Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Татьяна МОЛЧАНОВА,
учитель средней школы № 19,
г. Старый Оскол,
Белгородская обл.

Уроки внеклассного чтения

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Я слышу тебя и иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
С тобою дорога моя далека
В любую страну и любые века...

Н.Найденова

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: "Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга".
Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Долгое время не приносили удовлетворения уроки внеклассного чтения. Пробовала на одном занятии изучать несколько произведений, но они быстро забывались. Есть хорошая пословица: "Не на пользу читать, коли вершки хватать". Мое личное мнение таково, что лучше прочитать и подробнее разобрать одно произведение за урок, чтобы оно надолго осталось в памяти. Очень нравится то, что учитель может сам выбирать, какие книги читать.
Как-то пришла в голову идея составить кроссворд к сказке. Это очень оживило проведение опроса. Так как слова-ответы берутся из всего произведения, то сразу видно, кто из детей дочитал книгу до конца. Ребятам понравились кроссворды на уроках внеклассного чтения. Затем я стала "прятать" слово. Буквы открывались в выделенной графе не по порядку, а вразброс, и ученик, который находил спрятанное слово до того, как откроются все буквы, получал пятерку. Детям это понравилось еще больше, и разгадывание кроссворда-логогрифа стало неотъемлемой частью уроков внеклассного чтения. Прежде чем записать слово в кроссворд, ученик четко его проговаривает. Пока он заполняет строку в кроссворде, я задаю классу дополнительные вопросы. Большое внимание уделяется орфограммам, которые встречаются по ходу заполнения кроссворда.
После того как я стала работать по технологии Ю.А. Поташкиной, появились дополнительные задания: поставить слово в начальной форме, посчитать количество букв и звуков, подобрать к слову синонимы, антонимы.
Иногда я не выделяю "спрятанное" слово, а ребята в логогрифе ищут его сами. Найденному слову уделяется особое внимание.
На следующем этапе дети пересказывают отрывки к иллюстрациям, которые находятся на доске, и наиболее понравившиеся фрагменты, называют пословицы и поговорки из произведения, расставляют картинки в нужном порядке, находят ошибку на рисунке, заполняют литературное пространство, дают характеристики положительным и отрицательным героям.
Из 24 учеников моего класса 18 человек в анкете о любимом предмете назвали внеклассное чтение.
Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания к урокам внеклассного чтения: сами составляют кроссворды и ребусы, придумывают вопросы, загадки, пишут сочинения, стихи. Самые интересные работы я обязательно использую на уроке. Да, времени на проверку детских работ уходит очень много, но я считаю, что кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
Чтобы урок прошел плодотворно, я стараюсь брать книги одного года издания, поэтому работаю в тесном сотрудничестве с библиотекарем.
Далее вашему вниманию предлагаются конспекты некоторых занятий по внеклассному чтению.

Урок 1

Тема. "Н.Носов. "Приключения Незнайки и его друзей" (роман-сказка)".

Цели. Продолжить знакомство с произведениями Николая Носова; учить находить в тексте нужный отрывок, выразительно читать по ролям, разгадывать кроссворд-логогриф по прочитанному произведению, давать точные ответы на поставленные вопросы; способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; прививать любовь к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Я книга! Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережен со мной.
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!
Мне корешок не поломай!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы!
А про закладку помнишь ты?
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Учитель. О чем это стихотворение?

Дети. О книге.

У. Вы любите читать книги?

Д. Да.

У. Книга говорит: "Я товарищ твой. Я твой лучший друг". Почему?

Д. В книге можно найти ответ на любой вопрос, прочитать обо всем на свете.

У. Какую книгу вы прочитали к сегодняшнему уроку?

Д. "Приключения Незнайки и его друзей".

У. Кто автор этого романа-сказки?

Д. Николай Николаевич Носов – самый веселый детский писатель.

У. Именно об этом произведении пойдет речь сегодня на уроке.

III. Работа по произведению

У. Какие три города описывает Носов в книге "Приключения Незнайки и его друзей"?

Д. Цветочный город, Зеленый город, Змеевку.

Выслушивается краткий рассказ о городах.

У. Кто жил в этих городах?

Д. Коротышки.

У. Давайте послушаем, какие они были, коротышки. Они были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие – малышками.

Мальчик. Малыши всегда ходили либо в зимних брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах.

Девочка. А малышки любили носить платьица из пестренькой яркой материи.

М. Малыши не любили возиться со своими прическами, и поэтому волосы у них были короткие.

Д. А у малышек волосы были длинные. Они очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы, в них вплетали ленточки, а на голове носили бантики.

М. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и почти совсем не дружили с малышками.

Д. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами.

М. Малыши называли малышек воображулями.

Д. Придумают же такое слово! А многие малышки называли малышей забияками.

У. Некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей и малышек не бывает. Но в сказочном городе все бывает. Да, это сказка, но в чем-то эти дети очень похожи на вас.
Чтобы понять, насколько хорошо вы познакомились с произведением Носова, я предлагаю заполнить кроссворд-логогриф.

Другим шрифтом выделены дополнительные вопросы, на которые отвечают дети, пока записывается слово в кроссворд.

9*. Пятнышко, которое бежало за воздушным шаром. (Тень)

___________________________

* Учитель предлагает задания для кроссворда вразнобой, чтобы дети не отгадали ключевое слово раньше времени.

У. О чем Незнайка спорил со Знайкой на воздушном шаре?

Д. Незнайка говорил, что облако жидкое, как кисель, а Знайка убеждал его, что облако сделано из тумана.

7. Растение, из стеблей которого был сделан водопровод в Зеленом городе. (Тростник)

У. Почему водопровод был сделан из стеблей тростника?

Д. Стебли тростника внутри пустые, и по ним может течь вода, как по трубам. Поэтому в Зеленом городе сделали водопровод из стеблей тростника.

11. Малышка, которая придумала сажать арбузы. (Соломка)

У. Как Соломка вывела сорт сладких арбузов?

Д. Соломка нашла дикие арбузы, собрала семена и посадила их. Арбузы выросли большие, но кислые. Соломка попробовала все арбузы и выбрала тот, в котором был не очень кислый сок. Так она делала несколько лет подряд и добилась, что арбузы стали сладкие, как мед.

2. Малыш, который считал себя очень виноватым перед малышками, и его мучила совесть. (Гвоздик)

У. Как Гвоздик провинился перед малышками?

Д. Он сказал, что будет вести себя хорошо, а сам ночью в одном доме подпер дверь снаружи поленом, а в другом подвесил над дверью чурбан, чтобы он ударил по голове каждого, кто выходит, в третьем доме протянул перед дверью веревку, чтобы все спотыкались и падали, в четвертом доме разобрал на крыше трубу, в пятом разбил стекла...

У. Почему поссорились малышки и малыши?

Д. Зимой малыши пригласили малышек на новогоднюю елку, сказали, что у них будет музыка и танцы, а когда малышки пришли, малыши забросали их снежками.

10. Писатель из города Змеевка. (Смекайло)

У. Сколько произведений написал писатель Смекайло?

Д. Смекайло не написал ни одного произведения, так как он еще не обзавелся всем необходимым для писателя.

У. Зачем Винтик и Шпунтик приехали к Смекайло?

Д. Они приехали за паяльником.

3. Малышка, которую Тюбик нарисовал вне очереди. (Самоцветик)

У. Кем была Самоцветик? Какие стихи она писала? Какими словами заканчивались ее стихи?

Д. Самоцветик была поэтессой. У нее были стихи о стрекозе, о мушке и другие, и заканчивались они словами "надо книжку почитать", "надо платье зашивать", "надо руки умывать", "надо полик подметать".

Дети хором читают стихотворение "Про комара" (гл. 20).

4. Водитель из города Змеевка. (Бублик)

У. Как Бублик познакомился с Винтиком и Шпунтиком?

Д. Винтик и Шпунтик шли в Змеевку, а Бублик на дороге ремонтировал свой автомобиль. Винтик нашел причину остановки мотора, и малыши познакомились и подружились.

1. Главный врач в Зеленом городе. (Медуница)

У. Чем лечила больных Медуница?

Д. От всех болезней Медуница лечила медом.

12. Последний больной Медуницы, который совсем избаловался. (Пулька)

У. Почему Пулька избаловался?

Д. Так как Пулька остался в больнице совсем один, он избаловался и требовал, чтобы ему готовили особенные блюда, чтобы с утра до вечера ему рассказывали сказки и докладывали по три раза на день, что делают остальные малыши, и чтобы искали по городу его собаку Бульку. Все нянечки сбились с ног, исполняя его капризы.

5. Одежда, которую принесла Пушинка для Пилюлькина. (Сарафан)

У. Почему Пилюлькин оказался без одежды?

Д. Пилюлькин был без одежды, потому что он сбежал из больницы.

8. Растение, в зарослях которого сидел Незнайка, когда его уличили во лжи. (Одуванчик)

У. Где еще в этой книге говорится об одуванчике, что говорится?

Д. На воздушном шаре парашюты были сделаны из одуванчиков.

6. Девочка, которая попросила Незнайку, чтобы он написал ей письмо. (Синеглазка)

У. На какую орфограмму больше всего слов в этом кроссворде?

Д. Большая буква в именах собственных.

У. Какое слово было спрятано?

Д. "Изобретатель".

У. Кто такой изобретатель?

Д. Изобретатель – тот, кто изобрел что-либо.

У. Как зовут изобретателя из Змеевки?

Д. Шурупчик.

Дети читают по ролям отрывок от слова "Водитель..." до слов "...на необходимую высоту".

У. Кто главный герой произведения?

Д. Незнайка.

У. Прочитайте, как Носов описывает Незнайку.

Д. Незнайка носил ярко-голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял всякие небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек.

У. Сколько человек жило в одном доме с Незнайкой?

Д. Шестнадцать человек.

У. Сколько дней и ночей думал Знайка, как сделать воздушный шар?

Д. Знайка думал три дня и три ночи.

Учитель прикрепляет на доску рисунок арфы.

У. Какое отношение этот инструмент имеет к роману-сказке "Приключения Незнайки и его друзей"?

Д. Все малышки из Зеленого города играли на арфах.

У. Какую песенку спели малыши из Цветочного города на концерте?

Д. "В траве сидел кузнечик".

У. Давайте и мы споем ее.

Дети исполняют песню "В траве сидел кузнечик".

– Что произошло после исполнения песни?

Д. Все загрустили, захотели домой.

IV. Итог урока

У. Чему учит это произведение?

Д. Нехорошо говорить неправду, все равно ложь когда-нибудь откроется.
– Все любят смеяться над кем-то, но не любят, когда смеются над ними.
– Учит тому, что в дружбе жить лучше.
– Любви к дому, к друзьям.

V. Домашнее задание

Урок 2

Тема. "Виталий Георгиевич Губарев. "Королевство кривых зеркал". Повесть-сказка".

Цели. Способствовать прочному усвоению содержания прочитанной сказки "Королевство кривых зеркал" В.Губарева; развивать коммуникативность учащихся, умение активно вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждение и доказывать свою правоту; способствовать созданию ситуации успеха на уроке; расширять словарный запас учащихся; воспитывать умение ценить доброту, верность, дружбу; развивать творческие способности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. На уроке внеклассного чтения мы работаем под девизом: "Кто много читает, тот много в жизни знает".

К уроку вы прочитали книгу В.Губарева "Королевство кривых зеркал", по страницам которой мы и попутешествуем сегодня.

III. Работа по произведению

У. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Постарайтесь набрать их как можно больше.

По традиции работу начнем с заполнения кроссворда.

5. Какой предмет в передней неожиданно заговорил с Олей? (Зеркало)

У. Как Оля относилась к зеркалу?

Дети. Оля считала себя очень красивой и поэтому, очутившись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. Так было всегда.

2. Оля часто по утрам искала свои вещи. Что она нашла под кроватью? (Платье)

У. Какие вещи еще искала Оля?

Д. Туфли, учебники, которые уже лежали в портфеле...

4. Какое слово часто повторяла Оля, хотя во всех случаях можно было обойтись и без него? ("Подумаешь")

У. Слова, которые человек часто повторяет без всякой надобности, называют словами-паразитами. Старайтесь следить за своей речью и избавляйтесь от таких слов.

7. Когда человек любит хорошо поесть, говорят, что у него хороший... (Аппетит)

У. У кого в сказке "Королевство кривых зеркал" был хороший аппетит?

Д. У короля Топседа VII.

У. Давайте представим себе, что мы на кухне у короля, и прочитаем вместе веселую песню поварят.

Хоровое чтение песни.

– Что приготовлено на завтрак королю?

Дети читают фрагмент.

8. Что было страстью короля Топседа VII? (Цифры)

У. Что любил считать король?

Д. Он всегда считал зеркала.

6. Вещь из гардероба короля, которую Оля назвала "пальто". (Мантия)

У. Что такое мантия?

Д. Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща.

3. Каким словом в задаче для короля Оля заменила слово "глупец"? ("Мудрец").

У. Как бы вы сказали о короле Топседе VII, глупец он или мудрец?

Д. Глупец.

У. Что вы можете сказать о словах "глупец" и "мудрец"? Какие они?

Д. Антонимы.

1. "Чутко прислушиваясь, Оля снова стукнула каблуками об пол и теперь уже вполне отчетливо разобрала, как в глубине зеркала стеклянным, мелодичным звуком отозвалось..." (Эхо)

У. Этим эхом зеркало предложило Оле побывать по ту сторону зеркала... Для чего?

Д. Чтобы она увидела себя со стороны.

У. Какое слово было спрятано?

Д. "Характер".

У. Вы можете объяснить значение этого слова?

Выслушиваются ответы детей.

– Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.
Что говорится в сказке о характере Оли? Найдите ответ в тексте.

Дети читают со слов "Разве у меня плохой характер?" до слов "Но у тебя есть недостатки, которые могут помешать тебе в трудную минуту".

– Какие у Оли были недостатки?

Д. Оля разбрасывала свои вещи по квартире.
– Частенько ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всем.
– Теряла ключи от квартиры.
– Ела шоколад без разрешения.
– Часто жаловалась на то, что она устала.
– Грубо разговаривала с бабушкой...

У. По ходу развития сюжета сказки Оля все свои недостатки видела в образе Яло, и ей всегда становилось стыдно. Слова, которые сказала Яло, каждый может отнести к себе, так как нет людей без недостатков. Прочитайте их.

Д. "Я знаю, что ты хорошая девочка и непременно освободишься от своих недостатков. Нужно только по-настоящему захотеть".

У. Вернемся к героям сказки. Кого можно отнести к положительным героям? Почему?

Д. Гурда, Аксал, Бара, Олю, Яло.
– Они всегда говорили правду, делали людям добро и освободили страну от власти тиранов.

У. Назовите отрицательных героев. Как они выглядят?

Д. Топсед VII – уродец с тяжелым телом, бесцветными, ничего не выражающими рыбьими глазами, безвольный правитель.

– Нушрок – у него черные и хищные глаза.
– Министры – тупые.
– Абаж – похож на жабу, хитрый, хочет свергнуть короля.
– Анидаг – хитрая, коварная, грубая по отношению к слугам.
– Они отрицательные герои, потому что заставляли людей делать кривые зеркала и эксплуатировали их, издевались над ними, обманывали людей.

У. Какие пословицы и поговорки встретились вам на страницах книги "Королевство кривых зеркал"?

Д. "Не все то золото, что блестит", – говорила бабушка. И Оля в этом убедилась, когда побывала в красивом городе со сверкающими каретами, зеркалами... Зеркала красивые, но они кривые, и жизнь у бедных людей тяжелая.
– "Поспешишь – людей насмешишь", – говорил часто Оле отец.

У. Как вы понимаете эту пословицу?

Дети отвечают.

Д. А еще: "Утро вечера мудренее".

У. Какой бы фрагмент вы рассказали товарищу, чтобы заинтересовать его книгой В.Губарева "Королевство кривых зеркал"?

Пересказываются два-три фрагмента.

– Как звучало бы ваше имя, если бы вы попали в "Королевство кривых зеркал"?

Ответы детей.

IV. Итог урока

У. "Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок", – говорил Александр Сергеевич Пушкин. Чему вас учит сказка "Королевство кривых зеркал"?

Д. Учит тому, что надо быть аккуратными, все вещи класть на место, говорить всегда правду, быть вежливыми со взрослыми.

У. В заключение урока хочу вам посоветовать: "Поступайте всегда так, чтобы вам не было стыдно посмотреть на себя со стороны".

Подсчет жетонов, выставление оценок.

V. Домашнее задание

Урок 3

Тема. "Лазарь Лагин. "Старик Хоттабыч". Повесть-сказка".

Цели. Проверить усвоение содержания повести-сказки Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч", развивать умение находить в произведении пословицы, поговорки, крылатые фразы. Расширять кругозор учащихся, прививать любовь к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня урок внеклассного чтения я буду вести не одна, а с помощником. Кто будет мне помогать, я думаю, вы сейчас догадаетесь.

Стук в дверь, под музыку заходит Хоттабыч.

Хоттабыч. Здравствуйте, о мудрые отроки! Здравствуй, о высокочтимый учитель! Да будут благословенны фундамент и крыша вашей школы!

У. Здравствуй, уважаемый Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб! Будь гостем, проходи, садись! Посмотри, какую выставку для тебя дети приготовили.

Итак, начинаем путешествие по страницам книги Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч".

III. Работа по произведению

У. В начале по доброй традиции заполним кроссворд-логогриф, то есть вы будете искать слово, которое я спрятала.
За ваши правильные ответы Хоттабыч будет выдавать жетоны. В конце урока ученик, получивший больше всех жетонов, получит награду из рук Хоттабыча.

6. Какую игру на стадионе Хоттабыч увидел впервые? (Футбол)

У. Что Хоттабычу не понравилось в футболе, и он решил исправить?

Д. Хоттабычу не понравилось то, что 22 приятных молодых человека бегают по столь обширному полю, падают, теряют силы, чтобы иметь возможность несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик! Он решил исправить эту несправедливость, и вдруг откуда-то сверху, с неба, упали и покатились по полю 22 ярко раскрашенных сафьяновых мяча.

4. Слово, значение которого Волька объяснил Хоттабычу неправильно. (Балда)

У. Как Волька объяснил Хоттабычу значение слова "балда"?

Д. "Это что-то вроде мудреца".

3. Ледокол, пассажирами которого стали Волька, Женя и Хоттабыч, хотя они этого не заслужили. ("Ладога")

У. Какие люди путешествовали на корабле "Ладога"?

Д. Лучшие производственники Москвы и Ленинграда.

2. Порошок, от которого человеческие волосы выпадают без остатка. (Таро)

У. Для чего Хоттабычу понадобился порошок таро?

Д. Чтобы избавить Вольку от бороды и усов.

8. Любимый прохладительный напиток Хоттабыча. (Шербет)

У. Мы привыкли, что шербет – это густая масса, а на востоке это фруктовый напиток.

5. Что подарил Хоттабыч рыбакам? (Чемоданы)

У. За что Хоттабыч подарил итальянским рыбакам чемоданы?

Д. За то, что они накормили ужином его друзей.

У. Что чудесного было в этих чемоданах?

Д. Если чемоданы открывал хозяин-рыбак, то он всегда был полон рыбы.

7. Слово, которое показалось Хоттабычу смешным и напоминало чириканье воробья. (Цирк)

У. На каких местах сидели в цирке Хоттабыч, Женя и Волька?

Д. Они сидели на самой верхотуре, в последнем ряду амфитеатра, так как Хоттабыч не мог допустить, чтобы кто-то сидел выше него.

1. Первая книга, которую изучил Хоттабыч? (Азбука)

У. Почему Хоттабыч начал изучать азбуку?

Д. Чтобы знать науки, которые позволяют людям делать разные замечательные и полезные вещи.

9. Название команды, которая играла против "Зубила"? ("Шайба")

У. Какая команда проиграла и с каким счетом? Как Хоттабыч исправил свою ошибку?

Д. "Шайба" выиграла со счетом 24:0 с помощью Хоттабыча, но потом выяснилось, что все 11 игроков команды "Зубило" заболели одновременно детской болезнью – корью.

У. Какое слово было спрятано?

Д. "Брадобрей".

У. Что обозначает слово "брадобрей"?

Д. Это человек, который бреет бороды.

У. Брадобрей – это то же, что и парикмахер, – мастер, специалист по прическам, завивке, стрижке, бритью. Это же значение имеет слово "цирюльник". Слова, близкие по значению, – называются "синонимы".

На доске:

– Кому и для чего понадобился брадобрей в сказке о Хоттабыче?

Д. Брадобрей понадобился Хоттабычу для того, чтобы побрить Вольку, так как джинн забыл волшебство, с помощью которого можно будет убрать с лица бороду.

У. Прослушайте грамзапись и расскажите, что было дальше.

Звучит грамзапись фрагмента книги об экзамене по географии.

У. Послушайте диалог Хоттабыча с Волькой и скажите, какой из рисунков на доске является его продолжением.

Дети находят ответ.

– Озвучьте картинку!

Дети выполняют задание.

– Молодцы! А теперь слово Хоттабычу.

Хоттабыч. Хочу сказать, о мудрые отроки, что все вы прекрасно выглядите и одежды ваши услаждают мой взор. А теперь соберите ваше драгоценное внимание и выполните мои задания. Напишите мое полное имя на доске.

Два ученика пишут: Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.

– Назовите числа и скажите, какое отношение они имеют ко мне, Гассану Абдуррахману ибн Хоттабу?

Д. 46 эскимо съел Хоттабыч в цирке, 3732 – возраст Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба.

У. Хотите посоревноваться?

Д. Да!

Хоттабыч. Кто вспомнит больше моих обращений к Вольке?

Два ученика соревнуются, потом выслушиваются дополнения с места.

– Как бы звали вас, будь вы моими современниками?

Д. Дима ибн Саша, Таня ибн Сергей...

У. А сейчас, ребята, из этой коробочки вы будете доставать картинки с различными предметами. Если этот предмет встречается в произведении, вы поставите его на доску, а если не встречается, то положите в сторону.

Проверь, Хоттабыч, работу мудрых отроков.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Давайте, ребята, поговорим о нашем Хоттабыче. Какой он?

Д. Он очень любопытен, падок на лесть, а главное, не в пример другим джиннам, – отходчив, щедр.

У. Справедливо ли Хоттабыч наказал Гогу Пилюлю? Что случилось с Гогой? Почему?

Д. Гога был грубым мальчиком, за что его справедливо наказал джинн. Хоттабыч сделал так, чтобы Гога лаял всякий раз, когда вздумает сплетничать, ябедничать или говорить гадости.

У. Какое наказание придумал Хоттабыч для хулиганов – Сережки Хряка и его друзей?

Д. Мальчики ходили цепочкой, взявшись за руки, и не могли отцепиться друг от друга.

У. Какие пословицы и поговорки встретились в сказке?

Д. "Старость – не радость".

У. Про кого это было сказано, когда и кем?

Д. Так подумали о Хоттабыче официантки и кассирша в летнем павильоне, после того как он начал грозиться, что превратит их в воробьев.
– Так сказал о Хоттабыче капитан корабля "Ладога" Степан Тимофеевич, когда нужно было перебункеровать уголь с носовой части на корму, чтобы сняться с банки. Но вскоре капитану пришлось взять свои слова обратно, так как "Хоттабыч схватил своих друзей и стал жонглировать ими, словно это были не хорошо упитанные тринадцатилетние мальчики, а пластмассовые шарики комнатного бильярда".

Д. "Утро вечера мудренее".

У. Когда прозвучало это выражение?

Д. Вещи для переезда на новую квартиру семья Вольки решила переносить утром.

– Еще была другая пословица: "Не давши слова – крепись, а давши – держись".

У. Когда Волька вспомнил эту пословицу?

Д. Хоттабыч сказал жадному итальянскому инспектору такие слова: "Мудрость учит, что тот, кто судит о людях по одежде, часто ошибается". Сейчас об этом говорят так: "Встречают по одежке, провожают по уму".

У. В сказке очень хорошее высказывание о совести. Кто-нибудь обратил внимание?

Д. "Совесть – великая вещь. Хуже нет, как против совести своей идти".

Чтение по ролям отрывка на с. 61–62 (бабушка, Волька, автор).

У. Перескажите наиболее понравившиеся отрывки. Чем они вам понравились?

Дети пересказывают.

IV. Итог урока

У. Подсчитаем жетоны. Те, у кого больше 5 жетонов, получают награду из рук Хоттабыча.

По страницам какой книги мы сегодня путешествовали? Кто ее автор?

Ответы детей.

– Понравился вам урок? А тебе, Хоттабыч?

Хоттабыч. Сегодня, о мудрые отроки, вы потрясли меня широтой и полнотой ваших познаний. Благодарю вас! Да будет мир с вами!

У. Спасибо вам за хорошую работу!

V. Домашнее задание

Урок 4

Тема. "Э. Успенский. "Дядя Федор, пес и кот". Повесть-сказка".

Цели. Начать знакомство с книгами Э.Успенского с произведения "Дядя Федор, пес и кот"; читать выразительно по ролям; развивать внимание, память; прививать любовь к животным; расширять кругозор учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Эдуард Успенский обращается к нам со словами: «"Дорогие ребята! Пришла пора становиться интеллигентными людьми. Пора порадовать родителей своей толковостью и образованностью. А как можно порадовать образованностью? Очень просто: надо больше читать. А что надо читать? Книги. А какие книги? Вот в этом вся проблема. Некоторые книги читать бесполезно. Они скучные и длинные. Некоторые веселые, например сборники анекдотов, но бесполезные все равно. Так что же – опустим руки? Да нет, ничего подобного, наоборот, гордо поднимем головы и пойдем по книжным магазинам и ларькам скупать книги под грифом "Библиотека Дяди Федора"».

Сегодня мы будем работать по повести-сказке "Дядя Федор, пес и кот".

III. Работа по произведению

У. Вначале, как всегда, заполним кроссворд.

9. Что очень хотел получить в награду Печкин? (Велосипед)

– Кто такой Печкин, какой он?

Д. Печкин – почтальон. Он очень любопытный, одинокий, жадный...

2. Покупка, которую ждал Шарик, как дети ждут праздника 1 мая. (Фотоаппарат)

У. Почему после покупки фоторужья от Шарика не было толку?

Д. От Шарика было мало толку, так как он с утра полдня по лесу за зайцем носился, чтобы его сфотографировать, а потом снова полдня гонялся, чтобы фотографию отдать.

4. Какое животное мама разрешила бы держать Дяде Федору, в крайнем случае в коробочке? (Черепаху)

У. Поставьте слово в начальную форму.

Д. Черепаха.

У. Как звали родителей дяди Федора?

Д. Мама Римма, папа Дима.

7. На что Дядя Федор копил деньги? (Аквариум)

У. На что он их потратил?

Д. На поездку в деревню.

12. Профессия человека, которого дети до больницы довели. (Бухгалтер)

У. Как бухгалтер воспитывал Печкина?

Д. Бухгалтер говорил: "Печкин, не прыгай на кровати! Печкин, не высовывайся в окно! Печкин, не бросайся котлетами в товарищей!"

3. Что цветет, когда "многие с ума сходят", особенно коровы? (Хмель)

У. Куда Матроскин дел хмельное молоко, и вместо того чтобы вылить, как велел Дядя Федор? Каковы были последствия?

Д. Кот Матроскин вылил молоко в бак Тр-тр Мите, и трактор бросился на кота, ведро превратил в лепешку, окучил сорняки, за курами гонялся, полез в реку купаться.

8. "С ума по отдельности сходят. Это только... все вместе болеют". Какая это болезнь? (Грипп)

У. Кому принадлежат эти слова?

Д. Эти слова принадлежат папе Диме.

11. Матроскин не мог получить посылку, так как у него не было... Чего? (Документов)

У. Поставьте слово в начальную форму

Д. Документы.

У. Что было в посылке?

Д. В посылке было маленькое домашнее солнце.

10. Когда Дядя Федор выбирал дом в деревне, он думал, что самый необходимый предмет в доме – это... (Телевизор)

У. А что считали самым главным пес и кот?

Д. Пес считал, что главное – это собачья будка, а кот – большая теплая печка.

5. Ученый, у которого когда-то были разные носки. (Курляндский)

У. А каким он стал потом?

Д. Ученым в халате без пуговиц, у которого одинаковые носки.

6. Комнатная собака, которой стал Шарик после парикмахерской. (Пудель)

У. Что пудель должен подавать хозяину?

Д. Тапочки.

1. Изобретатель Тр-тр Мити. (Тяпкин)

У. Какое слово было спрятано?

Д. "Командировка".

У. Кто из вас может объяснить смысл этого слова?

Д. Командировка – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь.

У. Кто в повести-сказке Э.Успенского "Дядя Федор, пес и кот" уезжал в командировку? Куда? Зачем?

Д. Профессор Семин Иван Трофимович – в Африку, изучать язык слонов.

У. Прочитав повесть Успенского, вы тоже составляли кроссворды по ее содержанию. Я выбрала из них вопросы для блиц-опроса.

– Деревня, в которую поехали Дядя Федор, пес и кот.

Д. Простоквашино.

У. Название журнала, который выписал Дядя Федор.

Д. "Мурзилка".

У. Что держала Мурка во рту, когда пришла с пастбища?

Д. Цветок.

У. Кто вытащил Шарика из речки?

Д. Бобр.

У. Что положил Печкин в конверт с письмом?

Д. Пуговицу.

У. Что купил себе Дядя Федор?

Д. Трактор.

У. Рыжая, мордастая и важная...

Д. Корова Мурка.

У. Часть бутерброда, которую кладут на язык.

Д. Колбаса.

У. Кличка, которую хотел дать теленку Шарик.

Д. Чайник.

У. Напиток, от которого запел Печкин.

Д. Молоко.

У. Он "съел арбузик". Кто это?

Д. Тузик.

У. Место жительства кота до ремонта.

Д. Чердак.

У. Увлечение Шарика.

Д. Охота.

У. Он бывает и с колбасой.

Д. Бутерброд.

У. Начальник железнодорожной станции?

Д. Несидоров.

У. Кличка для теленка, которую выбрали по жребию.

Д. Гаврюша.

У. Животное, которое строило плотину.

Д. Бобр.

У. Кличка галчонка.

Д. Хватайка.

У. Как назывался пароход, на котором плавала бабушка кота?

Д. "Аристофан".

У. Шарик говорит: "Я мыться один не могу. У меня мыло из зубов выскакивает. А без мыла – что за мытье! Так, ..."

Д. Намокание.

Учитель прикрепляет на доску картинки.

У. Какие моменты из жизни героев здесь изображены?

Дети отвечают.

– А теперь прочитаем по ролям главы "Теленок" и "Посылка".

Дети выполняют задание.

– Какой фрагмент рассказа вам понравился больше всего? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны одиннадцать действующих лиц повести-сказки "Дядя Федор, пес и кот". Кто из вас больше найдет персонажей?

Учитель раздает карточки для индивидуальной работы.

– Для подсказки: они начинаются с букв: Г, М, М, М, М, П, П, С, Ф, Х, Ш. Фамилия автора повести-сказки выделена в качестве примера.

Ответы: Митя, Матроскин, Мурка, Шарик, Федор, Хватайка, Семин, Гаврюша, Печкин, папа, мама.

IV. Итог урока

У. Почему произведение Эдуарда Успенского названо повестью-сказкой, а не просто повестью?

Д. В ней есть сказочные моменты: говорящие животные, которые умеют выполнять действия, доступные только человеку.

У. Какие домашние животные встречались в повести?

Д. Кот, пес, корова, галчонок.

У. Все ли согласны?

Д. Галчонок – не домашняя птица. Просто он прижился у Дяди Федора.

У. Как люди относятся к животным, живущим рядом с ними?

Дети отвечают.

– Чтобы еще раз встретиться с героями повести-сказки Успенского, читайте книги под грифом "Библиотека Дяди Федора".

V. Домашнее задание

Урок 5

Тема. "Джанни Родари. "Приключения Чиполлино". Повесть-сказка".

Цели. Способствовать прочному усвоению содержания повести-сказки Джанни Родари "Приключения Чиполлино"; формировать устойчивый интерес к чтению; вырабатывать навыки грамотного чтения; побуждать учащихся в свободное от уроков время обращаться к книге как к источнику содержательного проведения досуга.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Джанни Родари в молодости был учителем младших классов. Его любимым произведением была сказочная повесть Карло Коллоди "Приключения Пиноккио". Джанни Родари помнил содержание этой книги почти наизусть. Он пересказывал своим шумным, непоседливым ученикам целые главы из этой книги. И класс мгновенно затихал. Но только вот из-за этого самого "почти" Родари приходилось порой сочинять свои эпизоды, а заодно и стихи, которых в сказке Коллоди не было вовсе. У Родари появилась мысль написать свою собственную историю, только уже на современную тему. Так родилась повесть-сказка "Приключения Чиполлино". В ней искрометный юмор сплетен с иронией, а подчас и с горькой усмешкой, все время чувствуется любовь к своим никогда не унывающим героям из среды простых, скромных тружеников. Эти люди, по глубокому убеждению Родари, и есть соль земли итальянской. "При чем тут люди? – удивитесь вы. – Ведь Чиполлино – мальчик-луковка". А потому, отвечает сам Родари, что "говорить о людях можно и рассказывая о котах и говорить о важных, серьезных вещах, рассказывая веселые сказки".

III. Постановка темы урока

У. Сегодня мы будем говорить о произведении Джанни Родари "Приключения Чиполлино".

IV. Работа по произведению

У. По традиции начнем урок с заполнения кроссворда-логогрифа.

5. Специальность Горошка. (Адвокат)

У. Отрицательный или положительный герой адвокат Горошек?

Д. Отрицательный. Он мстительный, живет и действует на два фронта: то он за жителей деревни, то за господ.

6. Музыкальный инструмент Груши. (Скрипка)

У. Почему профессор Груша играл в тюрьме на скрипке?

Д. Чтобы разогнать мышей: они не любят серьезной музыки.

4. Предмет, о котором мечтал кум Тыква с самого детства. (Домик)

У. Когда построил свой домик кум Тыква и какой он получился?

Д. Кум Тыква стал стар и не мог больше работать. Он приступил к постройке дома из кирпичей, которых было к тому времени 118 штук. Домик получился такой маленький, что кум Тыква мог в нем только сидеть.

7. Пес, который жил в домике кума Тыквы. (Мастино)

У. Кому верно служил пес Мастино?

Д. Пес Мастино верно служил синьору Помидору.

2. Домашний учитель и воспитатель Вишенки. (Петрушка)

У. Что говорил синьор Петрушка, когда Вишенка брал альбом для рисования?

Д. "Несдобровать тем мальчишкам, которые теряют время на бумагомарание! Кем они станут, когда вырастут? В лучшем случае – малярами, теми грязными, плохо одетыми бедняками, которые по целым дням малюют узоры на стенах, а потом попадают в тюрьму, как того и заслуживают". Вишенка, боясь тюрьмы, клал альбом на место.

3. Сыщик, иностранный специалист по обнаружению пропажи. (Моркоу)

У. Хорошим сыщиком был Мистер Моркоу или плохим?

Д. Плохим. Как сыщик-специалист, он даже кровать в комнате искал по компасу и стукнулся при этом головой о зеркало, разбив его на тысячу кусков... Так он в повести никого и не нашел.

1. Кто помешал побегу медведей из зоологического сада? (Тюлень)

У. Почему Тюлень был врагом медведей?

Д. Тюлень считал их ближайшими родичами белых медведей. Своим криком он разбудил сторожа.

У. Что служило подушкой сторожу зоологического сада?

Д. Хобот слона.

У. Какое слово было спрятано?

Д. "Луковка".

У. Почему я спрятала это слово, откуда я его взяла?

Д. «Меня зовут Чиполлино, что значит "луковка"». Так представился Чиполлино Кроту.

У. Как автор Джанни Родари характеризует всю семью Чиполлино?

Д. Чиполлино был из такой честной луковой семьи, которая кого угодно может заставить плакать, а сама не заплачет ни при каких обстоятельствах. Люди они были хорошие, но им не везло в жизни.

У. Что говорится в сказке о запахе лука?

Д. Запах лука – запах бедности.

У. Что Лимончики сделали для того, чтобы принц Лимон не почувствовал этот запах бедности?

Д. Солдаты-Лимончики оставили в казармах свои сабли и пушки и взвалили на плечи огромные бидоны с опрыскивателями. В бидонах были цветочный одеколон, фиалковая эссенция и даже самая лучшая розовая вода. Солдаты построили луковую семью в ряд и опрыскали всех с головы до ног.

У. Какие крылатые выражения и пословицы встретились в книге?

Д. "Где лук – там и слезы".

– "В своем доме и стены помогают".

У. Кто это сказал?

Д. Это сказал кум Черника, думая о своей каштановой скорлупе, когда его попросили пожить в доме кума Тыквы, охраняя его.

У. Какие еще пословицы встречаются в книге и кто их произносит?

Д. "Хорошо смеется тот, кто смеется последним", – сказал синьор Помидор мастеру Виноградинке и сыщик Мистер Моркоу – маленькому Фасолинке.
– "Век живи – век учись! Мир тесен – может быть, мы еще встретимся", – думал Чиполлино о Кроте, и они действительно встретились еще много раз.
– "У страха глаза велики" – испуг мышей на мяуканье пленников.
– "Скатертью дорога!" – об отъезде графинь Вишен из своих владений.
– "Кто волен, тот и доволен", – сказала Земляничка Помидору.
– "На сердце кошки скребли" – у Чиполлино, когда он понял, что в данный момент он не сможет помочь друзьям.
– "У вас, как видно, язык без костей. Довольно болтовни! Покажите-ка мне лучше, в какую сторону рыть", – сказал Крот Чиполлино.
– "Товарищи по несчастью", – так говорили о себе Чиполлино и Медведь, вспоминая о родителях.
– "Спаси меня, Боже, от друзей, а от врагов я уж как-нибудь и сам избавлюсь!" – сказал принц Лимон, когда барон Апельсин раздавил его генералов.
– "Остался в дураках" – синьор Помидор, когда он первый раз в жизни пролил слезы и домик от него спрятали.
– "Словно о стенку горох" – когда Горошка арестовали и его просьбы никто не слушал.
– "Учись уму-разуму. Жизнь научит", – говорил сыну Чиполлоне.
– "Здесь и у стен есть уши", – говорила кума Тыквочка своим товарищам в камере и была права.
– "Наврать с три короба", – было сказано, когда господа ходили следом друг за другом и не признались, где они были.
– "На нет и суда нет", – думал дровосек, когда говорил неправду принцу Лимону и полицейским.
– "Поживем – увидим", – говорил Горошек Чиполлино.
– "Час от часу не легче", – сказал Помидор, когда подумал, что Мандарин в плену.

У. Почему барон Апельсин считал, что "спать – только время терять"?

Д. Потому что когда он спит, он не может есть.

У. Посмотрите, как много пословиц и крылатых выражений встретилось нам в тексте! Продолжим работу по тексту.

У. Положительный или отрицательный герой паук Хромоног?

Д. Положительный, так как он был тюремным почтальоном: разносил письма по камерам. Он погиб, когда хотел доставить письмо Вишенке на чердак, но письмо дошло до адресата, и Чиполлино и его друзья были освобождены.

У. Чем и на чем писали пленники в тюрьме?

Д. Рвали рубашки и писали на ткани, а чернилами служила похлебка с примесью толченого кирпича.

У. Как кум Черника когда-то спас кума Тыкву?

Д. Кум Черника предупредил кума Тыкву о том, что к нему за шиворот заползла гусеница.

У. Какое наследство оставил прадед куму Чернике?

Д. Старую ржавую бритву, иголку, нитку, корочку сыра.

У. Какие колокольчики были на шляпах у принца Лимона и его подданных?

Д. У принца Лимона – золотые, у солдат Лимончиков – серебряные и у прислуги – бронзовые.

У. Что вы узнали о Кроте?

Д. Крот считает, что находиться на свету – это настоящая пытка. Подземные галереи Крота замкнутые, так как ему надоедает ходить всегда одной и той же дорогой. Крот много раз спасал пленников.

У. Какие объявления развесил синьор Петрушка по всему парку в целях воспитания Вишенки?

Д. "Запрещается Вишенке окунать руки в воду!"
– "Запрещается разговаривать с рыбами!".
– "Запрещается трогать цветы! Нарушитель будет оставлен без сладкого".
– «Тот, кто помнет траву, должен будет написать две тысячи раз слова: "Я неблаговоспитанный мальчик"»...

У. Что делал Вишенка, чтобы не читать ежедневно эти объявления?

Д. Вишенка, проходя мимо этих объявлений, обычно снимал очки. Таким образом он не видел того, что было написано на дощечках, и мог спокойно думать, о чем хотел.

У. Чего было очень много у кума Тыквы?

Д. Вздохов.

У. Как называлась болезнь Вишенки?

Д. Меланхолия от одиночества.

У. Как адвокат Горошек оттягивал время своей казни?

Д. Ссылаясь на разные статьи закона, он потребовал, чтобы ему разрешили сначала побриться, потом он захотел вымыть голову, а затем обнаружилось, что у него слишком отросли ногти на руках и ногах и он желает перед казнью остричь их.

У. Вспомните еще раз имена главных героев.

Учитель раздает карточки для индивидуальной работы, которые собирает через 3–5 минут.

КАРТОЧКА

Найди пары и соедини линиями:

кум
адвокат
принц
барон
кума
герцог
мастер
синьор
профессор

Лимон
Тыквочка
Апельсин
Черника
Горошек
Виноградинка
Помидор
Груша
Мандарин

Ответы: кум Черника, адвокат Горошек, профессор Груша, кума Тыквочка, мастер Виноградинка, синьор Помидор, принц Лимон, барон Апельсин, герцог Мандарин.

На доску вывешиваются рисунки к произведению.

У. Найдите ошибку на рисунке.

Д. Домик Тыквы сделан не из кирпича, а из досок.

Учитель убирает рисунок с ошибкой.

У. Поставьте оставшиеся картинки по порядку и кратко расскажите о фрагменте.

Бедняки в тюрьме.
Побег пленников (по галерее Крота).
Синьор Помидор читает указ (о новых налогах для бедняков).
На башне замка развевается знамя Свободы.

– Перескажите наиболее понравившийся отрывок.

Выслушиваются два-три пересказа.

V. Итог урока

У. Урок я хочу закончить словами Чиполлино: "На этом свете вполне можно жить в мире. Для всех на Земле хватит места..." Живите, ребята, дружно! Не ссорьтесь друг с другом!

VI. Домашнее задание

Урок 6

Тема. "Юрий Олеша. "Три Толстяка". Роман".

Цели. Способствовать более прочному усвоению содержания романа "Три Толстяка" Юрия Карловича Олеши; развивать умение находить в произведении
пословицы, поговорки, крылатые фразы, сравнения;
расширять словарный запас, формировать устойчивый интерес к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа об авторе

Учитель. Юрий Карлович Олеша родился и учился на украинской земле. Гимназию окончил с золотой медалью.

Невысокий рост, ранняя седина, светло-серые глаза, быстрая речь. Он был человеком богатых неуемных знаний. С астрономами он на равных говорил о звездах, с металлургами – о металле, с шахтерами – о добыче угля, с врачами – о медицине, с футболистами – о футболе (сам играл за сборную команду Одессы), с артистами театра и кино – о театре и кино. Казалось, он про все знает все!

Он любил и понимал детей. Написал много рассказов и роман "Три Толстяка". Эта книга, написанная более чем полвека назад, обошла земной шар: она переведена практически на все языки мира. И читает ее заново каждое поколение ребят.

III. Постановка темы урока

У. И мы с вами сегодня попутешествуем по страницам романа Ю.Олеши "Три Толстяка".

IV. Работа по произведению

У. Запишите в столбик цифры от одного до девяти по порядку и разгадайте кроссворд-логориф. Слова будете писать сами в тетрадях. Кто первый найдет спрятанное слово?

3. Как звали доктора? (Гаспар)

7. Имя домработницы доктора Гаспара. (Ганимед)

5. Наследник Трех Толстяков (Тутти)

2. Имя оружейника. (Просперо)

8. Хозяин гостеприимного балаганчика – дядюшка... (Бризак)

– На какое правило первые пять слов кроссворда?

Дети. Прописная буква в именах людей.

9. Место, где стояла клетка с оружейником Просперо. (Зверинец)

6. Их строили плотники на площади Суда. (Плахи)

4. Предмет, в который нужно было залезть, чтобы бежать из дворца. (Кастрюля)

1. Как три пшеничных мешка,
Три развалились Толстяка!
У них важнее нет забот,
Как только вырастить... (Живот)

У. Какое слово было спрятано?

Д. "Восстание".

У. Что оно означает?

Д. Восстание – массовое выступление против существующей власти. Слово-синоним – "мятеж".

У. Найдите в тексте отрывок, объясняющий, почему народ восстал против существующей власти. Это можно понять из речи оружейника Просперо на обеде у Трех Толстяков. Прочитайте его (гл. IV).

Д. "Ваши министры знают о том, что делается в стране. Крестьяне, у которых вы отнимаете хлеб, добытый тяжелым трудом, поднимаются против помещиков. Они сжигают их дворы, они выгоняют их из своей земли. Рудокопы не хотят добывать уголь для того, чтобы вы завладели им. Рабочие ломают машины, чтобы не работать ради вашего обогащения. Матросы выбрасывают ваши грузы в море. Солдаты отказываются служить вам. Ученые, чиновники, судьи, актеры переходят на сторону народа. Все, кто раньше работал на вас, получал за это гроши, в то время как вы жирели. Все несчастные, обездоленные, голодные, исхудалые, сироты, калеки, нищие – все идут войной против вас, против жирных, богатых, заменивших сердце камнем..."

У. Найдите и прочитайте, какой Толстяк чем владел (гл. IV).

Д. "Мы, Три Толстяка, сильны и могущественны. Все принадлежит нам. Я, Первый Толстяк, владею хлебом, который родит наша земля. Второму Толстяку принадлежит весь уголь, а Третий скупил все железо. Мы богаче всех. За наше золото мы можем купить все, что хотим!"

У. Назовите героев, которые возглавили восстание, с чьей помощью народ победил своих угнетателей – Толстяков.

Д. Канатоходец Тибул, храбрая девочка Суок, оружейник Просперо.

У. Что народ сделал с Тремя Толстяками?

Д. Загнал Трех Толстяков в клетку в зверинце, в которой сидел оружейник Просперо.

У. Какое невероятное происшествие случилось по причине ветра?

Д. Продавец детских воздушных шаров был унесен шарами в небо.

Учитель показывает рисунок c изображением Раздватриса с башмаком на голове.

У. Какое отношение имеет данный рисунок к этому происшествию?

Д. Башмак продавца шаров упал на голову учителя танцев Раздватриса.

У. Найдите описание Раздватриса.

Д. "Учитель танцев казался очень изящным. Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонкими ножками – похожий не то на скрипку, не то на кузнечика. Его деликатный слух, привыкший к голосу флейты и нежным словам танцоров, не мог вынести громких, веселых криков детворы. Он считал, что выражать восторг нужно не криками, а красивыми мелодичными звуками".

У. Найдите и прочитайте песенку, которую спела Суок для Тутти.

Дети выполняют задание (гл. IX. "Кукла с хорошим аппетитом").

– Что сказал ученый Туб о сердце?

Д. "Никакое сердце – ни железное, ни ледяное, ни золотое – не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца".

У. Какие сравнения встретились вам в произведении?

Д. "От шариков падала тень, она скользнула по гвардейцу, который заснул на часах. И от этого с лицом гвардейца произошли чудесные перемены. Сразу его нос стал синий, как у мертвеца, потом зеленый, как у фокусника, и, наконец, красный, как у пьяницы. Так, меняя окраску, пересыпаются стекляшки в калейдоскопе" (гл. IV).

– "Сердце продавца шаров прыгало, как копейка в копилке" (гл. IV).
– "Продавца шаров в креме поэт мог принять за лебедя в белоснежном оперении, садовник – за мраморную статую, прачка – за гору мыльной пены, а шалун – за снежную бабу" (гл. IV).
– "Воспитатели в черных одеждах и в черных париках походили на закопченные ламповые стекла".
– "Продавец летел, как хороший одуванчик".
– Раздватрис говорил о себе: "Я, человек живущий среди вальсов и улыбок, я, сама фигура которого подобна скрипичному ключу..."
– "Головка Раздватриса была маленькая, и большой соломенный башмак пришелся на нее, как шляпа".
– "Высоко, под стеклянным куполом, маленький и полосатый, Тибул был похож на осу, ползущую по белой стене дома. Когда плащ раздувался, казалось, что оса раскрывает зеленые блестящие крылья".
– "Тетушка Ганимед завертелась волчком и раскинула руки, как огородное чучело" (гл. V).
– "Негр громко хохотал, вытянув длинные голые ноги в красных туфлях, похожих на гигантские стручья красного перца" (гл. V).
– "Исковерканный дуб скрипел, как качели" (гл. V).
– "Мускулы у силача Лапитупа ходили под кожей, точно кролики, проглоченные удавом. Он подкинул гири, как мячики".
– "Маленький человек вынул из экипажа чудесную куклу, точно розовый свежий букет, перевитый лентами" (гл. IХ).
– "Суок шла, и можно было подумать, что это маленькая цветочная корзинка плывет по огромной тихой воде".
– "Сердце доктора Гаспара прыгало, как яйцо в кипятке" (гл. III).
– "Люди бежали и падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки".

У. Сколько времени доктор Гаспар не выходил из дому?

Д. Целый месяц.

У. Что потерял доктор на площади, когда рухнула башня?

Д. Плащ, трость, чемоданчик, очки, каблуки, шляпу.

У. Какое отношение имеет цифра 100 к доктору Гаспару Арнери?

Д. Среди ста наук, которые изучал Гаспар, была история.

У. Что такое зависть?

Д. Зависть – это дурное чувство.

У. Какое есть хорошее средство от страха?

Д. Это заснуть.

У. Какое научное слово, которое сказал доктор Гаспар, когда обнаружил удивительное сходство куклы Тутти и Суок?

Д. Феномен – говорят о человеке или явлении выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.

У. Какие пословицы и поговорки встретились в романе?

Д. "Делу время, а потехе – час".

– "На пустой желудок не потанцуешь".

У. Перескажите наиболее понравившиеся вам отрывки.

Выслушиваются два-три пересказа.

V. Итог урока

У. Кто из героев вам понравился и почему? Очень хорошее сочинение после прочитанного романа Юрия Олеши "Три Толстяка" написала Шляхова Юля. Послушайте его.

Мой любимый литературный герой

Мальчики считают, что храбрыми и смелыми могут быть только они.
Прочитав сказку Юрия Олеши "Три Толстяка", убеждаешься в обратном. Мне очень понравилась бесстрашная девочка – циркачка Суок. Ради своих товарищей она не побоялась под видом куклы проникнуть во дворец Толстяков. Даже угроза смертной казни не испугала ее. Суок – преданный, надежный друг. У нее доброе сердце.
Все эти качества я хотела бы воспитать в себе.

VI. Домашнее задание

Урок 7

Тема. "Александр Мелентьевич Волков. "Волшебник Изумрудного города". Повесть-сказка".

Цели. Способствовать более прочному усвоению содержания повести-сказки А.М. Волкова "Волшебник Изумрудного города"; учить выборочному чтению, правильному подбору фрагмента к иллюстрации, чтению по ролям, выборочному пересказу; формировать устойчивый интерес к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа об авторе

Учитель. Александр Мелентьевич Волков всю жизнь стремился к новым знаниям. Окончил два института и университет. Преподавал словесность, физику, математику, географию, историю, естествознание... Знал латынь, французский, немецкий, старославянский; понимал итальянский, испанский, болгарский, польский. Захотел выучить английский. Взял книгу американского писателя Фрэнка Баума "Мудрец из страны Оз", начал переводить ее на русский и... сочинил по ее мотивам сказку "Волшебник Изумрудного города". Многое в сказке
американского писателя изменил, написал новые главы.

III. Постановка темы урока

У. Итак, сегодня на уроке внеклассного чтения мы попутешествуем по страницам повести-сказки Александра Мелентьевича Волкова "Волшебник Изумрудного города".

IV. Работа по произведению

У. Урок мы, как обычно, начинаем с заполнения кроссворда-логогрифа.

3. Кто из героев сказки не мог жить без масла? (Дровосек)

– Почему Дровосек не мог жить без масла?

Дети. Дровосек был сделан из железа и мог заржаветь от воды. Поэтому он всегда носил с собой масленку.

1. Кто оказался Великим Обманщиком? (Гудвин)

У. В каком образе Гудвин явился перед Элли, Страшилой, Дровосеком и Львом?

Д. Когда Элли вошла в тронный зал, она увидела Живую Голову, Страшила – Морскую Деву, Железный Дровосек – страшного зверя, а Лев – Огненный Шар.

6. Штат, в котором жила Элли. (Канзас)

У. Канзас был пыльной и сухой степью, но какими словами Элли объяснила любовь к этому месту?

Д. Элли объяснила свою любовь очень просто, она сказала: "Дома всегда лучше!"

7. Профессия Гудвина в Канзасе. (Баллонист)

У. Чем занимался баллонист?

Д. Баллонист – человек, который поднимается на баллоне, то есть на воздушном шаре, наполненном легким газом.

5. Предмет, с которым не расставалась Бастинда. (Зонтик)

У. Почему Бастинда всегда ходила с зонтиком?

Д. Бастинде была предсказана смерть от воды.

9. Стихийное бедствие, в которое попали друзья. (Наводнение)

У. Кто пострадал больше всех во время наводнения?

Д. Больше всех пострадали Железный Дровосек и Страшила, но Элли, Лев и Тотошка спасли их.

8. Волшебница Желтой страны. (Виллина)

У. Какая волшебная вещь была у Виллины?

Д. У Виллины была волшебная книга, которая могла быть большой и тяжелой, когда ее читали, а потом становилась величиной с наперсток.

2. Что хотел попросить у Гудвина Лев? (Смелость)

У. А что хотели попросить у Гудвина друзья Льва?

Д. Страшила – мозги, Железный Дровосек – сердце, Элли – вернуться в Канзас.

4. Что получила Элли в подарок от Мигунов? (Браслет)

У. Что подарили Мигуны друзьям Элли?

Д. Железному Дровосеку Мигуны подарили золотую масленку, отделанную драгоценными камнями; Страшиле – трость с набалдашником из слоновой кости и серебряные бубенчики на шляпу; Льву и Тотошке – золотые ошейники.

У. Какое слово было спрятано?

Д. "Восстание".

У. Что обозначает слово "восстание"?

Д. Восстание – массовое выступление для борьбы с кем-нибудь.

У. Где слово "восстание" встретилось в повести-сказке "Волшебник Изумрудного города"? Против кого готовилось восстание?

Д. Элли призывала Мигунов восстать против злой Бастинды.

У. Что было необычного во внешнем виде Бастинды?

Д. Один глаз.

У. Чего не делала Бастинда пятьсот лет?

Д. Бастинда пятьсот лет не умывалась.

У. Как цифра сорок связана с Бастиндой?

Д. У нее было сорок свирепых волков и сорок хищных ворон с железными клювами.

У. Кого еще посылала Бастинда для уничтожения Элли и ее друзей?

Д. Бастинда посылала Мигунов, черных пчел и Летучих Обезьян.

У. Как вызывали Летучих Обезьян и почему они повиновались владельцу Золотой Шапки?

Д. Предводитель Летучих Обезьян рассказал, что однажды его племя обидело могущественную фею. В наказание фея сделала волшебную Шапку.

Учитель прикрепляет на доску иллюстрации к произведению.

– К какому фрагменту сделаны иллюстрации?

Д. Знакомство Страшилы с Элли.

– Лев в Тронном зале Гудвина с Огненным Шаром.

У. Найдите на втором рисунке ошибку.

Д. На рисунке синие очки на замочке, а очки должны быть зеленые.

У. Перескажите наиболее понравившиеся вам отрывки.

Выслушиваются два-три пересказа.

– Продолжаем работать по содержанию текста. Кто гордился своей бородой и почему?

Д. Солдат Дин Гиор. Борода у него была ниже колен. Он гордился своей бородой, и неудивительно: другой такой не было в стране Гудвина. Солдат смотрелся в зеркальце и расчесывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал.

У. Что носили все жители Изумрудного города? Почему?

Д. Очки с зелеными стеклами, чтобы все сверкало зеленым светом.

У. Выполнил Гудвин заветные желания героев или нет?

Д. Желания Льва, Дровосека и Страшилы были выполнены, а Элли – нет.

У. Действительно ли Гудвин выполнил желания героев?

Д. Нет.

У. Приведите примеры, которые доказывают, что Страшила был умным и без мозгов.

Д. Когда друзья думали, как перейти через большой овраг, Страшила сказал: "Вот на краю большое дерево. Пусть Дровосек подрубит его так, чтобы оно упало через пропасть, и у нас будет мост".
– Чтобы переправиться через реку, Страшила предложил сделать плот.
– Когда Лев уснул на маковом поле, Страшила предложил сделать прочную тележку и на ней вывезти тяжелого Льва.

У. Как же Элли попала домой?

Д. Элли вернулась домой с помощью серебряных башмачков.

V. Итог урока

У. Чему можно поучиться у героев повести-сказки "Волшебник Изумрудного города" Александра Волкова?

Д. Сказка учит тому, что самое дорогое на свете – это дружба и взаимная выручка.

У. Молодцы! Я вижу, что вы внимательно читали книгу.

VI. Домашнее задание

 Урок 8

Тема. "Александр Мелентьевич Волков. "Урфин Джюс и его деревянные солдаты". Повесть-сказка".

Цели. Продолжить знакомство с произведениями А.М. Волкова; подвести к выводу о том, что дружба и добро всегда побеждают зло; прививать любовь к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Знаком ли вам писатель Александр Мелентьевич Волков?

Дети. Да.

У. Какое произведение этого писателя вы читали?

Д. "Волшебник Изумрудного города".

У. Давайте вспомним главных героев повести-сказки "Волшебник Изумрудного города".

Д. Элли, Дровосек, Страшила...

У. После выхода книги "Волшебник Изумрудного города" Александр Волков получил много писем от ребят с просьбой рассказать о новых приключениях героев, об их дальнейшей судьбе. Не захотел расстаться со своими любимыми героями и сам писатель. Так появились новые книги – "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Семь подземных королей", "Огненный бог Марранов", "Желтый туман", "Тайна заброшенного замка".

III. Постановка темы урока

У. Сегодня мы попутешествуем по страницам повести "Урфин Джюс и его деревянные солдаты".

IV. Работа по произведению

У. Начнем, как всегда, с кроссворда.

7. Чего не предусмотрел Страшила, когда готовился защищать Изумрудный город? (Измены)

У. Поставьте слово в начальную форму.

Д. Измена.

У. Кто оказался изменником?

Д. Руф Билан подмешал в вино сонное зелье и напоил защитников города. Когда они уснули, предатель открыл ворота Изумрудного города.

11. Какое средство подсказал филин Урфину Джюсу, когда он думал об одежде для дуболомов? (Краска)

У. Почему Урфин Джюс назвал своих солдат дуболомами?

Д. Джюс, ругая своих деревянных учеников, говорил: "Ну и бестолочь! Что за дуболомы!.." И однажды на сердитый вопрос учителя: "Ну кто же ты после этого?" – ученик, хлопнув себя по деревянной груди деревянным кулаком, ответил: "Я дуболом!" Так и стали солдат называть дуболомами.

5. Волшебный предмет в пустыне, который притягивал к себе тех, кто не был жителем Волшебной страны. (Камень)

У. Кто расставил камни по пустыне и как это выяснилось?

Д. Из трещин на камне складывался причудливый узор, похожий на буквы. Элли догадалась отойти подальше и совершенно ясно прочитала: "ГИНГЕМА".

3. Во что превратил Урфин Джюс растения с необычной жизненной силой? (Порошок)

У. Почему порошок можно назвать чудесным?

Д. С помощью порошка можно было оживить любой предмет.

1. Птица, которую Урфин Джюс оживил при проверке свойств порошка. (Попугай)

У. Куда Урфин Джюс просыпал нечаянно порошок и что из этого получилось?

Д. Часть порошка Урфин Джюс просыпал на медвежью шкуру, лежавшую у порога вместо ковра, и уснул... Открыв глаза, Урфин Джюс оцепенел от ужаса: у кровати стоял медведь и держал в зубах рукав его кафтана... Это ожила медвежья шкура.

8. Что спасло от жажды и голода Элли, Тотошку и Чарли Блека? (Виноград)

У. Во что превращается виноград, если его высушить?

Д. В изюм.

10. Ругая себя, Чарли говорил: "Эх, я, старая копченая ... . (Селедка)

У. Когда и за что Чарли так ругал себя?

Д. Когда не справился с рулем из-за камня, который притягивал корабль к себе, как магнит железо.

2. Предмет, которым клялся Чарли, когда что-то обещал. (Компас)

У. Как Чарли похвалил Кагги-Карр за виноград?

Д. "Да, Кагги-Карр, ты настоящий друг... И клянусь компасом, если бы ты служила на моем корабле, я сделал бы тебя боцманом".

6. Ярый истребитель воробьев, галок и кроликов. (Джимми)

У. Кого спасла Элли от Джимми?

Д. Ворону Кагги-Карр, которая спешила к Элли с письмом от Дровосека и Страшилы.

4. Имя повара, который помог Урфину Джюсу обмануть народ и филина. (Балуоль)

У. В чем заключался обман?

Д. Повар поставил перед королем Урфином Джюсом блюдо с горкой копченых мышей с хвостиками винтом, с черными скользкими пиявками... При гробовом молчании присутствующих Урфин Джюс съел несколько копченых мышей, а потом поднес к губам пиявку, и она стала извиваться в его пальцах. Волшебная пища была искусной подделкой.

9. Страшиле жалко было расстаться с подарком Чарли Блека. Что это был за подарок? (Трость)

У. Почему Страшила думал о том, как поступить с подарком Чарли Блека?

Д. Мигуны подарили Страшиле великолепную трость с золотым набалдашником, и чтобы не расставаться с тростью из красного дерева – подарком Чарли Блека, он решил ходить, опираясь сразу на две трости. Но это было очень неудобно, Страшила спотыкался и даже падал. Элли посоветовала Страшиле ходить с тростями поочередно.

У. Какое слово было спрятано?

Д. "Парламентер".

У. Что обозначает слово "парламентер"?

Д. Парламентер – официальное лицо, посылаемое от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.

У. Кто был парламентером?

Д. Ворона Кагги-Карр.

Учитель читает фрагмент из главы "Ультиматум".

– Что такое ультиматум?

Д. Ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

У. Расскажите, что было дальше.

Выслушивается пересказ главы "Один против одиннадцати".

– Чему Дровосек учил Страшилу, когда они сидели в тюрьме?

Д. Учил считать.

У. Какое полотенце было у Чарли Блека? Как его назвала Элли? Почему?

Д. Всепревращальное: палатка, плот, парус, мост через глубокую щель в скале.

Учитель прикрепляет на доску иллюстрации к произведению.

У. Перескажите фрагменты, изображенные на иллюстрациях.

Выслушиваются два-три пересказа.

V. Итог урока

У. Почему армия Урфина Джюса потерпела поражение?

Д. Потому что победила дружба защитников Изумрудного города.

У. Это очень важное качество. Я бы хотела, чтобы вы все им обладали и были дружным классом.

VI. Домашнее задание