Антонина ПОЛЯКОВА
Русский язык
2-й класс
На выявление умения разбивать
непунктированный текст на предложения
Работа 1
Пришла осень дует холодный ветер часто
идут дожди днем темная туча быстро закрыла все
небо первые капли упали на землю стайка воробьев
скрылась в саду с яблони упал сухой лист хлынул
дождь ребята побежали со двора домой. (37 слов)
Порядок работы.
Непунктированный текст записывается
на доске. Текст читает учитель, делая паузы между
предложениями.
Грамматические задания
1. Прочитай текст самостоятельно.
Определи начало и конец каждого предложения.
2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
3. Запиши пятое предложение.
4. В этом предложении над словами расставь
знаки ударений.
На выявление умения составлять
словосочетания
Работа 2
Лес (какой?)
Роща (какая?)
Поле (какое?)
Тропинки (какие?)
Порядок работы
Вопросы и слова записываютсяна доске.
Грамматические задания
1. Прочитай. Добавь подходящие по
смыслу слова и запиши словосочетания.
2. Раздели на слоги слово поле. Раздели для
переноса слово тропинки.
На составление предложений по
вопросам
Работа 3
Кто? Как? Что делают? Куда?
Друзья , часто, в бассейн, ходят.
Где? Что делает? Чему? Кто?
Тренер, плаванию, учит, в бассейне.
Что? Что делает? Что? Что?
Плавание, здоровье, укрепляет, и, осанку
Порядок работы
Вопросы и слова написаны на доске.
Грамматические задания
1. Составь предложения по вопросам.
2. Подчеркни главные члены в каждом
предложении.
На узнавание твердости/мягкости
согласных звуков и способов их обозначения
Работа 4
1. Грелка, миска, блюдо, соль, стакан, кран.
2. Тарелка, мыло, кухня, яблоко, ведра, клюква
Порядок работы
Слова записываются на доске.
Грамматические задания
1. Выпиши слова, в которых есть
только твердые согласные звуки.
2. Выпиши слова с мягкими согласными звуками.
3. Из слов второй строчки выпиши мягкие
согласные звуки ([р’], [ ], [ ], [ ]).
На выявление умения делить слова на
слоги
Работа 5
Бревно, улица, Аня, сумка, укроп, ива, лето
Порядок работы
Слова записываются на доске.
Грамматические задания
1. Спиши слова, разделяя их черточкой
на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
На применение правил правописания
буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн
Работа 6 (диктант)
Чайка, машина, речка, роща, ежи, стучу, удачный,
щука, хищный.
Порядок работы
Учитель читает слова, после этого
диктует их, указывая запятые и точку в конце
диктанта.
Грамматические задания
1. Обведи кружочками буквы, которые
обозначают твердые шипящие звуки.
2. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие
шипящие звуки.
На восстановление деформированного
текста
Работа 7
Дедушка Семен Николаевич сделал будку.
Лапки и хвост у нее серые.
У Пети живет собака Альма.
Она скучает без Пети и тихо скулит.
У Альмы пушистая белая шерсть.
Каждый день мальчик гуляет с ней.
Порядок работы
Предложения записываются на доске,
каждое с новой строчки.
Грамматические задания
1. Из данных предложений составь
рассказ. Запиши его.
2. Подчеркни в именах собственных буквы,
обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши из данных имен собственных три любых
мягких согласных звука ([с’], [ ], [ ]).
Работа 8 (диктант)
Вот и зима. Белый снег в лесу и в поле.
Птицы ищут корм. Дятлы долбят кору. Там есть
жучки.
Дети гуляют. С ними пес Пушок. Шумно на горке. Вот
Женя сел в санки и взял собаку. Стрелой летят
санки. Пушок лает. Дети смеются. (43 слова).
Слова для справок: зима, в лесу,
в поле, кору, шумно, на горке, собаку,
стрелой, летят, лает, смеются.
Порядок работы
Учитель сначала читает весь текст,
затем диктует его по предложениям. Слова для
справок произносит орфографически.
Ученики после самостоятельной проверки своей
работы еще раз сверяются с текстом диктанта,
который орфографически читает учитель.
Исправления при вторичной проверке делаются
ручкой другого цвета.
Грамматические задания
1. В пятом предложении подчеркни
буквы, которые обозначают мягкие согласные
звуки.
2. Придумай и запиши заголовок к тексту.
Ошибки, допущенные в диктантах
Орфограммы |
Количество ошибок |
1. Пропуск, замена,
перестановка букв
2. Буквы е, ё, ю,
я, после мягких согласных
3. Гласные после шипящих
4. Большая буква в именах собственных
6. Перенос слов
7. ь в конце слова |
|
Схема анализа контрольных
работ
Классификация
ошибок |
Количество учащихся |
Работа 1
Выделили не все предложения
Не над всеми словами расставили знак ударения
Работа 2
Составили не все словосочетания
Не разделили на слоги слово поле
Не разделили слово тропинки для переноса
Работа 3
Неправильный порядок слов в предложениях
Не найдено подлежащее
Не найдено сказуемое
Не найдены главные члены предложения
Работа 4
Не выписали слова с твердыми согласными
звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не сделали звуковую запись мягких согласных
Работа 5
Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести
Работа 6
Подчеркнули не все указанные буквы
Работа 7
Текст составлен с помощью учителя
Выделили не все имена собственные
Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие
согласные звуки
Не сделали звуковую запись мягких согласных
Работа 8
Не подчеркнули слово, в котором расходится
количество звуков и букв
Не придумали заголовок к тексту |
|
3 класс
На различение предложений по цели
высказывания
Работа 1
1. В парке листья осыпались? Это
предложение ... .
2. На земле лежит ковер из листьев. Это
предложе-ние ... .
Порядок работы
Предложение и начало ответа
записываются на доске.
Грамматическое задание
Определи, какие это предложения.
На выявление умения определять состав
слова
Работа 2
Снег, пруд, зверек, хвостик, отлет, поход,
погрузка, записка, дворник, работник.
Порядок работы.
Слова записываются на доске.
Грамматические задания
1. Прочитай. Выпиши слова, одинаковые
по составу, в отдельные столбики.
2. Подчеркни слова с нулевым окончанием.
На правописание безударных гласных,
непроизносимых и парных согласных в корне слова
Работа 3
По...ней ос...нью ле... ст...ит гру...ный.
Л...сточки обл...тели. Ре...кий ветер к...чает голые
ветки. Погода нена...ная. Солнечные дни ре...ки.
Часто сне...ком заносит тро...ки и доро...ки в л...су.
Порядок работы.
Предложения записываются на доске.
Сначала учитель читает предложения, затем
ученики.
Грамматические задания
1. Выпиши из предложений слова с
пропущенными буквами.
2. Вставь буквы.
3. Напиши после каждого из проверяемых слов в
скобках проверочное слово.
Работа 4 (диктант)
Вьюга намела много снега.
Прошел короткий зимний день. Синие сумерки
накрыли лес и повисли над сугробами. Старые пни
надели пушистые шапки. Ель накинула снежную шаль.
Резко хрустнул снег под ногами. Мороз крепчал.
Поздним вечером мы добрались до сторожки
лесника. Над головой раскинулось звездное небо.
Илья Филиппович затопил печку. В избушке стало
тепло и уютно. (54 слова)
Слова для справок: много, короткий,
сумерки, сугробами, снежную, резко, поздним,
вечером, до сторожки, раскинулось, Филиппович, в
избушке, стало, уютно.
Порядок работы
Учитель сначала читает текст, затем
диктует его по предложениям. Слова для справок
произносит орфографически в подчеркнутых
местах.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют
работу и делают исправления. Потом учитель еще
раз медленно читает текст диктанта, проговаривая
слова орфографически, а дети сверяют и делают
исправления ручкой другого цвета.
Грамматические задания
1. Подчеркни орфограммы в словах
хрустнул, крепчал, тепло.
2. Пометь "ь" в первой части текста слова,
употребляемые в переносном значении.
Схема анализа контрольных работ
Классификация
учащихся |
Количество
ошибок |
Работа 1
Определили только вопросительное
предложение
Определили только повествовательное
предложение
Работа 2
Не выполнили группировку по составу
слова
Не подчеркнули слова с нулевым окончанием
Работа 3
Не ко всем словам подобрали проверочные
слова
Работа 4
Не подчеркнули орфограммы в словах
хрустнул, крепчал, тепло. |
|
Ошибки, допущенные в диктанте
Орфограммы |
Количество ошибок |
1. Безударные
гласные в корне, проверяемые ударением
2. Парные согласные на конце и в середине слов
3. Непроизносимые согласные
4. Разделительный ь
5. Родовые окончания прилагательных
6. Приставки, предлоги
7. Другие ошибки |
|
4-й класс
На различение простых предложений и
предложений с однородными членами
Работа 1
Настя смотрела в окно. Из окна видны
кусты смородины малины крыжовника и одна яблоня.
На ее ветки садились воробьи снегири. Прилетят
пощебечут и улетят. Брат Насти сделал кормушку
прикрепил ее к яблоне насыпал корм. К кормушке
сразу прилетел воробей. Потом прилетели синички.
Ребята всю зиму помогали птичкам. (47 слов)
Порядок работы
Текст записывается на доске без запятых.
Грамматические задания
1. Спиши текст, поставь, где нужно,
запятые.
2. Подчеркни главные члены в первом, третьем и
пятом предложениях. Сравни их.
3. Надпиши кратко над каждым первым словом,
какие это предложения.
На узнавание глаголов I и II спряжений
Работа 2
Запомнить, построить, увидеть, услышать,
узнать, поиграть, сделать, потерпеть, посмотреть,
поискать, спрятать, вытянуть, поддержать,
записать.
Порядок работы
Слова диктуются. Окончания глаголов
произносятся ясно. Учитель предупреждает, что
могут быть глаголы-исключения.
Грамматическое задание
Запиши глаголы в два столбика по
спряжениям.
На различение сложных предложений и
предложений с однородными членами
Работа 3
Наступила холодная дождливая осень. По
опушкам лесов еще растут подосиновики грузди
рыжики а на лесных полянах краснеют гроздья
рябины. В осенние дни улетают на юг ласточки
стрижи скворцы. Покидают родные болота журавли
но рябчики будут зимовать. (36 слов)
Порядок работы
Текст записывается на доске без знаков
препинания в предложениях.
Грамматические задания
1. Спиши текст, расставляя знаки
препинания.
2. Запиши цифрами, сколько в тексте сложных
предложений и сколько предложений с однородными
членами.
3. Поставь "ь" над первым словом в сложных
предложениях и "+" над первым словом в
предложениях с однородными членами.
Работа 4 (диктант)
СНЕГИРЬ
Вместе со снегом в окрестностях
появились снегири. Летом они живут на севере. С
приходом зимы их можно увидеть на лесной опушке,
в аллее парка, у дома на улице.
У снегиря красная грудка, черная шапочка на
головке. Его легко узнать. Птицы часами сидят на
рябине или березе даже в стужу и снегопад.
Весной снегири строят гнезда в чаще леса. Свое
жилье они прячут в густой зелени ели или сосны.
Едят снегири семена деревьев, долбят шишки. (74
слова)
Слова для справок: свое, семена,
можно, даже, долбят.
Порядок работы
Учитель читает весь текст, затем
диктует его по предложениям, обращая внимание
детей на знаки препинания при перечислении.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют
работу. Правильные исправления сделанные
ребенком за ошибку не считаются.
Грамматические задания
1. Подчеркни глаголы строят и прячут.
Надпиши спряжения.
2. В словосочетании в густой зелени надпиши
склонение и падеж существительного.
Схема анализа контрольных работ
Классификация
ошибок |
Количество учащихся |
Работа 1
Не подчеркнули главные члены в указанных
предложениях
Подчеркнули не все однородные подлежащие в
третьем предложении
Подчеркнули не все однородные сказуемые в пятом
предложении
Работа 2
Смешение I и II спряжений
Не опознали глаголы-исключения
Работа 3
Нашли одно сложное предложение
Нашли одно предложение с однородными членами
Работа 4
Не указали спряжение глагола строят
Не указали спряжение глагола прячут
Не указали склонение существительного в
словосочетании в густой зелени
Не указали падеж существительного в
словосочетании в густой зелени |
|
Ошибки, допущенные в диктанте
Орфограммы |
Количество ошибок |
1. Безударные
гласные в корне, проверяемые ударением
2. Парные согласные в середине слова
3. Гласные после шипящих
4. Разделительный ь
5. Приставки и предлоги
6. Падежные окончания существительных
7. Личные окончания глаголов
8. Родовые окончания прилагательных
9. Непроизносимые согласные
10. Двойные согласные
11. Сложное слово
12. Оформление предложения (запятая при
однородных членах предложения)
13. Перенос слов
14. Другие ошибки |
|
|