Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2003

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталья НЕЧАЕВА

Обучение грамоте

Назначение работ. Сделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравнить с результатами выполнения диагностических заданий в начале учебного года – см. брошюру Н.В. Нечаевой "Как учить грамоте читающих и нечитающих детей"); зафиксировать промежуточные результаты освоения основных для пройденного этапа умений.

1. ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Устанавливается на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, о ее развернутости и связности.

1.1. Оценка внешней характеристики устной речи

Показатели: 1) говорит охотно; 2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильна; 4) артикуляция чистая; 5) громкость нормативная.

Уровни оценки

  • 4-й уровень – в норме пять показателей;

  • 3-й уровень – в норме четыре показателя;

  • 2-й уровень – в норме два-три показателя;

  • 1-й уровень – в норме один показатель.

1.2. Оценка связности устной речи

Показатели: 1) типичные единицы высказывания,
2) развернутость характеристики объекта.

Уровни оценки

  • 4-й уровень – ученик говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекту или явлению;

  • 3-й уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

  • 2-й уровень – в речи предложения почти не используются, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности, характеризуя объект или явление;

  • 1-й уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

Владение устной речью

>

Ф.И.О.
ученика

Внешняя характеристика речи

Уровень связанности речи

показатели

Уровень оценки

Иванов Коля

1

2

3

4

5

2

3

+

+

+

2. ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

2.1. Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного

Иван, Вова, Вадим и Галина были на реке. Иван и Вова ловили рыбу. У Володи лини, а у Вани налимы. Галина и Вадим варили рыбный суп. Они дружно ловили и дружно варили. Долго говорили они о жизни рыб и узнали много нового. (41 слово)

1. Выбери заголовок к тексту: "Вкусный суп", "Рыбалка", "Река".
2. Кого поймал Иван, кого – Владимир?

Книги были созданы давным-давно. В ту пору книги писали рукой. Бумагой служили скалы, доски из глины, кожа животного.
Потом книги печатали на станке. В России первые книги издал Иван Федоров. Он выпустил и самый первый на Руси букварик. (38 слов)

1. Выбери заголовок к тексту: "Иван Федоров", "История книги", "Первый букварик".
2. Что служило бумагой в давние времена?

Примечание: Может быть использован любой другой текст похожей сложности исходя из количества выученных букв. В данных текстах используются буквы: аиоуыэ йлмнр бвгджз пфктшс.

Оценивается: 1) понимание прочитанного; 2) способ чтения; 3) количество и характер ошибок.

Предлагаем и другой, более объективный показатель успехов в навыке чтения, достигнутых первоклассниками.
Учитель расчерчивает тетрадь в соответствии с таблицей "Анализ чтения" (известные пять показателей) и постепенно заполняет ее, начиная с 1 сентября, на всех уроках, на которых дети читают.

Анализ чтения

Название текста ___________________________________

Автор _______________________ Кол-во слов __________

№ п/п

Ф.И.О.
ученика

Показатели техники чтения

Уровень техники чтения

Уровень понимания прочитанного

Способ чтения

Кол-во и характер ошибок

Время чтения

Тема чтения

Таким образом набираются самые главные показатели: понимание прочитанного, способ чтения, характер ошибок, если они есть. Время от времени незаметно для учеников учитель фиксирует скорость чтения. Для этого надо разметить несколько текстов и в разные дни недели прочитать их в классе. Однако известно, что любой опытный учитель и завуч на слух определяют, читает ли их воспитанник ниже предусмотренной программой нормы, по норме или выше нормы. Поэтому нет нужды в создании стрессовой ситуации для учеников и в перегрузке завуча.

2.2. Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

Задание. Прочитай названия предметов. Представь эти предметы. Напиши номера "лишних" предметов.

а) 1. Сорока. 2. Лиса. 3. Окно. 4. Кот.
б) 1. Мел. 2. Машина. 3. Карандаш. 4. Пенал.
в) 1. Никита. 2. Алла. 3. Мила. 4. Наташа.

2.3. Оценка умения оформлять предложение, различать на слух границы

Запиши предложения под диктовку схемами.

Наступила зима. Выпал пушистый снежок. Красиво кружатся легкие снежинки. Земля укрыта белым покрыва-лом. Тихо и таинственно вокруг.

2.4. Оценка дифференциации звуков речи

Задание. Запиши слова под диктовку кружками.

Мы, ухо, дом, мама, весна, стекло, водолаз.

2.5. Оценка навыков списывания и усвоения фонетических знаний

Спиши слова.
Расставь ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
Раздели вертикальной чертой, где можно, слова на слоги.

Аист, сом, лыжи, рыбак, гриб.

2.6. Оценка усвоения фонетических знаний

Спиши слоги.

ла лу ли ло

Подчеркни слог с мягким согласным звуком.

Оцениваются 2.2–2.6 в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.