Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №46/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Людмила ЛАРКИНА,
учитель начальной школы г. Мещерино-1
Ступинского района Московской области

Дидактический материал по русскому языку для 4-го класса

Каждый учитель в своей методической копилке имеет дополнительные дидактические пособия, которые использует при работе со всем классом или для индивидуальных заданий ученикам.
Материалы, собранные Людмилой ЛАРКИНОЙ, учителем начальной школы г. Мещерино-1 Ступинского района Московской области, предназначены для работы в 4-м классе. Они будут интересны детям и помогут учителю проводить урок более эффективно.

Тема

Номера карточек

I. Повторение пройденного в 1-м и 2-м классах:

1. Предложение
2. Состав слова
3. Правописание гласных и согласных в корне слова
4. Части речи

II. Однородные члены предложения:

III. Части речи:

1. Имя существительное
2. Имя прилагательное
3. Местоимение
4. Глагол

 

I. 1–7
I. 8–9
I. 10–13
I. 14–23

II. 1–12

 

III. 1–15
III. 16–32
III. 33–40
III. 41–67

I.1

Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три повествовательных предложения. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу.

Я круглая, красивая,
Работаю я много,
Бываю часто синею,
А в книгах — очень черною,
Знакома каждой строчке.
Узнали, кто я?

I.2

Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Какие слова-"ключики" помогли вам дать правильный ответ? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком.

В предложении стою
Только сбоку, на краю.
Обо всем я знать хочу,
На страницу к вам лечу.
И стою себе, стою,
Всем вопросы задаю.

I.3

Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком.

Я самый веселый на свете,
Меня очень любят все дети.
Ростом я с букву заглавную,
Средь знаков-друзей самый важный я.
Я всем и всегда улыбаюсь.
Скажите, как я называюсь?

I.4

Прочитайте выразительно. Выпишите восклицательные и вопросительные предложения. Составьте и запишите короткий рассказ о своей любимой игрушке.

Мишка, Мишка, как не стыдно!
Вылезай из-под комода...
Ты меня не любишь, видно?
Это что еще за мода?
Как ты смел удрать без спроса?
На кого ты стал похож?
На несчастного барбоса,
За которым гнался ёж...

(С.Черный)

I.5

Прочитай стихотворение выразительно. Как ты представляешь себе иву? Выполни интонационную разметку текста. Восходящую интонацию (повышение тона) условно обозначь знаком ( ). Нисходящую интонацию (понижение тона) условно обозначь знаком ( ). Выпиши вопросительные предложения.

Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

(И.Токмакова)

I.6

Прочитай. Подумай, почему гриб боровик получил такое название. Выпиши восклицательные предложения. Напиши названия грибов, которые ты знаешь. Как образованы названия грибов? Произведи морфемный разбор слов.

Мы ходили за грибами. Я набрал полную корзину и поставил её под дерево. Только наклонился, чтобы срезать гриб, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, маслёнок схватила — и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга!
Вышел я на поляну... и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!

I.7

Прочитай стихотворение выразительно. О каком чуде говорится в стихотворении? Выпиши предложения, в которых содержится вопрос.

ЧУДО

Ты ещё не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот беда —
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное чудо:
Там, где магазин "Посуда",
Возле дома номер три
Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается
Березка.

(Р.Сеф)

I.8

Подберите и запишите возможные ласковые обращения, уместные в разговоре с малышами. Выделите суффиксы.
Образец: Оленька, Танюшка.

I.9

Прочитайте и сделайте вывод, о какой орфограмме идет речь. Приведите несколько примеров на это правило. Три слова разберите по составу.

1. В слове после согласного есть звук [й].
2. Он находится после приставки.

I.10

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:
1) подобрать родственное слово так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением;
2) изменить слово так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением.
Как сделать это утверждение более точным? Запишите на это правило несколько примеров. Объясните графически написание безударной гласной в корне слова.

I.11

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор согласных. На какие две группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу в отдельный столбик. Дополните столбики своими примерами.

Сно..., лу..., обу...ь, поко..., пло..., верблю..., фла..., медве...ь, жира..., пару..., мор..., самоле..., поез....

I.12

Спишите. Найдите слова с сочетанием -сн. Какой частью речи они являются? С какими именами существительными согласуются? Напишите словосочетания, обозначьте главные и зависимые слова.

Принцесса была
Прекрасная,
Погода была
Ужасная.
Днем
Во втором часу
Заблудилась принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Прекрасная,
Па полянке землянка
Ужасная.

(Г.Сапгир)

I.13

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Придумайте еще несколько слов на это правило.

Грус...ный, радос...ный, несчас...ный,
И прелес...ный, и ненас...ный,
Злос...ный, пос...ный, час...ный, мес...ный,
Неизвес...ный, ус...ный, чес...ный.
Этих слов не забывайте,
При письме в них т вставляйте.

I.14

Прочитайте. Ответьте на вопросы стихотворения. Как изменяется небо при удалении от поверхности Земли? Озаглавьте стихотворение. Спишите. Подчеркните имена существительные одной чертой, определите число.

Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звезды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
Замечательно
В мороз погремучий
Вдруг задать себе
Вопрос почемучий:
Вот – труба, над нею – дым,
Интересно, что над ним?

(Ю.Мориц)

I.15

Прочитайте выразительно. В этом стихотворении есть слово, которое поэт придумал сам, – шишкопад. Вспомните и запишите как можно больше слов, которые в русском языке образовались таким же способом. Укажите способ словообразования.

Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сбивает
Бурые шишки.
Тр-рах! — на опушку,
Бух! — на кукушку,
Хлоп! — на зайчишку
Падают шишки.
Глупые козы,
Прячьте козлят:
По лесу грозно
Идет шишкопад!
В ветках зеленых
Черные вспышки.
Это со звоном
Падают шишки.

(Г.Граубин)

I.16

Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу.

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!

(М.Бородицкая)

I.17

Подумайте. Ответы запишите.

1. Какой овощ едят незрелым?
2. Какой овощ получил свое название от слова голова?
3. Какой овощ крестьяне долго называли чертовым яблоком?
4. Золотое яблоко – это название какого овоща?
5. Название этой ягоды переводится весело и легко запоминается – "ослиный огурец"!
6. Это слово буквально значит "скороспелый".
7. Что называли китайскими яблоками?
8. Какой ягоде название дала земля?
9. Название какой ягоды связано с ее цветом?

Слова для справок: з...мл...ника, ...брикос, п...м...дор, к...ртофель, ...гурец, ...рбуз, м...лина, …пельсин, к...пуста.

I.18

Прочитайте. Дайте толкование слова мглистый, выделите морфемы. Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Выделите окончания.

День стоял мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом.

(А.Н. Толстой)

I.19

Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него.

Родной, далекий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Веселый, ласковый, забавный.
Кто смог слова все прочитать,
Тот скажет, как их называть.

I.20

Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.

Однажды паук
Поскользнулся на стенке
И на пол свалился,
Задев табурет.
Упал табурет —
Раскололся паркет,
И дом развалился.
А так как стоял этот дом
На пригорке,
То с грохотом дом
Покатился по горке,
Запрыгал и в речку
широкую —
Хлоп!
Засыпало речку,
Случился потоп.
И все потонуло:
Долины и горы,
Деревья и камни,
Трава и заборы.

(Г.Остер)

I.21

Прочитайте выразительно. С помощью каких звуков поэту удалось передать шуршание осенних листьев? Спишите. Выделите слова, на которые попадает логическое ударение, условным значком ("). Попробуйте нарисовать на бумаге то, о чем вы прочитали.

Выпишите глаголы, обозначьте время. Произведите фонетический разбор слова листья.

СЕНТЯБРЬ

Шум большой
В лесу стоит.
Не медведь ли
К нам спешит?
— Это я! —
Бормочет ёж. —
Нынче тихо
Не пройдешь,
И под лапками мышат
Листья палые шуршат.

(И.Бирюков)

I.22

Что означают эти фразеологизмы? Соедини фразеологизмы с их значениями линиями.

От корки до корки
Знать назубок
Вилами на воде
Зарубить на носу
Красная строка
Лезть на рожон
На лбу написано
Втирать очки
Перемывать косточки
Спустя рукава

красивая буква
все сомнительно, неясно
запомнить крепко-накрепко
превосходно выучить
надувать, обманывать
от начала до конца
делать что-нибудь лениво, нехотя, медленно
действие, обреченное на провал
ясно по выражению лица
сплетничать, злословить, судачить.

I.23

Какие фразеологизмы мы употребляем, когда хотим сказать...

1. Расти очень быстро и в изобилии.
2. Очень похожи друг на друга.
3. Очень сильно дрожать.
4. Внезапно появился, возник.
5. Делать что-либо вяло, неторопливо, без всякого желания.
6. Задремал на мгновение и опустил голову.
7. Нестись, мчаться очень быстро, стремительно, с большой скоростью.
8. Одежда, пропускающая холод.
9. Оказался в глупом, неловком положении.
10. Под надежной охраной.

Найди правильные ответы.

Как сонная муха. Как две капли воды. Клевать носом. Сел в лужу. На рыбьем меху. Как с неба свалился. Как грибы после дождя. Нестись на всех парусах. За семью замками. Дрожать как осиновый лист.

II.1

Прочитайте. Вставьте пропущенное слово.

Маленькая точка,
Но с хвостиком она.
При перечислении
Нам она нужна,
Члены однородные
Ею разделяем.
Не забудьте же её,
Это ... .

Прочитайте. Постарайтесь уловить интонационный рисунок предложений. Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.

1. Вот мужик думал-думал взял кота посадил в мешок завязал и понес в лес.
2. Принес волк барана ободрал шкуру и стоит в раздумье.
3. Заколол бедный крестьянин гуся сложил его в мешок и понес помещику. Зашёл он к помещику стал здороваться кланяться сгибаться во все стороны.

(Из русских народных сказок)

II.2

Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые.

1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать.
2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш.Перро)
3. По дороге Элли находит друзей — Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва. (А.Волков)
4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Проказница Мартышка Осел Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И.Крылов)
5. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. (Ф.Тютчев)

II. 3

Прочитайте. Как можно украсить салат? Спишите. Решите пунктуационную задачу (о знаках препинания).

Подавая на стол салат, можно красиво украсить его. Для украшения салатов обычно берут: петрушку яйца морковь свеклу репу зеленый лук кусочки яблок зеленый горошек репчатый лук. Вот у вас есть все необходимое. Попробуйте украсить готовый салат сами. Как? Это
будет зависеть от вашего вкуса изобретательности умения. Украсить готовый салат – это тоже своего рода искусство!

II.4

Прочитайте. Запишите рецепт приготовления винегрета. Расставьте запятые.

Для приготовления винегрета возьмите вареный картофель свеклу морковь соленые огурцы антоновское яблоко квашеную капусту лук. Все это нарежьте и заправьте растительным маслом уксусом. Соль сахар кладут по вкусу. Приятного аппетита!

II.5

Прочитайте. Какие правила должна соблюдать хозяйка, чтобы гостям в её доме было хорошо и уютно? Ответьте письменно на этот вопрос, используя однородные члены предложения.

Быть приветливой хозяйкой — это значит радушно встретить гостей, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, развлечь.
Быть внимательной хозяйкой — это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.
Быть предупредительной хозяйкой — это значит заранее подумать не только о том, чем вы угостите своих друзей, но и чем занять их.
Быть щедрой хозяйкой — это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, пластинок, угощения, а также времени, стараний и усилий.
Быть бескорыстной хозяйкой — это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.
Быть тактичной хозяйкой — это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостей.

(Из "Энциклопедии для девочек")

Образец: Хозяйка должна быть ... , ... , ... , ... , ... , ... .

II. 6

Прочитайте. Запишите толкования слов бортник и бортничество. Объясните их происхождение. Выполните морфологический разбор подчеркнутого слова.

Когда человек приручил пчелу, мы не знаем. Но мёд он оценил очень давно. Мёд диких пчёл собирали ещё первобытные люди.
Шло время, и люди стали специально разыскивать пчелиные гнезда и добывать мёд и воск. Позже они сообразили, что продуктов этих можно получать больше, если нарочно выдалбливать в лесных деревьях дупла, в которых поселялись бы новые пчелиные семьи. Дупло или дуплистое дерево раньше называли борть. Поэтому людей, которые устраивали для диких пчёл искусственные дупла, способствовали расселению пчёл и потом добывали мёд и воск, называли бортниками. А такой способ пчеловодства — бортничеством.

(Н.Пожарицкая)

II.7

Прочитайте. Как называют жителей Москвы? А как называют жителей Смоленска, Орла, Якутска, Владивостока, Ростова, Курска? Объясните значение слова Подмосковье. Выпишите предложения с однородными членами, расставьте запятые.

Если ты родился в России, она твоя Родина, а ты — россиянин. Жителей Москвы зовут москвичами. Их малая родина — Москва. Все, что около Москвы, называют Подмосковьем. Это небольшая часть нашей страны, и если ты родился и живешь в Подмосковье, то это твоя малая родина.
Подмосковье больше, чем Дания, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Албания.
Подмосковье, как и Москва, горело в пожары вытаптывалось вражескими войсками оборонялось строилось заново трудилось развивалось и становилось важным центральным районом всей Руси.

(Н.Г. Скегина и др.)

II.8

Прочитайте. Какое самое распространенное дерево в Подмосковье? Какие растения Подмосковья занесены в Красную книгу? Расскажите, как вы помогаете охранять природу. Спишите, расставьте запятые. Число, которое употреблено в тексте, запишите словами.

Растительный мир Подмосковья очень богат и разнообразен. Знаешь ли ты, что в Московской области произрастает около 1100 видов растений? Есть среди них вечнозеленые растения, сохранившиеся с доледникового периода: багульник брусника копытень и другие. Среди лесных пород больше всего берез, потом идет осина ель, а вот широколиственных деревьев: дубов ясеня ольхи – осталось совсем мало.

(Н.Г. Скегина и др.)

II.9

Прочитайте. Постарайтесь уловить интонационный рисунок предложений. Назовите значения слов Гжель и гжель. Есть ли гжель у вас дома? Нарисуйте или вылепите копии изделий мастеров из Гжели. Выпишите предложения с однородными членами, расставьте запятые.

Гжель — производное от слова жегель, то есть "жечь глину". Слышатся в слове гжель отзвуки глагола жечь. Слово гжель многозначно. Гжель — это наименование изделий из керамики и фарфора. Гжель — это небольшое подмосковное село, которое дало название целому району, объединившему тридцать сел и деревень Московской области.
Если ты услышишь слово гжель, перед глазами возникает сине-белая посуда: вазы кувшины квасники кумганы (кувшины с носиком, ручкой и крышкой) фигурки в фарфоре игрушки чернильницы коробочки разделочные доски. Все эти чудеса народного искусства выполнены замечательными русскими умельцами — гончарами.

(Н.Г. Скегина и др.)

II.10

Прочитайте. Определите тему текста. Подумайте, какое предложение выражает его основную мысль, в каких предложениях она раскрывается. Спишите, расставьте запятые. Выделите морфемы в слове рассыпается.

Хорошо летом в лесу! Солнце пробивается сквозь ветки золотыми зайчиками играет на коре берез и осин пятнами рассыпается на кустах. Негромко нежно шумят деревья листвой, будто переговариваются. Птичьи голоса слышны со всех сторон.

(В.Флинт)

II.11

Прочитайте. Попробуйте восстановить текст. Найдите абзац, который лучше поставить первым в данном тексте, вторым, третьим. Расставьте запятые.

ЧЕРНЫЙ ДРОЗД

Кормится дрозд на земле: листья опавшие перевертывает червячков да личинок под ними собирает.
Красивая эта птица: сама черная, как сажа, а клюв и ободки вокруг глаз — жёлтые. И вся она такая блестящая стройная.
Сядет солнышко наступит вечер вылетит дрозд на вершину дерева спрячется в ветках — и поет. Голое у него свистовой громкий торжественный но будто задумчивый печальный.

(В.Флинт)

II.12

Прочитайте. Запишите толкование слова этикет. Ответьте на вопрос: "Что берут с общего блюда и едят не с помощью ножа и вилки, а руками?" Запишите ответ, используя однородные члены предложения.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек — этикеток и произошло слово этикет, вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

(И.М. Лом)

Слова для справок: хлеб, яйцо, колбаса, сосиски, редис, фрукты.

III.1

Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите имена существительные в два столбика: в первый – имена существительные в единственном числе, во второй – во множественном.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

(М.Пришвин)

III.2

Прочитайте. Запишите имена существительные во множественном числе. Допишите самостоятельно несколько подобных слов.

Директор, доктор, инженер, шофер, трактор, сторож, стакан, слесарь, учитель.

III.3

Прочитайте. Кто становился гладиатором в Римской империи? Выпишите имена существительные множественного числа. Рядом напишите их в единственном числе в начальной форме. Укажите склонение. Какие существительные имеют форму только множественного числа?

Сначала большинство римских гладиаторов были рабами. По римскому праву они считались вещью, а не людьми. Поэтому хозяева могли принудить их выполнять любую работу: на полях и в рудниках, в каменоломнях и на море — в качестве ловцов жемчуга, вместо мулов для вращения водоподъемных колес и, разумеется, на аренах.
Среди рабов, участвовавших в гладиаторских играх, были и военнопленные. Они были молоды, здоровы, крепки, умели владеть оружием.
Третью группу гладиаторов составляли преступники.
В Риме существовала еще одна группа, пополнявшая ряды гладиаторов. Это были римские граждане, которые нанимались в гладиаторы добровольно. Они происходили из низших или обедневших слоев общества.

(По В.Тарновскому)

III.4

Прочитайте. Что вы узнали об Олимпийских играх? Выпишите имена существительные множественного числа. Рядом напишите их в единственном числе в начальной форме. Укажите склонение. Какие существительные имеют форму только единственного числа?

Во многих местах Греции в честь богов регулярно устраивались праздничные состязания. Особой известностью пользовались игры, посвященные Зевсу Олимпийскому. Они проводились каждые четыре года в Олимпии, главном месте поклонения Зевсу в Элладе.
Когда специальные вестники отправлялись из Олимпии созывать на Олимпийские игры молодежь со всей Греции, в стране объявлялся священный мир. Игры начинались жертвоприношениями и хвалебными гимнами Зевсу. На размеченном поле шли кулачные бои. На ипподроме устраивались скачки и состязания на колесницах. Судьи восседали на возвышении и награждали победителей венками из ветвей священной оливы. Поэты слагали им гимны, а в Олимпии ставили их мраморные статуи.
Игры продолжались пять дней, а четырехлетний период между двумя играми назывался олимпиадой.

(Г.Райхард)

III.5

Прочитайте. Запишите слова в две группы – по склонениям. Поставьте знак ударения. Выполните фонетический разбор подчеркнутого слова.

Чистильщик, цемент, центнер, щавель, алфавит, доска, досуг, квартал, магазин, свекла, столяр, каталог, танцовщица.

III.6

Запишите имена существительные в родительном падеже множественного числа, выделите окончания. Допишите самостоятельно несколько подобных слов.

Килограммы, помидоры, болгары, партизаны, апельсины, чулки, мандарины, носки, сапоги, ботинки, валенки, яблоки, места, дела, окна, граммы, солдаты, баклажаны, вафли, англичане.

III.7

Запишите слова, обозначающие:

1. Указание места жительства.
2. Специалиста по выращиванию сельскохозяйственных растений.
3. Храброго, доблестного, самоотверженного человека, который совершает подвиг.
4. Начальника воинской части, военного судна.
5. Сельскохозяйственную машину, которая косит хлеб, очищает зерно и грузит его в автомобили.
6. Того, кто трудится на заводе или фабрике; трудящийся.
7. Человека, который растит хлеб.

На какие две группы можно разделить эти слова? Выпишите каждую группу в отдельный столбик.

III.8

Спишите. Определите падеж имен существительных. Какие звуки передают грохот грома?

ДОЖДЬ

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем зеленым крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.

(С.Маршак)

III.9

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните окончание имен существительных (склонение, падеж).

Эту историю о девочк... и Белочк... ра...казал мне воробей Чин, мой старинный друг, большой знаток горо...ской и л...сной жизн... .
Была ос...нь, парк обл...тел, в углу тлела куча опавших листьев, и в воздух... пахло дымком.
Гуляющих в парк... было мало. Я с...дел на своей любимой скамейк... под старым топол... и грус...но см...трел на ре...ких прохожих.

(По П.Катаеву)

III.10

Спишите. Вставьте окончания имен существительных. Обозначьте склонение, падеж.

Мама с папой ушли, а Катю оставили у дедушк... Василий Степанович постелил Кат... на диван..., уложил ее спать, а на сон грядущий стал рассказывать о своей прежней жизн... — он служил в свое время на флот... .

(По П.Катаеву)

III.11

Спишите, вставляя пропущенные окончания имен существительных. Укажите склонение и падеж. Выполните морфологический разбор подчеркнутого слова.

Элли подобрала у края дорог... толстую ветку и предложила её Страшил... вместо трост... . Сначала Тотошк... не нравился новый спутник. Он бегал вокруг Страшил... и обнюхивал его, считая, что в солом... внутри кафтана есть мышиное гнездо.

(По А.Волкову)

III.12

Спишите, вставляя пропущенные окончания имен существительных. Укажите склонение и падеж.

Выйдя вечерком посидеть на крылечк... , Бастинда обвела глаз... свои владения и вздрогнула от ярост... : далеко-далеко, на границ... своих владений, она увидела маленькую спящую девочку и её друзей.

(А.Волков)

III.13

Спишите. Объясните правописание окончаний имен существительных.

Слезы радост... полились из глаз Железного Дровосека, когда он вновь увидел друзей. Страшила и Элли вытирали ему слезы лиловым полотенц... , боясь, как бы не заржавели его челюсти. Даже Трусливый Лев прослезился. Он так часто вытирал глаза хвостом, что кисточка на конце его промокла: Льву пришлось бежать на задний двор и сушить хвост на солнышк... .

(А.Волков)

III.14

Спишите, вставляя окончания имен существительных. Объясните их. Первое предложение разберите по членам предложения и по частям речи.

1. Дорога шла по просек... в сосновом лесу.
2. На полян... около лесной опушк... я увидел синие цветы.
3. На околиц... деревни мне встретилась старушка.

(К.Паустовский)

III. 15

Прочитайте стихотворение выразительно. Определите тему и основную мысль прочитанного. Выпишите имена существительные, определите падеж.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите...

(М.Дудин)

III.16

Прочитайте. Определите тему и основную мысль прочитанного. Понаблюдайте, как весной раскрываются почки на деревьях и кустарниках. Спишите. Обозначьте падежи имен прилагательных. Выполните морфологический разбор подчеркнутого слова.

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля.
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
Понюхаешь черемуховую почку – и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чернолаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

(М.Пришвин)

III.17

Прочитайте. Что необычного увидел автор в лесу? Как это можно объяснить? Выпишите существительные вместе с прилагательными. Укажите их род, число и падеж.

Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже в самый темный лес. Шел я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую...
Ветер был очень слабый. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку слева направо беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Еще я заметил, что на елках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом.

(По М.Пришвину)

III.18

Прочитайте. Какие свои наблюдения описал автор в тексте? А вы наблюдали что-нибудь подобное? Выпишите существительные вместе с прилагательными. Укажите падеж. Выделите окончания имен прилагательных.

Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику — та растет, и её видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черничники, черные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом.

(М.Пришвин)

III.19

Прочитайте. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных. Выпишите имена прилагательные в две группы.

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ

Ночью стар... сосна,
Полусонн... со сна,
Шепчет маленьк... детишкам,
Озорным соснов... шишкам:
"Тихо, шишки, не шалите!
Лучше спите, крепко спите..."

(А.Александров)

III.20

Прочитайте. Как называется рассказ? Продолжи его самостоятельно, отвечая на вопрос: "Что у нас во дворе?" Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.

ЧТО У НАС ВО ДВОРЕ?

Что у нас во дворе? Наш дом. Он большой. Бел... -бел..., а крыша у него розов... На крыше – антенны телевизионн..., как мачты на корабле. Такой красив... корабль я видел на картинке.

III.21

Прочитайте. Попробуйте придумать историю о происхождении названия цветка незабудки. Спишите, вставляя окончания прилагательных. Выпишите имена прилагательные в две группы.

В сыр... впадинах синели незабудки. Они были такие ярк... и такие син..., будто в них отразилось весенн... небо. Озера незабудок окружили золот... лютики. А на сухих гривах горели маки. Маки были похожи на красн... фонарики, зажженные в зеленой траве.

(Н.Сладков)

III.22

Спишите. Озаглавьте текст восклицательным предложением. Вставьте окончания прилагательных, обозначьте падеж.

А весенн... солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый весенн... ветерок, прилетевший с тепл... моря. Набухли почки на березах, а мохнат... ветви елей покрылись мягк... светл... почками. Это были молод... побеги новой хвои, выглянувшие зелен... глазками. Через мокр..., почерневший снег пробился своей желт... головкой первый подснежник.

(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

III.23

Приходилось ли вам наблюдать, как распускаются листья деревьев и кустарников? Прочитайте, как об этом пишет автор. Выпишите словосочетания из существительных и прилагательных. Определите падежи.

Листики липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.
Дуб сурово развертывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своем какой-то дубовый.
Осинка начинается не в зеленой краске, а в коричневой, в самом младенчестве своем монетками, и качается.
Клен распускается желтый, ладонки листа, сжатые смущенно и крупно, висят подарками.
Сосны открывают будущее тесно сжатыми смолисто-желтыми пальчиками. Когда пальчики разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи.

(М.Пришвин)

III.24

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Сравните окончания имен прилагательных и вопросов.

День был мягк... и мглист... Красноват... солнце невысоко висело над длинн..., похожими на снегов... поля слоист... облаками. В саду стояли покрытые инеем розов... деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тепл... снегом.

(А.Н. Толстой)

III.25

Прочитайте. Попробуйте нарисовать лесную поляну в начале лета. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Выполните интонационную разметку текста. Восходящую интонацию (повышение тона) условно обозначьте знаком ( ).
Нисходящую интонацию (понижение тона) условно обозначьте знаком ( ).

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березов... опушках зацвела иван-да-марья, показались лилов... колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находим душист... ночн... фиалки. А у глух... ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.

(И.Соколов-Микитов)

III.26

Прочитайте. Определите основную мысль текста. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь записать текст под диктовку. Объясните значение слова подпушка.

На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохмат... ослепительн... потоками оно лилось с вышины. По син...-син... небу плыли облака, словно кучи снега. Весенн... ветерки пахнули свеж... травой и птичь... гнездами.
Перед домом лопнули больш... почки на душист... тополях. В саду из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся бел... и желт... звездочками.
Забегали между стволами черн... дрозды. В липах завелась иволга – больш... птица, зелен... с желт..., как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медов... голосом.

(По А.Н. Толстому)

III.27

Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.

Грачи, губители высок... стар... деревьев, красоты садов и парков, прилетели перв... и заняли свои обыкновенн... летн... квартиры, самые лучш... березов... и осинов... рощи, поблизости к селению лежащ... для удобного доставания хлебн... корма. Уже начали заботлив... хозяева оправлять свои стар... гнёзда нов... материалом, ломая для того крепк... беловат... носами верхн... побеги древесн... ветвей.

(С.Т. Аксаков)

III.28

Прочитайте. Определите тему текста. Придумайте заглавие. Постарайтесь мысленно "увидеть" нарисованные в тексте картины. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания к схеме: прил. + сущ.

Осень, глуб... осень! Сер... небо, низк... , тяжел..., влажн... облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесн... чаще, куда летом не проникал глаз человеческ... . Стар... деревья давно облетели, и только молод... отдельн... березки сохраняют ещё свои увядш... желтоват... листья, блестящ... золотом, когда тронут их кос... лучи невысок... осенн... солнца. Ярко выступают сквозь красноват... сеть березов... ветвей вечнозелен... , как будто помолодевш... ели и сосны, освеженн... холодн... воздухом, мелк..., как пар, дождями и влажн... ночн... туманами. Устлана земля сух... разновидн... и разноцветн... листьями, мягк... и пухл... в сыр... погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающ... охотника, и жестк..., хрупк... в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческ... шагов.

(С.Т. Аксаков)

III.29

Прочитайте. Определите основную мысль текста. Озаглавьте текст. Какими увидел осенние листья автор? Попробуйте их нарисовать. Можете ли вы продолжить этот текст? Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните способ словообразования подчеркнутого слова.

Сколько разноцветн... корабликов сегодня на нашем пруду: желт..., красн..., оранжев... — целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху.
Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветн... стеной окружающих наш красив... пруд. Теперь пока летят всё больше кленов...: они раньше других пускаются в путь – в своё перв... и последн... путешествие. Изредка прилетит липов..., ляжет на воду золот... кружком и почти не двигается с места. Рядом с ним опустится кленов... — и сейчас поплывёт. Остроконеч... его лопасти дугой загнуты кверху — ветерок на них и напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядн..., просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцов..., — так и горят на солнышке! Это всё, должно быть, с того пышн... клена, который красуется вон там, на берегу, разрумянившись на славу.

(По Д.Н. Кайгородову)

III.30

Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите морфемы подчеркнутого слова.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы.
Бел... как снег, с блестящ... , прозрачн... небольшими глазами, с черн... носом и черн... лапами, с длинн... , гибк... и красив... шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зелен... камышей по темно-син... гладк... поверхности воды.

(С.Т. Аксаков)

III.31

Прочитайте. Объясните название платков. Каковы мотивы рисунков на павловских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор подчеркнутого слова.

Русск... умельцы создали удивительн... платки с набивн... ярк... цветами на черн..., вишнев..., кремов... поле. У платков есть прост... коротк... название – "павловские". Искусство цветочн... орнамента павловск... платка уходит в далёк... прошлое. Резчики набойн... досок создавали неповторим... художественно-растительн... узоры. Эти узоры и отпечатывали на ткани, с досок мастера-набойщики переносили рисунок на платок. Павловск... платок становился не просто предметом одежды, а произведением искусства.

(Н.Г. Скегина и др.)

III.32

Прочитайте. Что вы знаете об оренбургских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.

Может быть, вы слышали об оренбургск... пухов... платках? Они очень красив..., тепл... и такие тонк..., что больш... платок можно легко пропустить сквозь маленьк... колечко. Эти знаменит... на весь мир платки делают из пуха коз оренбургск... породы. Она выведена в нашей стране — в Оренбургской области.

(Н.Пожарицкая)

III.33

Прочитайте. Выпишите местоимения по порядку: 1-го, 2-го и 3-го лица.

— Я бы переплыл через воду, — сказал Страшила, — но вода смоет мои глаза, уши и рот, и я стану слепым, глухим и немым.
— А я утону, — проговорил Железный Дровосек, — ведь я очень тяжел. Если даже и вылезу из воды, сейчас же заржавею, а масленки нет.
Так они стояли, раздумывая, и вдруг услышали храп Людоеда.
— Надо спасать Элли, пока он спит, — сказал Железный Дровосек.
— Погоди, я придумал! Сейчас мы переберемся через ров.
Он срубил высокое дерево с развилкой на верхушке, и оно упало на стену замка и прочно легло на ней.
— Полезай! – сказал он Страшиле. — Ты легче меня.

(А.Волков)

III.34

Прочитайте. Почему в некоторых предложениях местоимение вы пишется с большой буквы? Спишите.

1. Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? (А.Пушкин)
2. Геннадий Сергеевич, Вы бывали в наших местах?
3. Ребята, вы читали эту книгу?
4. Ольга Петровна, ребята Вас уже ждут.

Придумайте и запишите предложения с местоимением 2-го лица в вежливой форме.

III.35

Прочитайте. Выпишите местоимения, определите падежи. Выполните фонетический разбор подчеркнутого слова.

"Царь-девица? Так она,
Что ль, тобой увезена?" —
Вскрикнул Месяц Месяцович.
А Иванушка Петрович
Говорит: "Известно, мной!
Вишь, я царский стремянной;
Ну, так царь меня отправил,
Чтобы я её доставил
В три недели во дворец;
А не то меня, отец,
Посадить грозился на кол".

(П.П. Ершов)

III.36

Прочитайте. Отгадайте загадку. Спишите. Укажите лицо, число и падеж местоимений. Слово-отгадку разберите по составу.

Его бьют сапогом, его бьют колесом, ему все нипочем, хоть ударь кирпичом.

III.37

Прочитайте, дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Знаете ли вы названия басен И.А. Крылова, из которых взяты эти предложения?

1. Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ... мастерица?
2. Смотри-ка, квакушка, что, буду ль ... с него?
3. Очков с полдюжины себе ... достала.
4. Как, милый Петушок, поешь ... громко, важно!
5. Кумушка, ... странно это: да работала ль ... в лето?
6. Смотри, уж ... хрипишь, а ... себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает.
7. А ... , друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Спишите предложения, вставьте пропущенные местоимения. Определите их лицо и число.

III.38

Спишите. Определите род, число, падеж местоимений. У каких местоимений можно определить род?

КОТ УСПОКОИЛСЯ

— Ну ничего, Дядя Федор, не унывай. Хорошо, что я у тебя есть. Мы и с твоим трактором справимся. Будем перед ним сосиску на удочке держать. Он за сосиской поедет и нас повезет.
Так они и сделали. Скоро трактор исправляться начал. А вообще-то он был веселый. Кабина пластмассовая, голубая, а колеса железные. И смазывать его надо было не машинным маслом, а подсолнечным.

(Э.Успенский)

III.39

Прочитайте. Спишите. Подчеркните местоимения, укажите лицо, число, падеж. Выпишите местоимения с предлогами.

Страшила тоже пошел в лес. Ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью, как днем, это не причиняло никаких неудобств. Но когда он набирал полную горсть орехов, они вдруг вываливались у него из рук, и все приходилось начинать снова.

(А.Волков)

III.40

Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните название стихотворения. Спишите. Подчеркните местоимения.

ВЕСЕЛЫЙ ЖУК

Он весел и счастлив
От пят до макушки –
Ему удалось убежать от лягушки.
Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.
Бежит он сквозь чащу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.
Зеленые стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу...

(Л.Квитко)

III.41

Спишите. Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? Слова-отгадки разберите по составу.

Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
В лесу у пня суета, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.

III.42

Замени фразеологизмы синонимами.

Волком выть, во все лопатки, во все горло, баклуши бить, тянуть волынку, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, душа нараспашку, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос.

III.43

Прочитайте. Проверьте себя: умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь.

"Не надо, — сказал я, — подушку взбивать,
А также простынкой кровать накрывать,
А также не надо кровать согревать
Моим одеялом из шерсти верблюда!
Я спать не пойду ни за что, никогда!
Я буду слоняться туда и сюда,
Плясать
Или просто за ухом чесать,
Но спать, безусловно, я больше не буду!
Кататься верхом на слоне — это да!
Запеть петухом в тишине — это да!
Шептаться со львом при луне — это да!
Шататься от стенки к стене — это да!
Но только не спать ни за что, никогда!

(Ю.Мориц)

III.44

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего времени.

Зимой в заснеженном лесу зелен..., в бел... шапочк... и бел... шарфик... елочка – перв... красавица. Густ... лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел... укроет, и на ночь приютит.
Но есть дерево, у которого хвоя к осен... желтеет и осыпается. Поэтому-то и назвали это дерево лиственницей.

(Из "Энциклопедии для детей")

III.45

Прочитайте. Что вы узнали о ящерице круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.

От жары и опасности ящерица круглоголовка зарыва...тся в песок. Да так быстро, словно тон...т в нем. А вот так она врагов пуга...т: хвост пружиной закрут...т, пасть раскро...т — даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.

(Из "Энциклопедии для детей")

III.46

Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончание.

Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица — страус. В реках и озерах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.

(Из "Энциклопедии для детей")

III.47

Прочитайте, Подумайте, как образовалось слово поползень. Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.

Мечется поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замечает. Не вид..., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснет, то нос из-за сучка высун...ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч...

(Н.Сладков)

III.48

Спишите, ставя глаголы в настоящее время. Выполните морфологический разбор подчеркнутого слова.

Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и все напрасно. Старик чувствовал, что выбился из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался.
Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, о котором его просил Грушук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

III.49

Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания.

Лает, квака...т, ползет, ду...т, прыга...т, идет.
Шьет, на дудочке игра...т,
бел... кистью, подмета...т.
Вар...т, пил...т, приседа...т,
скач...т, ежится, лета...т.
Бьет, ласка...т, крут...т, спит
И за партою сидит.

III.50

Прочитай. Попробуй вставить пропущенное слово. Какими "ключиками" ты пользовался? Спиши. У глаголов настоящего времени укажи лицо и число.

В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображен на флаге Ливана. А какое самое распространенное дерево в российских лесах? Береза? Ель? Сосна? ... ! Древесина у этого дерева твердая, тяжелая и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, — отсюда и название дерева.

III.51

Прочитайте. О каком дереве говорится в старинной русской песне? Укажите суффиксы глаголов в неопределенной форме. От глаголов в неопределенной форме образуйте и запишите глаголы настоящего времени. Укажите спряжение.

Первое дело — мир освещать,
Второе дело — скрип утишать,
Третье дело — больных исцелять,
Четвертое дело — чистоту соблюдать.

III.52

Прочитайте. Что вы узнали об эвкалиптах? Как это объяснить? Письменно продолжите текст, употребляя глаголы в настоящем времени. Обозначьте спряжение.

Среди многих чудес, которые европейцы увидели в Австралии, были и эвкалипты. Леса из огромных деревьев с густой кроной почти не давали тени. Французский писатель Жюль Верн в романе "Дети капитана Гранта" так описывает это свойство эвкалиптов: "Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром. Поэтому лучи солнца проникают сквозь листву, словно через щели решетчатых жалюзи".
Один из героев романа замечает по этому поводу: "В этой стране, где воздух сух, где дожди редки, почва иссушена, эти узкие листья, защищаясь от солнца и чрезмерных испарений, обращают к солнцу не свою лицевую сторону, а ребро. Нет ничего умнее листа".
"И ничего более эгоистичного", — отвечает ему герой произведения.

(Из "Энциклопедии для детей")

Продолжите мысль героя произведения.

III.53

Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число.

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
На палубе матросы —
Четырнадцать мышат.
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты — паутинки,
А парус — лепесток.
Ведет корабль утка,
Испытанный моряк.
— Земля! – сказала утка. —
Причаливайте! Кряк!

(Английская народная песенка)

III.54

Проспрягайте письменно глаголы идти и сидеть. Какой из этих глаголов спрягается по I спряжению, какой – по II спряжению?

III.55

Проспрягайте письменно глаголы бежать и хотеть. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению и называются разноспрягаемыми.

III.56

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите окончания глаголов. Выпишите глаголы в две группы.

В леса-чудеса
Мы поед...м с тобой.
Там брод...т у озера
Лось голубой.
Там чащу хвостом
Подмета...т лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса.
В леса-чудеса
Мы поед...м.
Там встрет...мся
С Умным Медведем,
Заглян...м к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.

(Г.Сапгир)

III.57

Прочитайте. Что нового вы узнали из текста? Попробуйте пофантазировать и закончите последнее предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов, обозначьте спряжение.

Плоская, как большой блин, рыба камбала живет всегда на дне моря. Лежит и вверх поглядыва...т — не плывет ли к ней добыча. Чтобы быть незаметной, камбала изменя...т свой цвет: на желтом песке она становится желтой, затаится на темном иле — и сама потемне...т, а на пестрых камнях она пестрая. Однажды на дно аквариума положили ... .

(Из "Энциклопедии для детей")

III.58

Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите глаголы в две группы. Выделите окончания. Укажите лицо и число.

У цапли клюв — пика. Долго стоит цапля на берегу — застыла, не шелохнется. Лягушки, рыбы перестают обращать на нее внимание. И тут цаплин клюв мгновенно пронза...т воду. Удар — и добыча оглушена. Схват...т, подброс...т цапля свою поживу и проглот...т. Да так ловко лов...т, что проскальзыва...т рыбка сквозь глотку головой вперед. Так она ни за что не застрян...т.

(Из "Энциклопедии для детей")

III.59

Прочитайте. Как вы представляете себе беззубку? Что вы узнали о ней? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. Обозначьте спряжение.

Беззубка — это ракушка, у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высун...т беззубка ногу, воткнет её в песок, ракушка дрогн...т, потом сдвин...тся с места. Переместится беззубка на два-три сантиметра, отдохнет — и снова в путь. Она тихоход: за час мож...т проползти тридцать-сорок сантиметров. Через одну трубочку беззубка втягива...т воду, а через другую — выбрасыва...т. При этом и дышит, и ест.

(Из "Энциклопедии для детей")

III.60

Как называются глаголы: слышать, дышать, гнать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть? Почему? Проспрягайте письменно глаголы смотреть и дышать.

III.61

Прочитайте. О каком дереве идет речь? Выпишите глаголы прошедшего времени. Укажите число и род.

Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: "Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья! Стой вечно зеленым!"

(Из "Энциклопедии для детей")

III.62

Прочитайте стихотворение выразительно. Глаголы какого времени использованы в тексте? Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, определите род, выделите приставки.

Ветер
В наш лес
Песню донес.
Песню пролаял
Охотничий пес.
Волк
Эту песню
Провыл на опушке.
Дружно
Проквакали
Песню
Лягушки.
Бык
Эту песню,
Как мог, промычал.
Рысь
Промурлыкала.
Сом
Промолчал.
Филин
Прогукал.
Уж
Прошипел.
А соловей
Эту песню
Пропел.

(Г.Сапгир)

III.63

Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не. Какие глаголы с частицей не вы "подсказали бы" Магдалине Харитоновне? Запишите их.

Магдалина Харитоновна очень долго и очень скучно толковала о том, что надо слушаться взрослых, не бегать, быть осторожным, не баловаться, не драться, громко не смеяться, сырой воды не пить, зеленых ягод не есть и еще штук пятнадцать разных противных "не".

(С.Голицын)

III.64

Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не.

1. В дому своем не ленись.
2. На войну выйдя, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает.
3. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.
4. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.
5. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
6. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели.

("Поучение Владимира Мономаха детям")

III.65

Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не.

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! — смеялся над ним отец. — Ты и ружья не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице.
Наступит весна. Только вскроются реки, еще никто и не думает купаться, а Суворов — бух в холодную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

(С.Алексеев)

III.66

Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У глаголов выделите приставки.

ОТЧЕГО В МОРОЗЫ ТРЕЩАТ ДЕРЕВЬЯ?

Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерза...т, как вода. Когда вода замерзн...т, она раздается; а когда ей нет места раздаться, она разрыва...т деревья.
Отчего вода не сжима...тся, как железо, от холода, а разда...тся, когда замерзн...т? Оттого, что, когда вода замерзн...т, её частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше пустых мест.
Для чего вода не сжима...тся, когда замерзн...т? Для того, чтобы вода в реках и озерах не замерзла до дна.

(Л.Н. Толстой)

III.67

Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число. Выделите окончания.

КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. Куда дева...тся вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднима...тся туманом, туман поднима...тся выше, потом из тумана делаются тучи. Тучи гон...т ветром и разнос...т по земле. Из туч вода пада...т на землю. С земли стека...т в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря вода поднима...тся в тучи, тучи разносит но земле.

(По Л.Н. Толстому)

Список используемой литературы

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Капельки солнца. С-Инфо. Баллас. Москва. 1994.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. С-Инфо. Москва, 1992.

3. Волков А. Волшебник изумрудного города. Фирма Грегори. 1991.

4. В березовой роще. Рассказы. Москва. Детская литература. 1972.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва. Эксмо-пресс. 2000.

6. Ершов П.П. Конек-горбунок. Малыш. 1992.

7. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва. Просвещение. 1989.

8. Крылов И. Басни. Москва. Просвещение. 1985.

9. Лом И.М. Правила хорошего тона. ТОО Ариель. 1993.

10. Мамин-Сибиряк Д.Н. Детская литература. 1979.

11. Малахова Т.И. Для вас, девочки! АО Кемеровское книжное издательство. 1993.

12. Мифологический словарь. Москва. Просвещение. 1985.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. Русский язык. 1988.

14. Паустовский К. Избранное. Московский рабочий. 1961.

15. Перро Ш. Библиотека мировой литературы для детей. Москва. Детская литература. 1982.

16. Пришвин М. Московский рабочий. 1971.

17. Русские народные сказки. Библиотека мировой литературы для детей. Москва. Детская литература. 1979.

18. Скегина Н.Г., Дробот Г.И., Колпакова Г.И., Авраменко Н.Н. Подмосковье. Учебное пособие по родному краю для учащихся 2–4-х классов. Москва. 1998.

19. Толстой Л.Н. Откуда взялся огонь? Ленинград. Детская литература. 1988.

20. Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот. Москва. 1991.

21. Флинт В. Птицы в лесу. Москва, 1992.

22. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Москва. Аванта+, 1993.

23. Энциклопедия для детей. Биология. Москва. Аванта+, 1993.