Галина ЦУКЕРМАН,
доктор психологических наук,
ведущий научный сотрудник
Психологического института РАО
Учебное сообщество – путь к
учебной самостоятельности
Становление детской
самостоятельности, инициативности и
ответственности, в первую очередь воспитание умения
учиться, понимается сейчас как ведущая
ценность и цель образования XXI века. Ясно, что
инициативность невозможно вырастить с помощью
репродуктивных методов обучения. Этими методами
можно добиться противоположных результатов:
творческая, познавательная, коммуникативная
инициативность, свойственная здоровым
дошкольникам, может погаснуть, не получая
поддержки в школе. Вместо человека, умеющего
учиться, то есть способного и склонного
самостоятельно расширять свои знания и умения
сообразно новым жизненным задачам,
репродуктивная школа выращивает в лучшем случае
информированных людей, хорошо решающих
кроссворды, но беспомощных в новой ситуации, не
приспособленных жить в нынешнем быстро
меняющемся мире без постоянного руководства,
надзора и опеки.
Первоклассник сделал открытие: «Не бывает
звука [э] в безударном положении! Его не
существует!» Его одноклассница хмурится: она еще
не уверена, что это так.
|
Учебная самостоятельность
старшеклассника существенно зависит от опыта
учебного сотрудничества, который ученик
приобрел в начальной школе, от того, насколько
учитель умеет строить учебное сообщество и
включать каждого ребенка в совместный поиск
нового знания. Взаимодействие,
взаимоотношения, сотрудничество, совместность,
сообщество... Все эти слова хорошо знакомы
педагогам, но они до сих пор рассматривались
скорее как декоративно-прикладной элемент в
конструкции образования, а не как краеугольный
камень этой конструкции. Эмоциональные и
социально-деловые связи и отношения всех
участников учебной работы до сих пор были лишь
фоном, фигурой которого оказывались даже не люди,
а тоR качество знаний и количество умений и
навыков, которое ученик донес до экзамена или
любой другой аттестационной работы.
Возможно ли, не снижая качества знаний,
повысить социальную и коммуникативную
компетентность школьников? Да, можно, если эти
знания будут добываться детьми в совместной
учебной работе с одноклассниками, если учителю
удастся превратить класс в учебное сообщество.
Что такое учебное сообщество?
Это группа детей, которая способна
соорганизоваться для совместного учебного
труда, непосильного для каждого отдельного
участника общей работы. Такая группа (класс)
действует по правилу неаддитивности * :
эффективность работы группы больше, чем сумма
индивидуальных достижений каждого ее участника.
Я долго думала, включать ли в
определение учебного сообщества учителя.
Естественно, именно учитель создает условия для
того, чтобы совместная работа детей стала
возможной. Однако в период функционирования
группы взрослый в ее работе НЕ участвует, дети
работают самостоятельно, относительно
автономно. Взрослый включается в работу группы
только в том случае, если дети сами приглашают
его к сотрудничеству. Единицей учебного
сообщества в начальной школе является
организованная взрослым, но действующая без его
непосредственного руководства группа
сверстников (одноклассников), в основной школе –
разновозрастная группа.
Какие педагогические задачи призвано
решать учебное сообщество? Во-первых, обеспечить
каждому ребенку ту эмоциональную поддержку,
которая необходима любому человеку, а особенно
первокласснику для того, чтобы взяться за
рискованное дело: пробовать что-то новое,
высказывать свои мысли о чем-то неизвестном.
Во-вторых, сотрудничество со сверстниками
является тем источником мотивации, которая
необходима значительному количеству
первоклассников для того, чтобы включиться в
учебный процесс и не выпадать из него. (Известно,
что по крайней мере для трети детей общение и
человеческие отношения уже к шести годам
становятся той ведущей личностной ценностью,
отсутствие которой делает для них пресным,
безвкусным любое дело, в том числе учение.)
В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом
обучения: доказано, что именно общение и
сотрудничество со сверстниками (а не действия
под руководством взрослого) – это та область
деятельности, где наиболее успешно осваиваются
полузнакомые действия и становятся понятными
полупонятные мысли. В-четвертых, социальные
навыки, социально-психологические компетенции,
коммуникация неизбежно становятся таким же
важным содержанием обучения, как умения и навыки
чтения, письма, счета и прочие традиционные
составляющие содержания начального обучения.
При организации сотрудничества со сверстниками
социальные навыки органично присутствуют на
каждом уроке, не выделяются в особый учебный
предмет и не требуют отдельных уроков. В-пятых,
сотрудничество в группе равных является источником
развития децентрации – уникальной
способности понимать точку зрения другого и
действовать с позиции другого человека как в
интеллектуальной, так и в эмоциональной и
личностной сфере.
Мы пришли к общему решению! Мы сами
открыли новое орфографическое правило!
|
Для того чтобы построить
учебное сообщество, учителю надо решить три
педагогических задачи. Первая: выстроить
понятийное содержание урока таким образом, чтобы
дети увидели противоречие между известным
способом действия и новой ситуацией. Вторая
задача педагога: инициировать и поддерживать
детские догадки о том, как надо действовать в
новой ситуации независимо от того, правильны ли
эти догадки. Третья задача: создать для каждого
ребенка возможность эмоционально включиться в
общий поиск, не только заметить, но и пережить
интеллектуальную трудность и ее преодоление.
Местом рождения учебного сообщества
является 1-й класс. Если учитель откладывает
задачу организации учебного сотрудничества хотя
бы на год, то его трудности удваиваются: ему
приходится не только учить детей сотрудничеству,
но и переучивать, преодолевать стереотипы
фронтального обучения. Труднее всего бывает
преодолеть следующие учебные привычки и
установки ребенка.
С учебной работой все должны
справляться в одиночку. Добровольная (не
санкционированная учителем) помощь
однокласснику называется подсказкой и
списыванием, за нее у нас осуждают.
Мысли одноклассников могут быть и
гениальными, и глупыми. Без разрешения учителя их
нельзя ни оспорить, ни использовать.
Учитель всегда прав, его мысли надо
понимать, запоминать и применять. Не соглашаться
с учителем, делать по-своему неприлично.
Задавать вопросы можно тогда, когда
учитель скажет: "Какие есть вопросы?"
Правильные ответы учеников учитель
хвалит, неправильные исправляет. "Мне не надо
беспокоиться об ошибках других детей. Главное –
самому не делать ошибок".
В учебном сообществе у ребенка
складываются противоположные установки:
Нет ошибок, есть лишь догадки
(гипотезы), которые подтверждаются (полностью или
частично) или не подтверждаются. Высказывать
гипотезы почетно.
Мое мнение важно, интересно и учителю,
и одноклассникам. Но его (мнение) желательно
обосновывать.
Все, что высказывается на уроке,
адресовано мне лично. От меня ждут немедленного
ответа (хотя бы согласия или несогласия).
По реакции учителя я редко могу
понять, правильна ли высказанная мысль. Понять
это помогают одноклассники.
То, что предлагает учитель, не всегда
правильно. Иногда учитель приглашает меня
поспорить с ним. А иногда учитель, как и каждый
нормальный человек, может ошибиться, и ему надо
помочь.
Помогать одноклассникам и учителю и
ждать от них помощи – нормально…
Усилия учителя, направленные на
организацию учебного сотрудничества в классе,
вознаграждаются сторицей, когда появляются
первые зримые результаты: высвобождение и
развитие детской учебной и познавательной
инициативы. Детская инициатива, поисковая
активность учеников, направленная на
"изобретение", самостоятельное открытие
средств и способов решения задач – одна из
высших ценностей учебной деятельности. Бережно
поддерживать и выращивать поисковую активность
– цель любого учителя, стремящегося
сформировать у школьников умение учиться
самостоятельно, без его (учителя) постоянной
помощи и побуждения. Однако намерения учителя
воспитать детскую свободу, независимость,
инициативность далеко не всегда воплощаются в
подлинно инициативные действия учеников.
Неумение передавать детям знание
нерепродуктивно, организуя их собственную
поисковую активность и не давая готовых образцов
действия, размышления, словесного выражения
мысли, – одна из главных трудностей учителя,
пытающегося преодолеть традиционные методы
обучения. Правила, образцы, алгоритмы,
инструкции, определения дети могут создавать
самостоятельно, если их учитель научится двум
вещам: 1) не делать этого за детей; 2) инициировать
детский поиск и пробы собственных вариантов
решения задач.
Сейчас мы покажем на схеме, о чем мы
договорились! Мы думаем, что после букв Ч и Щ
буква Ю не пишется!
|
При всем разнообразии
педагогических стилей работе мастеров
организации учебной деятельности класса как
учебного сообщества присуща одна общая черта.
Мастера умеют удерживать детей в рамках задачи,
предоставляя им при этом максимум свободы в
поиске и опробовании самых невероятных,
непредвиденных путей к решению. Мастер
организации совместной учебной деятельности
строит урок парадоксально. С одной стороны,
учитель тщательно планирует каждый шаг урока. С
другой стороны, он гибко реагирует на любое
(неважно, удобное или неудобное) детское мнение,
догадку, вопрос, предположение, возникающее по
ходу решения. Удерживая общее направление
движения, учитель готов следовать к цели по той
индивидуальной траектории, которая
выстраивается в каждом классе по-разному.
Одна из трудностей передачи опыта
таких мастеров состоит в том, что всегда
уникальная ситуация урока не поддается
пересказу. Урок надо видеть. Теперь это возможно.
С работой мастеров организации совместной
учебной деятельности класса можно познакомиться
с помощью видеопособий. Благодаря усилиям
методического центра "Развивающее обучение
(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)" АПК и
ПРО начала создаваться серия "Урок в
развивающем обучении". Каждая часть серии
включает кассету с видеозаписью уроков и
брошюру, содержащую комментарий к этим урокам. В
анализе уроков акцент ставится на развитие
умения учиться и других общеучебных навыков
младших школьников, необходимых для любой
современной образовательной системы. Выпушена
первая часть этой серии – "Класс как учебное
сообщество". Она позволяет увидеть и осмыслить
действия учителя, направленные на организацию
учебного сотрудничества в классе, а также
действия учеников, в которых проявляются учебная
самостоятельность и инициатива ребенка на уроке.
Сравнение действий первоклассников и
пятиклассников позволяет зафиксировать тот шаг
в развитии детского мышления и коммуникативной
компетентности, который случился благодаря
усилиям учителя по воспитанию класса как
учебного сообщества.
Для заказа видеопособия обращайтесь
в Методический центр по адресу: 125212, Москва,
Головинское шоссе, д. 8, корп. 2, кабинет 116; по
телефонам: 452-25-32, 452-05-78; по электронной почте: center@rusinterschool.ru .
* Тем, кто забыл школьную
математику, напоминаю: аддитивный – получаемый
путем сложения так, что величина,
соответствующая целому объекту, всегда равна
сумме величин, соответствующих его частям, каким
бы образом объект ни разбивали на части.
Неаддитивный эффект учебного сообщества
проявляется там, где группа (класс) решает задачу,
которая не по плечу ни одному из участников
совместной работы.
|