Ольга ПЕРУНИНА,
учитель школы № 2,
г. Ярославль
Деление как действие, обратное умножению
Комбинированный урок на постановку и решение учебной
задачи, связанной с поиском нового способа действия – деления, как
действия, обратного умножению.
В начале октября на базе Ярославского института
развития образования прошел научно-практический семинар для учителей
начальных классов и методистов кафедр начального образования
институтов повышения квалификаций, работающих по системе Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова.
Семинар был организован и проведен издательством «Вита-Пресс» при
поддержке Национального Фонда подготовки кадров. В семинаре приняли
участие педагоги из самых разных регионов России: Казани, Нижнего
Новгорода, Костромы, Саратова, Пскова, Вологды, Тулы, Чебоксар,
Брянска, Владимира, Иваново, Самары, Тольятти, Санкт-Петербурга и
области, Волгограда и т.д. Были приглашены авторы практически всех
предметных курсов: Э.И. Александрова (математика), Е.В. Восторгова
(русский язык по программе В.В. Репкина и др.), С.В. Ломакович
(русский язык), Е.В. Чудинова (окружающий мир), Е.И. Матвеева
(литературное чтение).
В этом году в Ярославле впервые была опробована необычная форма
научно-практического семинара: участники имели возможность не только
пообщаться с авторами учебников, но и посмотреть на то, как авторские
идеи воплощаются в реальном учебном процессе, на уроках лучших
ярославских учителей, обсудить и проанализировать увиденное.
Каждый день семинара был чрезвычайно насыщенным и интересным. При
обсуждении звучали разные мнения не только по вопросам теории и
методики различных предметов, их специфики в системе Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова, но и в отношении особенностей организации собственной
деятельности учащихся, выбора различных форм организации детских
действий (фронтальной, групповой работы, общеклассной дискуссии и
пр.).
Один из уроков, показанных в рамках этого семинара, предлагается
вашему вниманию.
Текст урока сопровождается методическим комментарием Эльвиры
АЛЕКСАНДРОВОЙ, автора учебника по математике.
Оборудование. Учебник математики
Э.И. Александровой (изд-во ВИТА-ПРЕСС); квадраты: белый, зеленый,
красный, синий.
I. Учебная ситуация успеха
Учитель. В жизни каждому человеку надо уметь
хорошо мыслить.
Жанр открытого урока предполагает введение гостей в
тематику данного урока. Именно поэтому учитель обращается к детям с
такими вопросами. На простом уроке эти вопросы не нужны.
– С какими величинами мы работаем на уроках
математики?
Какие операции выполняем с величинами?
Дети. Сравниваем, складываем, вычитаем.
У. Как фиксируем способы действия с величинами?
Д. Моделируем графически и с помощью знаков.
У. Я предлагаю вам решить эти задачи. Здесь
четыре варианта заданий. Прочитайте их внимательно и выберите себе
любое.
На доске четыре варианта заданий, причем каждое
записано своим цветом. У детей на партах квадраты, соответствующие
цвету.
На доске:
Составь задачу по схеме, подбери свои числовые
данные.
В одном букете b роз. Сколько роз в n таких же букетах? Вместо
букв подбери свои числовые данные.
Известно, что . Изобрази величину С, вычисли произведение.
Замени выражением: по 6 взять 3 раза; 100 раз взять по 5. |
В начале урока учитель показал нетрадиционную форму
выбора задания. Дети, решив задание, показывают карточку с
соответствующим заданию цветом. По цвету они находят группу, сверяют
решение, выбирают одного представителя от группы, который записывает
решение на доске.
Задача 1
Д. В коробке конфеты лежали в 3 ряда по 5 конфет.
Сколько конфет в коробке?
Задача 2
Д. Допустим, в букете 9 роз, значит, чтобы
узнать, сколько роз в 5 таких букетах, надо по 9 взять 5 раз.
Задача 3
Д. Предположим, мерка Е равна площади двух
клеток, тогда по формуле нужно построить новую мерку, в которую входит
6Е, то есть мерку М, а число 4 рассказывает, сколько таких
мерок М помещается в величине.
Задача 4
Важно, чтобы дети понимали, что число в треугольнике
указывает на то, сколько маленьких мерок входит в одну большую, то есть
о новой мерке, которая является частью целого.
Число в квадрате рассказывает, сколько новых больших
мерок вместилось в измеряемой величине, то есть количество частей.
Дети, которые вышли к доске, объяснили, как они
решали.
Важно отметить, что ребята, выполняя каждое из этих
заданий, стремились сразу вычислить результат с помощью сложения.
Такая форма работы очень ценна. Когда дети выбирают
задания, то учитель всегда может поинтересоваться – почему именно это?
Таким образом учитель сможет понять мотив детей. Например, это задание
трудное, поэтому интересное. Если ни один ребенок не выбирает это
задание, то возможны два варианта: оно легкое – "не хочу делать";
сложное – "не могу делать"! Это самый тревожный симптом!
У. Какие задания вы выполняли?
Д. И разные, и одинаковые.
У. Что у них общего?
Пауза.
Почему возникла пауза? Либо дети не поняли задание,
либо необходимо что-то обсудить в группе.
Чтобы выяснить причину, надо узнать в первую очередь:
принята ли ими задача, понятно ли, о чем идет речь? О чем вы намерены
разговаривать? Понятно, о чем, – рассуждайте!
Д. Задания заканчиваются формулой; действие –
умножение.
У. Все ли операции с величинами, известные в
математике, мы умеем выполнять?
Д. Не знаем.
II. Постановка учебной задачи
У. Давайте выполним такое задание. Откройте свои
учебники на странице 32, задача 64.
Когда мерку длиной 3 см отложили несколько раз,
получился отрезок, равный 12 см. На какие части нужно разделить отрезок,
чтобы узнать, сколько раз откладывали мерку?
Дети начинают практическую работу по решению данной
задачи в парах: изображают схематично мерку длиной 3 см. Кто-то чертит
дальше, используя линейку, кто-то вырезал эту мерку и отложил ее
несколько раз.
Детям нужно составить уравнение. Сначала ребята
нарисовали условную мерку, рядом подписав: 3 см, а потом ниже нарисовали
отрезок, фактически состоящий из четырех таких мерок, соответствующих
длине отрезка в 12 см.
Характерно, что дети не стали обозначать отрезок
"дужками" и обозначать число так, как это принято показывать на схеме
при решении задач:
Фактически дети считали, сколько раз эта мерка длиной
3 см уместится в отрезке длиной 12 см.
Тем не менее, опираясь на эту схему умножения –
деления, дети смогут решать текстовые задачи, в которых речь идет не
только о длине, но и о других величинах, например, задачи на движение,
где речь идет о скорости, времени и пройденном пути, куплю-продажу (где
речь идет о цене, количестве и стоимости), на производительность труда,
на бассейны и т.д.
III. Анализ и моделирование
На доске запись выглядела так:
У. Интересно, кто же прав в рассуждениях? Давайте
перечитаем задание.
Д. По 3 взять 4 раза.
У. Равно 12?
Д. Да.
У. Это правильное равенство?
Д. Да. А в учебнике же написано: составить
уравнение.
У. А уравнение – это равенство?
Д. В уравнении должно быть неизвестное, а здесь
его нет. Значит, надо было записать
.
У. Как решить это уравнение? Какое действие надо
выполнить?
Ребенок у доски записывает.
– Нам нужен знак.
У. Придумайте знак.
Д. Это две точки – деление, я знаю. (Этот
ребенок пришел из другой школы.)
У. А кто-нибудь еще знает об этом знаке?
Д. Да, это деление.
У. А как вы узнали?
Д. Из учебника.
У. Кто просматривает учебник вперед?
Дети поднимают руки.
Если дети с удовольствием заглядывают вперед,
интересуются тем, что будут изучать, то это означает, что у них
сформированы учебно-познавательный интерес.
У. Как вы сосчитали?
Д. Можно найти х – вычитанием. По 3
вычитать из 12 и считать сколько раз по 3 вычтем: 12 – 3 – 3 – 3 – 3 =
0, значит, 4, но удобнее складывать по 3.
Дети предложили такой способ потому, что им
складывать легче, чем вычитать.
IV. Конкретизация нового способа действия
У. А как вы думаете, есть ли связь между делением
и вычитанием?
Д. Да, вычитаем каждый раз одно и то же число.
– Сложение и вычитание связаны. Вычитание – это
обратная операция для сложения, значит, деление – обратное действие для
умножения.
У. Верно. Можно ли деление выполнять с опорой на
умножение?
Д. Да, а результат можно найти складыванием
числа.
У. Решите такое выражение: 8 : 4.
Д. Два; четыре плюс четыре равно восемь.
У. 90 : 30.
Д. 3; 30 + 30 + 30, 30 взяли 3 раза.
Для связи между действиями умножения и деления детям
нужно предлагать такие задания: известно, что 1264 ґ
57 = 72048.
Вычислите:
72048 : 57 =
72048 : 1264 =
Если дети видят связь, то они могут это сделать.
V. Итог урока
У. Предлагаю в группах обсудить и сказать, какова
же тема сегодняшнего урока.
Д. Новое действие – деление.
У. Вы придете домой и расскажете, какова была
тема урока, что вы узнали про это действие. Кстати, что вы расскажете
родителям?
Д. Деление – это действие, обратное умножению.
– Результат мы можем найти вычитанием.
На доске:
– А еще можно через сумму
VI. Домашнее задание
У. Дома придумайте или подберите задачи на
деление.
В конспекте урока, предлагаемого вашему вниманию, вы
без труда увидите логику развертывания математического содержания и
значение предлагаемых заданий для дальнейшего изучения математики, для
раскрытия смысла действий умножения и деления, для решения текстовых
задач и уравнений. Однако эффективное овладение материалом возможно лишь
при умелой организации учебных форм сотрудничества детей.
Ситуация успеха здесь создается за счет работы с
материалом, знакомым детям.
Первый этап урока связан с ситуацией успеха, он
предполагал индивидуальную форму работы, но при этом, выполнив задание,
каждый ученик имел возможность соотнести свой способ решения со способом
решения у других детей. Дети с помощью цветных карточек объединялись в
группы для обсуждения и сопоставления результатов своей работы.
Характерно, что обсуждение начиналось в паре, а завершалось в группе и
таким образом, выглядело так:
На втором и третьем этапах урока при постановке
учебной задачи форма работы была другой. Сначала в парах обсуждалось
решение задач, затем в рамках групповой работы обсуждались полученные
результаты.
На четвертом этапе учащиеся перешли к индивидуальной работе, а на
пятом этапе – фронтальной работе.
|