Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №44/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Возле ёлки каждый год дети водят хоровод

Праздники

НОВЫЙ ГОД

ХОД ПРАЗДНИКА

Выход и танец снежинок.
В празднично украшенный зал входят двое ведущих.

Ведущий 1. Приближается самый любимый для взрослых и детей праздник – Новый год. Ведь в этот день сказка приходит в дом: в комнате вдруг появляется елка…

Ведущий 2. Да не просто зеленое деревце, а украшенное игрушками и мишурой чудо!

Зажигается елка.

Ведущий 1. В дом приходят волшебники: Дед Мороз и Снегурочка. Все это создает необычную сказочную атмосферу, делая праздник особо неповторимым и ожидаемым.

Звучит музыка из мультфильма "Зима в Простоквашино". Открывается занавес.
Перед детьми – интерьер избы: стол застелен скатертью, самовар, сверху чайник, конфетница, сахарница… За столом – Дядя Федор, кот Матроскин. Они пьют чай, беседуют.

Дядя Федор. Да, Матроскин, красивая елка у нас с тобой получилась, нарядная – вся сверкает, переливается! Скоро Новый год встречать будем.

Кот Матроскин. Да… Только времени маловато осталось.

Дядя Федор. А ты разве этому не рад?

Кот Матроскин. Да нет, просто я сомневаюсь, что Новый год приближается.

Дядя Федор. Как это?

Кот Матроскин. Уходящий год был годом Козы. А какому году эстафету передавать, знаешь?

Дядя Федор. Обезьяне.

Кот Матроскин. Вот именно. А где же эта самая Обезьяна? Что-то опаздывает. Я ей и сюрприз приготовил...

Ведущий 1. Ой, мы и не знали, что коты такие умные бывают, такие заботливые! А умельцы-то какие…

Кот Матроскин. Да что там, я еще и крестиком вышивать могу, и на машинке тоже могу...

Дядя Федор. Ты прав, Матроскин, что же нам делать?

Ведущий 2. А давайте позовем Деда Мороза! Он наверняка знает, где Обезьяна.

Дядя Федор. Ой, девочки, ой, мальчики, стынут наши пальчики!

Кот Матроскин. Щиплет щеки, щиплет нос – видно, близко Дед Мороз!

Занавес закрывается. Дети зовут Деда Мороза.
С песней появляется Дед Мороз.

Дед Мороз.

Пусть скользят неуклюже пешеходы по лужам,
На асфальте как будто каток.
Ребятишки по лужам все катаются дружно
И не слышат звонка на урок.
Я катаюсь,
Да и только,
У прохожих на виду.
К сожаленью,
Праздник елки
Только раз в году!

Здравствуй, дядя Федор. Здравствуй, Матроскин! Что такие невеселые? Скоро Новый год! Я для вас подарки приготовил.

Кот Матроскин. Подождите, Мороз Иванович!

Дядя Федор. Дедушка Мороз, скоро куранты двенадцать часов пробьют, а Обезьяны все нет!

Дед Мороз. Ой, да я сразу запамятовал и не сообщил вам, о чем мы со Снегурочкой договорились. Она поехала за Обезьяной, вдвоем им в пути веселей будет, а я к вам торопился – песни новогодние попеть, хороводы поводить.

Кот Матроскин. А я-то как люблю хороводы водить, а песни-то распевать!!!

Дед Мороз. Вон сколько у нас ребятишек! Большой хоровод получится!

Дети водят хоровод вокруг елки и поют песни "Маленькой елочке холодно зимой", "В лесу родилась елочка" (по два куплета).

Дед Мороз. Ой, спасибо, ребята, воодушевили старика!

Под музыку на велосипеде выезжает Галчонок (сигналит или кричит).

Дед Мороз. Кто там?

Галчонок. Это я, почтальон Печкин, привез посылку от Снегурочки!

Дед Мороз. Ой, от внучки моей любимой! Скорее давай! (Разворачивает.) Хорошо у тебя почта работает, товарищ Печкин!

Дядя Федор. Хорошо, хорошо! Только это не Печкин, это наш Галчонок.

Кот Матроскин. Просто почтальон ему свой велосипед дал покататься.

Звучит шум вьюги, ветер.

Метель. А посылка не простая, а посылка звуковая! (Вылетает хлопушка.)

Включается звуковое письмо Снегурочки.

Голос Снегурочки. Дедушка, дедушка! Мы с Обезьянкой заблудились в пути! Боюсь, не успеем к ребятам на праздник! Выручай нас!

Кот Матроскин. Ну вот, я же говорил! Я же предчувствовал!

Дядя Федор. Неужели у нас Нового года не будет?

Дед Мороз. Не горюй, дядя Федор, сейчас что-нибудь придумаем!

Ведущий 1. Дедушка Мороз, а давай сами пойдем навстречу Снегурочке и Обезьяне, по дороге узнаем, как встречают Новый год люди всех земных широт.

Дед Мороз. Правильно! Где мой волшебный глобус, который будет помогать нам переноситься из страны в страну? Ребята, а вы готовы с нами путешествовать? Тогда в путь!

Дед Мороз произносит слова, дети хором повторяют их.

Дети (хором).

Ты вращайся, шар земной,
Мы пойдем вслед за тобой,
Чтоб Снегурку выручать,
Новый год скорей встречать!

Дед Мороз. Мы с вами оказались в Англии.

Санта-Клаус. Здравствуйте, мои друзья! Я Санта Клаус – английский Дед Мороз. В новогодние дни для детей в театрах разыгрываются представления на сюжеты старинных английских сказок.

Разыгрывается сказочная сценка "Шалтай-Болтай".

Санта-Клаус. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары.

Дед Мороз. А не видели ли вы внучки моей Снегурочки с Обезьяной?

Санта Клаус. Нет, не видели, она, наверное, где-то в другом месте прошла. У нас, в Англии, возник обычай обмениваться новогодними поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году. А эту поздравительную открытку мы приготовили для наших российских друзей. Передайте ее им, пожалуйста!

Дед Мороз. Обязательно передадим. А теперь – снова в путь!

Дети (хором).

Ты вращайся, шар земной,
Мы пойдем вслед за тобой,
Чтоб Снегурку выручать,
Новый год скорей встречать!

Ведущий 2. Где это мы?

Галчонок. А это живописная Индия!

Выступают дети в индийских костюмах.

Ученик 1. Уже много сотен лет наши мудрецы ищут рецепты счастья – средство от беды.

Ученик 2. И мы хотим вам рассказать, что знает наш народ о том, как следует встречать грядущий Новый год.

Ученик 3.

Ему навстречу восемь дат
Нам следует пройти,
И в каждой дате свой обряд
Должны мы соблюсти.

Под музыку появляются лучники, делают несколько движений, останавливаются.

Лучник 1. 

Мы в Индии особенно
Встречаем Новый год.

Лучник 2. 

У вас приходит ночью он,
У нас – наоборот.

Лучник 3.

Придет он с первым лучиком,
И с раннего утра
Готовится встречать его
Вся наша детвора.

Заканчивают танец.

Лучник 1.

Лук и стрелы – вот забава!
Порезвимся мы на славу!
Зорок глаз, рука тверда,
Точно в цель летит стрела!

Ученик 1.

И пока над миром
Солнышко встает,
Словно для планеты
Новый старт дает,

Ученик 2.

Вспомни круг прошедший,
Все дела свои
И в Новый год все лучшее
С собою забери.

Девочки танцуют индийский танец с веточками растения ним-ним.

Ученик 3.

Есть дерево заветное,
Зовут его ним-ним,
На Новый год с его ветвей
Листочки мы едим.

Все выступавшие берут змеев и, плавно размахивая, несут их перед зрителями.

Ученик 1.

Мастера мы делать змеев,
И каждый Новый год,
Споря с ветром, гордо рея,
Они взмывают в небосвод.

Дед Мороз. Друзья мои, не видали ли вы моей внучки Снегурочки? Они с Обезьяной заблудились.

Дети. Нет, не видали, наверное, мимо прошли. Дедушка Мороз, поздравьте наших друзей из России с Новым годом!

Дети вручают Деду Морозу веточки дерева ним-ним и уходят под музыку.

Дед Мороз.

Какое смешное название… и пахнет вкусно…
А все же наша елка лучше! Зеленая красавица!
Люблю я у елки с детьми посидеть,
Люблю все как следует там рассмотреть.
Давайте, ребята, разглядим игрушки,
Рассмотрим всю елку – снизу до макушки!

Проводится игра "Что висит на елке?"

Дед Мороз. Сейчас я буду спрашивать вас, что бывает на елке, а вы отвечайте "да" и хлопайте в ладоши или "нет" и покачивайте ручками.

Бывают ли на елке мягкие игрушки?
Звонкие хлопушки?
Старые подушки?
Раскладушки и кроватки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Рваные ботинки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?
Рыбки золоченые?
Яблоки печеные?
Колбаса копченая?

Дальше, в путь! Искать Снегурочку и Обезьяну!

Дети (хором). Ты вращайся, шар земной...

Гаснет свет. Зажигается гирлянда в форме тарелки. Звучит песня "Кто-то хитрый и большой наблюдает за тобой…". Дети в костюмах инопланетян под песню заходят в зал, как бы выходя из "тарелки". Песня заканчивается, свет включается.

Дед Мороз. Какой таинственный голос! Кто вы?

Дети. Мы прилетели с другой планеты.

Ведущий 1. Инопланетяне, что ли?

Дети. Да, мы с планеты Бумбара. Мы давно наблюдаем за вами. Что у вас за праздник?

Ведущий 2. Мы готовимся к встрече Нового года. А у вас празднуют Новый год? Как?

Дети. Сейчас покажем!

Под песню "Тарелочки" исполняется танец.

Ведущий 1. Да, весело у вас! Вы с нами останетесь на праздник?

Дети. Да нет, нам пора улетать обратно. Мы поздравляем всех землян с наступающим Новым годом. Мы пока еще ваш сон, ваша загадка. В XX веке люди так и не смогли разгадать наши тайны…

Дед Мороз. Ох, и загадочные эти инопланетяне! А наши российские ребятишки тоже любят разгадывать загадки. Правильно? Долго думать вам не нужно, отвечайте хором, дружно!

Ведущий 1.

Веселится весь народ,
Это праздник…

Дети.  Новый год.

Ведущий 2.

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был как из пушки,
Эта палка для хоккея,
И она зовется...

Дети.  Клюшка.

Ведущий 1. 

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Это кто такой?

Дети. Медведь.

Ведущий 2.

У него румяный нос,
сам он бородатый, кто же это?

Дети.  Дед Мороз.

Ведущий 2. Правильно, ребята!

Ведущий 1.

Ей не нужна горячая печурка,
Мороз ей нипочем.
Привет всем шлет веселая...

Дети. Снегурка.

Ведущий 1. Ее мы тоже к нам на праздник ждем.

Дед Мороз. Ой, батюшки, про Снегурочку-то совсем мы забыли! Торопиться же надо!

Дети (хором). Ты вращайся, шар земной...

Звучит итальянская музыка.

Дед Мороз. А сейчас-то мы куда попали?

Галчонок. Это Италия.

Выходят дети в итальянских костюмах.

Ученик 1. В Италии Новый год начинается 6 января. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью на метле.

Ученик 2. Дверь она открывает маленьким ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки.

Открывается занавес.

Девочка. Посмотрите, мне фея подарила Барби, о которой я мечтала!

Мальчик 1. А мне – великолепный конструктор "Лего".

Мальчик 2. Ой, а у меня почему-то уголек!

Ученик 3. Да, это действительно уголек. Оказывается, тому, кто плохо учится и шалит, фея оставляет щепотку золы или уголек. Обидно, но кто что заслужил…

Ученик 4. В нашей стране все дети очень любят петь. Послушайте, дорогие гости!

Дети исполняют песню "Санта-Лючия".

Ученик 5. Если вы под Новый год окажетесь в Италии, не подходите близко к стенам домов. Так уж повелось, что итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи – летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги… Случается, и громадный древний шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Чем больше выбросишь вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год.

Дед Мороз. Ну и проказники же вы, ребятишки-итальянцы. Рассмешили старика. А Снегурочка здесь с Обезьяной не пробегали?

Дети. Нет, не видели. Дедушка, передавай нашим друзьям из России привет! Мы их поздравим зажигательной тарантеллой.

Дети исполняют танец.

Дед Мороз. Что ж, снова неудача. Отправляемся дальше.

Дети (хором). Ты вращайся, шар земной…

Ведущий 1. Где мы оказались?

Галчонок. В Китае.

Ученик. В Китае Новый год – это праздник фонарей. Им придают различную форму, украшают яркими рисунками. Особенно любят фонари в виде двенадцати животных, символизирующих каждый год по гороскопу.

Под музыку появляются звери с фонариками. Исполняется танец.

Дед Мороз. Зверюшки, не видали ли вы Снегурочку?

Звери (хором). Нет.

Дед Мороз. Придется снова вращать глобус. Куда же нам отправиться?

Галчонок. Кажется, я знаю. Где живут обезьяны, ребята?

Дети (хором). В Африке. Ты вращайся, шар земной...

Выходят Вождь и Переводчик, который долго жил и учился в Москве.

Вождь. (Длинная фраза на своем языке.)

Переводчик. Здравствуйте.

Вождь. (Длинная фраза на своем языке.)

Переводчик. Вы попали в Южную Африку.

Вождь. (Длинная фраза на своем языке.)

Переводчик. Поздравляем вас с Новым годом! Вас приветствует племя тумба-юмба и десять негритят.

Дети поют на английском языке, каждый негритенок выходит и пританцовывает. Исполняется совместный ритуальный танец.

Дед Мороз. Ух, здорово! А вы научите меня так танцевать?

Дети. Оставайся, Дед Мороз, у нас в Африке, всему научишься!

Дед Мороз. Спасибо, друзья, но я зиму снежную люблю, морозы трескучие. А сейчас тороплюсь, ищу Снегурочку с Обезьянкой. Не видели вы их?

Дети. Видели. Они вон там (указывают направление). Передайте поздравления российским ребятишкам.

Выступавшие дети уходят.

Дед Мороз. Внученька! Вот вы где!

Снегурочка. Здравствуй, дедушка! Как хорошо, что вы нас нашли! Посмотри на нашу Обезьянку – какая она у нас молоденькая, симпатичная, ловкая!

Дед Мороз. Вижу, внученька, вижу! Только и наши российские ребятишки ждут – не дождутся ее.

Снегурочка. Поторопимся, дедушка! До свидания, Африка!

Дети (хором).

Ты вращайся, шар земной,
Мы пойдем вслед за тобой!
Эно-бэно-чики-фут,
Нас давно в России ждут.

Свет гаснет, все уходят. Появляются кот Матроскин и Дядя Федор.

Кот Матроскин. Дядя Федор, взгляни на часы! Уже без пятнадцати двенадцать, а наших путешественников что-то не видно.

Дядя Федор. Подожди, Матроскин, вон Галчонок с какой-то новостью к нам торопится.

Галчонок. Я принес указ царя Петра о праздновании Нового года.

Ведущий 2. Ровно три сотни лет назад правил государством Российским царь Петр I. Он-то и издал указ, по которому мы до сих пор встречаем Новый год.

Под русскую народную музыку заходят бояре.

Бояре. Указ от 1 января гласит: "В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым годом. По знатным и проезжим улицам, у ворот и домов учинить некоторое украшение из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Учинить стрельбу из небольших пушечек и ружей. Пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни".

Ведущий 1. В прошлые века Деда Мороза в России называли Трескуном из-за сильных трескучих морозов. И был он одиноким Морозко, супругом Зимушки-Зимы. А современному Деду Морозу дали в компанию Снегурочку, милую девушку.

Дядя Федор. А вот и они! С возвращением, Дедушка Мороз!

Кот Матроскин. Ура! Снегурочка моя любимая! И ты, Обезьяна!

Ведущий 2. С прибытием в Россию!

Снегурочка.

Добрые взрослые, милые дети!
Лучшего праздника нету на свете.
Знаю, не зря сквозь пургу и ненастье
К вам торопились, ребята, попасть мы.

Дед Мороз. 

Чтобы у елки у новогодней,
Вас, дорогие, поздравить сегодня.

Бояре. Веселись, гуляй, пляши, честной русский народ!

Исполняется кадриль.

Ведущий 1.

С прилетом белых январей
Мы все становимся мудрей,
Предновогодние приметы
Берем со всех концов планеты.

Бояре.

Что есть, что пить, надеть по моде
Седой порой Предновогодья.

Ведущий 2.

По-итальянски в окна хлам
Швыряем с горем пополам,

Дед Мороз.

То по восточной аксиоме
Переставляем мебель в доме

Дядя Федор.

И вычисляем без конца –
Кто Мышь, кто Тигр, а кто Овца.

Кот Матроскин.

Все человечье естество
Глядит с надеждой в Рождество.

Галчонок.

От Дед Морозов разной масти
Подарков ждем и кучу счастья.

Ведущий 1.

И верим в то, что небеса
Нам всем готовят чудеса!

Звучит бой Курантов. Елка зажигается, сверкает.

Кот Матроскин. Прими от нас подарочек, Обезьянка!

Дядя Федор. Мы вместе для тебя его готовили!

Кот Матроскин. Да, потому что совместный труд – для общей пользы, он объединяет.

Обезьяна. Спасибо, кот Матроскин, Дядя Федор! Я постараюсь открыть людям двери в мир счастья и благополучия.

Ведущий 2.

Кругом звучит задорный смех
И радость в каждом взгляде,
И елка светится для всех
В своем цветном наряде.

Дядя Федор.

Пусть елка нарядно огнями сверкает!

Кот Матроскин.

Пусть песни и смех никогда не смолкают!

Ведущий 1.

И пусть будет радостным весь этот год!

Снегурочка.

Уж очень вы все симпатичный народ!

Дед Мороз.

Время мчится полным ходом
Под морозный звон зимы.
С Новым годом!

Снегурочка.

С Новым годом –

Ведущий 2.

Говорим друг другу мы.

Детиором).

И с веселыми зимними каникулами!

Исполняется песня "Кабы не было зимы".

Бояре. А теперь оглашаем самое долгожданное, самое главное в новогоднем празднике повеление царя Петра I:
"В ознаменование всеобщего веселья раздавать подарки детям и взрослым, большим и малым, самые разные, кто сколько пожелает. Всем-всем российским ребятишкам, девчонкам и мальчишкам, ну а в первую очередь – гостям дорогим – зарубежным, удалым – внимание! Кого музыка позовет, та страна и подарки получать пойдет. А вы, Дед Мороз и Снегурочка, торопитесь, приятные ваши обязанности выполнять потрудитесь. Распахните своим волшебным ключом двери в Новый 2004-й год!

Звучат новогодние фанфары. По очереди играет музыка Африки, Китая, Индии, Англии, Италии.
Детям раздают подарки.

Наталия ГРИГОРЬЕВА,
учитель ГОУ № 1674, г. Москва

НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СТРАНЕ СКАЗОК

Каждый ребенок и почти каждый взрослый хотел бы стать участником настоящих приключений. Почти каждый взрослый готов поиграть, подурачиться – словом, впасть в детство, только не каждому такая возможность представляется. Мы хотели, чтобы на нашем празднике все это случилось и удалось. Чтобы каждый, даже понимая, что все это "понарошку", по-настоящему поволновался, постоял перед выбором, поборолся и почувствовал себя победителем.

ХОД ПРАЗДНИКА

...Вечерняя школа почти пуста. Ребята переоделись в костюмы сказочных героев и ждут начала праздника. Как и где он будет проходить, они пока не знают. Вдруг они слышат жужжание. Оно все громче и явственней. Кто-то стучит в окно. Через несколько секунд распахивается дверь. На пороге Карлсон.

Карлсон. Чуть-чуть не промахнулся! А вы что окна позакрывали? Не достучаться! Ну, я так не играю... А у вас есть чем подкрепиться? (Заботливые мамы что-нибудь предлагают.)
Теперь можно и познакомиться. Я Карлсон. Привет!
Я тут старичка по дороге встретил. Грустный... К вам шел. Ты, говорит, в самом расцвете сил, умный, красивый, ну и так далее, быстрее долетишь. Передай во второй "М" мою записочку. Да, а вы читать-то умеете? Я бы, конечно, и сам прочел, да ветер встречный в лицо дул – ничего не вижу теперь. Ладно уж, читай ты, белобрысый!

Ученик (читает). "Ребятишки, спешил к вам с подарками. Пока в лесу белочек кормил, разбойники мешок утащили, хотят у новогодней елки все подарки съесть! Тороплюсь к вам, но и вы времени не теряйте, мешок мой поищите. Только будьте смелыми и дружными, никого в дороге не позабудьте. Если что, к моим друзьям из зимних сказок за помощью... " – дальше оторвано!

Карлсон (отбирая записку). На лету за трубу зацепился. Пустяки, дело житейское! Да, а что за подарки? Конфеты будут? Тогда пошли! (Уже в дверях.) Вы хоть зимние сказки знаете, если что? (Ребята называют сказки: "Снежная королева", "Двенадцать месяцев", "Мороз Иванович", "Щелкунчик"...) Ладно, разберемся. Ну что ж, в путь, смелый и отважный Карлсон! И вы тоже пошевеливайтесь, а то эти разбойники все конфеты слопают! (Заметил родителей.) А это кто? Да? Ну ладно. Давайте и их возьмем, понести там что-нибудь, мешок, например...

Все выходят из класса и тут же встречаются с Временами года.

Времена года. Здравствуйте! Куда спешите? (Ребята объясняют.) Помочь можем, дорогу укажем, если вы нас узнали и задания наши выполните.

Времена года – Лето, Осень, Зима, Весна – в соответствующих нарядах или с соответствующими атрибутами в руках. Каждый загадывает загадку про себя и дает задания.

Лето. Угадайте названия цветов в букете. Спойте хором летнюю песню, которую знают все. Ответьте на вопросы сказочного героя из страны, где всегда лето. (Этот конкурс придуман специально для ребенка, одетого в костюм Чиполлино и подготовившего свои вопросы по книжке заранее.)

Осень. С закрытыми глазами по вкусу определите овощи. Попробуйте все спрятаться от дождя под двумя зонтами.

Зима. Дуньте изо всех сил. (Всем раздаются снежинки, вырезанные из салфеток. Взрослые наблюдают, чья дальше улетела.) Теперь каждый должен назвать один зимний вид спорта и станцевать танец на льдине. (Танцуют парами на бумажных "льдинах", которые постепенно "тают", – кто дольше удержится.)

Победителям всех конкурсов можно раздавать маленькие призы (по конфете, например), а можно просто награждать аплодисментами, чтобы не отвлекаться от главной цели – узнать дорогу. Конечно же, Карлсон и родители помогают по мере возможности.

Весна (во время конкурсов незаметно разложила небольшие "льдинки", которые ведут дальше по коридору к одной из дверей). Я укажу вам дорогу, раз вы такие молодцы и со всеми заданиями справились. Идите по льдинкам, но не оступитесь! Того, кто оступится, спасайте. А там Печка вам поможет...

Все. До свидания!

По льдинкам добираются до дверей класса. Заходят. Там Печка – молчит в уголке, ждет, пока все зайдут.

Печка. Здравствуйте, дорогие мои! Что хотели? Пирожок? Нет? Дорогу к елочке показать? Могу, могу... Только стара стала, все забываю... Даже рецепт пирога забыла. Не подскажете? (После подсказок.) Ну, спасибо, напомнили! И пирог сам испекся на радостях! Съешьте по кусочку – да так, чтобы всем досталось! Тогда и дорогу покажу. (Ребята делят пирог поровну.) Молодцы, дружные ребята, не жадные! Вот ниточка, дам-ка я ее паучку Хромоногу, уж он-то не оборвет! Сматывайте ее в клубок. Так и доберетесь до Яблоньки, она вам поможет...

Яблонька ждет ребят в одном из следующих классов. Она развесила свои яблочки на ниточке.

Яблонька. Здравствуйте! Конечно, помогу! Только съешьте моих яблочек, а то тяжело мне, ветки к земле гнутся... Ой, а руки-то у вас немытые! Что же делать? Прячьте их быстрее за спину, придется есть без рук. (Хорошо бы за хвостики подвесить ранетки, тогда конкурс пройдет весело и быстро.) Ай да ловкие ребята! Теперь слушайте: тут неподалеку в своем ледяном колодце старик очень строгий живет. Да вы, наверное, знаете, как его зовут?

Ребята. Мороз Иванович!
– Младший брат Деда Мороза!

Яблонька. Вот он-то наверняка знает, как к новогодней елочке пройти. Только не сердите его да помогите, если что попросит.

Ребята прощаются с Яблонькой и идут по коридору дальше, поглядывая на двери. На одной из них нарисован колодец, засыпанный снегом. Стучат, заходят. Их встречает Мороз Иванович. Он очень похож на Деда Мороза, только без бороды и, может быть, без шубы.

Мороз Иванович. Здравствуйте, здравствуйте, ребятки! Спрашиваете, где новогодняя елочка? Конечно, знаю! Расскажу! Только не поможете ли вы мне сначала, ребятишки, зверушки и детишки? Так пусто у меня, неуютно, а ведь скоро Новый год! Мастерить умеете? Снежинки, да такие, чтоб не таяли? А фонарики? А цепочки на елочку, да подлиннее? А портрет моего брата дорогого кто нарисует? Знаю, спешите вы, ну да что за пять минут сделать успеете, тем и украшу свой ледяной колодец. За дело, ребятишки!

Ребята бросаются к четырем столам, на которых лежат заранее приготовленные материалы для изготовления снежинок, фонариков, бумажных цепей: краски, кисточки, бумага для рисования портретов Деда Мороза. Мороз Иванович заводит будильник, который зазвенит через пять минут. Хорошо бы, если бы ребята с родителями успели и прикрепить все сделанное на подходящие места, то есть украсить жилье Мороза Ивановича.

Мороз Иванович. Красота-то какая! Спасибо, дорогие мои! Ох, а мусора сколько! Но я вижу среди вас гномов – уж они-то мастера уборки! Так я говорю?

Гном рассказывает смешной стишок из "Хоббита" ("Будет порядок, только скажи!").

Мороз Иванович (огорчается). Ой-ой-ой... Да ты шутишь, гном! А ну-ка, кто хочет с гномом посоревноваться? Давай ты! (называет того, кому больше нигде не придется играть персональной роли). У кого полнее ведро будет?

Ребята собирают мусор в специально приготовленные ведра.

Мороз Иванович. Молодцы, быстро управились! Кто бы еще снежки мои серебряные в ведерки хрустальные закинул, а то всё об них спотыкаюсь... Хоббиты! Вот мастера в цель попадать!

Хоббиты соревнуются в меткости.

Мороз Иванович. Ух, порадовали старика! Покажу я вам дорожку к елочке. Только ведет она во владения Снежной Королевы. Без валенок и варежек вам не обойтись, а у меня только две пары. Как быть?

Выход находят тут же: оказывается, варежки и валенки Мороза Ивановича висели на гвоздике, каждый на своей веревочке. Устраивают эстафету: нужно пробежать через рекреацию в огромных валенках и варежках, снять их, а следующий подтянет их к себе за веревки. Лучше использовать две пары того и другого, чтоб было быстрее.
Все оказываются в конце коридора перед дверью, ведущей на лестницу к нижнему этажу. Видят указатель: "Во владения Снежной Королевы". За дверью темно. Вдруг из темноты возникает Советник.

Советник (безапелляционным тоном). Кто? Зачем? Что за невоспитанные дети... и взрослые! Воспитанные дети: а) не орут "Ого-го!"; б) не скачут в валенках по полу; воспитанные взрослые в) не носятся за детьми как угорелые. Вы еще поплатитесь за этот беспорядок! И никаких "но"! (Спускается по лестнице.)

Ребята останавливаются в растерянности.

Карлсон (явно передразнивая Советника). Воспитанные дядьки: а) не лезут к детям со своими замечаниями; б) не мешают им искать конфеты! Вперед, бесстрашный Карлсон! И вы тоже пошевеливайтесь!

Все спускаются по лестнице, сворачивают по указателю в очередной коридор – и вдруг попадают в сети Пауков. (Пауки в черном, лица раскрашены; в сети легко превращаются старые простыни.)

Карлсон. Хоббиты, на помощь!

Хоббиты дразнят Пауков своей песенкой и бегут в разные стороны, ребята – за ними. Кажется, вырвались! Но тут откуда ни возьмись на помощь Паукам приходят Разбойники. Они связывают ребят в три группы, а взрослые замирают как вкопанные, оглушенные свистом Маленькой Разбойницы.

Пауки. Попались!

Разбойники. Нас искали?! Подарков им захотелось! Подарки давно под елкой, только съедим мы их без вас!

Ликующие пляски с угрозами и кровожадными планами. Вдруг откуда-то сверху сыплются монетки. Разбойники бросаются их собирать, дерутся и, обессиленные, падают.

Ворона (а это она вывела Разбойников из строя). Каррр! Рас-крру-чивайтесь ско-ррреее! Дерр-житесь кррепче за рруки – и впе-рред! Да, рро-дителей нужно ррас-колдовать! Повторр-ряйте за мной скоррр-роговорку – дрружно и грромко: "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет"! Клара, кстати, – это я. (Добивается нужного звучания. Родители от криков приходят в себя.) Деррр-житесь друг за друга кррепко! Летим!!!

Все бегут, держась за руки, за Вороной. Только она знает, что путь лежит к актовому залу, где стоит наряженная елка. У самого входа в зал – гром, звон; свет гаснет и загорается. Перед ними – Снежная Королева.

Снежная Королева. Зачем пришли? К елке за подарками? Пропущу, если один из вас составит за минуту изо льда слово "тысячелетие". Ах, вы не знаете, как оно пишется? Ну что ж... Все-таки возьметесь? Кто?

Ворона. Он замеррр-знет, замеррр-знет! Каждый должен отдать ему что-нибудь из своей одежды! Быстррро!

Все вместе одевают смельчака. Он складывает слово. Звон. Бьют часы. Двери в актовый зал распахиваются... На пороге – Советник.

Советник. Ха-ха-ха! Вот она – елка! Вот они – подарки! Сейчас вы и попадетесь!.. Начнете толкаться, хватать подарки – и сердца ваши от жадности и злости превратятся в лед. Прошу!

Вдруг (а все в сказках происходит вдруг) откуда-то сзади начинает звучать родная новогодняя мелодия. Ребята поворачиваются – перед ними стоит Дед Мороз.

Дед Мороз. Неправда! Не бойтесь, ребятишки! Уф, еле успел за вами... Всё рассказали мне Времена года, и Печка, и Яблонька, и брат мой Мороз Иванович. Вы – молодцы! Находчивые, умелые, дружные и смелые! К таким я спешил, для них нес подарки. Эх, заждались они вас под елочкой! Да и елочка ждет песен новогодних и хороводов. Скорее к ней!

Все поворачиваются к двери в зал. Снежной Королевы и Советника и след простыл. Лишь на полу осталась льдинка от слова "тысячелетие".

Дед Мороз. Исчезли! Ну что ж, им горевать, а нам – Новый год встречать!

Все под новогоднюю музыку заходят в зал. Подарки лежат под елочкой, под сугробами. Все водят хороводы, танцуют у елочки, зажигают на ней огни. Потом Дед Мороз зовет на помощь Ворону и вместе с ней вручает ребятам подарки. Заключительная песня вокруг елочки. Прощание с Дедом Морозом.

Несколько постановочных подробностей и один секрет. Действие происходило в здании школы. Участники идут с третьего этажа на первый, к актовому залу.
Все роли исполняют родители, учителя, старшие братья и сестры. Репетировать с ними не приходится, достаточно одной встречи "на местности", где обсуждаются характеры и действия героев.
Единственным профессионалом среди участников должен быть Дед Мороз (а вот и секрет: он же – Мороз Иванович, только в "облегченном варианте"). Это важно. Дед Мороз у детей должен быть самый настоящий, никаких знакомых лиц!

ПЬЕСА-СКАЗКА "ВАРЕЖКА"

Эта, не побоюсь сказать, пьеса – результат коллективного творчества. Сочинили ее первоклассники вместе с родителями и со мной – классным руководителем и словесником одновременно. Мы хотели поставить новогоднюю сказку, но ничего подходящего (того, что нам было бы по силам) в голову не приходило. Кто-то из учителей вспомнил, что когда-то с малышами ставил белорусскую сказку "Варежка". Мы с ребятами ее прочитали. О новогоднем празднике там напоминал лишь снег. А что, если досочинить самим?
Стали задавать себе вопросы. Как варежка попала в лес? Зачем приходил тот, кто ее потерял? Почему звери не побоялись забраться в одну варежку – Волк и Зайчонок, например? И вообще, как они туда поместились? Волшебство? А кто волшебник? Помнили о том, что сказка должна быть новогодняя, а значит, добрая и с чудесами.
Действующих лиц в сказке было гораздо меньше, чем ребят в классе, и мы решили, что зверушек может быть сколько угодно. Причем каждый сам решал, кем именно он хочет быть. Кто-то исходил из имеющегося костюма, а кто-то – из горячей любви к лягушкам, например. Один мальчик никак не хотел затруднять своих родителей изготовлением костюма, и тогда мы придумали ему роль Сказочника, который мог быть в чем угодно.
Каждый получил "задание на дом": придумать, как представляется его герой, сочинить о нем четыре рифмованных строчки. К делу подключились родители.
Постепенно вырисовывались характеры наших героев, которые, конечно же, очень напоминали самих исполнителей. Оставалось собрать все лоскутки в один ковер...
Все это – серьезный творческий процесс, который доставит радости не меньше, чем само представление.

Действующие лица

Сказочник. Мышонок.
Бабушка. Лягушонок.
Дедушка. Бельчонок.
Собака Жулька. Зайчонок.
Кот. Лисенок.
Петух. Рысь.
Елочка. Волк.
Морозец. Медведь.

Картина 1

Большой лоскутный ковер (это занавес) держат Бабушка и Дедушка (их не видно). Звучит народная музыка. Из-за ковра выходит Сказочник.

Сказочник. Жили-были Бабушка с Дедушкой, Кот с Петухом да cобачка Жулька. Дедушка лапти плел, бабушка варежки вязала да песни пела.

Помогает расстелить ковер на полу. Сам садится на табуретке за пределами ковра. Бабушка с Дедушкой ставят свои табуретки на ковер, чинно рассаживаются. Бабушка достает вязание из корзинки с клубками, вяжет и поет. Кот играет с клубком и отмахивается от проказника Петуха, который его задирает. Жулька сидит с краю, изредка порыкивает на расшалившегося Петуха.

Бабушка. Новый год у ворот! Сходил бы ты, Дедушка, в лес за елочкой. Вот и варежки тебе готовы!

Сказочник. Сказано – сделано. Старичок топор за пояс, варежки на руки и ружьишко прихватить не забыл – вдруг волк! А уж Жулька-то гулять завсегда рада!

Дедушка. Ждите нас с елочкой!.. (Уходят с Жулькой.)

Пока Бабушка помогала Дедушке собираться, Кот и Петух совсем расшалились: опрокинули корзинку, клубки рассыпали. Оба пытаются спрятаться за корзинку. Звучит музыка – веселая ссора.

Бабушка. Ах, шалуны, ах, проказники! Что ж вы натворили?!

Кот и Петух. Это он! Нет, он! Нет, он! Мяу! Кукареку! (Бросаются друг на друга и катаются по полу.)

Бабушка. Вот я вас за дверь, на мороз! Остыньте маленько, забияки! А я приберу пока. (За шиворот выводит обоих. Поднимает ковер с помощью Сказочника. За ковер незаметно пробегает Елочка. Бабушка со Сказочником встряхивают ковер, сворачивают и уносят.)

Картина 2

Звучит мелодия песни "В лесу родилась елочка".

Елочка (прихорашиваясь, напевает). В лесу родилась елочка... зеленая была... (Пританцовывает.)

Вдруг слышатся голоса: "Везет лошадка дровенки... под самый корешок!", раздается лай собаки "Гав-гав!" На полянку выбегает Жулька, выходит Дедушка. Видит Елочку.

Елочка. Ой! (Пытается укрыться руками-веточками.)

Дедушка. Ай да красавица! Бабушке понравится! Ну-ка, топор, проворен и скор, попрыгай, разогрейся! А вы, варежки, погодите, за поясом посидите!

Жулька прыгает вокруг Елочки. Дедушка вытаскивает топор из-за пояса, кладет на снег; снимает варежки, засовывает за пояс, но тут лает, принюхиваясь, Жулька. Дедушка оборачивается, одна варежка падает. Раздается волшебный звук.

Дедушка. Что, Жулька, али зверя почуяла? То-то хозяйке будет радость! Топор, чай, не убежит, а елочка и подавно. Добуду старухе воротник к Новому году! (Снимает ружье, спешит за Жулькой. Варежка, Елочка и топор остаются. Тишина.)

Елочка (опуская руки-веточки). Ох...

Кубарем вылетает на полянку Морозец. Звучит очень быстрая озорная мелодия.

Елочка (приседает от неожиданности). Ах!..

Морозец. Я Морозец, я Морозец, всех на свете я морожу! Я Морозец, я Морозец, всех зверей я заморожу! Нечего рычать, зубами стучать, рогами бодать, друг друга пугать! Э-гей!..

Морозец дует, разбрасывает блестящие конфетти, опутывает Елочку блестящим серпантином. Елочка отфыркивается, отряхивается, распутывается. Морозец вихрем уносится, рассыпая серебро.

Елочка. Ой, замерзаю... Ай, дрожат иголочки у зеленой елочки... Дедушка, Дедушка Мороз, помоги! Что же делать, ведь замерзнут звери!..

Голос Деда Мороза. Не печалься, внученька, согрею я твоих зверушек! Хотя прав внучок, прав, следовало бы их наказать за дикий нрав. Но в новогоднюю ночь я готов им помочь! Будет зверушкам домик!

Гаснет свет, мерцают огни. Раздается волшебный звук. Светлеет. Вместо маленькой огромная варежка лежит на снегу. Елочка хлопает в ладоши.

Картина 3

На полянку под веселую мелодию выбегает Мышонок.

Мышонок. Я Мышонок Шмыг-Шмыг, в свою норку прыг-прыг. Только где ж ее найти – снег засыпал все пути! (Елочка машет веткой; Мышонок замечает варежку.) Варежка! Тут я и спрячусь! (Забирается в варежку.)

На полянку выскакивает Лягушонок.

Лягушонок.

Убежало лето!
Где ты, лето, где ты?
Я от лета отстал,
Даже прыгать устал!
Замерзли лапки, замерзли пруды...
Ква-к спастись от беды?
(Елочка показывает на варежку.)
Ква-режка? Кто, кто в ква-режке живет?

Мышонок. Я, Мышонок Шмыг-Шмыг. А ты кто?

Лягушонок. Я Лягушонок Прыг-Прыг. Пусти и меня!

Мышонок. Иди!

На полянку выбредает Кот. Тащит Петуха на себе. Петух открывает глаза, взмахивает крыльями и снова падает. Натыкаются на Елочку, которая схватилась за голову. Кот в изнеможении садится, стряхивает Петушка.

Петух (голосит).

Я Петушочек-Петушок,
Замерз красивый гребешок!
И хвостик мой засыпал снег!
Не отогреться мне вовек!
Я летним утром звонко пел,
Я был силен, красив и смел!
Сейчас замерз, охрип, устал
И петь красиво перестал...

Кот (безнадежно).

Расшалились мы с тобой,
И не пустят нас домой.
Нитки зря мы распустили,
Молоко мы зря пролили...
Замерзаю, мяу, мяу...
Погибаю, мяу, мяу...

Услышав эти вопли, выглядывают Мышонок и Лягушонок. Петух замечает варежку.

Петух. Не откажите нам, друзья, и в дом пустите вы меня...

Кот. И меня-у...

Мышонок и Лягушонок. А вы кто?

Петух. Я петушок – золотой гребешок.

Кот. А я Котик – усатый ротик.

Мышонок и Лягушонок. Заходите!

Все прячутся в варежке. Выбегает Зайчонок, оглядывается, прячется за Елочку. Выглядывает, жалуется:

Зайчонок.

Ох, я Зайка-попрыгайка,
Отморозил уши Зайка.
Я от волка убежал,
Но мороз меня догнал.
По полянке я скачу,
Где мне спрятаться, ищу.
(Елочка показывает на варежку.)
Кто, кто в варежке живет?

Все (называют себя). А ты кто?

Зайчонок. А я Зайчик-попрыгайчик, пустите и меня.

Все (хором). Иди!

Выбегает злой Волк.

Волк.

У-у-у! Утону, убегу!
От себя убегу – догнать Зайца не могу!
Где лапы, где хвост?
У-у-у-стал, замер-р-рз...
(Видит варежку.)
Кто, кто в варежке живет?

Все (называют себя)... А ты кто?

Волк. Я Волчок – серый бочок. Разрешите войти, замер-р-рз я в пути!

Елочка заботливо поправляет варежку. Вдруг на поляну выкатывается Лисенок. Натыкается на варежку.

Лисенок. Кто, кто в варежке живет?

Все (называют себя). А ты кто?

Лисенок. Я Лисенок – мамин ребенок, пустите и меня.

Все. Ну заходи.

Крадучись выходит Рысь.

Рысь. Я рысь, все белки – брысь! Все птички, улетайте, все зайки, убегайте! Утихнет мороз ли? Даже кисточки замерзли! Кто, кто в варежке живет? Пустите и меня!

Все. Так тебе не влезть!

Рысь. Как-нибудь влезу, пустите!

Все. Ну что с тобой сделаешь? Лезь!

Треск сучьев. Выходит Медведь.

Медведь.

Я Мишутка косолапый,
У меня замерзли лапы!
Не дойду я до берлоги,
Очень уж замерзли... ноги!
Кто, кто в варежке живет?

Все (называют себя). А ты кто?

Медведь. Гу-у-у, вас тут многовато! А я Медведюшка-батюшка, пустите и меня!

Все. Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно!

Медведь. Да как-нибудь.

Все. Ну уж иди, только с краешку!

Медведь пытается залезть. Варежка рвется. Елочка хватается за голову. Раздается лай. Варежка начинает дрожать. Появляются Жулька и Дедушка.

Дедушка. Ну и гонка! Ну и лес! Где же зверь? Куда залез? Ни лисы, ни волка, носимся без толка! (Елочка осыпает его снегом, нагоняет мороз веточками). Замерз, продрог, не чую ног.

Жулька принюхивается, подкрадывается к варежке, лает.

Дедушка. Ну-ка, ну-ка, посмотри, кто там прячется внутри?

Елочка (подсказывает). Кто, кто в варежке живет?

Дедушка (неожиданно для себя). Кто, кто в варежке живет?

Жулька. Кто, кто в варежке живет?

Все (дрожа, появляются). Я ... (Все называют себя. Осмелев.) А вы кто?

Дедушка с Жулькой сели от удивления.

Дедушка. Я – варежки хозяин, а это моя собака Жулька. (Неожиданно для себя.) Пустите и нас!

Все. Заходите!

Елочка весело кому-то машет.

Голос Деда Мороза.

Погодите, ха-ха-ха!
Успокоил я внучка.
Спать улегся мой Морозец,
Выходи, лесной народец!

Свет, мигание, волшебный звук. Варежка большая меняется на маленькую. Звери прыгают, пляшут вокруг елочки под веселую музыку. Дедушка подбирает варежку, удивленно разводит руками.

Дедушка.

Ну, зверушки, удивили!
Даже про вражду забыли!
Ай да праздник Новый год,
Только радость нам несет!
Ну-ка, Жулька, погоди,
Бабушку сюда веди!
Здесь мы елочку украсим,
Со зверушками попляшем!

Жулька убегает, звери под музыку украшают Елочку кто чем (заранее положены в карманы шишки, морковки, орехи и пр.). Жулька приводит Бабушку и Сказочника. Петух и Кот бросаются к Бабушке, она обнимает их.

Сказочник. Ай да праздник Новый год! Веселись, лесной народ!

Все водят хоровод и поют песню "В лесу родилась елочка".

Марина НИКОЛАЕВА,
учитель гимназии № 1 "Универс",
г. Красноярск