Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лариса САЛОМАТИНА

Продолжение. См. № 31, 34, 40/2003

У природы нет плохой погоды

Занятие 15

(2 часа)

Тема. "Н.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством" (отрывок). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода".

Цели. Знакомство с творчеством Н.В. Гоголя; развитие умения передавать содержание текста-описания, пользоваться именами прилагательными; обогащение и активизация словаря учащихся; формирование потребности в постоянном чтении художественной литературы; совершенствование навыков правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Оборудование. Портрет Н.В. Гоголя, выставка книг; иллюстрации с изображением памятников Н.В. Гоголю скульпторов Н.В. Томского, Н.А. Андреева; иллюстрации с изображением украинцев в национальных костюмах; Физическая карта России; звукозапись колядок; портреты Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, М.Мусоргского.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы будем работать с отрывком из повести Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством".

III. Постановка учебной задачи

У. Настройтесь на работу. Нам предстоит сегодня не только внимательно прочитать начало повести, но вспомнить, как пишутся окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

IV. Вступительная беседа

У. Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) (учитель показывает портрет писателя и иллюстрации с изображением памятников) стал широко известным в 1831–1832 годах ХIХ века после выхода в свет двух частей его книги "Вечера на хуторе близ Диканьки", в которую входит восемь повестей (учитель показывает книгу). Повесть – это прозаическое произведение со сложным сюжетом и многими героями.
Все повести основаны на народных поверьях (вере в примету), сказках, песнях, украинском устном народном творчестве, а также на личных воспоминаниях Николая Васильевича об Украине.
Ребята, а кто знает что-нибудь об украинском народе?

Дети рассказывают.
Учитель показывает иллюстрацию с изображением украинцев в народных костюмах, читает стихотворение на украинском языке, показывает карту.

– Сегодня мы прочитаем отрывок из повести "Ночь перед Рождеством".
На предыдущем занятии мы читали о ночи накануне Рождества у Бунина, а сегодня мы прочитаем описание рождественской ночи у Гоголя.
Кто из вас знает, как называется эта ночь – с шестого на седьмое января?

Дети. Сочельник.

У. Так вот, раньше, во времена Гоголя, любимым развлечением молодежи в сочельник было колядование.

Учитель записывает слово на доске.

– Парни и девушки ходили по деревне под окнами домов и пели песни – колядки. Это короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам здоровья, благополучия. Хозяева в ответ кидали в мешок колядующим колбасу, хлеб, медный грош – в общем, кто чем богат. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.
Послушайте, как звучали колядки.

Учитель включает звукозапись колядок.

V. Словарная работа

У. В тексте встретятся такие слова: "парубок", "хата", "скрыпучий". Как вы думаете, что они означают?

Д. Парубок – парень.
– Хата – крестьянский бревенчатый дом в украинской и южнорусской деревне.
– Скрыпучий – скрипучий (областное).

VI. Первичное восприятие текста

У. Приготовьтесь внимательно послушать отрывок из повести "Ночь перед Рождеством". Затем скажите, в чем же особенность этой ночи.

Учитель зачитывает отрывок.

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра, но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
Итак, в чем же особенность такой ночи?

Д. Ночь какая-то сказочная, загадочная, много колдовства.
– Ночь веселая, все гуляют, отмечают праздник, славят Христа.

У. Действительно, ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождества Иисуса Христа – особенная. В эту ночь злые силы – черт, ведьма – по словам Гоголя, ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить свое зло на добрых людях. А кто такая ведьма?

Д. Злая волшебница.

VII. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст отрывка из повести "Ночь перед Рождеством".

У. Мы с вами прочитали начало повести, в котором описан пейзаж зимней ночи. Прочитайте текст самостоятельно и подумайте, что является объектом описания.

Дети читают текст.

– Что же является объектом описания?

Д. Ночь.

У. С чего начинается описание, какими словами?

Д. "Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила".

У. Как вы думаете, почему Гоголь начинает описание именно первым предложением, ведь он мог сразу написать: "Зимняя ясная ночь наступила"?

Д. Хотел показать, что день сменяет ночь.

У. Первое предложение придает описанию контрастность: день прошел – ночь наступила. Днем все было спокойно, а вот ночью всех ждут загадочные происшествия. Не было ли у вас после прочтения первого предложения ощущения, что сейчас что-то начнется?

Высказывания детей.

– Есть в этом предложении какая-то таинственность. Прочитайте его еще раз медленно, сделав акцент на слове "прошел".

Дети выполняют задание.

– Какая же ночь наступила?

Д. Зимняя, ясная.

У. Что значит "ясная ночь"?

Д. Все тихо, ветра нет, морозно, нет метели, вьюги, то есть хорошая погода.

У. Опишите ночь.

Д. На небе светили звезды, месяц высоко в небе. Морозило сильнее, под ногами скрипел снег.
– Клубы дыма над хатами. Тихо, все готовятся к празднику.

У. Какие слова и выражения использовал Гоголь, чтобы показать, что все оживает в эту сказочную ночь?

Д. Звезды глянули, месяц величаво поднялся, месяц заглядывал украдкою в окошки, дым пошел по небу тучею.

У. Как называются такие выражения?

Д. Олицетворения.

У. Олицетворять – значит представить что-то – предмет, явление – в образе живого существа. Почему же было тихо?

Д. Не было ветра, морозило. Народ еще не вышел на улицу.

У. А почему люди были дома?

Д. Девушки наряжались, парни тоже готовились к празднику.

У. Да, действительно, на улице была такая тишина, что скрип мороза слышался под сапогами за полверсты. Помните у Бунина: "...в полуверсте ничего не видно впереди" (вьюга, ветер, снег поземкой вился по полю), а у Гоголя скрип мороза слышен. Найдите в описании такие предложения, при чтении которых действительно создается впечатление скрипа мороза.

Д. "Морозило сильнее, чем с утра, но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты".
– Еще "выбежать... на скрыпучий снег".

У. Какие звуки и в каких словах передают это впечатление?

Д. Звуки [с] и [с,] в словах: сильнее, с утра, скрип, сапогами, полверсты, месяц, принарядившихся, скорее, скрыпучий, снег.
– Звуки [з] и [з,] в словах: морозило, зато, мороза, за, показывалась, заглядывал, вызывая.

У. Как вы думаете, а что означает имя существительное "скрип"?

Дети работают с Толковым словарем.

Д. Скрип – резкий, с металлическим оттенком звук, возникающий при трении. Например, скрип дверей, скрип колес.

У. Что же означает существительное "скрип" в словосочетании "скрип мороза"?

Д. Означает такой звук, который создается при надавливании на снег ногами.

У. Прочитайте последнее предложение.

Дети зачитывают вслух.

– Что вы испытываете, читая это предложение?

Д. Небольшой испуг.

– Если бы на самом деле такое случилось, то страшно.

У. А как вы думаете, это все правдоподобно?

Д. Не совсем.

У. Действительно, это небольшое волшебство рождественской ночи. Люди во времена Гоголя верили в потусторонние силы: ведьм, леших, домовых, чертей и т.д. Какие чувства охватывают человека при соседстве с ними?

Д. Чувство опасности.

У. Однако люди веселились, пели, плясали. Какой момент в описании производит на вас особое впечатление?

Дети высказываются.

VIII. Выразительное чтение текста

У. Какие предложения по цели высказывания использует Гоголь для описания ночи? Почему?

Д. Повествовательные. Он хотел подчеркнуть тишину, таинственность и загадочность сочельника.

У. Прочитайте текст с соответствующей интонацией.

Пять минут дети готовятся, затем два-три человека демонстрируют чтение вслух.

IХ. Творческое задание

У. Ребята, представьте, что вас попросили сочинить музыкальное произведение к этому описанию. Какого бы характера оно было?

Д. В начале описания музыка веселая, игривая (это день перед Рождеством), затем тихая и спокойная (все готовятся к празднику, дети уже спят), медленная и вдруг резко усиливается музыка (громкое звучание) – это ведьма вылетает на метле.

Х. Прослушивание музыкального произведения

У. На многие произведения Гоголя написана музыка. К примеру, у Н.Римского-Корсакова есть опера "Майская ночь", у П.Чайковского – "Черевички", у М.Мусоргского – "Сорочинская ярмарка".

Учитель показывает портреты композиторов, предлагает послушать произведение (на выбор) и определить, есть ли в музыке этих композиторов что-то волшебное и загадочное.

ХI. Физкультминутка

У. Немного отдохнем.
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно.
(Дети кладут головы на парту, закрывают глаза, звучит тихая мелодия.)
Тише, тише. Тишина
В нашу комнату пришла.
Мы немного отдохнем,
Сладко-сладко все заснем.
(Дети лежат на партах две-три минуты.)

ХII. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

У. Выпишите из текста все имена прилагательные.

Дети выполняют задание.

– Скажите, пожалуйста, много ли имен прилагательных в описании?

Д. Нет, очень мало.

У. Как вы думаете, почему Гоголю удалось, почти не употребляя имена прилагательные, создать такое яркое описание рождественской ночи?

Д. При помощи глаголов и имен существительных.

У. Скорее всего, при помощи олицетворений, о которых мы уже говорили. Например: "Глянули звезды". В этом простом предложении нет прилагательных, но какое оно емкое и выразительное! Гоголь был великим мастером слова, поэтому его описание лаконичное, но яркое, точное. О героях этой повести вы узнаете подробнее в старших классах.
Мы должны тоже учиться писать образно и выразительно, беря за образец произведения русских писателей-классиков. Но наша с вами задача – не только научиться выбирать меткое слово, выражение, соответствующий тип предложения, правильную падежную форму слова, но и уметь безошибочно, то есть грамотно, написать, к примеру, безударные падежные окончания имен прилагательных.
Определите род выписанных имен прилагательных.

Д. Мужской род – скрыпучий, последний.
– Женский род – зимняя, ясная.

У. Вспомните, как правильно написать безударные падежные окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода.

Дети рассказывают правило.

– Сейчас мы проверим, как вы усвоили это правило.
Первое задание: поставьте имя существительное и имя прилагательное в нужный падеж, выберите окончания, объясните смысл пословицы.

На доске:

Торопись – и у (сегодняшний день) будет вечер.

– Что у вас получилось?

Д. Торопись – и у сегодняшнего дня будет вечер.

У. Как вы поняли смысл пословицы?

Д. Человек должен ценить время. Нельзя лениться, так как день быстро проходит и можно многое не успеть сделать.

Детям раздаются перфокарты.

ПЕРФОКАРТА

Главн... праздник зимы – Рождество. На Руси издавна повелось отмечать его радостными песнями. Все собирались на улице весел... толпой. А с рождественск... утра начинались игры и забавы. Наряжались все кто во что горазд, ходили по дворам с песнями – колядками. За ласков... слово и добр... пожелание хозяева одаривали колядующих вкусн... печеньем.

У. Второе задание: вставьте пропущенные окончания имен прилагательных.

После выполнения задания работы собираются.

ХIII. Работа с поговорками и приметами

У. Прочитайте следующие приметы и поговорки.

На доске:

Уродилась коляда накануне Рождества.
Ясные дни в Рождественский пост – к хорошему урожаю.
На Рождество Христово метель – пчелы хорошо роиться будут.

Учитель объясняет детям значение примет.

ХIV. Итог занятия

У. Ребята, вам понравилось занятие? Чем особенно? Почему Гоголь начал повесть с описания природы? Захотелось ли вам прочитать всю повесть? Вы бы хотели оказаться в рождественскую ночь на хуторе близ Диканьки?

Выслушиваются ответы детей.

ХV. Домашнее задание

У. Нарисуйте иллюстрацию к прочитанному отрывку. Напишите сочинение "Как я встретил Рождество" (если с вами произошло что-то необычное в эту ночь, не забудьте поделиться своими впечатлениями).

Примечание. Отрывок взят из книги: Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством: Повесть. Омск: Омское книжное издательство, 1984. С. 3–4.

Занятие 16

(2 часа)

Тема. "Н.Г. Гарин-Михайловский. "Несколько лет в деревне" (отрывок). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода".

Цели. Знакомство с творчеством Н.Г. Гарина-Михайловского, воспитание эмоциональной отзывчивости у ребят, милосердия и чувства сострадания; обогащение словаря учащихся, продолжение знакомства с устаревшими нормами языка, совершенствование умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.

Оборудование. Портрет Н.Г. Гарина-Михайловского; выставка книг писателя; учебник Т.Г. Рамзаевой "Русский язык" (М.: Дрофа, 1999–2002).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Закончилось Рождество Христово. Кто из вас знает, какой церковный праздник следует за ним?

Дети. Крещение Христа.

У. Сколько дней разделяют эти два христианских праздника?

Д. Двенадцать.

У. Кто-нибудь из вас знает, как называется промежуток времени между Рождеством и Крещением?

Д. Святки.

У. Сегодня на занятии мы прочитаем отрывок из произведения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского "Несколько лет в деревне" о Святках.

III. Постановка учебной задачи

У. Сегодня на занятии мы не только прочитаем отрывок из произведения Гарина-Михайловского, но и поработаем над склонением имен прилагательных, повторим правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Будьте все внимательны и сосредоточенны.

IV. Вступительная беседа

У. Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) (учитель показывает портрет) родился 8 февраля 1852 года в городе Санкт-Петербурге. Он был не только писателем, но и инженером, военным журналистом, путешественником.

Учитель обращает внимание ребят на выставку книг писателя ("Детство Темы", "Гимназисты" и др.).

– Первой литературной работой писателя был очерк "Несколько лет в деревне", отрывок из которого мы сегодня прочитаем.

Учитель показывает книгу.

– Очерк – прозаическое произведение малых форм, в очерке автор излагает и анализирует реальные факты и явления жизни.
Гарин-Михайловский повествует в этом очерке о деревне Гундоровка, в которой он жил три года со своей женой (с 1883 по 1885 годы). В те годы Николаю Георгиевичу было всего тридцать с небольшим лет. Писатель был потрясен голодом в 1881 году. До боли в сердце он думал о заброшенных деревнях, в которых погибали обессилевшие от голода люди. Николай Георгиевич решил ехать в деревню и помогать крестьянам. Вместе с женой они вели хозяйство, преподавали в школе. Жена писателя к тому же лечила крестьян.
На Рождество писатель с женой устраивали в школе елку. Мы прочитаем сегодня фрагмент, в котором говорится о том, как проходили Святки в деревне.

V. Словарная работа

У. Очерк написан в 1887 году, более ста лет назад. В тексте много непонятных вам слов. Разберем их.

На доске открывается запись слов.

  • Толк (устар.) – пересуды, слухи, молва.

  • Ситец – хлопчатобумажная ткань.

  • Кушак – пояс из широкого длинного куска материи, шнура или ремня.

  • Кладовая – помещение для хранения съестных припасов, вещей домашнего обихода.

  • Ярлык – листок с клеймом, знаком, то есть печать.

  • Ряженые (прост., разг.) – одетые в маскарадные костюмы.

  • Незамысловатые – слишком простые, несложные, примитивные. Например, незамысловатый человек – нехитрый (шутл.).

  • Мочальная борода – сделана из мочала. Мочало – лубяная часть коры молодой липы, сдираемая и затем вымачиваемая в воде, идущая на изготовление рогож.

  • Сласти – сладкие кушанья, лакомства.

VI. Первичное восприятие текста

У. Приготовьтесь внимательно послушать отрывок. После прослушивания ответьте на такой вопрос: что же самое главное происходило на третий день Святок?

Несколько лет в деревне

Святки были посвящены заботам о веселье. Задолго до Рождества в школе начинались оживленные толки о предстоящей елке. Этою елкой бредили все без исключения дети деревни. Быть на елке – это было такое их право, против которого не смели протестовать самые грубые, поглощенные прозой жизни родители.
Но вот начинается с таким нетерпением ожидаемая раздача подарков и лакомств. Ученикам – бумага, карандаши, дешевые книжки и шапка орехов с пряниками, другим – ситца на рубаху, кушак и тоже пряников с орехами. С елки каждому по выбору срывается что-нибудь по желанию. И, Боже мой, сколько волнения, сколько страху не промахнуться и выбрать что-нибудь получше!
Но самое главное происходило на третий день, когда елка отдавалась ребятишкам на разграбление. Детей выстраивали в две шеренги, и по команде между ними падала елка. Каждый спешил сорвать, что мог. Нередко радость кончалась горькими слезами трехлетнего неудачника, не успевшего ничего взять. Но горе такого скоро проходило, так как из кладовых ему с избытком наверстывали упущенное.
На первый день праздника после церкви мы с женой отправлялись на деревню и развозили скромные подарки: кому – чай и сахар, кому – ярлык на муку, кому – на дрова, кому – крупы, кому – говядины. Вечером елку посещали ряженые парни, молодые бабы, девушки – все, нарядившись как могли, являлись погрызть орехов, поплясать и попеть. Костюмы незамысловатые: девушки в одежде братьев, братья в сестриных сарафанах, неизбежный медведь, мочальная борода, комедия волжских разбойников. На другой день обед бабам и обед на Новый год мужикам. Бабам с сластями, мужикам с водкой. Еще два-три вечера с ряжеными, и Святки кончались.

Какое же главное событие происходило на третий день Святок?

Д. Разграбление елки.

У. Как вы думаете, почему дети так радовались подаркам с елки?

Д. Дети были бедные, получить какую-то игрушку или лакомство было счастьем и большой удачей.

У. Ребята, а в каком значении используется имя существительное "разграбление" в тексте?

Д. Разграбление – это варварское уничтожение чего-либо. В тексте же Гарин-Михайловский использовал это слово, чтобы показать, как дети "набрасывались" на елку и срывали с нее все без остатка. После них ничего не оставалось.

У. Действительно, это показывает, как дети жаждали получить хоть что-нибудь в подарок с новогодней елки.

VII. Работа над содержанием текста

У. Теперь прочитайте текст самостоятельно и скажите, какие еще события происходили во время Святок в деревне?

Учитель раздает детям текст отрывка из очерка "Несколько лет в деревне". Дети его читают.

– Итак, какие же еще происходили события во время Святок?

Д. Писатель с женой развозили всем скромные подарки.

У. Какие, например?

Д. Чай, сахар, дрова, крупу, мясо.

У. То есть все самое необходимое для жизни. Как можно оценить такое поведение?

Д. Писатель с женой поступали благородно.

У. Помогать обездоленным людям – это великое дело. Скажите, пожалуйста, дарите вы кому-нибудь на новогодние праздники подарки? Какие? Кому?

Дети отвечают.

– Ребята, а кто-нибудь из вас подарил подарок совершенно чужому человеку просто так, из добрых побуждений?

Дети отвечают.

– Мы порой не замечаем вокруг нас тех, кому нужны наша помощь, забота, внимание...
В первый день Святок вечером елку посещали ряженые парни и девушки.
Зачем взрослые приходили на елку?

Д. Поплясать, попеть, погрызть орехов.

У. Как выглядели парни и девушки?

Д. Они были наряжены в костюмы: медведя, мочальной бороды, волжских разбойников.

У. А если не было костюмов, как поступали взрослые?

Д. Девушки одевались в костюмы братьев, а братья – в  сестрины сарафаны.

У. Обратите внимание на имя прилагательное "сестрин". Это устаревшая форма. Как мы сейчас скажем?

Д. Сарафан сестры, сарафаны сестер.

У. Какой частью речи мы заменили имя прилагательное "сестрин"?

Д. Именем существительным в родительном падеже в значении принадлежности кому-либо.

У. Как вы думаете, а зачем Гарин-Михайловский приглашал к елке и взрослых?

Д. Он хотел доставить людям радость и веселье.

У. Какую еще помощь, кроме раздачи подарков и доставления удовольствия, оказывал писатель крестьянам?

Д. На Новый год бесплатно обед мужикам, на второй день Святок – бабам.

У. Теперь внимательно еще раз прочитайте текст и назовите последовательность событий в описании Святки. Что предшествовало Святкам?

Дети читают текст.

– С чего начиналось веселье?

Д. С новогодней елки.

У. Что означает выражение "оживленные толки"?

Д. Все с ожиданием и восторженно говорили про елку, особенно дети. Они бредили елкой, то есть очень мечтали о ней.

У. Что больше всего привлекало детей на празднике?

Д. Раздача подарков и лакомств.

У. Прочитайте то место в отрывке, где говорится об этом.

Дети читают со слов "Но вот начинается..." весь второй абзац.

– Какие слова и выражения использует Гарин-Михайловский, чтобы передать состояние ребятишек во время раздачи подарков?

Д. "И, Боже мой, сколько волнения, сколько страху не промахнуться и выбрать что-нибудь получше!"

У. Что это за предложение по цели высказывания?

Д. Восклицательное.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Писатель хочет показать волнение детей, удивление самого писателя.

У. Определите в этом предложении падеж имен существительных.

Д. Боже (И. п.), волнения (Р. п.), страху (Р. п.).

У. Что вы заметили в окончаниях?

Д. Боже – окончание . Устаревшая форма. Современная норма – Бог (И. п.). Например: Бог мой, сколько волнений!
Страху – окончание – . Устаревшая форма. Современная норма – страха (Р. п.). Например: У страха глаза велики.

У. Что еще происходило после Нового года?

Д. Далее наступало Рождество.

У. Как его отмечали писатель и его жена?

Д. Они ходили в церковь на службу.

У. Ребята, а кто из вас ходил на Рождество в церковь?

Дети делятся своими впечатлениями.

– А что происходило после посещения церкви писателем?

Д. Писатель развозил всем подарки. Вечером приглашал взрослых на елку.

У. На второй день Святок – угощение сластями. Наконец наступает третий день. Что происходит?

Д. Детей выстраивали около елки в две шеренги, и по команде между ними падала елка. Дети срывали с нее подарки.

У. Всем хватало подарков?

Д. Нет, но приносили еще из кладовых.

У. О чем это говорит?

Д. Все было предусмотрено. Никого не обижали. Все оставались довольны.

У. Сколько времени еще продолжались Святки?

Д. Еще два-три вечера с ряжеными – и Святки кончались.

У. Хотя Святки длились еще до 19 января, но в деревне они уже заканчивались на пятый-шестой день. То есть всего неделю было гулянье. Но эти дни, хотя их было мало, были по-настоящему веселыми, радостными, запоминающимися и взрослым, и детям.
Как вы думаете, о чем говорит такая забота писателя о простых бедных людях?

Д. Он был человеком добрым, понимающим, бескорыстным, внимательным.

У. Действительно, если бы и в наше время было больше таких людей, стремящихся бескорыстно помогать другим, мир наш был бы намного лучше.

VIII. Определение типа текста, темы и основной мысли

У. Ребята, к какому типу текста мы отнесем этот отрывок?

Д. Описание с элементами повествования.

У. Что является объектом описания?

Д. Праздник Святки.

У. Какова тема отрывка?

Д. Святки в деревне.

У. Что важное хотел донести до нас автор, описав этот праздник?

Д. Главная мысль: Святки – веселый и радостный праздник.

У. Да, действительно, это так было благодаря таким людям, как Николай Гарин-Михайловский.

IХ. Физкультминутка

У. Ребята, вы немного устали. Отдохнем.

Учитель включает веселую, ритмичную мелодию. Дети двигаются.

Х. Упражнение в склонении имен существительных (повторение). Определение значения падежей в тексте

У. Ребята, как вы думаете, без какого ключевого слова не было бы этого отрывка, да и вообще Святок и Рождества?

Д. Без имени существительного елка.

У. Заметили ли вы, как часто употребляет это слово автор?

Д. Да.

У. Определите род и склонение этого имени существительного.

Д. Женский род, первое склонение.

У. Назовите окончания разных падежей для этого слова.

Д. И. п. – -а.
– Р. п. – -и.
– Д. п. – -е.
– В. п. – -у.
– Т. п. – -ой.
– П. п. – -е.

У. Какое к нему можно подобрать родственное слово, но с другим окончанием?

Д. Ель.

У. Напишите карандашом прямо в тексте падежи, в которых употребляется имя существительное елка.

Д. Толки о елке (П. п.), бредили елкой (Т. п.), быть на елке (П. п.), срывается с елки (Р. п.), отдавалась на разграбление елка (И. п.), между ними падала елка (И. п.), елку посещали (В. п.).

У. Определите значения падежей и сделайте соответствующие выводы.

Д. Елка как предмет для разговора, восхищения и мечты, в значении места пребывания, объекта разграбления, посещения. Все это разнообразие падежей позволяет показать, как елка завораживает всех, дарит подарки и т.п.

У. Какие имена прилагательные относятся к слову елка?

Д. Предстоящая.

У. В каком падеже употреблено это имя прилагательное?

Д. В том же, что и существительное, – в предложном падеже.

У. Как вы думаете, почему в тексте нет других прилагательных?

Д. Гарин-Михайловский не стремится рассказать нам о самой елке, описать ее высоту, обилие веток, чем она украшена и прочее, а хочет показать, что происходит у елки.

У. Подберите сами различные имена прилагательные, сравнения, эпитеты к существительному елка. Запишите их в тетрадь.

Д. Пушистая, зеленая, красивая, мохнатая, колючая, высокая, ветвистая, пахучая, нарядная.

– Елка, словно королева, стояла посреди зала. Елка ожила.

ХI. Упражнения в склонении имен прилагательных женского рода

У. Мы с вами уже говорили о том, что на елку приходила "мочальная борода". А из чего делали мочало?

Д. Из лубяной коры молодой липы.

У. Узнаем, какую еще пользу приносит липа. Для этого обратимся к упражнению 337 на с. 148 в учебнике "Русский язык".

Дети выполняют упражнение устно, выделяя окончания прилагательных женского рода, указывая их падеж.

– Кто из вас знает, как называется неделя, на которой идут Святки?

Д. Святочная неделя.

У. На Святочной неделе гадают. Как вы думаете, кто больше всего любит гадать?

Д. Юные девушки о своей судьбе.

У. У Владимира Ивановича Даля в Месяцеслове записано, что в последний день святочных гаданий "гоняют черта из деревни". Как вы думаете, почему?

Д. Гадания обычно связывают с присутствием нечистой силы. И вот когда гадания заканчиваются, черта изгоняют.

У. Сейчас мы запишем небольшой текст про Святочную неделю под диктовку, и вы проверите, кто хорошо усвоил тему "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе".

Учитель диктует текст.

Всю Святочную неделю люди пляшут, поют. Многие гадают. Красная девица хочет узнать о своем будущем женихе. Считается, что гадания на Святочной неделе – верные.

– Ребята, а как вы обычно проводите Святки? Какие заботы и веселье бывает у вас?

Дети отвечают.

ХII. Итог занятия

У. Что нового вы узнали про христианский праздник Святки? Кто убедился в том, что мы должны заботиться об обездоленных и малоимущих?

ХIII. Домашнее задание

У. Из рассказов Николая Васильевича Гоголя и Николая Георгиевича Гарина-Михайловского мы узнали о том, как проходили праздники Рождество и Святки более ста лет назад в деревнях.
Эти праздники были связаны с гаданием, то есть были полны неожиданностей и сюрпризов.
Попробуйте написать небольшую сказку, у которой уже есть начало.

Детям раздаются карточки с готовым началом сочинения.

Невиданный случай на Святочной неделе

Это случилось поздней январской ночью. Я проснулся(лась) от странного шума, который стоял в комнате. Когда я включил(а) свет, то был(а) сильно удивлен(а). На полу возле моей кровати...
– Желаю вам успехов.

Примечание. Очерк (отрывок) взят из книги: Гарин-Михайловский Н.Г. Избранное. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1980. 416 с. С. 144–145.

Занятие 17

(2 часа)

Тема. "К.Д. Ушинский. "Зима". Склонение имен прилагательных во множественном числе".

Цели. Совершенствование умения анализировать художественное произведение; обогащение словарного запаса учащихся; развитие творческого воображения и мышления; повторение знаний о склонении имен прилагательных во множественном числе.

Оборудование. Портрет К.Д. Ушинского; иллюстрация с изображением деревьев, покрытых снегом, ласточки, грача, дрозда, жаворонка, соловья, вороны, галки, сороки, тетерева, рябчика, воробья, байбака, сурка, саней; звукозапись тройки с бубенцами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Мы продолжаем серию занятий в разделе "Мороз и солнце; День чудесный!". И сегодня мы вновь обращаемся к творчеству великого русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (учитель показывает портрет писателя). На занятии мы прочитаем его рассказ "Зима".

III. Постановка учебной задачи

У. Будьте внимательны при чтении этого рассказа. Сегодня нам предстоит большая работа. Мы повторим все, что вы знаете о склонении имен прилагательных во множественном числе.

IV. Первичное восприятие первой части рассказа

У. Послушайте первую часть рассказа и скажите, как изменилась зимой живая и неживая природа.

Учитель зачитывает первую часть рассказа.

Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимо семена трав, цветов и хлебов. Без снега семена могли бы вымерзнуть.
Лист еще в конце осени опадает с деревьев, и березовая или дубовая роща, тенистая летом, к зиме становится прозрачной. На голых сучьях вместо листьев развешиваются хлопья мягкого белого снега. Одни только ели и сосны зелены и зимой. На них всю зиму остаются зеленые иголки, или хвои. Деревья с хвоями вместо листьев называются хвойными. Деревья, одетые листьями, – лиственными.
Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. Иные из них погибают, оставляя яички, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает. Многие птицы улетают на зиму в теплые края, иногда за тысячи верст. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи покидают нас еще с осени. Дикие гуси, утки, лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами. Они очень хорошо чувствуют, что чем южнее, тем теплее, и ищут таких стран, где не бывает зимы. Таких птиц называют перелетными. Галки, вороны, сороки, тетерева, рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими. Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах; но и те зимой прыгают не так весело, как летом.
Звери большей частью также скрываются на зиму в берлоги, норы и дупла деревьев. Иные засыпают на самое холодное время, как, например, еж, медведь, байбак, сурок. Но белка не засыпает, она приберегла себе с осени хороший запас орехов в дупле дерева и грызет их целую зиму. Животные, засыпающие на зиму, называются зимоспящими. Домашние животные – лошади, коровы и овцы – погибли бы зимой от голода и холода, если бы человек не выстроил для них теплых хлевов и конюшен и не приготовил сена и овса.

– Итак, как изменилась неживая природа зимой?

Дети. Мало светит солнце. Зимние дни короткие.
– Реки покрываются льдом. Земля – снегом.

У. Происходят ли изменения в живой природе?

Д. Да.

У. Для того чтобы более подробно поговорить об этом, прочитайте текст самостоятельно.

Учитель раздает детям текст рассказа "Зима".

V. Работа над содержанием первой части рассказа

У. Прочитайте описание неживой природы.

Дети зачитывают первый абзац.

– Скажите, а всегда ли зимой светит солнышко?

Д. Не всегда. А если и светит, то уже не греет.

У. Спишите первое предложение в тетрадь. Определите главные члены предложения.

Дети выполняют задание.

– Что вы можете сказать о предложении?

Д. В этом предложении однородные сказуемые.

У. Чем они связаны?

Д. Союзом но.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Союз но используется в значении отрицания какого-то качества, свойства. Солнце светит, но толку от этого нет, оно почти не греет.

У. Зимние дни короткие. А кто из вас знает, когда бывает самый короткий день в году?

Д. Зимой, 22 декабря.

У. В чем особенность нашей зимы?

Д. Зима долгая и очень холодная. Земля покрывается толстым слоем снега.

У. Найдите в первом абзаце предложения, сходные с теми, что говорил Мороз Иванович в сказке Одоевского.

Дети зачитывают два последних предложения.

– Расскажите, что стало с деревьями?

Д. Рощи становятся прозрачными. Ветви деревьев покрыты снегом. Одни только ели и сосны зеленые.

У. Посмотрите на иллюстрацию.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением деревьев, покрытых снегом.

– Действительно, деревья стоят, как в сказке. Белый, пушистый снег, как пух, украшает деревья. Как вы думаете, а деревьям тепло под снегом?

Д. Да.

У. Прочитайте текст до конца и выпишите в тетрадь названия птиц, улетающих от нас и зимующих.

Д. Улетают: ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи.
– Остаются: вороны, галки, сороки, тетерева, рябчики, воробьи.

Учитель показывает иллюстрации с изображениями этих птиц.

У. Как вы думаете, почему одни птицы улетают от нас, а другие выдерживают зиму?

Д. Остаются самые выносливые.

У. Вы подкармливаете зимующих птиц?

Дети рассказывают.

– Что еще происходит с животными и насекомыми?

Д. Зверей становится меньше на полях, в лесах. Насекомые совсем исчезают: одни погибают, другие забираются глубоко в землю. Звери также прячутся в берлоги, норы и дупла.

Учитель показывает иллюстрации байбака, сурка.

У. Каким животным легче пережить зиму?

Д. Домашним. Человек позаботился о них, все сделал для того, чтобы им не было голодно и холодно.

У. Итак, из первой части мы узнали об изменении живой и неживой природы зимой. К какому типу текста вы бы отнесли эту часть?

Д. К описанию.

У. Подумайте, в чем особенность именно этого описания?

Д. Мало прилагательных.

У. За счет чего описание такое выразительное?

Д. За счет детального перечисления особенностей зимы с помощью существительных.

У. Заметили ли вы, в каком числе большинство существительных?

Д. Во множественном.

У. Следовательно, и большинство имен прилагательных – во множественном. Как вы думаете, почему?

Д. Ушинский обобщенно говорит обо всех зверях, птицах, насекомых, реках и озерах.

У. Нет ли ошибки в употреблении имен существительных в единственном числе в следующих предложениях?

Земля покрывается...
Снег очень полезен...
Лист еще в конце осени...
Засыпают еж, медведь, байбак, сурок...
Но белка не засыпает...
Если бы человек не выстроил...

Д. Единственное число имен существительных становится выражением множества предметов. Значение собирательности.

VI. Словарная работа по второй части рассказа

У. Продолжим чтение рассказа. Во второй части текста Ушинский говорит о том, как человек устраивается зимой, чем он занимается.  При чтении вам встретятся незнакомые слова. Разберем их.

Учитель открывает на доске запись.

  • Экипаж – карета.

  • Обоз – несколько повозок, запряженных лошадьми.

  • Кляча – старая лошадь.

  • Извоз – перевозка товаров на своей лошади.

  • Перепуток – ровное место.

  • Лучина – тонкая щепка для освещения избы.

  • Армяк – пальто.

  • Крещение – зимний праздник (19 января).

VII. Первичное восприятие второй части рассказа

У. Ребята, послушайте внимательно вторую часть и скажите, кому всех труднее зимой?

Учитель читает вторую часть рассказа.

При наступлении зимы человек старается устроиться по-зимнему. Он вставляет двойные рамы в окна, сильно топит печи, надевает теплое платье, прячет колесные экипажи до весны и выдвигает из сарая сани. Зимняя дорога гораздо легче летней, и потому зимой по всем дорогам тянутся большие обозы с различными тяжелыми товарами. Почтовая тройка весело бежит, побрякивая колокольчиком; даже деревенская кляча, и та зимой прибавляет шагу. Сани легко, со скрипом скользят по снегу. Полевые работы прекращаются еще осенью. Но крестьяне без работы не остаются и зимой. Когда они перемолотят хлеб, то идут на заработки: нанимаются на фабрики или пускаются в извоз. Женщины зимой прядут и ткут. Вот почему крестьяне так весело похлопывают рукавицами, когда первый снег закроет кочки и лужи и ляжет гладким перепутком. Мальчики тоже рады первому снегу. Пришла для них пора играть в снежки, лепить баб, кататься на салазках и на коньках. Свечей в домах и лучины в избах горит зимой гораздо более, чем летом.
Весело зимой, особенно когда солнышко светит ярко, на снежных полях блестят миллионы искр, а деревья точно убраны дорогим хрусталем. Но весело только тому, у кого есть теплый дом и теплое платье, кто в сильную стужу может сидеть дома перед ярко пылающим огоньком печи и спокойно ждать сытного ужина и теплой постели. Но каково бедному седому старику, нищему? Несмотря на стужу, должен он таскаться под окнами и ради Христа выпрашивать себе кусок хлеба. На старике нет теплого тулупа, лапти его худы, армяк весь в дырах; голос его дрожит от старости и холода, глаза слезятся, руки и ноги трясутся. Не хорошо и мальчику, который ведет слепого старика; бедняга перескакивает с ноги на ногу, дует себе в окоченевшие пальцы, а сильный холод выжимает у него слезы на глазах. Пустите их обогреться, накормите и подайте им что можете. Лучше отказаться от новой игрушки или каких-нибудь сладостей и подать милостыню бедняку.
Но не всегда же зимой светлые дни: бывают и метели. Когда подымается вьюга, то сильный ветер несет хлопья снега и, свистя и завывая, крутит его в воздухе. В иную метель, как говорится, зги не видно, в десяти шагах нельзя различить человека, и нет ничего легче, как сбиться с дороги в такую непогодь. Не беда еще, если нет сильного мороза и путешественник успеет забиться в сугроб снега, – под снегом тепло. Но если вьюга и мороз, тогда немудрено и замерзнуть. Как отрадно в такую погоду добраться до деревни! Хотя ее и занесло снегом, хотя избы в ней черны, но зато в них тепло. Добрый крестьянин радушно встречает иззябшего нежданного гостя и угощает его чем Бог послал. У нас нередко зимой замерзают бедные люди или отмораживают себе носы, уши, руки и ноги. Самые сильные, трескучие морозы бывают обыкновенно посреди зимы, около Крещения, почему их и называют крещенскими. Большие морозы трескучими называют потому, что от них иногда лопаются и трещат бревна в стенах домов. В такой холод, говорят, даже птицы замерзают в воздухе и падают на землю. Зиму, в которую много бывает сильных морозов, крестьяне зовут лютой, то есть очень злой.

– Итак, кому же труднее всех приходится зимой?

Д. Тем, у кого нет дома, еды, теплой одежды.

У. Должны ли мы им помогать, чтобы они пережили зиму?

Д. Да.

У. Проще тем, у кого теплый дом, хорошая еда. О том, как жили люди зимой, чем занимались, прочитайте теперь самостоятельно.

Учитель раздает текст второй части рассказа "Зима". Дети самостоятельно читают его.

VIII. Работа над содержанием второй части рассказа

У. Как меняется жилище людей зимой?

Д. Люди вставляют в окна двойные рамы, сильно топят печи, надевает теплое платье.
– Прячут колесные экипажи до весны и выдвигают из сарая сани.
– Свечей в домах и лучины в избах горит зимой гораздо больше, чем летом.

У. Как мы готовим свои дома к зиме?

Д. Утепляем окна.

У. Как вы думаете, зачем?

Д. Чтобы было тепло.

У. Еще, ребята, мы экономим тепло. Поэтому по возможности закрывайте за собой входные двери в подъезде, в магазинах, в школе.  Как менялись занятия людей зимой?

Д. Люди ездили на санях.

У. Почему, как вы думаете, зимой дорога легче?

Д. Летом, осенью и весной грязь, кочки. Зимой белый снег и дорога накатана, сани легко скользят по ней.

У. Ребята, какого числа существительное сани?

Д. Множественного.

У. Вы знаете, оказывается, неспроста слова имеют форму только единственного числа или только множественного. Также и слово сани может рассказать немало интересного.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением саней.

– В древнерусском языке существовало слово сань, что означало змея или полоз. Полозьями называли одну из двух деревянных или металлических полос, с помощью которых повозка скользит по снегу, то есть ползет. Буквально слово сани – это "два полоза". Интересно, не правда ли? Кто из вас катался на санях?

Дети рассказывают.

– На чем еще передвигались зимой люди?

Д. На почтовой тройке.

У. Как бежит тройка?

Д. Весело, позвякивая колокольчиками.

У. Почему даже старая кляча прибавляет шагу?

Д. Зимой легче передвигаться.

У. Послушайте, ребята, как звучат колокольчики тройки лошадей.

Учитель включает звукозапись тройки с бубенцами.

– Хотели бы вы прокатиться на такой тройке?

Д. Да.

У. Скажите, а какое звуковое средство использует Ушинский, чтобы мы "почувствовали", "услышали" скрип саней на снегу?

Д. Повторение звуков [с], [с’], [з], [з’].

У. Попробуйте зачитать те отрывки, в которых это ощущение передается. Лучше артикулируйте звуки.

Д. "Зимняя дорога... Сани легко, со скрипом, скользят по снегу".

У. Какую работу выполняют зимой люди?

Д. Мужчины работают на фабриках или перевозят на своих лошадях товар. Женщины прядут и ткут.

У. Что означают слова "прядут" и "ткут"?

Д. Прясть – это делать пряжу из шерсти, ткать – это делать из пряжи ткань, полотно.

У. И долгими зимними вечерами женщины шьют и вяжут. Ребята, кто из вас может вязать, шить? Кому бабушки вяжут рукавички?

Дети рассказывают.

– Рады ли люди первому снегу? Почему?

Д. Надоела грязь, слякоть. Можно играть в снежки, кататься на салазках и коньках.

У. А какие бывают зимние забавы у вас, детей?

Дети рассказывают.

– Да, весело зимой, особенно когда хорошая погода, ярко светит солнышко.

IХ. Физкультминутка

У. Немного отдохнем.
Слепим мы комочки снега
(лепят в руках).
Поиграем до обеда.
После сытного обеда
Позовем с собой мы деда
(машут рукой).
Дед нам слепит ком большой,
Его покатим всей гурьбой
(наклоняются вперед и "катят ком").

Х. Работа над содержанием второй части рассказа (продолжение)

У. Как выглядит природа в яркий солнечный день?

Д. Снег блестит, как искры, деревья – словно хрусталь.

У. Какие сравнения подобрал Ушинский?

Дети находят сравнения в тексте.

– Зима – прекрасное время года. Красиво все кругом, белым-бело. Но плохо бедным людям. Перечитайте тот отрывок, в котором Ушинский говорит об этом.

Дети зачитывают со слов "Но весело только тому..." до конца абзаца.

– Вызывают ли у вас жалость такие люди?

Ответы детей.

– Ушинский пишет, что нужно пустить их согреться, накормить. Будьте внимательны к людям. Кому мы еще должны помогать?

Д. Птицам, подкармливать их.

У. Но зиму не зря называют проказницей. Бывает худо и человеку, у которого есть дом и еда. Когда это бывает?

Д. В непогоду (вьюги, метели).

У. Что может случиться во время метели или вьюги?

Д. Человек может заблудиться.

У. Зачитайте место в рассказе, где говорится о том, как человек может спастись.

Д. "Не беда еще, если нет сильного мороза и путешественник успеет забиться в сугроб снега, – под снегом тепло".

У. Нередко в такую погоду замерзают люди, как раньше, так и сейчас. Когда же бывают самые трескучие морозы?

Д. На Крещение.

У. Запишите ответ на вопрос предложением из текста: "Почему эти морозы называют трескучими?"

Дети записывают в тетрадь: "Большие морозы трескучими называют потому, что от них иногда лопаются и трещат бревна в стенах домов".

– Определите падеж у имен прилагательных во множественном числе.

Д. Большие – винительный падеж, трескучими – творительный падеж.

У. Да и не только лопаются бревна в стенах домов – птицы замерзают в воздухе, деревья трещат. Почему трещат деревья, вы подробнее узнаете на следующем занятии. Скажите, когда бывает праздник Крещение?

Д. 19 января.

У. Что это за праздник?

Д. В этот день крестили Христа, заканчиваются Святки, в ночь с 18 на 19 января люди набирают в колодцах воды, которую потом освящают в храмах, иногда служат молебны прямо у источников и колодцев.

ХI. Определение типа текста, темы и главной мысли

У. К какому типу текста относится этот рассказ?

Д. К описанию.

У. Какова тема текста?

Д. Зима.

У. Что самое важное хотел сказать автор?

Д. Главная мысль – туго зимой обездоленным, нищим. Нужно помогать им.

ХII. Выборочное списывание текста

У. Откройте учебник на с. 151, упражнение 344. Мы с вами выполняли это упражнение. Сейчас вам надо выбрать из текста Ушинского такие предложения, в которых автор описывает то же, что и Пушкин.

В упражнении № 344 – стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро".

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Д. У Пушкина – "Блестя на солнце, снег лежит".
– У Ушинского – "На снежных полях блестят миллионы искр".

Далее дети выписывают:

Роща становится прозрачной.
Одни только ели и сосны зелены и зимой.
Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить.

У. Посмотрите, как поэты и писатели, используя одни и те же слова, создают различные описания природы.

ХIII. Минутки творчества

У. Ребята, попробуйте сами сочинить четверостишие на тему "Зима".

На выполнение задания дается пять-семь минут. Дети зачитывают свои четверостишия.

ХIV. Упражнение в склонении имен прилагательных во множественном числе

У. Спишите текст, вставив окончания имен прилагательных, определите их падеж.

На доске:

Крещенск... морозы слывут сам... лют... И все же с древн... времен живет в народ... обычай купаться в крещенск... проруб... Отважн... смельчаки погружаются в ледяную воду, чтобы "смыть с себя грехи".

ХV. Итог занятия

У. Какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом зимы? Какие заботы ложатся на плечи людей зимой? Кому труднее всех? Что нового вы узнали на занятии? Чему сегодня научились? Перечитайте сейчас те отрывки из рассказа, которые больше всего тронули вас, взволновали.

Выслушиваются ответы детей.

ХVI. Домашнее задание

У. Опишите в небольшом сочинении самое любимое занятие зимой на улице (катание на коньках, на лыжах, на санках, лепку снежной бабы, строительство горки, крепости и т.д.). Постарайтесь использовать как можно больше имен прилагательных во множественном числе.

Примечание. Текст рассказа взят из книги: Ушинский К.Д. Рассказы и сказки. М.: Детская литература, 1986. С. 39–41.

Занятие 18

(2 часа)

Тема. "Л.Н. Толстой. "Отчего в морозы трещат деревья?". Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Лексические средства связи в тексте (ценная связь)".

Цели. Совершенствование умений работать с текстом-рассуждением; знакомство учащихся со средствами выражения цепной связи; учить правильно ими пользоваться при составлении текстов; проверка усвоения учащимися сходства и различия между частями речи, развитие умения правильно и точно употреблять их в речи.

Оборудование. Портрет Л.Н. Толстого; иллюстрации с изображением детей, катающихся на катке, тонущих на реке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Мы продолжаем изучать творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сегодня на занятии мы прочитаем рассказ "Отчего в морозы трещат деревья?".

III. Постановка учебной задачи

У. На примере текста Толстого мы узнаем сегодня, что такое цепная связь в тексте и лексические средства ее выразительности. Повторим все, что вы знаете об имени существительном и прилагательном.

IV. Вступительная беседа

У. На предыдущем занятии мы читали рассказ К.Ушинского "Зима". Помните, какие морозы самые трескучие?

Дети. Крещенские морозы.

У. Сегодня мы снова будем говорить об этом празднике.
Вообще январь славен морозами. Часто люди говорят: "Мороз трещит". Откуда пошло такое выражение?
Наши предки думали, что старик Мороз бьет по стволам деревьев (ведь от лютой стужи трескались деревья в лесу) и стучит в стены домов, так как трескались бревна, из которых сложена изба.
Народ называл дедушку Мороза Трескуном или Студенцем.
Особенно в сильные морозы трещали деревья и бревна в избах. Народ не мог объяснить этого явления и думал, что это все проделки Деда Мороза.
А что же происходит на самом деле? Отчего в морозы трещат деревья? Сейчас мы узнаем об этом.

V. Первичное восприятие текста

У. Слушайте внимательно текст и ответьте на вопрос: почему же трещат деревья.

Учитель зачитывает текст.

Отчего в морозы трещат деревья?

Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода. Когда вода замерзнет, она раздается; а когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья.
Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.
Когда из воды делается лед, то во льду этом такая сила, что если наполнить чугунную пушку водой и заморозить, то льдом разорвет ее.
Отчего вода не сжимается, как железо, от холода, а раздается, когда замерзнет? Оттого, что, когда вода замерзнет, ее частицы связываются между собою по-другому и промеж них больше пустых мест.
Для чего вода не сжимается, когда замерзнет? Для того, чтобы вода в реках и озерах не замерзала до дна.
Лед раздается от мороза, оттого делается легче воды и плавает на воде, и только снизу подмерзает и делается толще и толще, но никогда не замерзает до дна. А если бы вода сжималась от мороза, как сжимается железо, то верхняя вода замерзла бы на реке и тонула бы, потому что лед был бы тяжелее воды. Потом опять бы замерзла верхняя вода и тонула бы, и так замерзли бы озера и реки от дна и до верху.
– Итак, отчего же трещат деревья?

Д. Сырость, которая есть в деревьях, замерзает и разрывается. Поэтому идет треск.

VI. Работа над типом текста

У. Сейчас самостоятельно прочитайте рассказ и скажите, к какому типу текста он относится.

Учитель раздает детям текст рассказа "Отчего в морозы трещат деревья?". Дети читают.

– К какому типу текста относится этот рассказ?

Д. К рассуждению.

У. Докажите это.

Д. Автор ставит вопросы и путем рассуждений отвечает на них.

У. Вспомним, что называется рассуждением?

Д. Это тип текста, в котором дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию.

Высказываются свои размышления по какому-либо вопросу.

У. Чем рассуждение отличается от описания и повествования?

Д. Основными частями текста-рассуждения (тезис, доказательство, вывод).

У. Выделите в этом тексте тезисы.

Д. В морозы трещат деревья.
– Вода не сжимается, как железо, от холода, а раздается, когда замерзнет.

У. Тезисы сформулированы в виде вопросов. Как автор доказывает свои тезисы, к каким выводам приходит, разберем подробнее.

VII. Работа над содержанием текста

У. Зачитайте доказательство первого тезиса.

Дети зачитывают первый абзац.

– Что значит выражение "вода раздается"?

Д. Объем ее увеличивается.

У. С чем сравнил Толстой замерзание воды в дереве?

Д. С бутылкой воды, с пушкой, наполненной водой.
– Если их поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку и пушку.

У. О каком свойстве воды говорит Толстой?

Д. Вода расширяется на морозе.

У. Почему это происходит, зачитайте доказательство второго тезиса.

Д. Оттого, что, когда вода замерзнет, ее частицы связываются между собою по-другому и промеж них больше пустых мест.

У. Хорошо это или плохо, что вода не сжимается, когда замерзнет?

Д. Хорошо. Это позволяет в реках и озерах не замерзать воде до дна.

У. Что случилось бы, если реки, моря, озера, океаны замерзали зимой до дна, а весной оттаивали?

Д. Все живущее в воде погибло бы. Это была бы трагедия.

У. Но природа так и устроена, что не позволяет погибать своим обитателям. А когда люди непродуманно вмешиваются в законы природы, то по их вине погибают животные и растения.
Что нового и познавательного вы узнали из текста Толстого?

Дети высказываются

VIII. Анализ использованных в тексте имен прилагательных и существительных

У. Ребята, мы много говорили о том, какую особенность имеют типы текста "описание", "повествование" в плане использования частей речи. Посмотрим, какие части речи (существительные или прилагательные) используются в тексте-рассуждении.
Заполните, пользуясь текстом Толстого, следующую таблицу.
Все слова выписывайте в начальной форме.

Существительное
в ед.ч.

Существительное во мн.ч.

Прилагательное в ед.ч.

Прилагательное во мн.ч.

сырость
вода
место
бутылка
мороз
лед
сила
пушка
железо
холод
дно
река

морозы
деревья
частицы
места
реки
озера

чугунная
верхняя

пустые

Дети выполняют задание.

– Проанализируем таблицу.Д. В тексте-рассуждении больше использовано имен существительных в единственном числе. Прилагательных мало. Но много глаголов.

У. Вспомните, чем различаются имена существительные и имена прилагательные по плану.

На доске:

ПЛАН

1. Что это такое?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Как изменяются?
5. Каким членом предложения чаще всего бывает?

Дети отвечают.

– С какой целью мы используем в тексте имена существительные?

Д. Чтобы назвать одушевленные и неодушевленные предметы, о которых хотим рассказать.

У. Все, что существует в мире, имеет свое имя, которое называется именем существа (предмета) или существительным. Имена предметов (одушевленные и неодушевленные) называются именами существительными, ибо ими обозначается все существующее.
А имена качеств предметов называются именами прилагательными, ибо они прилагаются к именам предметов.
С какой целью вы употребляете в своей речи имена прилагательные?

Д. Для того, чтобы называть признаки предметов и более точно выражать мысли.

У. Как вы думаете, могут в тексте использоваться имена существительные сами по себе, без имен прилагательных?

Д. Да.

У. А имена прилагательные?

Д. Нет, нам будет непонятно, чье свойство и качество называется.

У. Следовательно, имена прилагательные употребляются только с именами существительными и зависят от них.

IХ. Наблюдение цепной связи в тексте

У. Ребята, действительно, имя существительное – самая важная часть речи. Мы уже говорили об этом.
Имя существительное также помогает строить текст.
Мы с вами знаем, что текст – это связанные между собой по смыслу предложения. А как они связываются? Сегодня вы узнаете об одном типе связи, которая называется цепная.
В цепной связи участвуют различные лексические средства. Сегодня поговорим об одном из них.
Это лексический повтор, то есть употребление одного и того же слова, важного в смысловом отношении.
Прочитайте первый абзац текста.
Рассмотрите, какие слова сцепляют между собой предложения.

Учитель записывает на доске, дети комментируют.

– Видите, предложения связываются между собой как бы по цепочке (первое со вторым, второе с третьим и т.д.). Такая связь называется цепной.

На доске:

– Итак, при помощи чего сцепляются предложения?

Д. При помощи повторения одного и того же слова.

У. Подлежащее выполняет особую роль в реализации цепной связи в тексте. Прочитайте предпоследний абзац.

Дети читают со слов: "Для чего вода не сжимается..."

– Найдите подлежащее в первом и втором предложениях.

Д. Вода.

У. Подлежащее, повторяющееся в двух соседних предложениях (одно и то же), участвует в цепной связи текста.
Как вы думаете: только существительные в именительном падеже участвуют в цепной связи текста? Прочитайте последний абзац и сделайте вывод.

Дети читают последний абзац.

Д. Существительные в косвенных падежах тоже участвуют в цепной связи.

Запись под диктовку.

В морозную крещенскую полночь женщины ходят на реку за водой. Вода в эту ночь считается святой. Такую воду долго хранят. Этой водицей лечат больных, умываются, поят лошадей и кур.

У. Найдите лексические средства связи в тексте, определите падеж этих слов, сделайте схему.

Д. Лексическое средство связи – имя существительное.

На доске:

У. Что же такое цепная связь текста?

Дети отвечают.

Х. Физкультминутка

У. Немного отдохнем.
Наступил мороз трескучий,
Разогнал на небе тучи.
(Дети машут руками.)
Заскрипели бревна в хатах,
(Руки на пояс, наклоны влево, вправо.)
Мы не выйдем уж с лопатой.
Снег не будем расчищать,
А пойдем мы лучше спать.
(Садятся на места.)

Х. Историческая справка о склонении имен существительных

У. Запишем под диктовку примету.

В Крещение на полдень синие облака – к урожаю.

У. В каком числе стоит существительное "облака"?

Д. Во множественном.

У. Поставьте существительное в единственное число.

Д. Облако.

У. Вспомните, какое окончание имеют существительные среднего рода во множественном числе?

Д. Нулевое, -ов, -ев.

У. Обратимся к истории языка и узнаем, почему в родительном падеже именно облаков, а не облак.
Раньше это имя существительное употреблялось как существительное мужского рода облакъ. Поэтому и закрепилось окончание существительных мужского рода -ов.
Это слово существовало в старославянском языке. В восточнославянском диалекте был вариант: оболок (муж. р.). Поэтому в словаре ХI–ХVII веков интересующее нас слово дается в двух вариантах: и как существительное среднего рода, и как существительное мужского рода.

Видите, как интересно знать историю языка. Можно выяснить его различные секреты и тайны.

ХII. Составление устных и письменных текстов по иллюстрациям

У. Ребята, мы из текста Л.Толстого узнали, как образуется лед на реке. А можно ли кататься по льду на санках, на коньках? Почему?

Дети высказываются.

– Перед вами иллюстрация. Составьте к ней 2–3 предложения. Разберите предложения по членам, определите род, склонение и падеж имен существительных и прилагательных.

Проверка выполненной работы.

– Почему на реке нужно быть особенно осторожным?

Д. Лед может треснуть.

У. Когда опасно находиться на реке?

Д. Когда лед еще не окрепший и весной, когда лед уже тает.

У. В это время лучше не ходить на речку. А где можно кататься?

Д. На специальном катке.

У. Если не быть осторожным, то может случиться беда.

Рассмотрите иллюстрацию, вывешанную на доске. Составьте устно рассказ-рассуждение на тему: "Почему нужно быть осторожным на реке".

Учитель заслушивает рассказы детей и отмечает, правильно ли составлены рассуждения (тезис, доказательство, вывод).

ХIII. Итог занятия

У. Что сегодня нового вы узнали? Почему в морозы трещат деревья? Кто из вас слышал, как трещат деревья? Что такое цепная связь текста? Какие лексические средства использовал Толстой?

ХIV. Домашнее задание

У. Составьте текст-рассуждение на тему "Что бы было, если бы в природе перестал действовать круговорот воды".

Примечание. Текст взят из книги: Толстой Л.Н. Книга для детей: Рассказы. Сказки. Басни. Описания. Рассуждения. М.: Политиздат, 1991, 319 с. С. 236.

Продолжение следует