Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Аркадий КАЗАКОВ

Мы и окружающий мир

2-й класс

Подведение частных понятий под общее

Задание 1

Прочитай. Из данных слов выпиши только те, которые обозначают вещества.

Луна, гвоздь, молоко, ваза, цемент, кирпич, глина, пакет (с молоком), железо, воздух.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – подводит под общее понятие все пять названий веществ: молоко, цемент, глина, железо, воздух;

  • 3-й уровень – подводит под общее понятие больше половины названий;

  • 2-й уровень – подводит под общее понятие меньше половины нужных названий;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Напиши названия космических тел, которые соответствуют следующим понятиям.

Планеты –
Звезды –
Спутник –

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – верно написано одно и более одного названия к каждому понятию;

  • 3-й уровень – к одному из понятий название написано неверно или вообще не написано;

  • 2-й уровень – к двум понятиям названия написаны неверно или вообще не написаны;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 3

Запиши температуру воздуха числами и знаками.

шесть градусов мороза _______,
три градуса выше нуля ______,
восемнадцать градусов тепла ______.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – осуществляет переход на новую форму записи в трех случаях;

  • 3-й уровень – осуществляет нужный переход в двух случаях;

  • 2-й уровень – осуществляет нужный переход в одном случае;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Умение ориентироваться по карте

Задание 4 (На выбор)

Берега какого материка омывают четыре океана?
В каких частях света расположена территория России?
Пользуясь физической или контурной картой полушарий, определите, в каком направлении от России находится материк Антарктида.

Знание форм рельефа

Задание 5

Зачеркни то, что не относится к формам земной поверхности (рельефу).

равнина
высотный дом
поле
гора

Уровни выполнения заданий № 4 и 5

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 1-й уровень – задание выполнено неправильно.

3-й класс

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

Задание 1

Запиши признаки погоды числами и знаками.

1. Снег, ветер северо-восточный, температура воз-духа семнадцать градусов мороза.
2. Дождь, ветер юго-западный, температура воздуха ноль градусов.
3. Солнечно, безветренно, температура воздуха тридцать градусов выше нуля.

Уровни выполнения задания см. в соответствующем задании во 2-м классе.

Подведение частных понятий под обобщенное понятие

Задание 2

Прочитай. Выпиши в одну группу объекты, относящиеся к зоне степей, в другую – к лесной зоне.

Ковыль, ель, бурый медведь, хомяк, папоротник, лось, лиса, сайгак, заяц, тюльпан.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – отбор всех объектов проведен правильно (примечание: лиса и заяц могут быть отнесены к обеим природным зонам);

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (1–2 ошибки);

  • 2-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (3–4 ошибки);

  • 1-й уровень – отбор объектов сделан неверно.

Установление связей между объектами природы

Задание 3

Какой организм надо включить в каждую из пищевых цепей:

Коршун, лиса, заяц, голубь.

а) травянистое растение <-- суслик <-- ?
б) калина <-- гусеница <-- синица <-- ?

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – обе цепи питания составлены верно;

  • 3-й уровень – одна из цепей питания составлена верно;

  • 2-й уровень – –

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4

Запиши масштаб 1: 100000, 1: 2500000 словами.

3адание 5

Рядом с веком напиши годы, с которого начинается и каким заканчивается данный век.

I век –

Рядом с годами напиши века, к которым эти года относятся.

988 год –
2002 год –

Уровни выполнения заданий № 4 и 5

  • 4-й уровень – задания выполнены правильно;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущены две ошибки;

  • 1-й уровень – другие варианты.

4-й класс

Строение клетки

Задание 1

Напиши основные части клетки.

Раскрытие связи между функцией и строением

Задание 2

Зачеркни то, что не относится к назначению скелета.

  • участвует вместе с мышцами в движении;

  • защищает органы тела от повреждений;

  • придает телу форму;

  • помогает расти;

  • является опорой тела;

  • защищает от болезнетворных бактерий.

Установление причинно-следственных связей

Задание 3

Составь правильные утверждения.

Кости черепа прочно соединены между собой для того, чтобы ...
Кости кисти руки соединены подвижно для того, чтобы ...

Ориентирование во времени

Задание 4

Составь правильные утверждения.

Сутки – это время, ...
Год – это время, ...
Месяц – это время, ...

Задание 5

Соотнеси год и век. Напиши, какие события произошли в эти годы.

988 год –
1240 год –
1380 год –
1492 год –

Уровни оценки заданий

См. в контрольных работах для 2-го и 3-го классов.