Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

М.С. СОЛОВЕЙЧИК,
Н.С. КУЗЬМЕНКО

К тайнам нашего языка

Как лучше работать со словарными словами во 2-м классе?

Информация, полученная в ходе опросов некоторых педагогов, работающих по учебнику "К тайнам нашего языка" (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) показывает, что в целом педагоги удовлетворены представленной системой словарной работы, но некоторые моменты вызывают у них беспокойство и психологическую неуверенность. Так, многих учителей смущает непривычно большое количество слов в словарике учебника при отсутствии четкого разграничения слов, обязательных для усвоения и необязательных.

Другой причиной дискомфорта в работе является то, что в учебнике нет традиционно сложившегося выделения слова, которое предъявляется в первый раз. С точки зрения интересов ребенка это хорошо, так как обеспечивает общий подход ко всем словам русского языка (и с проверяемыми, и с непроверяемыми орфограммами), а вот учителю тяжело без информации, где и сколько раз появляется каждое слово. В результате педагог и сам не знает, какие слова уже могли быть изучены, а какие нет, сомневается, достаточно ли заданий учебника для прочного запоминания правописания словарных слов.

Чтобы снять это напряжение и неуверенность в работе учителя, был проведен анализ словарной работы в учебнике 2-го класса, результаты которого вам и предлагаются.

В настоящее время уже вышла новая программа учебно-методического комплекта "Гармония" (М., 2002) для 4-летней начальной школы, содержащая по всем классам списки обязательных для усвоения "словарных" слов. Во 2-м классе это следующие слова*.

Апельсин (мет., с. 102); арбуз (118); береза (114); билет (478); вагон (478); ванна (262); деревня (2); диван (141); дорога (270); желать (171); жжет (мет., с. 116); жужжит (мет., с. 116); завтрак (16); заяц (13); здоровье (315); здравствуйте (23); интересно (442); капуста (140); картина (141); касса (467); кастрюля (161); кефир (111); килограмм (471); кипеть (140); класс (467); колбаса (106); комната (480); компот (142); конфета (142); корова (83); котлета (130); лапша (методичка, с. 40); лестница (449); лопата (185); магазин (159); макароны (138); мандарин (171); машина (171); медведь (56); молоко (111); морковь (128); мороз (9); обед (145); огурец (118); пассажир (477); печенье (111); пирог (142); помидор (456); праздник (456); Россия (33, 1-й класс); русский (33, 1-й класс); сахар (128); сковорода (130); сметана (111); сосиски (488); стакан (149); суббота (468); тарелка (161); ужин (159); яблоко (165); ягода (43); язык (34, 1-й класс).

На этом списке удобно иллюстрировать коммуникативную направленность курса данного учебника. Авторы по возможности выбирали только те слова, которые действительно могут понадобиться ученику начальных классов в повседневной жизни. Кроме того, в список вошли слова разных частей ре-чи, что, безусловно, тоже немаловажно для создания ребенком полноценных и красивых письменных высказываний.

Также нами была выявлена частота появления каждого слова на страницах учебника. Сразу уточним, что нами учитывались только те упражнения, где данное слово предлагается списать и есть какое-либо акцентирование внимания к его написанию. Поэтому, при том что наши результаты показывают, что с большинством слов учащийся встретится 4–5 раз, реальное число встреч немного больше за счет многочисленных заданий со словарем в учебнике и дополнительных заданий из методички. Надеемся, что многие слова могут быть благополучно усвоены без дополнительных усилий педагога. Однако мы выявили и группу слов, запоминание правописания которых требует пристального внимания со стороны учителя. Так, три раза встречаются слова касса, комната, компот, конфета, котлета, ягода и всего 1–2 раза – апельсин, арбуз, вагон, деревня, жжет, жужжит, завтрак, интересно, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, колбаса, лапша, лопата, магазин, макароны, мандарин, печенье, помидор, сосиски, ужин, яблоко.

Конечно, для усвоения этих слов могут понадобиться дополнительные задания. Современная методическая литература представляет широкий выбор разнообразных упражнений со словарными словами. Пожалуйста, используйте их, но постарайтесь не нарушать общую идею всех упражнений учебника, которые заставляют думать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

В качестве примера мы предлагаем вам несколько упражнений для редко встречающихся слов.

  • Выпиши те слова, в которых все буквы гласных звуков расположены по алфавиту:

колбаса, кефир, килограмм, котлета, апельсин, кастрюля, кипеть, вагон.

  • Выпиши:

1) слова, в которых есть три орфограммы;
2) слова, в которых есть две одинаковых орфограммы;
3) слова, в которых есть одна проверяемая и одна непроверяемая орфограммы:

лопата, вагон, арбуз, помидор, килограмм, компот, морковь, магазин.

  • Найди и выпиши следующие слова:

1) слово, в котором "спряталось" название животного;
2) слово, в котором "спряталось" название цветка;
3) слово, в котором "спряталось" название птицы:

полотенце, макароны, жираф, корзина, дорога, жаворонок, котлета.

Петя прибежал домой радостный: "Мама! Я смогу теперь все эти слова – сова, мешок, цветок, печенье, коты, трава, помидор – написать безошибочно, потому что в школе меня научили подбирать проверочные слова".
Прав ли Петя? Найди слова, для верного написания которых недостаточно уметь подбирать проверочное слово, и выпиши их.

  • Подумай, по какому признаку эти слова можно разделить на три группы:

завтракать, лопата, вагон, деревенский, жужжит, помидор, кастрюля, интересный, апельсиновый, поужинал.

Отметь все орфограммы и запиши слова в три столбика.

  • Мальчик выполнил задание учительницы: записать все известные ему словарные слова на букву к. Он написал:

корова, котенок, кефир, касса, колосок, кастрюля, килограмм, крот, кипеть.

Не открывая словаря, проверь, правильно ли выполнил задание ученик. Как будешь рассуждать? Спиши только словарные слова.

  • Выбери из предложенных слов такие, чтобы получилось стихотворение со смыслом и рифмой. Возможно, тебе понадобится изменять слова по команде вопросов.

Ой, как маме тяжело!
Сумка давит на плечо.
Из ________ мама [килаграм]
Несет четыре ________. [груша ]
Сын ее любимый [магазин]
Любит ____________. [апильсин]

Запиши слова с "окошками", а затем уточни в словаре их верное написание.

  • Составь рассыпавшиеся слова. Те, в которых есть непроверяемые орфограммы, выпиши.

де са ня жать
га рев ма
зин бе ли

  • Стихотворение читается учителем.

Слова такие разные:
Котлета и пирог,
Вагон и потолок,
Шоссе и чемодан.
Как написать их нам?
– Ребята рассуждали,
И одного не знали
Что способ, как писать, один,
Его ведь ты подскажешь им
?

Способ написания обсуждается, после чего словарные слова сначала записываются с "окошками", а затем учащиеся обращаются к словарю.

С...сиски в ужасе кричали,
К...тлеты тоже не молчали.
В к...стрюле распластались м...к...роны,
К...фир прижался к стенке ровной.
Полдня играл в футбол Сережка,
Проголодался он немножко.
Вновь собирался холодильник он открыть
И все, что там осталось, проглотить.

Заполнение "окошек" предполагается либо по памяти (на этапе проверки), либо по словарю (на этапе усвоения). А также возможно организовать прочитайте стихотворения на слух, чтобы избежать готового выделения орфограмм в виде "окошек".

  • Мама приготовила на _______ вкусный _______ . Все были очень рады. А Саша сказал, что он не любит _______ , а любит _______ .

Девочка писала рассказ, а словаря рядом не было, поэтому все неизвестные ей словарные слова она просто пропустила. А как бы поступил на ее месте ты? Попробуй с помощью словаря восстановить ее рассказ. Как ты думаешь, у всех детей в классе получится одинаково?

  • Проверь работы учеников 2-го класса.

Катя написала:
Многие посажиры вышли из вагона на этой станции.
Витя написал:
В деревне у бабушки живут бальшой кот Василий и зиленый попугайчик Гоша.

Исправь ошибки. Подумай, чего не знал каждый из ребят, из-за чего допустил свои ошибки. Верно запиши Катино предложение, объясняй орфограммы.

  • Работа в паре.

Каждый открывает словарь и выписывает пять любых слов с "окошками". При этом правописание незнакомых слов нужно запомнить. Словари закрываются. Ребята обмениваются листочками. Все известные им буквы они вписывают, неизвестные спрашивают у своего соседа. (Учитель должен обратить внимание ребят на то, что это не проверка, а изучение словарных слов. Поэтому если точно написание слова не знаешь, угадывать не нужно, а нужно спросить у ученика, который их выписывал.)


* После каждого слова в скобках указан либо номер упражнения, в котором это слово встречается первый раз, либо страница из методички (мет.), либо номер упражнения из учебника 1-го класса.