Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталия НЕЧАЕВА,
Светлана ЯКОВЛЕВА

Русский язык1

2-й класс

1. ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики речи, связности устной речи см. выше в разделе "Обучение грамоте".

2. ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

2.1. Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

1) Расставь ударение в словах.

Алфавит, о слогах, в шарфе, о людях, свекла, звонит, щавель.

2) Запиши слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

Комар, письмо, ветер, маяк, объявил.

2.2. Проверка орфографической зоркости

Прочитай, произнеси, как мы обычно говорим.
Возможны разные формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все "опасные" места.
Задание может быть самостоятельным, а может быть проведено на любом предложении или наборе слов, приведенных в данных проверочных работах. Примеры текста:

У прохожих на виду
висело яблоко в саду.

Часовщик прищурив глаз
Чинит часики для нас.

Оценивается полнота выполнения задания.

Можно и по-другому: дать слова, в которых пропустить буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позици-ях. Ученик должен распределить эти слова в две группы: есть/нет орфограммы, есть/нет "опасные" места, например:
...зеро, гн...здо,уда..., дива..., р...бята, учен...к, ж...раф, ва...енье.

Задание 2.3. Списывание текста

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является сведеRние в таблицу средних результатов этого вида домашней и классной работы за последнюю неделю или две недели в зависимости от конкретных обстоятельств.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания. Например: спиши текст.

Cолнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Серо-бурою лисицею
Под горой улегся лес.

Задания после списывания

Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.
В первых двух предложениях подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в первой строчке подчеркни все орфограммы).

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического или при восстановлении деформированного текста.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровень – 3–4 ошибки или 4 исправления;
    б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные трудности ребенка при списывании.

2.4. Выявление уровня первичного усвоения орфограмм: проверяемые безударные гласные и парные согласные в корне.

1. Распредели данные слова по группам родственных слов.
2. Отметь корень.
3. Отметь проверяемые безударные гласные в корне слов.
4. Подчеркни проверочные слова.

Дождинка, дождевая, водяной, гористый, дождевик, слезинка, гора, загородный, дождь, слеза, перелезать, слезы, пригорок, прослезился, горища.

5. Напиши по законам письменной речи.

В предложениях или в тексте написать слова с парными согласными в конце корня, обозначив их звуками, например:

пру[т], ро[т], репчатый лу[к], белый гри[п], рос-
сийский фла[к].
Ястре[п] несет большой гру[с]. Кра[п] выпол[с] на бере[к].

Оценивается полнота и правильность выполнения каждого задания.

6. Напиши последовательность твоих действий при проверке безударного гласного/парного согласного в корне2.

2.5. Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки3

Порядок работы

1) Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам.
2) Его самостоятельная проверка учениками, исправление ошибок, если они есть.
3) Орфографическое проговаривание диктанта учителем по отдельным предложениям с одновременной проверкой работ учениками. Исправления вносятся карандашом другого цвета.

Оценивается диктант двумя отметками. Первая фиксирует реальную грамотность, вторая – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

Пришла зима. Оделись льдом озера и реки. Поля и леса покрылись пушистым белым ковром. Стоят сильные морозы. Дует холодный ветер. Трудно теперь птичкам. Весь день ищут они пищу. Юра и Леша сделали кормушки. Ребята повесили их в саду.4 (38 слов)

2.6. Понимание лексической сочетаемости слов.

Впиши подходящие по смыслу слова.

І____ молодые зайчата, ____ добрые старушки-зайчихи, ____ даже старые зайцы.

Выбери: засмеялись, улыбнулись, хихикнули.

Ответ: правильный порядок – хихикнули, засмеялись, улыбнулись.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно;

  • 3-й и 2-й уровни – частично правильно (соответственно в двух и в одном случаях);

  • 1-й уровень – неправильно.

2.7. Выявление уровня усвоения учениками понятий "предложение", "слово"; способность ребенка к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности)

Из данных слов составь как можно больше предложений. Слова можно изменять.

сказка Снегурочка дети читать

Ответ: количество вариантов связано с изменением порядка слов с изменением и без изменения их форм (например: Снегурочка читает сказку детям. Сказку детям читает Снегурочка. Дети читают сказку Снегурочке...) с выходом на повествовательные и вопросительные предложения, с изменением формы глагола и с подбором родственного слова (читает, читала, прочитает, перечитывает, читали...).

Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – составлено не менее 5 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2-4 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

2.8. Выявление умения устанавливать логико-смысловые связи между предложениями, качества непреднамеренного списывания, каллиграфических навыков.

Восстановление деформированного текста.

Костя с папой пошли в лес.
Там на высокой ели они увидели белочку.
Была зима.
Потом он рассказал об этом друзьям.
Костя кормил ее с руки.

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Примечание. На написание диктанта отводится один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы необязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на них от 10 до 15 минут от урока в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.


1 Предлагаемые проверочные задания соответствуют программе и учебнику по русскому языку, разработанным Н.В. Нечаевой (см. "Русский язык", 2 класс. Самара: Корпорация "Федоров", 2003, а также "Рабочие тетради" к учебнику "Русский язык", 2 класс, автор С.Г. Яковлева).

2 Это задание диагностирующее. Оценивая контрольную работу в целом, учитель не учитывает качество его выполнения.

3 Проверяется правописание ь, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, гласных после шипящих, первичное усвоение проверяемых безударных гласных и парных согласных, написание имен собственных, оформление предложений).

4 Следует обратить внимание детей на выделенные орфограммы.