? Цветное? Черно-белое?
Какие буквы видите вы? Какого они размера, какой
формы?
Дети рисуют свое имя.
– Ребята, сейчас мы с вами учимся в
начальной школе, но пройдет какое-то время, и вы
вырастете, станете взрослыми. Наверное, вместе с
вами изменится и ваше имя.
Попробуйте нарисовать свое "взрослое" имя.
Каким оно будет?
Дети рисуют. Затем мы просим их
сравнить свои детское и взрослое имена,
рассказать, что изменилось, что стало другим.
– А сейчас я объявляю конкурс
фантазеров. Попробуйте выразить только
цветом следующие имена: Русалочка, Баба Яга, Том
Сойер, Карабас-Барабас, Винни-Пух, Кащей
Бессмертный...
После окончания работы устраивается
выставка рисунков.
Можно предложить ребятам обменяться работами и
угадать, какого героя каким цветом они
изобразили.
Мы рассказали вам, уважаемые
учителя, только о маленьком кусочке работы по
теме "Нарисуем радость". Наверняка у многих
из вас есть свои профессиональные наработки по
этой теме. Надеемся, что вы поделитесь ими,
прислав свои работы в газету "Начальная
школа".
|